пїњ

ѕ—»’ќ‘»«»ќЋќ√»„≈— »≈ ј—ѕ≈ “џ јƒјѕ“ј÷»» —“”ƒ≈Ќ“ќ¬ ¬”«ќ¬

”ƒ  612.821
ѕ—»’ќ‘»«»ќЋќ√»„≈— »≈ ј—ѕ≈ “џ јƒјѕ“ј÷»» —“”ƒ≈Ќ“ќ¬ ¬”«ќ¬
«ашихина ¬.¬., ÷ыганок “.¬.
√Ѕќ” ¬ѕќ Ђ—еверный государственный медицинский университетї ћинздрава –оссии, јрхангельск, e-mail: physiolog29@nsmu.ru
¬ обзоре литературы анализируетс€ психофизиологическое и психоэмоциональное состо€ние студентов разных курсов в период обучени€ в семестре и в период сессии. ѕоказано, что необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности высшей нервной де€тельности студентов дл€ прогноза адаптации к обучению в вузе. јвторы привод€т результаты экспериментов, позвол€ющие утверждать, что у студентов вузов в услови€х обучени€ снижаетс€ устойчивость организма к воздействию экстремальных факторов, что про€вл€етс€ в стрессовых ситуаци€х снижением функциональных возможностей психоэмоциональной сферы, адаптационного потенциала и изменении р€да других показателей. ”ровень тревожности, невро-тизации и депрессии играют роль в характере про€влений психофизиологических функций и определ€ют особенности индивидуального реагировани€ студентов. Ќейрофизиологические механизмы определ€ют формирование психофизиологических процессов адаптации студентов к обучению в ¬”«е и их специфику на разных этапах обучени€.
 лючевые слова: психоэмоциональный статус, студенты, адаптаци€, здоровье, образ жизни
PSYCHO-PHYSIOLOGICAL ASPECTS OF ADAPTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS
Zashikhina V.V., Tsyganok T.V.
Northern State Medical University, Arkhangelsk, e-mail: physiolog29@nsmu.ru
The literature review has analyzed psycho-physiological and psycho-emotional state of students of different years in the period of study during semesters and sessions. It has been shown that it was necessary to consider individual-typological peculiarities of the higher nervous activity of the students for prediction of adaptation to training in high schools. The authors have presented the experimentsТ results allowing to suggest that the students in learning environment had lower body resistance to effects of extreme factors, what manifested itself in stressful situations by decreased functional abilities of the psychoemotional sphere, adaptive capacity and changes in a number of other indicators. The level of anxiety, neurotization and depression played a role in the nature of manifestations of psychophysiological functions and determined characteristics of the studentsТ individual reactions. Neurophysiological mechanisms determined formation of psycho-physiological processes of the students adaptation to training at the University and their specificity at various stages of training.
Keywords: psycho-emotional status, students, adaptation, health, lifestyle
√лавенствующую роль в обеспечении национальной безопасности государства играет численность населени€ - лица трудоспособного возраста, которые вход€т в структуру национального богатство страны в виде основной ее составл€ющей - человеческого капитала [8]. — этих позиций особое внимание отводитс€ кадровому потенциалу, €вл€ющемус€ главной движущей силой повышени€ эффективности производства. ¬ успехе и процветании организации решающа€ роль отводитс€ категории руководителей и специалистов, котора€, как правило, имеет высшее профессиональное образование. ”чебна€ де€тельность вообще и в системе профессионального образовани€ в частности несЄт в себе многие черты трудовой де€тельности, отлича€сь от профессионального труда, может быть, только продуктом [7].
ќбучение в вузе относитс€ к категории умственного труда, и этот процесс с позиции трудовой де€тельности отличаетс€ спецификой [1]. ƒанна€ социальна€ группа (студенческа€ молодежь) относитс€
к группе повышенного профессионального риска вследствие высокой напр€женности умственной де€тельности и длительных психоэмоциональных нагрузок, св€занных с обучением [11, 12, 15].
