пїњ

–ј«¬»“»≈ ѕ–ќ ”–ј“”–џ ¬ —»—“≈ћ≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ—“»  ј«ј’—“јЌј

»звести€ высших учебных заведений. ѕоволжский регион
”ƒ  342.5
ј. Ѕ. јхметова
–ј«¬»“»≈ ѕ–ќ ”–ј“”–џ ¬ —»—“≈ћ≈ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ—“»  ј«ј’—“јЌј
јннотаци€.
јктуальность и цели. јктуальность исследовани€ определ€етс€ его научно-теоретической и практической значимостью. ¬ научно-теоретическом плане тема актуальна в плане изучени€ зарубежного опыта развити€ института прокуратуры, особенно стран, вошедших в —одружество Ќезависимых √осударств. ¬ практическом плане актуальность темы определ€етс€ необходимостью совершенствовани€ законодательства в части, касающейс€ повышени€ роли прокуратуры в обеспечении законности и правопор€дка.  роме того, институт прокуратуры –еспублики  азахстан €вл€етс€ недостаточно исследованным в российской юридической науке.
ћатериалы и методы. –еализаци€ исследовательских задач была достигнута на основе изучени€ и анализа  онституции и законодательства –еспублики  азахстан о прокуратуре в период после 1991 г. и до насто€щего времени. ¬ процессе изучени€ проблемы автором использовались следующие методы научного исследовани€: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, анализа и синтеза.
–езультаты. ¬ ходе изучени€ проблемы автором были вы€влены три этапа в развитии конституционно-правовых основ прокуратуры в –еспублике  азахстан: 1991-1995 гг.; 1995-2002 гг.; после 2002 г. ¬ статье дана характеристика каждого из этапов, вы€влены их особенности, прослежены тенденции развити€ законодательства о прокуратуре.
¬ыводы. ¬ процессе исследовани€ установлено, что прокуратура –еспублики  азахстан вследствие изменений в законодательстве оказалась максимально адаптированной к установившейс€ форме государства в –еспублике  азахстан. ќна вобрала в себ€ положительные стороны организации и де€тельности прокуратур в других государствах, прежде всего тех стран, которые вошли в состав —одружества Ќезависимых √осударств. ќсобенностью прокуратуры в –еспублике  азахстан стало то, что она стала важным элементом всей системы сдержек и противовесов между ветв€ми государственной власти, эффективным инструментом в руках ѕрезидента –еспублики  азахстан в осуществлении им своих функций в качестве гаранта  онституции республики, прав и свобод человека и гражданина. ¬се изменени€ в законодательстве о прокуратуре, произошедшие на трех этапах ее развити€, шли в направлении повышени€ ее роли в обеспечении законности и правопор€дка на всей территории –еспублики  азахстан.
 лючевые слова: прокуратура, законность, правопор€док, функции прокуратуры, принципы организации прокуратуры.
A. B. Akhmetova
PROSECUTOR'S OFFICE DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF STATEHOOD OF KAZAKHSTAN
Abstract.
Background. Topicality of the research is defined by its scientific-theoretical and practical importance. In the scientific-theoretical plan the subject is topical in re-
56
University proceedings. Volga region
є 2 (30), 2014
ќбщественные науки. ѕолитика и право
spect of studying of the foreign experience in development of the institution of the prosecutor's office, especially in countries which have entered the Commonwealth of the Independent States. At the practical level the topicality of the subject is defined by the need to improve the legislation concerning the increase of a role of the prosecutor's office in law-enforcement and law and order. Besides, the institution of the prosecutor's office of the Republic of Kazakhstan is insufficiently investigated in the Russian jurisprudence.
Materials and methods. Realization of the research tasks was reached on the basis of the study and analysis of the Constitution and the legislation of the Republic of Kazakhstan on the prosecutor's office during the period after 1991 and till the present date.
In the course of the problem study by the author the following methods of scientific research were used: historical and legal, comparative and legal, legallistic, logical, analysis and synthesis.
Results. During the problem study by the author three stages in development of the constitutional and legal bases of the prosecutor's office in the Republic of Kazakhstan were revealed: 1991-1995; 1995-2002; after 2002. In the article the characteristic of each stag is given, their features are revealed, tendencies of development of the legislation on the prosecutor's office are tracked.
