пїњ

–ј«ЌќќЅ–ј«»≈ ƒќ–≈¬ќЋё÷»ќЌЌќ√ќ  ”Ћ№“”–Ќќ-–≈Ћ»√»ќ«Ќќ√ќ ЋјЌƒЎј‘“ј «јЅј… јЋ№— ќ√ќ  –јя

”ƒ  913
разнообразие дореволюционного культурно-религиозного ландшафта забайкальского кра€
1√орина  .¬., 2Ѕиктимирова ё.¬.
г‘√Ѕ”Ќ Ђ»нститут природных ресурсов, экологии и криологии —ќ –јЌї, „ита;
2‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђ«абайкальский государственный университетї, „ита, e-mail:gorina08@yandex.ru
¬ статье рассматриваетс€ дореволюционный культурно-религиозный ландшафт территории «абайкальского кра€, представленный преобладающими по количеству храмами –усской православной церкви (–ѕ÷) и культовыми сооружени€ми других религий и конфессий. ѕодробно описан видовой состав существовавших церквей –усской православной церкви в «абайкальском крае, количественна€ оценка и их функциональное значение.
 лючевые слова: культурна€-религиозна€ инфраструктура, –усска€ ѕравославна€ церковь (–ѕƒ), «абайкальский край; конфессиональное пространство
A VARIETY OF A PRE-REVOLuTIONARY CuLTORAL-RELIGIOuS LANDSCAPE
OF TRANSBAIKALIAN edge
1Gorina K.V., 2Biktimirova u.V.
*FGBUN ЂInstitute of Natural Resources, Ecology and Cryology Sciencesї, Chita;
2FGOBU ЂZabaikalsky State Universityї, Chita, e-mail: gorina08@yandex.ru
The article deals with the pre-revolutionary cultural and religious landscape of the territory of the Trans-Baikal region represented by the number of the dominant churches of the Russian Orthodox Church (ROC) and the places of worship of other religions and denominations. Detailed description of the species composition of existing churches of the Russian Orthodox Church in the Trans-Baikal region, quantification and their functional significance.
Keywords: cultural and religious infrastructure, the Russian Orthodox Church (ROC), Transbaikalia territory, confessional space
 ультурно-религиозна€ инфраструктура «абайкальского кра€ дореволюционного периода представл€ла богатый и разнообразный религиозный ландшафт территории. ќн демонстрировал не только количественные показатели капитальных сооружений, число которых на территории епархии доходило до 300, но и выражал их функциональное назначение.
ќсобого внимани€ заслуживает качественный состав (видовое разнообразие) капитальных сооружений –усской православной церкви (–ѕ÷), так как она €вл€лась главным ландшафообразующим элементом конфессионального пространства региона того времени, занима€ преобладающее значение по количеству верующих и храмовых сооружений. Ѕольша€ часть населени€ кра€ €вл€лась православной, поэтому существовала потребность в большом количестве храмов и церквей, а распространение православи€ среди местного населени€ государственной политикой на тот период рассматривалось как способ закреплени€ территории за –оссийской империей, что €вл€лось важной идеолого-политической задачей государства.
÷елью данной статьи €вл€етс€ рассмотрение элементов культурно-религиозного ландшафта территории «абайкальского кра€ конца XIX - начала XX века. »сторически территори€ современного «абайкальского
кра€ и –еспублики Ѕур€ти€ входили в состав единой «абайкальской и Ќерчинской епархии, образованной в 1894 году, котора€ просуществовала до 1930 года. ќна объедин€ла приходы и общины, находившиес€ на территории «абайкальской области, и руководила их де€тельностью. ¬ 2009 году была образована „итинска€ и  раснокаменска€ епархи€, в результате выделени€ в самосто€тельную религиозно-административную единицу ”лан-”дэнскую и Ѕур€тскую епархию.