ћноголетние психофизиологические исследовани€, проведенные на студентах, позволили Ќекипелову ћ.». и соавт. выдвинуть представление о трех типах адаптации в вузе:
1) быстрой - регулируемой психологическими механизмами;
2) умеренно быстрой - осуществл€емой под руководством нервной системы;
3) медленной - управл€емой эндокринным аппаратом в соответствии с общим адаптационным синдромом.
“акже они утверждают, что в плане ранней профилактики утомлени€ и дезадаптации большую гигиеническую ценность и прогностическую значимость имеет быстрый тип адаптации [17]. ѕо мнению Ѕисалиева –.¬.,  уц ќ.ј., изучение и прогнозирование процессов адаптации к обучению у студентов св€зано с двум€
особенност€ми: в процессе формировани€ адаптации перед студентами стоит задача приспособитьс€ к учебной де€тельности в определенных услови€х внешней среды, а также имеетс€ возможность включать в адаптационный процесс психологические механизмы, которые обеспечивают поиск оптимальной стратегии адаптации и реализации выбранной стратегии в виде различных форм поведени€ [7].
ќсобый социальный статус, специфические услови€ учебной де€тельности, быта и образа жизни студентов вузов отличают их от всех других категорий населени€ и делают эту группу чрезвычайно у€звимой в социальном плане, подверженной воздействию негативных факторов общественной жизни [4]. »нтенсивные психоэмоциональные нагрузки, св€занные с усвоением учебного материала, способствуют снижению уровн€ адаптивных резервов организма, работоспособности, психологической устойчивости к стрессовым ситуаци€м [7]. –азвитие высшей школы в современных услови€х сопровождаетс€ интенсификацией труда студентов, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в обучение. ¬ св€зи с этим учебный процесс дл€ студентов становитс€ все более здоровьезатратным [18], что про€вл€етс€ в ухудшении состо€ни€ здоровь€ студентов, негативно отражаетс€ на эффективности процесса обучени€ в высшем учебном заведении, приобретении профессиональных навыков [4, 7]. »сследовани€ показывают, что за 5-6-летний период обучени€ в вузе здоровье студентов заметно ухудшаетс€ [2].
ќдним из факторов, определ€ющих современный уровень организации труда студентов и вли€ющих на состо€ние здоровь€ обучающихс€, €вл€етс€ использование компьютерных технологий. ѕри работе за компьютером на организм действует целый комплекс интенсивных нагрузок: статические напр€жени€ отдельных групп мышц, информационные нагрузки, напр€жение функций зрительного анализатора и т.д. [4]. ¬ исследовании јнфаловой Ќ.—. были изучены нейродинамические свойства при помощи компьютерной программы ЂЌ—-писхотестї и психоэмоциональное состо€ние у 50 студентов 1-5 курсов 18-20 лет разных специальностей с различным уровнем компьютерных технологий обучени€. Ѕыло установлено, что средн€€ успеваемость в группах была примерно одинаковой. ќднако у студентов с большим объемом компьютерных технологий было отмечено повышение функционального напр€жени€ и утомл€емости, что расцениваетс€ как своеобразна€ цена адаптации за
увеличение скоростных свойств центральной нервной системы. “аким образом, при имеющихс€ учебных компьютерных технологи€х у студентов развиваютс€ адаптационно-компенсаторные изменени€, которые привод€т к функциональному напр€жению и преобладанию процессов возбуждени€. «начительное увеличение интенсивности Ђкомпьютерных нагрузокї может привести к развитию дезадаптации и способствовать психофизическим нарушени€м в организме [4].
’арактер учебной де€тельности и св€занные с ней нагрузки, сама организаци€ учебного процесса €вл€ютс€ ведущими факторами, определ€ющими качество жизни студенчества. ¬ насто€щее врем€ существует необходимость поиска новых средств оздоровительного воздействи€ на организм студента [4]. ќптимальными с гигиенических позиций можно считать такие услови€ обучени€, которые обеспечивают сохранение устойчивой работоспособности в процессе учебных зан€тий без развити€ выраженного утомлени€, что способствует в конечном итоге укреплению состо€ни€ здоровь€ учащихс€ [16]. Ќеадекватное усложнение учебного материала приводит к несоответствию между эмпирически сложившимис€ методами обучени€ в вузах и лимитом времени. –езультатом этого €вл€ютс€ нарушени€ режима дн€, снижение работоспособности, что отражаетс€ на эффективности обучени€, а в р€де случаев и повышение заболеваемости студентов вследствие переутомлени€, вызванного учебной перегрузкой.