Conclusions. In the course of the research it is established that the prosecutor's office of the Republic of Kazakhstan owing to changes in the legislation appeared to be the most adapted for the established form of the state in the Republic of Kazakhstan. It incorporated positive sides of organization and activity of the prosecutor's offices in other states, first of all in those countries which were a part of the Commonwealth of the Independent States. The peculiarity of the prosecutor's office in the Republic of Kazakhstan was that it became an important element of all checks and balances between government branches, an effective tool in hands of the President of the Republic of Kazakhstan in implementation of his functions as the guarantor of the Republican Constitution, the human and citizen rights and freedoms. All changes in the legislation on the prosecutor's office, its development that took place at three stages, went in the direction of growth of its role in law-enforcement and law and order over the whole territory of the Republic of Kazakhstan.
Key words: prosecutor's office, legality, law and order, prosecutor's office functions, principles of organization of prosecutor's office.
ѕосле провозглашени€ независимости –еспублики  азахстан развитие института прокуратуры шло по своему самосто€тельному пути с учетом особенностей формировани€ новой казахской государственности. ¬ юридической науке  азахстана этот период развити€ прокуратуры называют новой страницей ее истории [1, с. 102]. » это не случайно, поскольку институт прокуратуры в государствах мира максимально адаптирован к форме государства, особенно к таким его выражени€м, как форма правлени€ и форма государственного устройства. Ќо при всем этом прокуратура должна быть нейтральной к различным политическим силам и парти€м. ќна должна служить только закону, и вс€ де€тельность ее основываетс€ только на законе.
Ќовизна задач, решаемых новой казахской государственностью, текущее состо€ние законности и правопор€дка ставили перед прокуратурой новые задачи во всех сферах ее де€тельности. –еспубликанска€ прокуратура должна была в полной мере выполн€ть возложенную на нее функцию обеспечени€ законности, тем более что ни один из существующих государ-
Social sciences. Politics and law
57
»звести€ высших учебных заведений. ѕоволжский регион
ственных органов не обладает такими полномочи€ми в данной сфере, как прокуратура.
ѕосле провозглашени€ независимости –еспублики  азахстан было проведено реформирование института прокуратуры на основе принципов нового государственного устройства республики, установившегос€ политического режима и развити€ международно-правового сотрудничества. ¬ республике на основе принципов новой государственности была создана фактически заново нова€ система органов прокуратуры. ¬ единую систему прокуратуры в момент распада ———– была включена военна€ прокуратура.  роме того, ¬ерховный —овет  азахской ——– 6 декабр€ 1991 г. образовал единую систему органов прокуратуры и предприн€л меры по обеспечению их самосто€тельности и независимости. ¬се органы прокуратуры были подчинены √енеральному прокурору –еспублики  азахстан [2]. ѕостановление требовало от √енерального прокурора –еспублики  азахстан прин€ть в свое ведение все органы прокуратуры, наход€щейс€ на территории республики, их имущество и кадровый состав. — этого времени фактически началась самосто€тельна€ истори€ казахстанской прокуратуры, котора€ в своем развитии прошла несколько основных этапов.
ѕервый этап продолжалс€ с декабр€ 1991 г. до августа 1995 г. - года прин€ти€ новой  онституции –еспублики  азахстан. ¬ этот период был прин€т закон –еспублики  азахстан от 17 €нвар€ 1992 г. Ђќ прокуратуре –еспублики  азахстанї [3]. ¬ соответствии с ним прокуратура определ€лась как орган высшего надзора за исполнением законов, подотчетный ¬ерховному —овету  азахстана.
28 €нвар€ 1993 г. была прин€та перва€  онституци€ –еспублики  азахстан как суверенного государства [4]. ¬ ней прокуратуре была посв€щена отдельна€ семнадцата€ глава, состо€ща€ из трех статей. ¬ них закрепл€лись положени€ о том, что прокуратурой осуществл€етс€ надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории –еспублики  азахстан, что в пределах своей компетенции органы прокуратуры осуществл€ют уголовное преследование, участвуют в судебном процессе. —вои полномочи€ органы прокуратуры осуществл€ют независимо от государственных органов и их должностных лиц. ¬ своей де€тельности они подчин€ютс€ только закону.
