пїњ

–ј«¬»“»≈ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ ¬ј∆Ќџ’  ј„≈—“¬ ѕ≈ƒј√ќ√ќ¬ ¬ ”—Ћќ¬»я’ ѕќЋ» ”Ћ№“”–Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј

”ƒ  371.2 ЅЅ  „447.947.8
√—Ќ“» 14.01.45
 од ¬ј  13.00.01
»льина “ать€на Ѕорисовна,
директор ÷ентра довузовской подготовки, ”правление региональной политики и качества, ”ральский государственный педагогический университет; 620017, г. ≈катеринбург, нр-т  осмонавтов, 26, к. 231; e-mail: ttn188@yandex.ru.
—ин€кова ћарина √еннадьевна,
кандидат педагогических наук, профессор, директор »нститута кадрового развити€ и менеджмента, ”ральский государственный педагогический университет; 620017, г. ≈катеринбург, нр -т  осмонавтов, 26, к. 412; e-mail: msinykova@yandex.ru.
 Ћё„≈¬џ≈ —Ћќ¬ј: образовательное пространство и его характеристики; поликультурное образовательное пространство и его отличительные черты; профессионально важные качества педагогов, востребованные в поликультурном образовательном пространстве.
јЌЌќ“ј““»я. Ќа основе проведенного теоретического анализа исследований образовательного пространства конкретизированы его современные характеристики, важнейшей из которых €вл€етс€ поликультурность. ¬ы€влены причины противоречивых разнонаправленных процессов, нроте-кающих в нем и обусловливающих необходимость выработки адекватной педагогической позиции и развити€ таких профессионально важных качеств, как педагогическа€ направленность, рефлексивность, толерантность, эмпатийность, волевой самоконтроль.
Ilina Tatiana Borisovna,
Director of the Centre of Training Future Students, Administration of Regional Policy and Quality, Ural State Pedagogical
Unversity (Ekaterinburg).
Sinyakova Marina Gennadievna,
Candidate of Pedagogy, Professor, Director of the Institute of Staff Development and Management, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
KEY WORDS: educational environment and its features; multicultural educational environment and its distinctive features; professionally important qualities of teachers, demanded in a multicultural educational space.
ABSTRACT. On the basis of the carried-out theoretical analysis of researches of educational environment,
found out the reasons of the inconsistent multidirectional processes which cause the need of development of an adequate pedagogical position, consequently and development of such professionally important qualities as a pedagogical orientation, reflexivity, tolerance, empathy, volitional self-control.
–ј«¬»“»≈ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ ¬ј∆Ќџ’  ј„≈—“¬ ѕ≈ƒј√ќ√ќ¬ ¬ ”—Ћќ¬»я’ ѕќЋ» ”Ћ№“”–Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј
DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF TEACHERS IN CONDITIONS OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
its modern characteristics, most important of which is the multiculturalism, are concretized. The authors
силение процессов трудовой и социальной миграции вызвало на-
общенациональной и мировой культуры в цел€х духовного обогащени€, развити€ планетарного сознани€, формировани€ готовности и умени€ жить в многокультурной полиэтнической среде (ќ. ¬. √укаленко). ѕоликультурность образовательного пространства обусловлена достигнутым пониманием того, что способы жизнеде€тельности людей не должны оцениватьс€ по шкале одной культуры. ”скор€ющиес€ процессы коммуникации людей, представл€ющих различные культуры и субкультуры и разные способы решени€ одних и тех же проблем, стали повседневной реальностью. » в услови€х неотвратимого сближени€ мировых сообществ с самыми разными культурами, €зыками, уровн€ми политического и экономического развити€ поликультурное толерантное общество видитс€ как единственно возможное (—.  . Ѕондырева, ћ. ¬. ƒю-
жакова).
учный интерес к проблемам межнациональных отношений и этнического взаимодействи€ в услови€х поликультурного пространства. Ётот интерес социологи объ€сн€ют тем, что этнический фактор играет важную роль в формировании социальной структуры и системы социальной стратификации, а также в процессах групповой и личностной идентификации.  ультурно и этнически детерминированный мир €вл€етс€ сегодн€ основой социализации каждого индивида. ќднако пространство сосуществовани€ людей разных национальностей всегда потенциально конфликтно, так как этнические границы раздел€ют народы гораздо сильнее, чем административные.