¬ различных работах показано вли€ние пола на психофизиологические и психологические показатели функциональных состо€ний при адаптации к учебному процессу. —осто€ние утомлени€ у девушек при одних и тех же услови€х наступает быстрее, чем у юношей, и обычно бывает более выраженным, что определ€етс€ адаптационно-приспособительными реакци€ми [3], завис€щими, в частности, от половых гормонов [3].
¬ исследовании, проведЄнном  аши-ной ё.¬., было обследовано 89 здоровых студентов (юношей и девушек) второго курса медицинского университета в начале и в конце учебного года. ” испытуемых проводили пробу сердечно-дыхательного синхронизма с последующим расчетом параметров. –езультаты исследовани€ показывают отрицательную динамику параметров сердечно-дыхательного синхронизма и регул€торно-адаптивного статуса, что свидетельствует о том, что под действием учебной нагрузки функциональное состо€ние
юношей понижаетс€ сильнее, чем девушек. ” девушек регул€торно-адаптивный статус был св€зан с фазой менструального цикла. ¬ начале учебного года регул€торно-адаптивные возможности девушек в фоллику-линовую фазу оценивались как Ђвысокиеї, а в лютеиновую как Ђхорошиеї; в конце учебного года в фолликулиновую фазу регул€торно-адаптивные возможности девушек оценивались как Ђхорошиеї, а в лютеиновую как Ђудовлетворительныеї [14].
»зучению гендерных различий в воспри€тии жизненных ситуаций у студентов при Ђвхожденииї в учебный процесс в 1 семестре первого курса посв€щена работа  аминской Ћ.ј. Ѕыло проведено анонимное анкетирование студентов 1 курса лечебно-профилактического факультета перед первой сессией, из них девушек - 60 %, юношей - 40 %. ёноши настроены более оптимистично: Ђучитьс€ легкої за€вили 6 % студентов и только 2 % студенток, Ђскорее легко, чем трудної 37 и 12 % соответственно, Ђскорее трудно, чем легкої - 41 и 57 %. Ѕолее значительна€ часть респонден-ток указывает на обилие новых терминов и пон€тий, оценивает учебу как трудную. —тудентки трат€т больше сил на зан€ти€, и в итоге на наличие сложных дл€ себ€ тем указывают только 22 % девушек и 55 % юношей. —тудентки значительно выше оценивают свое умение заниматьс€ в семестре по сравнению со студентами: Ђмне надо учитьс€ заниматьс€ї подтвердили 72 % студентов и только 25 % девушек. ¬ывод Ђмне надо учитьс€ заниматьс€ и надо заниматьс€ в семестреї сделали 50 % представителей мужской группы и 25 % женской. 20 % студенток считают, что их умение заниматьс€ достаточно дл€ успешной учебы [13].
¬ исследовании, проведЄнном Ўумаковой ј.—. с соавт., была изучена зависимость уровн€ успеваемости (””) от реактивной, личностной тревожности, невротизации и депрессии у студентов различного пола. Ѕыло обследовано 75 студентов 3 курса лечебного факультета медицинского университета, из них - 45 % женщин (34 чел.) и 55 % мужчин (41 чел.). —редний возраст -21,2 ± 2,4 года. ”ровень успеваемости (””) оценивалс€ по сумме баллов, полученных в течение всего академического года на практических зан€ти€х кафедры пропедевтики внутренних болезней. ѕо ”” студенты были разделены на три группы: 1 - ”” от 3,0 до 3,4 баллов; 2 - ”” от 3,5 до 3,9 баллов; 3 - ”” от 4,0 до 4,7 баллов. ѕри анализе полученных результатов были вы€влены закономерности: у женщин с низкой, средней и высокой успеваемостью показатели невротизации, реактивной и личностной
тревоги достоверно выше, чем у мужчин. —амые низкие показатели реактивной, личностной тревожности и невротизации отмечаютс€ у мужчин и у женщин с высокой успеваемостью. ”ровень депрессии в группах мужчин и женщин с низкой и средней успеваемостью не имел статистических различий и находилс€ на низких значени€х. ¬ группе женщин с высокой успеваемостью уровень депрессии имел высокие значени€, вплоть до депрессии легкой степени. ѕолученные результаты авторы объ€сн€ют половыми стереотипами эмоционального поведени€ женщин, в соответствии с которыми они более подвержены дистрессу, чем мужчины [19].