”казанные конституционные положени€ определили задачи прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укреплени€ законности и правопор€дка в республике. ќни должны были способствовать обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенных прав –еспублики  азахстан на международной арене, повышению правового сознани€ населени€ республики и должностных лиц органов публичной власти, руководителей предпри€тий, учреждений и организаций.
¬ первые годы после получени€  азахстаном независимости изменени€ претерпели и специализированные органы прокуратуры, особенно транспортна€ прокуратура, что объ€сн€етс€ реструктуризацией железных дорог, водного и воздушного транспорта, которые были объединены в единую национальную транспортную систему. ¬ этой св€зи в 1992 г. јлма-јтинска€, «ападно- азахстанска€ и ÷елинна€ транспортные прокуратуры были упразднены. Ќа их месте была образована едина€  азахстанска€ транспортна€ прокуратура, котора€ осуществл€ла ведомственный контроль за работой районных транспортных прокуратур.
58
University proceedings. Volga region
є 2 (30), 2014
ќбщественные науки. ѕолитика и право
¬се перечисленные меропри€ти€ и прин€тые законодательные акты сыграли свою положительную роль в становлении института прокуратуры в независимом  азахстане. ќднако быстро и динамично развивающиес€ процессы в молодом государстве потребовали новых подходов к формированию всей правовой системы страны. ¬ этой св€зи постановлением ѕрезидента –еспублики  азахстан от 12 феврал€ 1994 г. была утверждена √осударственна€ программа правовой реформы в –еспублике  азахстан [5]. ¬ указанном постановлении были установлены основные принципы, касающиес€ реформировани€ республиканской прокуратуры, которые в последующем нашли свое отражение в новой  онституции –еспублики  азахстан и новом законе о прокуратуре –еспублики  азахстан.
¬торой этап развити€ прокуратуры –еспублики  азахстан длилс€ с 1995 по 2002 г. ќн характеризовалс€ дальнейшим реформированием органов прокуратуры на основе новой  онституции –еспублики  азахстан 1995 г. и указа ѕрезидента –еспублики  азахстан от 21 декабр€ 1995 г. Ђќ прокуратуре –еспублики  азахстанї, который в то врем€ имел силу закона.
—тать€ 83  онституции республики провозгласила прокуратуру независимой единой централизованной системой. ќна от имени государства призвана осуществл€ть высший надзор за точным и единообразным применением законов республики, указов ѕрезидента –еспублики  азахстан и иных нормативных правовых актов, за законностью оперативно-разыскной де€тельности, дознани€ и следстви€, административного и исполнительного производства, принимать меры по вы€влению и устранению нарушений законности, представл€ть интересы государства в суде, осуществл€ть уголовное преследование. «десь же впервые прокуратуре было предоставлено право опротестовывать законы и иные нормативные правовые акты, которые противоречат  онституции и законам –еспублики  азахстан. Ёто означает, что из ведени€ прокуратуры ушла функци€ предварительного следстви€. ќна была передана другим правоохранительным органам. ѕрокуратура после прин€ти€ новой  онституции –еспублики  азахстан стала подотчетна только лишь ѕрезиденту –еспублики  азахстан. ¬се эти конституционные положени€ дистанцировали прокуратуру от органов законодательной, исполнительной и судебной власти и создали необходимые гарантии ее де€тельности по обеспечению законности и правопор€дка в стране.
”ход прокуратуры от проведени€ следстви€ имел и свои негативные последстви€, св€занные с тем, что именно прокуратурой в предыдущие годы был накоплен значительный опыт ведени€ сложных уголовных дел. ƒл€ преодолени€ этих последствий в 2001 г. √енеральной прокуратурой –еспублики  азахстан было создано управление специальных прокуроров, в об€занность которых вошло осуществление руководства специальными следственными группами по расследованию сложных уголовных дел. Ётому способствовали изменени€ в уголовно-процессуальном законодательстве, согласно которым √енеральному прокурору в исключительных случа€х было предоставлено право создавать следственные группы и назначать прокуроров их руководител€ми. Ёти исключительные случаи определ€лись неполнотой и необъективностью расследовани€, сложностью и значимостью уголовных дел. “акие изменени€ в законодательстве способствовали усилению борьбы с преступностью, особенно организованной, и коррупцией в органах государственной власти.
