пїњ

ѕ–ќЅЋ≈ћџ ¬«ј»ћќƒ≈…—“¬»я ќ–√јЌќ¬ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ’ ќ–√јЌќ¬ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“» » ќ–√јЌќ¬ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“» —”ЅЏ≈ “ќ¬ ‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ –ќ——»» » «ј –”Ѕ≈∆ќћ


ƒухновска€ «.ј.1
ѕ–ќЅЋ≈ћџ ¬«ј»ћќƒ≈…—“¬»я ќ–√јЌќ¬ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ’ ќ–√јЌќ¬ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“» » ќ–√јЌќ¬ »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќќ… ¬Ћј—“» —”ЅЏ≈ “ќ¬ ‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ –ќ——»» » «ј –”Ѕ≈∆ќћ
ќснову взаимодействи€ федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации в –оссии и федеративных государствах ≈вропы закладывают нормы конституций и законов, закрепл€ющие распределение предметов ведени€ и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов. —равнительно-правовое исследование законодательства европейских федеративных государств показывает, что общим дл€ них принципом распределени€ предметов ведени€ и полномочий €вл€етс€ принцип субсидиарности. ¬ соответствии с ним предполагаетс€ передача государственно-властных полномочий на тот уровень, на котором они будут выполн€тьс€ с максимальной эффективностью. Ёто означает наделение субъектов федерации максимально возможными полномочи€ми. “аким образом, федераци€ выполн€ет только те функции и задачи, которые выход€т за рамки возможностей субъектов. Ќаиболее полно данный принцип закреплен в ст.ст. 3, 42 и 43  онституции Ўвейцарии: кантоны осуществл€ют
1ƒухновска€ «ос€ јнатольевна - аспирант кафедры государственного регулировани€ экономики и финансов ћ»√—” –оссийской академии народного хоз€йства и государственной службы при ѕрезиденте –оссийской ‘едерации.
¬ статье рассмотрены проблемы разграничени€ полномочий между органами исполнительной власти в федеративном государстве. »сследован принцип субсидиарности, вы€влены основные формы взаимодействи€ между органами исполнительной власти в федеративных государствах ≈вропы.  лючевые слова: федеративное государство, исполнительна€ власть, субсидиарность, разграничение полномочий
Duhnovskaja Z.A. Problems of interaction of bodies of federal enforcement authorities and enforcement authorities of subjects of federation in Russia and abroad
In article problems of differentiation of powers between enforcement authorities in a federative state are considered. The principle a subsidiarity is investigated, the basic forms of interaction between enforcement authorities in federative states of Europe are revealed.
Key words: federative state, executive power, differentiation of powers.
все полномочи€, которые не переданы  онфедерации, а  онфедераци€ -только полномочи€, закрепленные за ней  онституцией. ѕри этом, уровн€м публичной власти предметы ведени€ разделены на 4 группы: а)
исключительна€ компетенци€  онфедерации; б) предметы, по которым  онфедераци€ осуществл€ет законодательное регулирование, а на кантоны возлагаетс€ об€занность по реализации федеральных законов; в) предметы ведени€, по которым законодательное регулирование осуществл€етс€  онфедерацией и кантонами совместно; г) исключительна€ компетенци€ кантонов1-
ќсновной закон ‘–√ по смыслу ст.ст. 30 и 80 также устанавливает, что осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач осуществл€етс€ земл€ми, если иное не установлено законом. ѕри этом, разделение сфер компетенции между ‘едерацией и земл€ми €вл€етс€ основой как ст. 83, так и других положений главы VII ќсновного закона ‘–√, образующих, по общеприн€тому мнению, запрет так называемого Ђсмешанного управлени€ї, в соответствии с которым принципиально недопустимы Ђполномочи€ земель по совместному планированию, управлению и вынесению решений любого типа, если только конституцией не предусмотрена передача ‘едерации соответствующей компетенцииї2-ѕри более детальном рассмотрении вы€сн€етс€, однако, что данный запрет не выдерживаетс€ самим ќсновным законом, например: при управлении по поручению ‘едерации, которое характеризуетс€ значительными полномочи€ми ‘едерации по воздействию на органы исполнительной власти земель; при организации структуры финансового управлени€, согласно ст. 108 ќсновного закона ‘–√, а также при исполнении общих задач в соответствии со ст.ст. 91а и 91№ ќсновного закона ‘–√3-
1  онституци€ Ўвейцарской  онфедерации 1999 г. //  онституции зарубежных государств: ”чебное пособие/—ост. проф. ¬.¬.ћаклаков. 4-е изд., перераб. и доп. ћ., 2003.