¬ работе јхмедовой ќ. ќ. с соавт. была показана св€зь между уровнем физической активности, степенью напр€жени€ регул€торных механизмов (по –.ћ. Ѕаевскому) и показател€ми умственной работоспособности у студентов-первокурсников (мужчин). Ѕыло вы€влено, что улучшение показателей умственной работоспособности (увеличение объема пам€ти, снижение числа ошибок, рост уровн€ функциональных возможностей и сокращение латентного периода зрительно-моторной реакции) сопровождаетс€ ростом напр€жени€ регул€торных систем организма. ”величение напр€жени€ регул€торных систем организма более выражен у лиц с низким уровнем физической активности. јвторы делают вывод, что физическа€ активность снижает Ђцену адаптацииї организма к измен€ющимс€ услови€м среды [5].
Ћ.Ќ. ƒроздовой с соавт. было проведено исследование 108 студентов-психологов I и II курсов всех форм обучени€ в возрасте от 17 до 23 лет, направленное на вы€вление особенностей профессионального становлени€ личности. Ќа основании анализа состо€ни€ сердечно-сосудистой системы как индикатора состо€ни€ всего организма у 66,7 % испытуемых зарегистрировано сниженное функциональное состо€ние на начальных этапах адаптации. Ѕыло выделено две группы студентов в зависимости от уровн€ психологической адаптационной реакции. ѕерва€ группа характеризовалась высоким и средним уровн€ми адаптационного потенциала, функциональным состо€нием, близким к оптимальному, высоким уровнем функциональных возможностей (34,2 %), высоким и достаточным уровнем нервно-психической устойчивости (33,3 %), высоким коммуникативным потенциалом (41,7 %). ” респондентов второй группы был вы€влен низкий уровень личностного адаптационного потенциала, что может привести в дальнейшем к раз-
витию социально-психологической дезадаптации: у 46,8 % студентов вы€влены признаки дезадаптативных нарушений. ƒл€ группы характерны невысокие и низкие уровни нервно-психической устойчивости (66,7 %), предельно-допустимое функциональное состо€ние (67 %), максимальное напр€жение регул€торных систем и сниженный уровень резервных возможностей [9].
¬ лонгитудинальном эксперименте (1994-2004 гг.), проведЄнном ≈горовой Ќ.ј. с соавт., изучалась динамика умственной работоспособности 650 студентов (юношей и девушек) медицинского вуза (2-6 курсы) с целью верификации прогноза ее изменений в процессе обучени€ и св€зи с особенност€ми психологического типа личности. Ѕыло установлено. что изучаема€ когорта студентов включала в себ€ четыре совокупности темпераментов, предложенных ƒ.  ейрси, в пределах 8– (сенсорно-импульсивный) - 10 %, 81 (сенсорно-планирующий) - 67 %, ќ“ (интуитивно-чувственный) - 15 %,  “ (интуитивно-логический) - 8 %. “емпераментные группы студентов показывали различную хронолабильность при дозированной нагрузке в процессе оценки умственной работоспособности. Ќаиболее стрессоустойчивыми оказались лица из  “ - темпераментной группы, самыми лабильными - лица 81 темперамента. ѕромежуточное положение занимали лица 8– и  Ѕ темпераментов. Ќаиболее выраженное снижение умственной работоспособности св€зано у обследованных студентов обоих полов с Ђкритическимиї периодами, когда биоритмальные кривые (четырех анализируемых биоритмов) либо пересекалась между собой, либо оказывались переход€щими из фазы активации в противофазу [10].