—уществовавший культурно-религиозный ландшафт дореволюционного конфессионального пространства региона был представлен несколькими видами церквей –ѕ÷, различающихс€ по функциональному назначению и своим размещением: соборные, приходские, приписные, кладбищенские, тюремные, железнодорожные, домовые (храмы при учреждени€х), монастырские, единоверческие и часовни. Ёто своего рода качественный состав объектов –ѕ÷.
—амыми крупными и значимыми на территории «абайкальской и Ќерчинской епархии €вл€лись соборы, располагавшиес€ в окружных городах. Ќа момент образовани€ епархии в 1894 году было 8 таких соборов: ¬ерхнеудинский (ќдигитриевский), Ѕаргузинский (—пасский), —еленгинский (—пасский), “роицкосавский (“роицкий),
„итинский (ћихаило-јрхангельский), Ќерчинский (¬оскресенский), Ќерчинско-«аводский (Ѕого€вленский), јкшинский (Ќиколаевский) [14, с.82].
ѕри строительстве нового собора прежний храм мог называтьс€ соборной церковью.   ним относились либо сами соборы, либо церкви, которые раньше выполн€ли эту функцию, но со строительством более крупного храма, церковный штат переходил в новое здание. »ногда за такой церковью сохран€лись некоторые административные полномочи€, поэтому она именовалась соборной. “ак, в «абайкальском крае первым собором стала ћихайло-јрхангельска€ церковь, возведенна€ в 1776 году на месте срубленной в 1771 году. ¬ 1851 году после образовани€ «абайкальской области и возведени€ селени€ „иты в статус областного города, церковь стала именоватьс€ собором, а после 1875 года была вновь передана в разр€д приходских [1, с. 12-15].
—амыми распространенными €вл€лись приходские церкви. ¬ городах с высокой концентрацией населени€ существовало несколько таких церквей. Ќа территории «абайкальской и Ќерчинской епархии в разные периоды насчитывалось до 300 единиц подобных церквей [5]. „аще всего их прихожанами становились жители близлежащих улиц в городах или местные жители села и деревни.  роме того, часто населенный пункт получал статус села, если в нем строилась церковь.
ѕриписные церкви за счет отсутстви€ финансовых средств не €вл€лись самосто€тельной церковной единицей, поэтому становились приписными к определенному собору или крупному храму.  роме того, дл€ совершени€ церковной обр€дности приглашалс€ штат св€щеннослужителей. “акие церкви находились на стадии становлени€. »х количество на территории «абайкаль€ достигало 150 единиц [6]. ƒанный показатель можно объ€снить тем, что церкви строились и содержались в большей степени кресть€нами и казаками - относительно небогатыми сло€ми населени€, поэтому их финансирование €вл€лось непосто€нным и незначительным.
ќсобую группу составл€ли кладбищенские церкви. —лужбы в них совершаютс€ по руководству ÷ерковного ”става, поэтому не все то, что возможно в усыпальнице, допустимо в кладбищенском храме [8]. ќсновное назначение таких церквей - богослужение о поминании усопших. Ќа территории «абайкальского кра€ существовало несколько таких церквей. ¬ „ите от —тарочитинского некропол€, который включал церковь и кладбище, осталось лишь несколько надгробий.
—ледующим элементом культурно-религиозного ландшафта территории €вл€лись тюремные церкви. ¬ 1831 году  омитетом министров была утверждена тюремна€ инструкци€, содержаща€ главу Ђќ церквиї, котора€ подробно регламентировала правовое положение тюремных церквей, пор€док посещени€ арестантами церковных служб, отправлени€ религиозных обр€дов. ¬ инструкции четко прослеживалось стремление государства объединить усили€ тюремной администрации и св€щенников в воспитании заключенных. — этого времени в –оссии по€вилс€ самосто€тельный институт тюремного духовенства. –оль православного духовенства в тюрьмах посто€нно возрастала. ¬ соответствии с инструкцией от 1915 года св€щенники становились членами тюремного совещани€ по вопросам внутреннего распор€дка [15]. ¬ „ите в 1875 году при здании тюрьмы была построена на добровольные взносы ѕреображенска€ тюремна€ часовн€, а в 1885 году с пристройкой алтар€ преобразована в церковь [1, с. 7, 14].