¬ св€зи с этим на государственном и мировом уровн€х актуальными стали проблемы поликультурного образовани€, которое рассматриваетс€ как процесс освоени€ подрастающим поколением этнической,
ѕонимание важности формировани€ и развити€ поликультурного образовательно-
© »льина “. Ѕ., —ин€кова ћ. √., 2013
го пространства отражено в  онцепции по-ликультурного образовани€ –оссии. ¬ данном документе поликультурное образовательное пространство определено как Ђсовокупность учреждений, специально созданных и предназначенных дл€ образовани€ и воспитани€ подрастающего поколени€, и других социальных систем и €влений (люди, учреждени€, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации) Ч всего того, что обусловливает глубокие изменени€ в многокультурном обществеї [3].
Ќужно отметить, что теоретические исследовани€ образовательного пространства по€вились только в середине 90-х гг. XX в. ¬ этот период обращение к данному пон€тию св€зывают с отказом от прин€того ранее (в рамках прежней парадигмы) представлени€ об образовательном процессе как линии, траектории или некоем канале, по которому нормативно должен двигатьс€ ученик [5].
ѕон€тие Ђобразовательное пространствої всЄ более прочно укорен€етс€ в пон€тийном аппарате педагогики XXI в. и начинает использоватьс€ дл€ характеристики самых разных €влений педагогической реальности. Ёто и образовательные комплексы различного масштаба, такие как Ђединое образовательное пространство Дшкола Ч вузУї (≈. ¬.  оротаева, ћ. ». Ўенцева, √. ћ. ўевелева), ЂДжизненно-педагогическое образовательное пространствоУ на базе комплекса Ддетский сад Ч школаУї (–. ». “ук-тарова), личностное образовательное пространство субъекта образовани€, рассматриваемое как Ђпространство его включенности в тотальное образовательное пространствої (». √. Ўендрик), образовательное пространство какого-либо образовательного учреждени€. ќдновременно и в психологических исследовани€х пространственные представлени€ получают все более широкое и многоаспектное концептуально-теоретическое осмысление (—.  . Ѕон-дырева, Ё. ‘. «еер, ¬. ». —лободчиков и др.).
Ѕ. √. јнаньев, ј. √. јсмолов, —.  . Ѕон-дырева, Ё. ‘. «еер, ј. Ќ. Ћеонтьев, —. Ћ. –убинштейн, ƒ. ». ‘ельдштейн и другие исследователи психологии личности неоднократно подчеркивали многофакторность и многомерность процессов развити€ личности. ƒл€ характеристики многокачественных €влений становлени€ личности они использовали пон€тие Ђпространствої. “ак, дл€ анализа реального развити€ ребенка ƒ. ». ‘ельдштейн воспользовалс€ термином Ђпространство детстваї. —.  . Ѕон-дырева рассматривает образовательное пространство как часть социального про-
странства человека, в котором реализуетс€ образовательна€ де€тельность. Ё. ‘. «еер в своих исследовани€х вы€вл€ет взаимосв€зь человека, образовани€ и профессиональной де€тельности, функционирующих в режиме взаимодействи€ и образующих пространство.
–азличным аспектам теории образовательного пространства посв€щены научные исследовани€ ћ. я. ¬иленского, ¬. ». √ине-цинского, ќ. ¬. √укаленко, ћ. ». »вановой, –. ј. »ващенко, ј. ј.  ашаева, ≈. ¬. ћещер€ковой, ¬. ». ћиколишиной, Ќ. ћ. —тад-ника, “. ћ. ”русовой, √. ј. ‘ерапонтова, —. Ќ. „ист€ковой, ј. ». Ўевченко и др.
Ќа основе проведенного теоретического анализа исследований пространства и представлений об образовательном пространстве мы конкретизировали его содержание и современные характеристики.