“аким образом, современный учебный процесс своей технологией, объемом информации, построением, спецификой зан€тий, услови€ми их проведени€ предъ€вл€ет к учащимс€ большие психофизиологические и физиологические требовани€, которые достаточно часто превышают возрастные ментальные и физические возможности студента. “акое несоответствие приводит к снижению функциональных резервов организма, его компенсаторных и адаптационных возможностей,
нарушает своевременность созревани€ основных систем [6].
”читыва€ вышеизложенное, необходимо и далее проводить углубленные исследовани€ физической и умственной работоспособности трудовой де€тельности, св€занной с обучением в вузах, поскольку от решени€
этой проблемы завис€т успешное обучение и состо€ние здоровье будущего кадрового потенциала страны.
—писок литературы
1. јгаджан€н Ќ.ј., ¬етчинкина  .“ ”чебный процесс и здоровье студентов // —овременна€ высша€ школа. -1986. - є 1. - —. 103-109.
2. јгаджан€н Ќ.ј., —тупаков √.ѕ., ”шаков ».Ѕ. Ёкологи€, здоровье, качество жизни. - јстрахань: »зд-во ј√ћј, 1996. - 260 с.
3. јгаджан€н Ќ. ј., ≈рмакова Ќ. ¬. Ёкологический портрет человека на —евере. - ћ.: »зд-во  –” , 1997. - 208 с.
4. јнфалова Ќ.—. ¬ли€ние компьютерных технологий обучени€ на психофизиологические функции организма студентов 1-5 курсов университета // ‘ундаментальные исследовани€. - 2012. - є 9 (часть 4). - —. 835-837; URL: http:// www.rae.ru/fs/7section = content&op = show_ article&article_ id = 9999622 (дата обращени€: 30.01.2013).
5. јхмедова ќ.ќ., ќвезгельдыева √ќ., √ригорь€н ј. √ ѕсихофизиологическое состо€ние студентов-первокурсни-ков с разным уровнем двигательной активности // ‘изиологи€ человека. - 2011. - “ 37, є 5. - —. 84-90.
6. Ѕаевский P.M., Ѕерсенева ј.ѕ. ќценка адаптационных возможностей организма и риск развити€ заболеваний. - ћ.: ћедицина, 1997. - 265 с.
7. Ѕисалиев –.¬.,  уц ќ.ј. ѕсихологические аспекты адаптации студентов медицинского вуза // —овременные наукоемкие технологии. - 2007. - є 4. - —. 97-98 URL: http:// www.rae.ru/snt/ ?section = content&op = show_article&article_ id = 2316 (дата обращени€: 02.02.2013).
8. Ѕреслав Ћ.Ѕ., Ћисовик Ѕ.—., Ћомова ».≈. „еловеческий капитал: организаци€ и эффективность накоплени€ в услови€х формировани€ рынка. - —ѕб.: ќјќ Ђѕ‘ѕї, 2002. - 162 с.
9. ƒроздова Ћ.Ќ., —елезнева Ќ.“ ќсобенности и оценка психофизиологических адаптационных возможностей студентов // —ибирский вестник специального образовани€. 2010. - ¬ып. є 2. URL: http://www sibsedu.kspu.ru/index.ph p?option = content&task = view&id = 230 (дата обращени€:
30.01.2013).
10. ≈горова Ќ. ј., ∆ижин  . —.,  васов ј. –., —тепаненко ј. ‘., —идоренко ё. ј. ћедико-биологические проблемы верификации прогноза высокого уровн€ умственной работоспособности студентов // ”спехи современного естествознани€. - 2004. - є 8. - —. 42^3 URL: http://www.rae.ru/use/7se ction = content&op = show_article&article_id = 7781287 (дата обращени€: 15.12.2013).
11. «ашихина ¬.¬., √олдобина “.ј., —овершаева —.Ћ., Ѕондаренко ≈.√., Ўерстенникова ј. .,  острова √.Ќ. ѕрофессиональные предпочтени€ у студентов на начальном этапе обучени€ в медицинском вузе // Ёкологи€ человека. -2012. - є 3. - —. 49-55.
