пїњ

–ј«¬»“»≈ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ…  ќћѕ≈“≈Ќ“Ќќ—“» ¬ —»—“≈ћ≈ ѕќ¬џЎ≈Ќ»я  ¬јЋ»‘» ј÷»» —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ… —‘≈–џ

”ƒ  37.013.42:371.14
¬. ». Ўарин, Ќ. ј. Ѕарышева
–ј«¬»“»≈ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ…  ќћѕ≈“≈Ќ“Ќќ—“» ¬ —»—“≈ћ≈ ѕќ¬џЎ≈Ќ»я  ¬јЋ»‘» ј÷»» —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ… —‘≈–џ
 Ћё„≈¬џ≈ —Ћќ¬ј: компетентность; профессиональна€ компетентность; развитие профессиональной компетентности; способы развити€ профессиональной компетентности.
јЌЌќ“ј÷»я. –ассматриваютс€ вопросы развити€ профессиональной компетентности в системе повышени€ квалификации специалистов социальной сферы Ч социальных педагогов и социальных работников. јнализируютс€ дефиниции пон€тий Ђкомпетентностьї, Ђпрофессиональна€ компетентностьї, Ђразвитие профессиональной компетентностиї, классификаци€ способов развити€ профессиональной компетентности ¬. ѕ. —услова.
V. I. Sharin, N. A. Barysheva
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE
KEY WORDS: rampetence; professional competence; development of professional competence; ways of development of professional competence.
ABSTRACT. The article is devoted to the question of professional competence in the system of career enhancement of specialists of social sphere Ч social educators and social workers. The author analyzes notions Ђcompetenceї, Ђprofessional competenceї, Ђdevelopment of professional competenceї and investigates classification of ways of development of professional competence of V. P. Suslov.
—овременные требовани€ к профессиональной компетентности предполагают расширение системы знаний, умений и навыков необходимых как дл€ эффективной профессиональной де€тельности, так и дл€ жизнеде€тельности в целом. –ыночна€ экономика требует от специалистов высокой квали-
фикации, подразумевающей наличие необходимых специальных, социальногуманитарных и социально психологических знаний; способность творчески подходить к выполнению своих функций, принимать неординарные решени€ и нести за них ответственность, осуществл€ть выработку новых конструктивных
идей; стремление к всестороннему профессионально личностному развитию и потребность в самореализации.
 омпетентность означает доскональные знани€ в какой-либо области.  омпетентный человек Ч это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, св€зывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знани€ о какой-либо профессиональной области.
ќднако усложнение, специализаци€ социальных отношений и общественного производства порождают необходимость обосновани€ термина Ђкомпетентностьї.
ѕон€тие Ђкомпетентностьї включает в себ€ сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики. ¬ обобщенном виде компетентность специалиста представл€ет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых дл€ успешной профессиональной де€тельности в той или иной сфере (¬. ј. —ластенин,
A.  . ћаркова, ј. ћ. Ќовиков, Ћ. ».  о-бышева, Ќ. ¬.  узьмина, √. ¬. ћухамет-з€нова, —. Ќ. „ист€кова и др.) [1. —. 52].
ѕон€тие профессиональной компетентности рассматриваетс€ в работах
B. ¬.  амаева, Ё. ‘. «еера, Ќ. ¬.  узьминой, Ћ. ћ. ћитиной и других. ѕод профессиональной компетентностью эти авторы понимают специальные знани€ и специальные умени€, необходимые дл€ той или иной профессиональной де€тельности.
Ё. ‘. «еер и ќ. Ќ. Ўахматова определ€ют развитие профессиональной компетентности как систематическое совершенствование совокупности профессиональных знаний и умений, а также способов выполнени€ профессиональной де€тельности [2. —. 15].
–азвитие профессиональной компетентности €вл€етс€ про€влением совокупности взаимосв€занных компетен-
ций, отражающей теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной де€тельности, включающей в себ€ как личностные, так и профессиональные способности человека, определ€ющие успешное выполнение индивидом собственной профессиональной миссии [3. —. 117].
¬ общем виде развитие профессиональной компетентности можно определить как совокупность качеств личности обеспечивающих эффективную профессиональную де€тельность.
¬ состав данных качеств включены такие характеристики, как профессионально важные знани€, умени€ и навыки, способности, мотиваци€ и опыт профессиональной де€тельности, интеграци€ которых представл€ет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному труду и позвол€ет будущему специалисту социальной сферы про€вить на практике способность реализовать свой потенциал дл€ успешной творческой профессиональной де€тельности.
 ачества специалистов социальной работы и социальных педагогов (точнее, их подготовки) с точки зрени€ компетентно-стного подхода можно определить в соответствии с вы€вленными уровн€ми предъ€вл€емых требований следующим образом:
Ч тоответствие уровн€ компетентности специалистов социальной работы и социальных педагогов нормативным требовани€м;
Ч тоответствие уровн€ компетентности специалистов характеру будущей профессиональной де€тельности. ’арактер профессиональной де€тельности мен€етс€ гораздо быстрее, чем ее нормативные параметры; в св€зи с этим при построении модели специалиста необходимо опиратьс€ на прогностический подход;
Ч тоответствие уровн€ компетентности специалистов требовани€м конкретного работодател€.