ќбразовательное пространство мы рассматриваем как особым образом упор€доченное взаимодействие субъектов образовани€, видов профессиональной де€тельности и системы непрерывного образовани€, многоплановость и вариативность которого обеспечивает открытость и безграничность развити€ всех субъектов этого взаимодействи€.
ќбразовательное пространство с общенаучных позиций обладает следующими чертами:
- прот€женностью, поскольку общее понимание пространства изначально не предполагает каких-либо ограничений;
- объемом, позвол€ющим определить модель любого пространства (как правило, исследователи используют классическую модель евклидова пространства);
- бипол€рностью, указывающей на наличие одновременно действующих двух разнонаправленных процессов внутри самого пространства Ч процесса интеграции и дезинтеграции;
- определенным типом отношений между внутренними элементами пространства, через которые может определ€тьс€ его специфика и особенности (смысловое наполнение);
- объективно-субъективным, вли€нием на внутренние объекты, субъекты и процессы;
- реальной поликультурностью, котора€ как тенденци€ мирового общественного развити€ существенно вли€ет на все процессы взаимодействи€, в том числе и в системе образовани€.
ѕоликультурность образовательного пространства требует выработки навыков ориентации в нем: определени€ своей позиции, интерпретации текущих событий, формулировани€ стратегии и тактики педагогического воздействи€ и взаимодействи€. ѕедагогическа€ практика показывает, что мно-
гие педагоги не готовы признать сам факт превращени€ образовательного пространства в поликультурное. “ак, во врем€ проводимого нами исследовани€ в одной из школ крупного мегаполиса Ч ≈катеринбурга Ч педагог, имеющий большой стаж и опыт работы, открыто и категорично за€вил: Ђѕусть они, мигранты, к нам приспосабливаютс€, а не мы к нимї. “акую же позицию, св€занную с непониманием необходимости культурно-образовательного взаимодействи€, изменени€ педагогической практики в услови€х увеличени€ количества учащихс€-мигрантов, мы неоднократно встречали и у коллег, работающих в системе профессионального образовани€. ќбъективно действу€ в поликультурном образовательном пространстве, данна€ группа педагогов субъективно дистанцируетс€ от него.
¬ последнее врем€ по€вились исследовани€, посв€щенные вы€влению особенностей поликультурного образовательного пространства и характеристике педагогических задач, в нем возникающих. ƒанна€ проблематика представлена в работах Ѕ. —. √ершунского, ≈. ћ.  арпезиной, ћ. Ќ.  узьмина, “. Ѕ. ћихеевой, ƒ. ». ‘ельдштейна и др. —ложность педагогических задач, возникающих в услови€х поликультурного образовательного пространства, св€зываетс€ с тем, что в этом пространстве протекают как интеграционные, так и дезинтеграционные процессы, обусловливающие тем самым его бипол€рный характер.
јнализ исследований позвол€ет выделить те характерные черты поликультурного образовательного пространства, которые лежат в основе интеграционных или дезинте-грационных процессов, протекающих в нем.
ƒезинтеграционные процессы св€заны со следующими характеристиками поли-культурного образовательного пространства:
Х это пространство нескольких €зыков, в отношении владени€ которыми обнаруживаютс€ разные требовани€, так как у них различные сферы употреблени€;
Х это пространство, где экономические, социальные и политические проблемы €вл€ютс€ общими, но переживаютс€ по-разному в соответствии с культурой субъекта и его социальным статусом, а значит, существует проблема адекватности перцепции и интерпретации;
Х это пространство психосоциальной идентификации, в котором происход€т как процессы ассимил€ции (сн€ти€ различий), так и процессы сегрегации (закреплени€ различий);
Х это пространство той или иной степени межэтнической напр€женности и выраженности этнических границ, в котором сосуществование разных этносов и культур
происходит в услови€х как диалога культур, так и их конфликта;
Х это пространство не€сных педагогических проблем и возможностей, требующее педагогической рефлексии и посто€нного напр€жени€;
Х это пространство дефицита педагогических и образовательных технологий и методов.