ƒл€ сопровождени€ удачи и доброго пути многие путешественники, отправл€€сь в дорогу, молились в церкв€х при вокзалах. —троительство таких храмов было св€зано с государственной программой по строительству “ранссибирской магистрали. √осударство было заинтересовано не только в строительстве железной дороги, попутно решались и социальные вопросы. — этой целью на каждой крупной станции железнодорожным ведомством строились храмы, которые в народе так и назывались Ђжелезнодорожныеї. Ќа забайкальском участке “ранссиба указом императора Ќикола€ II в конце XIX века были возведены храмы: станци€ „ита - »оан-но-ѕредтеченский храм; станци€ ’илок -Ќиколо-јлександровский храм; станци€ ћогзон -ѕетропавловскийхрам;станци€јдри-ановка -  онстантино-≈лененский храм; станци€ ќлов€нна€ - —ергиево-≈лизаве-тинский храм [3].
ƒругим видом храмовых сооружений выступали домовые церкви (храмы при учреждени€х). ќни обычно строились при учебных заведени€х или помещались непосредственно в здани€х. Ќередко над зданием возводили купол и устанавливали крест. »сточники указывают разное количество домовых церквей в „ите до революции, но, видимо, кроме собственно домовых церквей в „ите были и такие, которые по своему значению к ним приближались. ¬сего их было не менее дес€ти:
- ¬ 1884 году была построена јндреевска€  рестова€ церковь при јрхиерей-
ском доме. — 1907 года она стала исполн€ть функции собора - в ней совершались все торжественные богослужени€, близ нее проходили парады войск.
- ¬ 1891 году состо€лась торжественна€ закладка „итинской —в€то-јнтониевской церкви при мужской гимназии.
- ¬ 1895 году по ”казу —в. —инода в составе одного класса открыто ≈пархиальное женское училище. ѕри училище работала ¬веденска€ церковь, осв€щенна€ во им€ “рех —в€тителей.
- „итинска€ Ќиколаевска€ церковь имелась при ремесленном училище, построенном в 1897 году благодар€ содействию Ќикола€ II и носившем его им€.
- —лободска€ ¬оскресенска€ церковь-школа была построена в 1900 году на добровольные пожертвовани€ прихожан. ѕри церкви имелось ¬оскресенское приходское училище.
- ¬ 1903 году построено двухэтажное каменное здание на территории јрхиерейской церкви дл€ переехавшего в 1880 в „иту ћиссионерского училища, котора€ стала домовой церковью училища.
- ¬ 1907 году была совершена закладка здани€ ÷ентрального ћиссионерского училища. Ќа втором этаже была устроена домова€ ѕреображенска€ церковь.
- ¬ 1909 году было построено новое здание женской гимназии. Ќа втором этаже была устроена домова€ церковь —в€той великомученицы царицы јлександры.
- ѕри «абайкальском епархиальном церковном Ѕратстве —в€тых  ирилла и ће-фоди€ имелась домова€ церковь во им€ ÷арицы Ќебесной, всех —корб€щих –адости.
»меютс€ свидетельства, что домова€ церковь имелась в ƒуховной семинарии, корпуса которой во врем€ атамана √.ћ. —еменова занимало „итинское военное училище [2,с.12-15].
 роме того, существовал особый вид церквей, характерный дл€ XVЎ-XIX века -лагерна€ (походна€) церковь. “ака€ была возведена во им€ св€тител€ “еренти€ на средства воинов в 1894 году на месте летних сборов войск на реке „итинке напротив јрхиерейской заимки.
