пїњ

–ј«¬»“»≈ –≈‘Ћ≈ —»¬Ќџ’ ”ћ≈Ќ»… Ѕ”ƒ”ў»’ ”„»“≈Ћ≈… »Ќќ—“–јЌЌќ√ќ я«џ ј ѕ–» ѕ–ќ≈ “»–ќ¬јЌ»» ÷»‘–ќ¬џ’ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ’ –≈—”–—ќ¬

”ƒ  4(07):378.937:001.8 ЅЅ  81.2-9:74.480.26:73
“ихонова јнастаси€ Ћеонидовна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра французского €зыка и методики обучени€ французскому €зыку „ел€бинский государственный педагогический университет
г.„ел€бинск Tikhonova Anastasia Leonidovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor
Department of the French language and French language teaching methodology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk tihonovaal@cspu.ru
–азвитие рефлексивных умений будущих учителей иностранного €зыка при проектировании цифровых образовательных ресурсов Development of Reflective Skills of Future Teachers of Foreign Languages in the
Instructional Design of Digital Resources
¬ статье рассматриваютс€ пути развити€ рефлексии будущих учителей иностранного €зыка в педагогическом проектировании цифровых образовательных ресурсов ино€зычного образовани€.
The article describes the implementation of reflection for future foreign language teachers in the instructional design of digital resources of foreign language education.
 лючевые слова: рефлекси€, рефлексивные умени€, проектирование, цифровые ресурсы, ино€зычное образование, будущий учитель иностранного €зыка.
Key words: reflection, reflective skills, instructional design, digital resources, language teaching, future foreign language teachers.
јнализ исследований, посв€щенных применению информационнокомпьютерных технологий в педагогическом образовании, показывает, что они рассматриваютс€ прежде всего как поддержка репродуктивной де€тельности будущего учител€: студенты овладевают способами применени€ готовых электронных ресурсов ( .Ё. Ѕезукладников, ¬.ѕ. Ѕеспалько, ћ.Ќ. ≈встигнеев, ≈.». ћашбиц, Ќ.ѕ. ћикула, ≈.—. ѕолат, ќ.¬. —алиш, ѕ.¬. —ысоев, —.¬. “итова,
¬.ј. “райнЄв и др.). —ложивша€с€ практика, на наш взгл€д, не оправдывает уже
128
предприн€тых усилий по информатизации образовани€ и не учитывает динамики овладени€ цифровыми технологи€ми большинством современных студентов.
¬месте с тем на данный момент накоплен богатый опыт продуктивной цифровой де€тельности преподавателей высшей школы дл€ обучени€ и профессиональной подготовки студентов (ћ.¬. ћеламуд, ё.ћ. Ќасонова, ≈.ё. ќвс€нников, ¬.ј. —тародубцев, ћ.ѕ. —ухлоев и др.), в том числе в высшем образовании в области иностранных €зыков (ћ.ј. јкопова,
Ќ.». јршинова, √.». Ѕитешева, ћ.—. √ришина, ќ.¬. »льина, ј. ј. ѕетухова,  .¬. —имон€н, —.¬. “итова, ј.ё. “рутнев, “.¬. „епрасова и др.).
ѕредставл€етс€ возможным утверждать, что следующим шагом на пути к совершенствованию процесса информатизации подготовки будущих учителей иностранного €зыка €вл€етс€ становление продуктивного применени€ компьютерных технологий. ќсуществление этого шага св€зано с реализацией идеи подготовки будущих учителей к проектированию содержани€ и инновационных средств обучени€ иностранным €зыкам. ¬ контексте информатизации образовани€ речь идет о проектировании цифровых образовательных ресурсов ино€зычного образовани€, которое понимаетс€ как рефлексивно-продуктивна€ де€тельность инновационного характера, результатом которой €вл€етс€ совершенствование образовательной системы по двум направлени€м: приращение цифровой образовательной среды и опыта в разработке и применении цифровых ресурсов ино€зычного образовани€. ѕодготовка будущих учителей к проектированию цифровых образовательных ресурсов понимаетс€ нами интегративное практико-ориентированное образование, направленное на актуализацию общекультурных, профессиональных и специальных (предметных) знаний, умений и навыков и приобретение опыта проектировани€ в рефлексивно-продуктивной квазипрофессиональной де€тельности по разработке и применению цифровых образовательных ресурсов.