ѕомимо вышеперечисленных характеристик, существуют и другие, которые способны обеспечить процесс интеграции, поскольку поликультурное образовательное пространство определ€етс€ следующим образом:
Х пространство межкультурной коммуникации, котора€ стимулирует приобретение нового опыта отношений;
Х пространство творческого взаимодействи€ и взаимообогащени€ в силу неизбежного вли€ни€ на расширение ролевых сценариев педагога;
Х пространство, субъекты которого объективно наход€тс€ в ситуации изучени€ особенностей других культур;
Х пространство поиска новых технологий и методов организации образовательного процесса;
Х пространство культурного самоопределени€, саморазвити€, этнической, личностной идентификации.
»сследователи считают, что неустойчивое, динамическое равновесие между этими двум€ разнонаправленными процессами внутри одного пространства становитс€ источником развити€ всех субъектов образовани€, а также основой дл€ изменени€ характеристик поликультурного образовательного пространства.
¬ то же врем€ бипол€рна€ направленность поликультурного образовательного пространства во многом определ€ет и усложн€ет требовани€ к профессиональной де€тельности педагога и свидетельствует о новых требовани€х к его профессионализму.
ѕрофессионализм личности при этом рассматриваетс€ как качественна€ характеристика субъекта труда, отражающа€ высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологиче-ских инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень прит€заний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленна€ на прогрессивное развитие [1. —. 227]. ¬ св€зи с этим заметим, что в услови€х поликультурного образовательного пространства у педагога должны развиватьс€ и формироватьс€ определенные профессионально важные качества, которые будут определ€ть его профессиональную успешность и мастерство в новых социокультурных ситуаци€х.
¬ыделенные характеристики поликуль-турного образовательного пространства актуализируют развитие таких профессионально важных качеств педагога, как тип направленности, эмпатийность, рефлекси€, толерантность, волевой самоконтроль.
¬ажнейшим среди профессионально важных качеств €вл€етс€ тип направленности Ч свойство личности, обусловленное потребностью в достижении того или иного результата. ¬ыдел€ют ложнопедагогическую направленность Ч направленность на самого себ€ (свое самочувствие, свое самовыражение, свое состо€ние, свою карьеру), формально педагогическую Ч направленность на соблюдение норм и правил педагогической де€тельности, зафиксированных в учебных планах, программах, учебниках, инструкци€х. »стинно педагогическа€ направленность про€вл€етс€ в интересе к самим учащимс€, к творчеству, св€занному с воспитанием в них человеческих качеств. ѕризнаками этой направленности €вл€ютс€ интерес к педагогической профессии, склонность заниматьс€ ею, осознание своих способностей и характера как соответствующих данной профессии [4. —. 16Ч17].
Ќа наш взгл€д, истинно педагогическа€ направленность позвол€ет педагогу воспринимать характеристики проблемного пол€ поликультурного пространства как вызовы, стимулирующие профессиональное развитие, а потенциально положительные его свойства использовать в цел€х самосовершенствовани€, саморазвити€ и самореализации. “ака€ направленность определ€ет и когнитивную, аффективную и мотивационную мобильность педагога, позвол€ющую ему оставатьс€ оптимистом и верить как в свои профессиональные силы, так и в силы и возможности своих учеников. »стинно педагогическа€ направленность обеспечивает готовность педагога сотрудничать с учащимис€ и коллегами разных культур и национальностей.