12. «ашихина ¬.¬., √олдобина “.ј., ÷ыганок “.¬., ѕащенко ¬.ѕ., Ћебедев ј.¬., ёшманова Ћ.—. ¬оспри€тие группы и направленность на взаимодействие у студентов медицинского вуза на начальном этапе обучени€ // Ёкологи€ человека. - 2012. - є 4. - —. 44-51.
13.  аминска€ Ћ.ј. »зучение гендерных отличий студентов в начале учебной де€тельности в вузе // ћеждународный журнал экспериментального образовани€. - 2011. -є 3. - —. 74-75; URL: http://www.rae.ru/meo/7section = con tent&op = show_article&article_id = 1219 (дата обращени€:
15.12.2013).
14.  ашина ё.¬. –егул€торно-адаптивные возможности студентов с разным самочувствием, активностью, настроением в начале и в конце учебного года // ‘ундаментальные исследовани€. - 2011. - є 11 (часть 2). - —. 303306; URL: http://www.rae.ru/fs/?section = content&op = show_ article&article_id = 7981622 (дата обращени€: 31.01.2013).
15.  опосова “.—., „икова —.Ќ., „иков ј.≈. јдаптивные возможности организма студентов в период Ђбиологической тьмыї // Ёкологи€ человека. - 2007. - є 1. - —. 50-54.
16. ћиннибаев “.Ў.,  узнецова Ћ.ё., —илаев ј.ј. »нтенсификаци€ процесса обучени€ и здоровье студентов // ћедико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации социализации человека: материалы 3-й ¬сероссийской научной конференции. -¬олгоград, 2004. -—. 179-180.
17. Ќекипелов ћ.»., Ќекипелова ќ. ќ., Ўишелова “.»., ћаслова ≈.—. ѕсихофизиологический и гигиенический анализ системных процессов адаптации студентов к умственному труду в благопри€тных и неблагопри€тных дл€ них акустических услови€х обучени€ и проживани€ // —овременные наукоемкие технологии. - 2005. - є 9. -—. 115-116; URL: http://www.rae.ru/snt/?section = conten
t&op = show_article&article_id = 4350 (дата обращени€:
30.01.2013).
18. Ќовак ≈.—. «доровье студенческой молодежи как социальна€ проблема // ¬естник ¬ол√” - 2001. - —ер. 7. -¬ып. 1. - —. 125-133.
19. Ўумакова ј.—., ќленко ≈.—., —улковска€ Ћ.—.,  о-лопкова “ј., —убботина ¬.√., ”шакова Ќ.ё. ѕоловые различи€ психологических аспектов успеваемости студентов медицинского университета // ‘ундаментальные исследовани€. - 2008. - є 7. - —. 98-98 URL: http://www.rae.ru/ fs/?section = content&op = show_article&article_id = 7781116 (дата обращени€: 02.02.2013).
References
1. Agadzhanyan N.A., Vetchinkina K. T. Sovremennaya vysshaya shkola Ч Modern higher school. 1986, no. 1, pp. 103109.
2. Agadzhanyan N.A., Stupakov G.P., Ushakov I.B. Ekologiya, zdorovТe, kachestvo zhizni. [Environment, health, quality of life]. Astrakhan, 1996, 260 p.
3. Agadzhanyan N.A., Ermakova N.V Ekologicheskii por-tret cheloveka na Severe. [Environmental portrait of a man in the North]. Moscow, 1997, 208 p.
4. Anfalova N.S. FundamentalТnye issledovaniya Ч Fundamental studies. 2012, no. 9 (pt 4), pp. 835-837; URL: http:// www.rae.ru/fs/?section = content&op = show_article&article_ id = 9999622 (accessed 30 January 2013).
5. Akhmedova O.O., OvezgelТdyeva G.O., GrigorТyan A.G. Fiziologiya cheloveka Ч Human physiology. 2011, vol. 37, no. 5, pp. 84-90.
6. Baevskii P.M., Berseneva A.P. Otsenka adaptatsionnykh vozmozhnostei organizma i risk razvitiya zabolevanii [Assessment of adaptational possibilities of the organism and the risk of disease]. Moscow, 1997, 265 p.
7. Bisaliev R.V., Kuts O.A. Sovremennye naukoemkie
tekhnologii Ч Modern high technologies. 2007, no. 4, pp. 97-98 URL: http://www.rae.ru/snt/7section = content&op = show_
article&article _id = 2316 (accessed 02 February 2013).