ƒанные требовани€, остава€сь в рамках общепрофессиональных (общеотраслевых), могут варьировать в зависимости от региона, конкретного направлени€, группы потребителей и т. п.
ѕо мнению ». ј. «имней, специалист социальной сферы выполн€ет следующие роли:
Ч информатор, если он ограничиваетс€ сообщением требований, норм, воззрений и т. д.;
Ч друг, если он стремитьс€ проникнуть в глубину проблемы и самочувствие клиента;
Ч диктатор, если он насильственно внедр€ет ценностные ориентации, диктует нормы поведени€ клиенту;
Ч советчик, если он использует осторожное уговаривание;
Ч проситель, если он упрашивает клиента быть таким Ђкак надої, забыва€ свой статус и полномочи€;
Ч вдохновитель, если он стремитьс€ увлечь интересными цел€ми, перспективами клиента;
Ч консультант, если он рекомендует оптимальные шаги [4. —. 15].
 ажда€ профессиональна€ роль имеет набор конкретных функций: организаторскую, управленческую, коммуникативную, диагностическую, социальнотерапевтическую, воспитательную, посредническую и др.
“аким образом, от будущего специалиста социальной сферы, от его личностной и функциональной готовности к профессиональной де€тельности зависит не только формальное качество выполн€емой им работы, но и благополучие отдельных людей, социальных групп, общества в целом.
¬ св€зи с этим особое внимание должно удел€тьс€ способам развити€ профессиональной компетентности.
ѕравильно организованное и проведенное развитие профессиональной компетентности специалиста социальной сферы дает возможность в дальнейшем
не возвращатьс€ к процедуре тщательных проверок базовых знаний и характеристик специалистов социальной сферы, а лишь просматривать, насколько они совершенствуютс€ и примен€ютс€.
—пособы развити€ профессиональной компетентности специалиста социальной работы Ч совокупность методов преобразующих процесс формировани€ представлений о мере наличных ресурсов и возможностей кандидата и о мере их соответстви€ предъ€вл€емым требовани€м.
¬. ѕ. —услов приводит следующую классификацию способов развити€ профессиональной компетентности:
1) внешнее и внутреннее (внутрифирменное) обучение;
2) на рабочем месте и вне рабочего места;
3) посто€нное и периодическое [5. —. 111].
¬ажным фактором, способным побудить к обучению, €вл€етс€ самовыдвижение на повышение профессиональной компетентности и посто€нное наблюдение за сотрудникам. »звлечение выгоды из намечаемого повышени€ по службе предполагает компенсацию затрат работника. ¬ажно, чтобы человек всегда понимал, зачем ему учеба, воспринимал ее как Ђпромежуточную переменнуюї профессионального и должностного роста человека.
—истема развити€ профессиональной компетентности сотрудников должна включать в себ€ не только различные образовательные программы, но и меропри€ти€, направленные на:
Х развитие у специалистов социальной работы и социальных педагогов необходимых качеств дл€ работы на более высокой должности;
Х укрепление положительного имиджа сотрудников желающих повысить свою профессиональную компетентность;
Х придание сотрудникам желающим повысить свою профессиональную
компетентность определенного статуса повышающего их престижность в учреждении.
»ными словами, люба€ форма развити€ профессиональной компетентности специалистов социальной и социальнопедагогической сферы должна в своей основе иметь какие-либо мотивирующие факторы и только в этом случае будет эффективна. ќбщей тенденцией, которую сегодн€ следует отметить, говор€ о развитии профессиональной компетентности, €вл€етс€ все больший упор на использование методов активного обучени€, таких, как деловые игры, тренинги, наставничество, коучинг, стажировка, дистанционное обучение и т. д., и развитие в ходе обучени€ у специалистов социальной сферы навыков групповой работы. Ёто дает целый р€д преимуществ:
Ч облегчаетс€ воспри€тие нового дл€ слушателей материала. Ћекционна€ форма подачи материала дл€ большинства взрослых людей, давно закончивших обучение, €вл€етс€ слишком т€желой, так как требует высокого внимани€, хорошей пам€ти и, возможно уже утраченных навыков учени€;
Ч шире используетс€ опыт сотрудников, уже повысивших уровень профессиональной компетентности. ¬ ходе зан€тий он подвергаетс€ значительному переосмыслению и упор€дочиванию. ќбучающиес€ имеют возможность не только провести ревизии собственного опыта, они знаком€тс€ с опытом своих товарищей. ќпредел€етс€, что в этом опыте Ђработаетї, а что €вл€етс€ вредным или неэффективным;
Ч доказыва€ или обосновыва€ те или иные подходы к решению поставленных задач, специалисты, развивающие профессиональную компетентность, присваивают новые знани€ и новые подходы к решению этих задач;
Ч обучающиес€ получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведени€ и соотнести это с теми образцами поведени€, которые они привыкли демонстрировать в своей профессиональной де€тельности.  оличество способов развити€ профессиональной компетентности специалистов социальной сферы велико, часть из них менее затратна€, часть весьма существенна по стоимости. —ледовательно, правильный выбор этих способов будет оптимизировать затраты учреждени€ и позволит учреждению получить максимальный эффект.