Social sciences. Politics and law
59
»звести€ высших учебных заведений. ѕоволжский регион
¬ указанные периоды прокуратурой республики была проделана больша€ работа по реабилитации жертв политических репрессий. — 1993 по 2000 г. на основе закона –еспублики  азахстан Ђќ реабилитации жертв политических репрессийї прокуратурой было изучено 20 тыс. архивных уголовных дел, по которым было реабилитировано 25 тыс. граждан [1, с. 105].
“акие направлени€ реформировани€ прокуратуры заметно усилили ее роль в укреплении законности и правопор€дка в –еспублике  азахстан.
“ретий этап развити€ прокуратуры –еспублики  азахстан началс€ в 2002 г. и длитс€ до насто€щего времени. Ќачалс€ он прин€тием закона –еспублики  азахстан от 9 августа 2002 г. Ђќ внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты –еспублики  азахстан по вопросам прокурорского надзораї [6]. ”казанный закон был разработан во исполнение указа ѕрезидента –еспублики  азахстан от 22 €нвар€ 2001 г. Ђќ мерах по совершенствованию правоохранительной де€тельности в –еспублике  азахстанї [7].
”каз ѕрезидента –еспублики  азахстан в своей основе имел необходимость повышени€ уровн€ законности и защиты прав граждан. ƒл€ реализации этой цели было признано необходимым укрепить прокуратуру как высший надзорный орган, обеспечить об€зательность исполнени€ актов прокурорского реагировани€, определить механизм их принудительного исполнени€, установить более строгую ответственность должностных лиц и граждан за неисполнение законных требований прокурора. »менно по этим направлени€м и произошло изменение законодательства о прокурорском надзоре, которое носило концептуальный характер и дало основание выделить третий период в развитии прокуратуры в –еспублике  азахстан.
“енденцией развити€ законодательства о прокуратуре в это врем€ стало превращение прокуратуры в правовое средство ѕрезидента –еспублики  азахстан по обеспечению функций гаранта  онституции –еспублики  азахстан, прав и свобод человека и гражданина. »менно это место в системе разделени€ властей стала занимать прокуратура республики. » даже не столько в системе разделени€ властей, сколько в механизме сдержек и противовесов между ветв€ми власти.
ѕрокуратура в системе обеспечени€ законности и правопор€дка стала занимать особое место среди всех правоохранительных органов. —ами правоохранительные органы объективно заинтересованы в использовании потенциала прокуратуры дл€ своей де€тельности по обеспечению и охране законности и правопор€дка.
 ак уникальный орган по обеспечению законности, прокуратура взаимодействует не только с ветв€ми власти, другими правоохранительными органами, судебной системой, но и органами местного самоуправлени€, развивающимис€ институтами гражданского общества. Ётому способствовал измен€ющийс€ правовой статус прокуратуры, состо€ние политической ситуации в стране, котора€ отличалась своей стабильностью. ѕрокуратура занимала все более прочные позиции в государственном развитии –еспублики  азахстан. ≈е место в системе казахской государственности определ€лось многовекторной и целенаправленной де€тельностью прокуратуры по всем ее направлени€м. Ёта многовекторна€ де€тельность прокуратуры, ее надзорные функции позвол€ли ей вли€ть на все основные процессы в стране. ќна стала
60
University proceedings. Volga region
є 2 (30), 2014
ќбщественные науки. ѕолитика и право
адекватным правовым институтом современной казахстанской государственности и вполне соответствовала эволюционному развитию –еспублики  азахстан и тем преобразовани€м в экономической, политической, культурной сферах, которые осуществл€лись в последние годы. Ётот институт в его конституционно-правовом значении, как вполне правомерного отмечали ј.  .  отов и ј. ј.  отов, имеет смысл более емкий и глубокий, чем сумма отраслевых прерогатив прокурорского надзора. ќн, по сути, определ€ет не только возможности государства проводить единую правовую политику, но и саму целостность государства, а также обеспечение равенства и защищенности прав человека и гражданина [8, с. 5].
Ќа современном этапе развити€ прокуратуры вносились изменени€ в  онституцию –еспублики  азахстан, касающиес€ этого правового института. ѕравда, эти изменени€ не привели к по€влению в  онституции республики самосто€тельной главы, посв€щенной прокуратуре, о чем неоднократно писали исследователи, но они, тем не менее, имели принципиальное значение. «аконом –еспублики  азахстан от 21 ма€ 2007 г. из  онституции республики была исключена ст. 84, котора€ ограничивала прокуратуру в части ведени€ предварительного расследовани€ преступлений [9].