8. Breslav L.B., Lisovik B.S., Lomova I.E. Chelovecheskii kapital: organizatsiya i effektivnostТ nakopleniya v usloviyakh formirovaniya rynka. [Human capital: the organization and efficiency of savings in the conditions of market formation]. Saint-Petersburg, 2002, 162 p.
9. Drozdova L.N., Selezneva N.T. Sibirskii vestnik spetsialТnogo obrazovaniya Ч Siberian journal of special education. 2010, no. 2. URL: http://www sibsedu.kspu.ru/index.php?opt ion = content&task = view&id = 230 (accessed 30 January 2013).
10. Egorova N.A., Zhizhin K.S., Kvasov A.R., Stepanenko A.F., Sidorenko Yu.A. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya Ч Successes of modern natural Sciences. 2004, no. 8, pp. 42-43
URL: http://www.rae.ru/use/7section = content&op = sho w_article&article_id = 7781287 (accessed 15 December 2013).
11. Zashikhina V.V., Goldobina T.A., Sovershaeva S.L., Bondarenko E.G., Sherstennikova A.K., Kostrova G.N. Ekologi-ya cheloveka Ч Human ecology. 2012, no. 3, pp. 49-55.
12. Zashikhina V.V., Goldobina T.A., Tsyganok T.V., Pash-chenko V.P., Lebedev A.V., Yushmanova L.S. Ekologiya cheloveka Ч Human ecology. 2012, no. 4, pp. 44-51.
13. Kaminskaya L. A. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimentalТnogo obrazovaniya Ч International journal of experimental education. 2011, no. 3, pp. 74-75; URL: http://www. rae.ru/meo/ ?section = content&op = show_article&article_ id = 1219 (accessed 15 December 2013).
14. Kashina Yu.V. FundamentalТnye issledovaniya Ч Fundamental studies. 2011, no. 11 (pt 2), pp. 303-306; URL: http:// www.rae.ru/fs/7section = content&op = show_article&article_ id = 7981622 (accessed 31 January 2013).
15. Koposova T.S., Chikova S.N., Chikov A.E. Ekologiya cheloveka Ч Human ecology. 2007, no. 1, pp. 50-54.
16. Minnibaev T.Sh., Kuznetsova L.Yu., Silaev A.A. Ma-
terialy «-i Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii ЂMediko-bio-logicheskie i psikhologo-pedagogicheskie aspekty adaptatsii sot-sializatsii chelovekaї [Materials of the 3rd all-Russian scientific conference ЂMedical-biological, psychological and pedagogical aspects of adaptation of the human socializationї]. Volgograd. 2004, pp. 179-180.
17. Nekipelov M.I., Nekipelova O.O., Shishelova T.I., Maslova E.S. Sovremennye naukoemkie tekhnologii Ч Modern high technologies. 2005, no. 9, pp. 115-116; URL: http://www. rae.ru/snt/ ?section = content&op = show_article&article_ id = 4350 (accessed 30 January 2013).
18. Novak E.S. Vestnik VolGU Ч Vestnik of Volgograd State Medical University. 2001, Ser. 7, no. 1, pp. 125-133.
19. Shumakova A.S., Olenko E.S., Sulkovskaya L.S., Ko-
lopkova T.A., Subbotina V.G., Ushakova N.Yu. FundamentalТnye issledovaniya Ч Fundamental studies. 2008, no. 7, pp. 98-99 URL: http://www.rae.ru/fs/7section = content&op = show_
article&article_id = 7781116 (accessed 02 February 2013).
–ецензенты:
√удков ј.Ѕ., д.м.н., профессор, директор института гигиены и медицинской экологии, √Ѕќ” ¬ѕќ Ђ—еверный государственный медицинский университетї, г. јрхангельск;
√ромова Ћ.≈., д.м.н., доцент кафедры фармакологии, √Ѕќ” ¬ѕќ Ђ—еверный государственный медицинский университетї, г. јрхангельск.
–абота поступила в редакцию 04.02.2014.

пїњ