¬ыбор способов развити€ профессиональной компетентности сотрудников, по мнению ¬. ѕ. —услова, зависит от:
Х целей и задач развити€;
Х пр€мой и косвенной стоимости развити€;
Х срочности (времени, отпущенного на повышение компетентности);
Х состава участников (их квалификации, мотивации, предыдущей подготовки);
Х квалификации и компетенции преподавателей.
 ритерии выбора способа подготовки:
Х дата и размещение;
Х средства обучени€;
Х стоимость;
Х цели подготовки;
Х характеристики обучаемых сотрудников (текуща€ или перспективна€ должность, характерный опыт и уровень подготовки, максимальное количество участников);
Х продолжительность обучени€ и последовательности получени€ определенных знаний и навыков, а также формы оценки, аттестации и сертификации [5. —. 143].
¬. ’утмахер выдел€ет четыре необходимых услови€ эффективного обучени€ специалистов социальной сферы, развивающих свою компетентность в социальной службе:
1) дл€ обучени€ необходима мотиваци€;
2) администраци€ социальной службы должна создать климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие специалистов, повышающих уровень профессиональных знаний в процессе обучени€;
3) процесс обучени€ следует разбивать на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом этапе;
4) необходима положительна€ обратна€ св€зь, похвала, одобрение, поощрение обучающихс€ [6. —. 142].
¬ процессе контрол€ за развитием профессиональной компетентности специалистов социальной сферы оцениваютс€ результаты реализации планов обучени€ и учебных программ. ќпределить эффективность развити€ профессиональной компетентности можно разными способами: оцениваетс€ реакци€ обучаемых работников на программу, содержание и методы обучени€; проводитс€ экзамен или тестирование дл€ определени€ степени усвоени€ изучаемого материала; можно вы€снить изменение поведени€ обучаемых сотрудников на рабочем месте после их обучени€; определ€ютс€ конечные результаты, достигнутые при выполнении поставленных целей в процессе обучени€ [1. —. 112].
–азвитие профессиональной компетентности специалистов социальной сферы оказывает вли€ние и на общий уровень культуры социальной службы:
—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ
Ч увеличени€ скорости работы (реакции на аномальные ситуации) персонала, прошедшего обучение:
Ч расширени€ кругозора, увеличени€ числа рассматриваемых вариантов при решении проблемы;
Ч снижение потерь от неправильной оценки ситуации и неправильных действий;
Ч сближени€ личных интересов работника с интересами социальной службы [5. —. 54Ч55].
–азличные способы и методы обучени€ стимулируют готовность специалистов социальной сферы к учебе и адап-тированность в рамках профессии и системы социального обслуживани€ населени€.
ѕодвод€ итог, мы определили пон€тие развити€ профессиональной компетентности специалистов социальной сферы как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающей изменение уровен€ знаний, умений и опыт, достаточные дл€ достижени€ цели данного рода де€тельности, а также его нравственную позицию и отношение к профессиональной де€тельности и к себе как субъекту этой де€тельности.
“аким образом, обновленные знани€ и умени€ специалистов Ч это инвестиции на будущее, система повышени€ знаний стимулирует развитие личности профессионала в области социальной работы и обеспечивает становление интеллектуального потенциала социальных службах.
1. «ј…÷≈¬, √. √. ”правление кадрами на предпри€тии: персональный менеджмент / √. √. «айцев, —. » ‘айбушевич. Ч —ѕб. : »зд-во —анкт-ѕетербургского ун-та экономики и финансов, 2004.
2. «≈≈–, Ё. ‘., јттестаци€ персонала государственной службы / Ё. ‘. «еер, ќ. ƒ. ƒувалова. Ч ≈катеринбург : ”рј√—, 2001.
3. “¬ќ–ќ√ќ¬ј, Ќ. ƒ. ќбщение : диагностика и управление / Ќ. ƒ. “ворогова. Ч ћ.: јспект ѕресс, 2004.
4. «»ћЌяя, ». ј. ѕрофессиональные роли и функции социального работника / ». ј. «имн€€ // –оссийский журнал социальной работы. Ч 1995. Ч є1.
5. —”—Ћќ¬, ¬. ѕ. —оциальна€ диагностика : методы и способы ее осуществлени€ / ¬. ѕ. —услов. Ч ћ. : јкадеми€, 2002.
6. ’”“ћј’≈–, ¬. ‘ормирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе / ¬. ’утмахер. Ч ћ. : ѕросвещение, 2000.
ѕолучено 2 0.03.09 © Ўарин ¬. »., Ѕарышева Ќ. ј., 2010

пїњ