”казанным законом была ликвидирована внутренн€€ противоречивость республиканской  онституции. ¬едь п. 1 ст. 83  онституции –еспублики  азахстан на прокуратуру возлагалось осуществление уголовного преследовани€, которое весьма затруднено без проведени€ прокуратурой предварительного расследовани€.
ќ необходимости восстановлени€ в системе функций прокуратуры предварительного следстви€ указывалось в юридической науке  азахстана. ѕри этом подчеркивалась необходимость взвешенных решений на этот счет. Ёто должны быть преимущественно уголовные дела о преступлени€х, совершенных должностными лицами правоохранительных органов и судь€ми по службе, что будет соответствовать основному предназначению прокуратуры по обеспечению ею законности и правопор€дка [1, с. 114]. Ёту точку зрени€ следует разделить.
ѕункт 1 ст. 83  онституции –еспублики  азахстан закрепил, что одной из основных функций прокуратуры €вл€етс€ опротестование законов и других правовых актов, противоречащих  онституции республики. ”казанна€ функци€ может иметь отношение и к указам ѕрезидента –еспублики  азахстан, которому подчинена республиканска€ прокуратура. ƒл€ ее выполнени€  онституци€ –еспублики  азахстан предусмотрела важный защитный механизм. —уть его состоит в том, что лишение неприкосновенности √енерального прокурора в соответствии с п. 3 ст. 55  онституции –еспублики  азахстан €вл€етс€ исключительной прерогативой —ената ѕарламента.
¬месте с тем защитный механизм в отношении √енерального прокурора в  онституции –еспублики  азахстан логически до конца не выдержан. ѕункт 2 ст. 55  онституции закрепил право ѕрезидента –еспублики  азахстан самосто€тельно освобождать √енерального прокурора от должности. —читаем, что в цел€х усилени€ защитных механизмов в отношении √енерального прокурора необходимо на конституционном уровне установить норму, согласно которой освобождение его от должности √енерального прокурора должно происходить на основе согласи€ —ената ѕарламента.
Social sciences. Politics and law
61
»звести€ высших учебных заведений. ѕоволжский регион
ќсобенностью прокуратуры –еспублики  азахстан на современном этапе стало то, что она, осуществл€€ прокурорский надзор, тем самым осуществл€ет конституционный надзор и фактически стала органом конституционного надзора. ќна осуществл€ет надзор за соблюдение  онституции –еспублики  азахстан еще в процессе законотворчества.  роме того, ст. 83  онституции республики возложила на нее об€занность опротестовывать законы и другие правовые акты, противоречащие  онституции и законам –еспублики  азахстан.
“аким образом, прокуратура –еспублики  азахстан на современном этапе развити€ казахстанской государственности вследствие изменений в законодательстве оказалась максимально адаптированной к установившейс€ форме государства в –еспублике  азахстан. ќна вобрала в себ€ положительные стороны организации и де€тельности прокуратур в других государствах, прежде всего тех стран, которые вошли в состав —одружества Ќезависимых √осударств. ќсобенностью прокуратуры в –еспублике  азахстан стало то, что она стала важным элементом всей системы сдержек и противовесов между ветв€ми государственной власти, эффективным инструментом в руках ѕрезидента –еспублики  азахстан в осуществлении им своих функций в качестве гаранта  онституции республики, прав и свобод человека и гражданина. ¬се изменени€ в законодательстве о прокуратуре, произошедшие на трех этапах ее развити€, шли в направлении повышени€ ее роли в обеспечении законности и правопор€дка на всей территории –еспублики  азахстан.
—писок литературы
1. Ѕахтыбаев, ». ∆.  онцептуальные основы де€тельности прокуратуры –еспублики  азахстан по обеспечению законности / ». ∆. Ѕахтыбаев. - јлматы : ∆епжареы, 2008. - 887 с.
2. ѕостановление ¬ерховного —овета  азахской ——– от 6 декабр€ 1991 г. Ђќб образовании единой системы органов прокуратуры  азахской ——–, обеспечении их самосто€тельности и независимостиї // ¬едомости ¬ерховного —овета  азахской ——–. - 1991. - є 48-50. - —т. 615.