–езультатом такой подготовки выступает проектно-ресурсна€ компетентность, которую мы понимаем как особый тип организации профессионально-информационных, предметно-дидактических и
общекультурных знаний, умений, навыков и способностей, интегрированных в рефлексивный и проектно-продуктивный опыт, который позвол€ет осуществл€ть проектирование цифровых образовательных ресурсов в определенной предметной области.
¬ исследовани€х, посв€щенных разработке цифровых образовательных ресурсов, нередко используетс€ термин Ђпедагогический дизайнї [6; 7]. —леду€ традиции перевода на английский €зык термина Ђпедагогическое проектированиеї как Instructional Design, эти пон€ти€ могут трактоватьс€ как эквивалентные. ќднако в рамках исследовани€ проблемы подготовки будущих учителей к разработке и использованию цифровых образовательных ресурсов мы полагаем более уместным термин Ђпроектирование цифровых образовательных ресурсовї, так как он подразумевает специальную направленность процесса подготовки будущих учителей на формирование у них проектировочных умений, развитие способности осмыслени€ и описани€ планируемых изменений педагогического процесса, сопоставлени€ с традиционной системой преподавани€.
ћы присоедин€емс€ к мнению исследователей, считающих, что проектирование цифровых образовательных ресурсов характеризуетс€ большей, нежели педагогический дизайн, рефлексивностью и прогностичностью [1; 2; 5]. ¬.—. √ончаров определ€ет педагогическое проектирование как особый вид абстрактной умственной де€тельности, опосредствующий конкретную коммуникативную педагогическую де€тельность [2, 13]. ѕриведенное определение, на наш взгл€д, точно описывает внутренний, интеллектуальный механизм проектировани€; проектировочными €вл€ютс€ те компоненты де€тельности учител€, которые задолго до его актуального участи€ в образовательной ситуации определ€ют ее образ, динамику и логику взаимосв€зи и развертывани€ всех дидактически значимых элементов.
»сследователи неоднократно указывали на взаимосв€зь пон€тий Ђпроектированиеї и Ђрефлекси€ї; так, по мнению Ќ. јлексеева, Ђи то и другое относитс€ к мыслительной де€тельности, одно к ее началу, второе к концу; проектирование св€зано с реализацией замысла, рефлекси€ - с осознанием уже проделанногої [1]. јнализ исследований и собственный опыт проектировани€ электронной поддержки преподаваемых курсов позвол€ют утверждать, что рефлекси€ системно осуществл€етс€ на всех этапах проектировани€ цифровых образовательных ресурсов обучени€ иностранным €зыкам, выступа€ одним из важнейших средств систематизации общекультурного, профессионального и предметно-специального (€зыкового) опыта проектировщика. –азвива€ идеи ≈.—. Ќадточевой [4], мы обращаем внимание на возможность формировани€ при проектировании цифровых ресурсов у студентов - будущих учителей умений осуществл€ть рефлексию до действи€ (упреждающа€ рефлекси€): прогнозировать возможное развитие педагогической ситуации на уроке, в действии (синхронна€); после действи€ (ретроспективна€) и умений определить уровень развити€ собственных профессионально-методических умений и поставить задачу дальнейшего профессионального саморазвити€ (перспективна€ рефлекси€). –ефлекси€ посто€нно обеспечивает обратную св€зь и концептуализацию предсто€щей де€тельности.
ћы полагаем, что учет рефлексивного характера проектировани€ в контексте нашего исследовани€ способствует решению вопроса о результативности проектировани€ цифровых образовательных ресурсов: проектирование цифровых образовательных ресурсов способствует усвоению обучаемым теоретических знаний и их применению при создании условий, планировании и реализации образовательной де€тельности; промежуточный результат де€тельности объективируетс€ в цифровом ресурсе; конечным результатом проектировани€ цифрового образовательного ресурса €вл€етс€ уточнение индивидуальной траектории профессиональной самореализации как следствие Ђвращивани€ї нового
продукта в образовательную практику, фиксации и трансл€ции приобретенного опыта, самооценки и внешней оценки эффективности нового продукта по сравнению с традиционным, коррекции цифрового ресурса и определени€ перспектив дальнейшей де€тельности.