Ёмпатийность как профессионально важное качество характеризует перцептивные способности, которые про€вл€ютс€ в умении Ђвосприн€ть внутренний мир учащегос€, почувствовать его психическое состо€ние в каждый отдельный момент, вы€вить его отношение к зан€ти€м, к преподавателюї. Ёто умение базируетс€ на эмпатии Ч сопереживании, позвол€ющем Ђпоставить себ€ на место другого человекаї и прин€ть те чувства, Ђкоторые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственнымиї[8. —. 152]. Ёмпати€ оказываетс€ и основой развити€ коммуникативных педагогических способностей, которые про€вл€ютс€ в специфической чувствительности педагога к способам уста-
новлени€ и развити€ с учащимис€ педагогически целесообразных отношений. ѕо мнению Ќ. ¬.  узьминой, они Ђобеспечиваютс€ї способностью к идентификации, т. е. отождествлению себ€ с учащимис€, различительной чувствительностью к индивидуальным особенност€м учащихс€ (их интересам, склонност€м, способност€м), хорошей интуицией, котора€ €вл€етс€ важной характеристикой творческого мышлени€, про€вл€емой в антиципации, т. е. в предвосхищении искомого педагогического результата уже при выборе стратегий воздействи€, суггестивными свойствами личности, или способностью к внушению [4. —. 59]. ¬ этноконтактных ситуаци€х, в которых так или иначе действуют культурные и этнические стереотипы, наличие развитой у педагога эмпатии может стать ключевым фактором успеха в преодолении этнических границ между ним и учащимис€.
≈ще одним актуальным дл€ поликуль-турного образовательного пространства профессионально важным качеством педагога €вл€етс€ рефлексивность. –ефлекси€ (от лат. ге/1ехю Ч обращение назад) Ч это процесс самопознани€ субъектом внутренних психических актов и состо€ний. ¬ажнейша€ проблема в межкультурной коммуникации Ч вы€вление мотивов поведени€, позвол€ющее Ђчитатьї учащегос€, прогнозировать его реакции, действи€, поступки. ќтчасти эта задача может быть решена за счет эмпатии. ќднако эмпатийное воспри€тие, опирающеес€ на аффективный компонент психики, должно быть обогащено рефлексивной активностью когнитивной сферы.
–ефлексивность как психическое свойство включает в себ€, во-первых, способность человека к самовоспри€тию содержани€ собственной психики и его анализу (интерпсихическа€ рефлекси€); во-вторых, способность к пониманию психики других людей, котора€ характеризуетс€ не просто умением Ђвстать на место другогої, но и механизмами проекции, идентификации, эмпатии (ин-трапсихическа€ рефлекси€) [2. —. 77].
ќдним из про€влений рефлексии €вл€етс€ социорефлекси€, котора€ предполагает умение пон€ть свое место и место другого человека в группе, мотивы, определ€ющие поведение группы, ее реакции на того или иного члена или чужака. ƒл€ нас важно, что уровень сформированности перцептивнорефлексивных умений определ€ет уровень диагностики успехов и достижений преподавател€ в собственной де€тельности, а также во взаимоотношени€х педагога с учащимис€ и коллегами, а это очень важно в межкультурной коммуникации. Ќеобходимо подчеркнуть, что эмпати€, рефлекси€ и социорефлекси€, нар€ду с личностной
идентификацией, €вл€ютс€ межличностными механизмами взаимопонимани€, в том числе и в поликультурном образовательном пространстве.
„тобы быть эффективным, педагог должен уметь создавать состо€ние спокойного удовлетворени€ и радости в коллективе. ќднако в коллективе, представленном учащимис€ разных национальностей, достичь этого достаточно трудно. «десь необходима открытость к прин€тию других позиций и точек зрени€, котора€ предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрени€, интересуетс€ мнением других и готов их поддерживать в случае достаточной аргументации, а также готов гибко реагировать на высказывани€ учащегос€, в том числе мен€ть собственную позицию.
Ёти про€влени€ педагогической позиции обеспечиваютс€ толерантностью, €вл€ющейс€ еще одним профессионально важным качеством. “олерантность Ч умение без раздражени€ и вражды относитьс€ к чужому мнению, взгл€дам, характеру, привычкам, быть терпимым. Ќе менее важна фрустрационна€ толерантность Ч способность противосто€ть разного рода педагогическим трудност€м с сохранением психологической адаптации. ¬ основе данного вида толерантности лежит, с одной стороны, способность адекватно оценивать реальную педагогическую ситуацию, с другой Ч возможность предвидени€ выхода из ситуации. ¬ исследовани€х по педагогической психологии отмечаетс€, что фрустрации у педагога оказывают преимущественно деструктивное вли€ние на ход учебновоспитательного процесса. » наоборот, фрустрационна€ толерантность как необходимое личностное качество учител€ определ€ет его способность противосто€ть разного рода трудност€м и конфликтам.