3. ѕостановление ¬ерховного —овета –еспублики  азахстан от 17 €нвар€ 1992 г. Ђќ введении в действие закона Уќ прокуратуре –еспублики  азахстанФї // ¬едомости ¬ерховного —овета –еспублики  азахстан. - 1992. - є 5. - —т. 163.
4.  онституци€ –еспублики  азахстан от 28 €нвар€ 1993 г. // ¬едомости ¬ерховного —овета –еспублики  азахстан. - 1993. - є 3. - —т. 204.
5. ѕостановление ѕрезидента –еспублики  азахстан от 12 феврал€ 1994 г. Ђќб утверждении √осударственной программы правовой реформы в –еспублике  азахстанї // —обрание актов ѕрезидента и ѕравительства –еспублики  азахстан. -1994. - є 8. - —т. 91.
6. «акон –еспублики  азахстан от 9 августа 2002 г. Ђќ внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты –еспублики  азахстан по вопросам прокурорского надзораї. - URL: www zakon.kz.
7. ”каз ѕрезидента –еспублики  азахстан от 22 €нвар€ 2001 г. Ђќ мерах по совершенствованию правоохранительной де€тельности в –еспублике  азахстанї //  азахстанска€ правда. - 2001. - 23 €нвар€.
8.  отов, ј.  .  онституционное предназначение прокуратуры / ј.  .  отов, ј. ј.  отов // ѕравова€ реформа в  азахстане. - 2004. - є 4. - —. 3-8.
9. «акон –еспублики  азахстан от 21 ма€ 2007 г. Ђќ внесении изменений и дополнений в  онституцию –еспублики  азахстанї //  азахстанска€ правда. - 2007. -22 ма€.
62
University proceedings. Volga region
є 2 (30), 2014
ќбщественные науки. ѕолитика и право
References
1. Bakhtybaev I. Zh. Kontseptual'nye osnovy deyatel'nosti prokuratury Respubliki Kazakhstan po obespecheniyu zakonnosti [Conceptual framework of the prosecutorТs office activity in legality provision in the Republic of Kazakhstan]. Almaty: Zhepzharey, 2008, 887 p.
2. Vedomosti Verkhovnogo Soveta Kazakhskoy SSR [Proceedings of the Supreme COuncil of the Kazakh SSR]. 1991, no. 48-50, art. 615.
3. Vedomosti Verkhovnogo Soveta Respubliki Kazakhstan [Proceedings of the Supreme Council of the Republic of Kazakhstan]. 1992, no. 5, art. 163.
4. Vedomosti Verkhovnogo Soveta Respubliki Kazakhstan [Proceedings of the Supreme Council of the Republic of Kazakhstan]. 1993, no. 3, art. 204.
5. Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva Respubliki Kazakhstan [Collected acts of the President and the Government of the Republic of Kazakhstan]. 1994, no. 8, art. 91.
6. Zakon Respubliki Kazakhstan ot 9 avgusta 2002 g. ЂO vnesenii izmeneniy i dopolneniy v nekotorye zakonodatel'nye akty Respubliki Kazakhstan po voprosam prokurorskogo nadzoraї [The law of the Republic of Kazakhstan from 9 August 2002 УOn introduction of amendments and supplements into certain legislative acts of the Republic of Ka-zakhstant on prosecutorТs supervisionФ]. Available at: www zakon.kz.
7. Kazakhstanskaya Pravda [Kazakhstan truth]. 2001, 23 january.
8. Kotov A. K., Kotov A. A. Pravovaya reforma v Kazakhstane [Legal reform in Kazakh-stant]. 2004, no. 4, pp. 3-8.
9. Kazakhstanskaya pravda [Kazakhstan truth]. 2007, 22 may.
јхметова јли€ Ѕахытжановна
аспирант, ѕензенский государственный университет (–осси€, г. ѕенза, ул.  расна€, 40)
E-mail: akhmettova.aliya@gmail.com
Akhmetova Aliya Bakhytzhanovna
Postgraduate student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
”ƒ  342.5 јхметова, ј. Ѕ.
–азвитие прокуратуры в системе государственности  азахстана /
ј. Ѕ. јхметова // »звести€ высших учебных заведений. ѕоволжский регион. ќбщественные науки. - 2014. - є 2 (30). - —. 56-63.
Social sciences. Politics and law
63

пїњ