“аким образом, доминантой проектировани€ €вл€етс€ формирование новых составл€ющих опыта проектировщика; фактически каждое компетентностное приращение (овладение новой тематической лексикой, приобретение новых знаний в области общекультурных дисциплин, освоение приемов обучени€ аудированию и т.д.) может инициировать проектирование цифровых образовательных ресурсов. ¬ процессуальном плане проектирование цифровых образовательных ресурсов -де€тельность по реализации р€да конкретных проектов. ѕроект цифрового образовательного ресурса предполагает построение модели будущего цифрового ресурса дл€ определени€ его эффективности. ѕри этом на основе рефлексии о целесообразности его разработки и инновационных характеристиках нового информационного ресурса выстраиваетс€ определенна€ гипотеза о возможности разработки цифрового образовательного ресурса, происходит прогнозирование его содержани€ и планируемых приемов работы с ним. ќднако и моделирование, и прогнозирование эффективности цифрового ресурса - лишь абстрактные построени€, если отсутствует анализ педагогической ситуации (заметим, что прогнозирование основываетс€ на изучении существующего состо€ни€ среды, а первым этапом моделировани€ €вл€етс€ сбор информации об объекте-оригинале). ѕоэтому схема построени€ конкретного проекта цифрового образовательного ресурса открываетс€ именно анализом педагогической ситуации, рефлексии по поводу подлежащих формированию компетенций обучаемого, необходимости разработки целостного педагогического действи€ дл€ достижени€ поставленной цели. ќднако анализ педагогической ситуации необходим на всем прот€жении создани€ (и в дальнейшем - использовани€) цифрового ресурса: он реализует рефлексию на всех этапах проектировани€, уточн€€ приемлемость, адекватность и эргономичность средств его создани€, услови€ его применени€ и в конечном итоге
определ€€ оценку ресурса и успешности его применени€ дл€ реализации определенной задачи обучени€.
ѕродуктом рефлексии при анализе педагогической ситуации €вл€етс€ замысел проекта, €вл€ющийс€ отправной точкой построени€ гипотез о форме будущего ресурса и по€влени€ его модели, формировани€ его образа и сценари€. ¬оплощение (конструирование) ресурса свидетельствует о получении промежуточного результата проектировани€ и начале верификации первоначальной гипотезы, а также об уточнении гипотез относительно оптимальных вариантов применени€ ресурса. ѕрименение ресурса инициирует рефлексию проектировщика и обучаемых в отношении эффективности применени€ и выводы, свидетельствующие о приращении опыта в области разработки и применени€ цифровых образовательных ресурсов.
Ёффективное осуществление рефлексии на всех этапах проектировани€ предполагает обеспечение процесса подготовки студентов методами рефлексии де€тельности и самооценки; среди примен€емых нами назовем метод сравнени€ и портфолио, позвол€ющие проследить индивидуальный прогресс обучаемого в течение длительного периода времени и развивать культуру мышлени€, логику, формировать опыт самоконтрол€ и планировани€ соответствующих корректирующих действий [3; 5]; поскольку апробаци€ продукта де€тельности - цифрового образовательного ресурса - осуществл€етс€ всегда в группе, существенный вклад в оценивание вносит рефлекси€ сторонней оценки, выносимой не только преподавателем, но и одногруппниками, а также обучаемыми из других академических групп в случае применени€ проектируемых цифровых ресурсов на их зан€ти€х. –ефлекси€ сторонней оценки призвана нейтрализовать демотивирующий аспект оценки и побуждать студента адекватно относитьс€ к ней: оцениваетс€ не сам студент, а продукт его де€тельности.  ак правило, оценка объективируетс€ в экспертных картах (картах качества).
 ритерий развитости и актуализации умений рефлексии у студентов (или рефлексивный критерий) €вл€етс€, по нашему мнению, одним из важнейших при
оценивании эффективности проектировани€ цифровых образовательных ресурсов ино€зычного образовани€.   показател€м рефлексивного критери€ относ€тс€: умени€ оценивать практический образовательный потенциал цифрового образовательного ресурса; умени€ определ€ть трудности учебного материала и возможности цифровых образовательных ресурсов в их устранении; критическое мышление в услови€х работы с большими объемами информации; рефлекси€ собственной де€тельности и ее результатов и де€тельности и результатов других в проектировании цифровых образовательных ресурсов; осознание смысла проектировани€ цифровых образовательных ресурсов как способа формировани€ содержани€ ино€зычного образовани€ и создани€ его электронной поддержки. —пециально оцениваютс€ показатели качества публичного выступлени€ с применением цифровых ресурсов (быстрота обращени€ к цифровой иллюстрации излагаемой информации и навигации в ресурсе), умени€ аргументировать целесообразность разработки и применени€ цифровых ресурсов при защите проекта.