≈ще одним профессионально важным качеством €вл€етс€ волевой самоконтроль. ѕотенциальна€ конфликтность и неопределенность поликультурного образовательного пространства требуют высокого уровн€ развити€ волевого самоконтрол€, под которым понимаетс€ (в самом общем виде) мера овладени€ собственным поведением в различных ситуаци€х, способность сознательно
Ћ»“≈–ј“”–ј
управл€ть собственными действи€ми, состо€ни€ми и побуждени€ми. —огласно многочисленным экспериментальным данным, указанные особенности личностной саморегул€ции во многом определ€ют индивидуальный стиль и конкретные про€влени€ активности человека [2. —. 89].
ѕрофессиональный стандарт педагогической де€тельности среди профессионально важных называет общую культуру педагога, котора€ про€вл€етс€ в ориентации в основных сферах материальной и духовной жизни, знании материальных и духовных интересов молодежи, возможности продемонстрировать свои достижени€, руководстве кружками и секци€ми. ѕо мнению разработчиков стандарта, обща€ культура определ€ет характер и стили педагогической де€тельности и заключаетс€ в знани€х педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека [6. —. 21]. ¬ новых услови€х эта характеристика про€вл€етс€ в знани€х особенностей разных культур, осведомленности в сфере национальной политики и в способах межкуль-турной коммуникации. ќт уровн€ общей культуры во многом зависит успешность педагогического общени€, позиции педагога в глазах обучающихс€. ¬ целом существует взаимосв€зь уровн€ развити€ общей культуры и профессионально важных качеств педагога.
“аким образом, сориентироватьс€ и выстроить траекторию профессионального развити€ в услови€х поликультурного образовательного пространства можно при условии развити€ следующих профессионально важных качеств педагога: профессиональной направленности, эмпатии, рефлексии, толерантности, волевого самоконтрол€. ѕроблема набора профессионально важных качеств педагога в поликультурном образовательном пространстве Ч это проблема признани€ значимости тех или иных качеств дл€ успешности де€тельности в данной конкретной социально-исторической и социокультурной ситуации. Ќеобходимость их развити€ диктует сама жизнь, так как поликультурное образовательное пространство уже €вл€етс€ неотъемлемой частью развити€ российского общества.
1. ј ћ≈ќЋќ√»я : учеб. пособие /ј. ƒеркач, ¬. «азыкин. —ѕб. : ѕитер, 2003.
2. ¬ќЋ ќ¬ј Ќ. √, ƒ≈¬я“ќ¬— јя ». ¬., —џћјЌё  Ё. Ё. ѕсиходиагностика в управлении персоналом : метод. пособие. ≈катеринбург, 2007.
3.  ќЌ÷≈ѕ÷»я развити€ поликультурного образовани€ в –оссийской ‘едерации. »я№: http://mon.gov/ru/work/vosp/dok/6988/.
4.  ”«№ћ»Ќј Ќ. ¬. ѕрофессионализм личности преподавател€ и мастера производственного обучени€. ћ. : ¬ысш.шк., 1990.
5. Ќќ¬џ≈ ценности образовани€ / сост. ќ. —. √азман и др. Ч ћ. : »н-т пед. инноваций –јќ, 1995Ч1997.
6. ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќџ… стандарт педагогической де€тельности / под ред. я. ».  узьмино-ва, ¬. Ћ. ћатросова, ¬. ƒ. Ўадрикова / / ¬естн. образовани€. 2007. є 7. —. 20Ч31.
7. –ќ√ќ¬ ≈. ». Ќастольна€ книга практического психолога в образовании : учеб. пособие. ћ. : ¬Ћјƒќ—, 1995.
8. —“јЌ »Ќ ћ. ». ѕрофессиональные способности педагога: акмеологи€ воспитани€ и обучени€. ћ. : ћосков. психолого-социальный ин-т ; ‘линта, 1998.
—татью рекомендует д-р психол. наук, проф. Ё. Ё. —ыманюк

пїњ