—пецифическим элементом религиозного ландшафта выступают монастыри и монастырские церкви, как поселкообразующие комплексные элементы. Ќа территории «абайкальского кра€ было 3 монастыр€:
- Ќерчинский ”спенский мужской монастырь. –€дом с Ќерчинском в селе  а-линино стоит церковь ”спени€ ѕресв€той Ѕогородицы. Ёта церковь последнее напоминание о бывшем здесь некогда монастыре, который был основан в 1664 году.
¬ 1706 году здесь начали возводить большой каменный храм, который был осв€щен в 1712 году. ¬о второй половине XVIII века ”спенский монастырь постепенно беднеет и приходит в упадок, а в 1773 году последовал указ об упразднении монастыр€ [16];
- „икойский »оанно-ѕредтеченский -обитель, основанна€ трудами преподобного ¬арлаама „икойского в горах „ико€. ¬ 1835 году скит был официально признан как заштатный и назван в честь –ождества »оанна ѕредтечи [4];
- „итинский ѕокровский женский монастырь. ¬ 1886 году был заложен каменный фундамент под постройку первого монастырского корпуса. ћонахин€ ѕавла (“регу-бова) и р€софорна€ послушница ≈катерина стали первыми насельницами „итинской женской Ѕогородицкой ќбщины. ¬ 1893 году „итинска€ Ѕогородицка€ ќбщина ”казом —в€щенного —инода была преобразована в женский общежительный монастырь [11].
ќсобую группу составл€ли единоверческие церкви. ѕричиной возникновени€ единоверческой церкви стало ослабление эсхатологических и антихристологических идей, в результате чего часть поповцев стала допускать компромисс с официальной православной церковью. ќфициальное признание единоверцы получили в царствование императора ѕавла I, утвердившего 16 пунктов, при соблюдении которых старообр€дцы-единоверцы согласились присоединитьс€ к православию. ¬ 1851 году в –оссии насчитывалось 179 единоверческих церквей. ќчевидно, что светские и церковные власти ставили целью полный перевод всего старообр€дчества в единоверие, в св€зи с чем, максимально способствовали развитию единовери€ с усилением репрессий против остальных старообр€дческих течений [9]. ¬ XIX века на реке ’илок и по „икою распространением единовери€ занималс€ ¬арлаам „икойский, который в „икойских горах основал »оанно-ѕред-теченский скит, ставший центром единовери€ в «ападном «абайкалье. ”сили€ми отца ¬арлаама в селах было учреждено более 10 единоверческих церквей [13].
ƒругим элементом сети храмовых сооружений €вл€ютс€ часовни. ¬ них читаютс€ молитвы, совершаютс€ молебны, верующие став€т свечи перед почитаемыми иконами и другое.  роме того, их распространенность на территории «абайкальского кра€ говорит о большой потребности у прихожан, и более возможным по строительству и содержанию в финансовом плане, чем церкви или крупного храма.
 ультурно-религиозный ландшафт территории «абайкальского кра€ был пред-
ставлен и другими конфесси€ми. ¬торым по числу последователей и количеству религиозных сооружений выступал буддизм. ƒуховными центрами бур€тского буддизма €вл€ютс€ дацаны. ќни представл€ли собой своеобразные монастырские поселки. «десь находились храмы - дуганы (сумэ), посв€щенные культу различных божеств, подсобные культовые и хоз€йственные постройки, жилища лам. ¬ дацанах совершались хуралы, изготовл€лись и хранились предметы культа, богословска€ литература на монгольском и тибетском €зыках, производилось обучение лиц, готов€щихс€ прин€ть духовное звание [10]. Ќа территории «абайкальского кра€, в конце XIX века существовало несколько дацанов: јгинский, ÷угольский, √унейский, “окчинский, ”зон-ский, ’ужиртайский, Ѕырцуйский, ”льхун-ский и «угалайский, последний официально статус получил только в 1907 году.
 ультурно-религиозными объектами дореволюционного конфессионального пространства выступали храмовые сооружени€ еврейского вероисповедани€. ¬ 1874 году „итинска€ еврейска€ община получила разрешение на постройку своего молитвенного дома от военного губернатора «абайкаль€ генерала ». .ѕедашенко [7].