ƒанный критерий позвол€ет оценивать компетентность будущего учител€ иностранного €зыка в области проектировани€ цифровых образовательных ресурсов минимально на трех уровн€х: низком, среднем и высоком, отличающихс€ движением от одного уровн€ к другому.  раткое описание вы€вленных уровней развити€ указанной компетенции по рефлексивному критерию с учетом таксономии достижений Ѕ. Ѕлума представлено в таблице 1.
“аблица 1
”ровни развити€ компетентности будущих учителей иностранного €зыка в области проектировани€ цифровых образовательных ресурсов
по рефлексивному критерию
”ровень компе- тентности “аксоно- мические уровни ќписание рефлексивного критери€
Ќизкий Ќизкий знание понима- ние ќтсутствуют знани€ о требовани€х к цифровым образовательным ресурсам и процедурам проектировани€
использо- вание »гнорирование рекомендуемых процедур оценивани€, неумение интерпретировать требовани€ к конкретному ресурсу и / или его презентации
анализ ‘иксаци€ действий при проектировании и оценивании пре-
”ровень компе- тентности “аксоно- мические уровни ќписание рефлексивного критери€
синтез зентаций дл€ их анализа затруднена, вследствие чего анализ и затем синтез не осуществл€ютс€
оценка Ќеобоснованна либо обоснована слабо. јргументы неубедительны
—редний знание понима- ние јктивное участие в оценке цифровых ресурсов, достаточное представление о требовани€х к цифровым образовательным ресурсам и о специфике их применени€.
использо- вание ѕроизвольна€ интерпретаци€ студентом требований к цифровым ресурсам, слаба€ дифференциаци€ принципиальных и нейтральных параметров оценивани€
анализ ƒостаточно точно фиксируютс€ элементы действий дл€ анализа, но не все; собственно анализ не всегда согласован с требовани€ми
синтез –ефлекси€ осуществл€етс€ в форме внутреннего монолога, аргументаци€ оценивани€ недостаточно убедительна€.
оценка —тудент руководствуетс€ собственными, зачастую необоснованными, критери€ми оценки и не всегда учитывает замечани€ преподавател€ и коллег
¬ысокий знание —формированность критериев оценивани€ образовательного потенциала цифрового образовательного ресурса
понима- ние “очна€ интерпретаци€ каждого из критериев оценки, понимание его Ђвесаї в общем оценивании
использо- вание ѕосто€нна€ рефлекси€ собственной де€тельности и поведени€
анализ —тудент четко фиксирует анализируемые элементы де€тельности, анализ систематизирован.
синтез јргументаци€ при защите цифрового проекта убедительна
оценка —тудент оценивает, формулирует и аргументирует оценку цифровой продукции и выступлений с применением цифровых образовательных ресурсов, способен высказать конструктивную критику ресурса и выступлени€, имеющую целью его оптимизацию, и участвует в его корректировке.
ѕрактический опыт системного приобщени€ студентов - будущих учителей иностранного €зыка к проектированию цифровых образовательных ресурсов показывает стабильное возрастание числа студентов, наход€щихс€ на высоком уровне компетентности в области проектировани€ именно по рефлексивному критерию (в среднем на 37,5% по сравнению с контрольными группами, в которых несистемно предлагаютс€ задани€ на проектирование цифровых ресурсов ино€зычного образовани€). ƒинамика роста иллюстрируетс€ сопоставлением диаграмм (рис. 1.1 и 1.2).
50-
40-
30-
20-
0 √ ќѕ√-1 ќѕ√-2 ќѕ√-3
["”ровень начальный ”ровень средний ”ровень высокий |
–ис. 1.1. ќценка уровней компетентности будущих учителей иностранного €зыка в области проектировани€ цифровых образовательных ресурсов (рефлексивный критерий, нулевой срез).
9080706050403020100- , , ,
 √ ќѕ√-1 ќѕ√-2 ќѕ√-3
[”ровень низкий ”ровень средний ”ровень высокий I
–ис. 1.2. ќценка уровней компетентности будущих учителей иностранного €зыка в области проектировани€ цифровых образовательных ресурсов (рефлексивный критерий,
констатирующий срез).
Ѕиблиографический список
1. јлексеев, Ќ. ѕроектирование и рефлексивное мышление [Ёлектронный ресурс] / Ќ. јлексеев // –азвитие личности. - 2002. - є 2. - —. 85-102. URL: http://rl-online.ru/articles/2-02/111.html (дата обращени€: 20.08.13).
2. √ончаров, ¬.—. ѕсихолого-педагогическое проектирование когнитивного развити€ школьников [“екст]: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / ¬.—. √ончаров. - ћ., 2006. - 28 с.
3. ≈фремова, Ќ.‘. ѕодходы к оцениванию компетенций в образовании: учеб. пособие [“екст] / Ќ.‘. ≈фремова. - –остов-н/ƒ: јркол, 2009. - 228 с.
4. Ќадточева, ≈.—. –азвитие профессионально-методической компетенции будущего учител€ иностранного €зыка в рамках рефлексивного подхода [“екст] / ≈. —. Ќадточева // »звести€ ”ральского государственного университета. - 2010. - є 3(78). - —. 103-109.
5. Ќикитина, ≈.ё. ѕедагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов при обучении будущего учител€ иностранного €зыка: теоретико-методологическое сопровождение [“екст]: моногр. / ≈.ё. Ќикитина, ј.Ћ. “ихонова. - ћ.: √уманитар. изд. центр ¬Ћјƒќ—, 2009. - 241 с.
6. ѕодковырова, ¬.Ќ. ќсновы педагогического дизайна [Ёлектронный ресурс]/ ¬.Ќ. ѕодковырова // ≈дина€ коллекци€ цифровых ресурсов. ия№: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd9ae8e0-6880-4ee5-9e6f-f46b7629d00b/podkovirova-design.pdi (дата обращени€: 12.03.09).
7. ”варов, ј.ё. ѕедагогический дизайн [“екст]/ ј.ё. ”варов // »нформатика: прил. к газ. Ђѕервое сент.ї. - Ѕ.м. - 2003. - 8-15 авг. (є 30). - —. 2-31.
Bibliography
1. Alekseev, N. Design and Reflective Thinking [Electronic Resource] / N. Alekseev // Development of Personality. - 2002. - є 2. - P. 85-102. URL: http://rl-online.ru/articles/2-02/111.html (consulted: 20.08.13).
2. Goncharov, V.S. Psycho-pedagogical Design of the Cognitive Development of Pupils [Text]: Synopsis of Thesis, Doctor of Psychology / V.S. Goncharov. - M., 2006. - 28 p.
3. Yefremova, N.F. Approaches to the Evaluation of Competencies in Education: Tutorial [Text] / N.F. Yefremova. - Rostov-on-Don: Arkol, 2009. -228 p.
4. Nadtocheva, E.S. The Development of Professional and Methodological Competence of Future Teachers of a Foreign Language as Part of a Reflexive Approach [Text] / E. S. Nadtocheva // Proceedings of the Ural State University. -2010. - є 3(78). - P. 103-109.
5. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Design of Digital Resources for Training of Foreign Languages Teachers-to-be: Theoretical and Methodological Maintenance [Text]: Monograph / E.Yu. Nikitina, A.L. Tikhonova. - M.: Human. Edit. Center VLADOS, 2009. - 241 p.
6. Podkovyrova, V.N. Fundamentals of Instructional Design [Electronic Re-
source]/ V.N. Podkovyrova // The Single School Collection of Digital Resources. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cd9ae8e0-6880-4ee5-9e6f-
f46b7629d00Wpodkovirova-design.pdf (consulted: 12.03.09).
7. Uvarov, A.Yu.. Instructional Design [Text]/ A.Yu. Uvarov // Informatics: Suppl. to the newsp. ЂThe First of Septemberї. - 2003. -є 30. - P. 2-31.

пїњ