¬ XVIII веке на Ќерчинских горных заводах работало множество немцев - специалистов горного дела, приглашенных русским правительством. „асть из них была лютеранами, но были и католики. ¬ конце века здесь по€вл€ютс€ пол€ки, осужденные на каторжные работы за сопротивление русской администрации на земл€х, отошедших к –оссийской империи после разделов ѕольши. ”же тогда среди них были католические св€щенники. ¬се это способствовало созданию в 1841 году Ќерчинского римско-католического прихода, который был перенесен в „иту при становлении ее в областной центр [12,с.39-40].
–елигиозный ландшафт стал разнообразнее с по€влением в 1904 году в „ите мечети, построенной на территории татарской слободы, котора€ просуществовала до 1939 года.
“аким образом, культурно-религиозный ландшафт дореволюционного пространства
территории «абайкальского кра€ был представлен в основном храмовыми сооружени€ми –ѕ÷ и буддизма. ќстальные конфессии были распространены в меньшей степени, но активно участвовали в формировании культурного пол€ региона.
—писок литературы
1. јвдеев —.ћ. „ита православна€: материалы экскурсии. - „ита: ЂЁкспресс-изд-вої, 2004. - 58 с.
2. јвдеев —.ћ. ƒомовые церкви „иты. ѕравославие в «абайкалье: истори€ и современность. - „ита, 2004. - 70 с.
3. Ѕикутимирова ё. »стори€ Ђжелезнодорожногої храма [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://chita. eparhia.ru/enapx/new_eparh/chitinskoe/ioanprchita/ (дата обращени€: 17.10.11).
4. Ѕиктимирова ё. „икойский »оанно-ѕредтеченский мужской монастырь [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://chita.eparhia.ru/enapx/new_eparh/new_mon/predtech/ (дата обращени€: 23.03.11).
5. √ј«  фонд 8 опись 1 дело 4 л. 4.
6. √ј«  фонд 8 опись 1 “.1 дело 158 л. 53.
7. ƒругие конфессии «абайкаль€ и их взаимоотношени€ с православной церковью [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://atamanovka.ucoz.ru/publ/35-1-0-496 (дата обращени€: 16.06.12).
8. ≈пископ јфанасий (—ахаров) ќ поминовении усопших по уставу православной церкви [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://www.klikovo.ru/db/book/ msg/6724 (дата обращени€: 02.11.12).
9. ≈диноверческа€ церковь (ѕравославные старообр€дцы) [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://religion. babr.ru/chr/east/prav/star/pop/edin.htm (дата обращени€:
30.06.12).
10. ∆уков ј.¬. Ѕуддизм [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://old.zabkrai.ru/index.php?news=1190
(дата обращени€: 15.06.12).
11.  удр€вцев —. „итинский ѕокровский женский монастырь [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http:// chita.eparhia.ru/enapx/new_eparh/new_mon/pokrovsky/ (дата обращени€: 11.07.12).
12.  удр€вцев —.  атолицизм на забайкальской земле // «абайкалье. - 2003. - є4. - —. 39.
13.  онстантинова Ќ.Ќ. ≈диноверие [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://ez.chita.ru/encycl/ concepts/?id=1944 (дата обращени€: 24.11.12).
14. ѕам€тна€ книжка «абайкальской области 1894 года. - „ита: изд-во «аб. ќбл. стат. комитет, 1894. - 198 с.
15. –огоза ¬. ѕочему в –оссии в штат тюремной администрации входили православные св€щенники? [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://shkolazhizni.ru/ archive/0/n-12201/ (дата обращени€: 10.07.12).
16. ”спенска€ церковь в селе  алинино Ќерчинско-го района [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http:// chita.eparhia.ru/enapx/new_eparh/ned/ou/ (дата обращени€:
09.06.12).

пїњ