2 —м.: Trute H. Das Bonner Grundgesetz. / Hrsg. H. v.Mangoldt, C. Starck. Bd. III. 4. Aufl. 2000. Art. 83. Rn. 28 ff.
3 ќсновной закон ‘едеративной –еспублики √ермании от 23 ма€ 1949 г. //  онституции зарубежных государств: ”чебное пособие / —ост. проф. ¬.¬.ћаклаков. 4-е изд., перераб. и доп. ћ., 2003.
Ќаконец, за запретом Ђсмешанного управлени€ї стоит задача определени€ конституционно-правовых рамок взаимного вли€ни€ в федеративном государстве. ‘едеральна€ исполнительна€ власть едва ли согласовалась бы с основными принципами федерализма. —уществует Ђпринцип осуществлени€ компетенции ‘едерацией и земл€ми под свою ответственностьї, то есть исполнение задач при помощи своего персонала, своих материальных средств и своей собственной организации. —лучаи несоблюдени€ этого принципа должны быть урегулированы в ќсновном законе и не могут происходить Ђокольными пут€миї, что призван предотвратить запрет на Ђсмешанное управлениеї.
“рудности возникают, прежде всего, при разграничении неформальной кооперации и координации между ‘едерацией и земл€ми, с одной стороны, и институционально укрепленного, но конституционно сомнительного Ђсмешанного управлени€ї Ч с другой1 Х ¬се единодушны в том, что федеративные системы ориентированы на более или менее интенсивную и более или менее формализованную кооперацию дл€ эффективного решени€ задач. ¬ышесказанное верно именно в отношении несоответстви€ между сферой управлени€, характером задач и целью обеспечени€ одинаковых условий жизни, вечно вступающей в противоречие с другой стороной разделени€ компетенций в федеративном государстве, характеризуемой многообразием, децентрализацией, конкуренцией и инноваци€ми. —отрудничество между земл€ми и ‘едерацией в √ермании может быть самого разного рода, начина€ от разовых соглашений, заключени€ договоров, использовани€ организаций, принадлежащих носител€м другой компетенции, заканчива€ созданием общих учреждений различного организационного характера. — конституционно-правовой точки зрени€, речь идет о том, что полномочие прин€ти€ окончательного решени€ и ответственность за него соответствуют конституционно закрепленному распределению компетенции2- ќднако нормы, воспринимающие решени€
1 Oeter S. Integration und Subsidiaritat im deutschen Bundesstaatsrecht. Tubingen, 1998. S. 266.
2 —м.: Hermes G. Grundgesetz-Kommentar / Hrsg. H. Dreier. Bd. III. Tubingen, 2000. Art. 83. Rn. 52.
 онференций министров культуры без проверки их содержани€, с этой точки зрени€ €вл€ютс€ проблематичными.
»сследование норм ќсновного закона ‘–√ позвол€ет сформировать 4 группы полномочий органов исполнительной власти федерации и земель:
а) полномочи€ органов исполнительной власти земель по исполнению законодательства земель;
б) исполнение органами исполнительной власти земель федеральных законов под надзором органов власти федерации;
в) исполнение органами исполнительной власти земель федеральных законов в силу пр€мого поручени€ федерации;
г) исполнение федеральными органами исполнительной власти федеральных законов. ѕри этом, в соответствии со ст. 83 ќсновного закона земли исполн€ют федеральные законы как свои собственные, если ќсновной закон не устанавливает иного1-
Ѕлизкие по смыслу положени€ содержатс€ и в  онституции јвстрии (ст.ст. 10-12, 14, 14а, 15, 102-104)2-
Ќапротив, в соответствии с ч. 2 ст. 35 и ст. 39  онституции Ѕельгии, субъекты федерации (сообщества и регионы) обладают только компетенцией, котора€ им специально передана  онституцией и органическим законодательством.  роме того в ст.ст. 127-130 и 135  онституции Ѕельгии содержитс€ исчерпывающий перечень полномочий сообществ и регионов, а также сферы, зарезервированные за федерацией3-¬ –оссийской ‘едерации в силу особенностей изложени€ ст.ст. 71-73 и 77  онституции –‘ с достоверностью установить разграничение предметов ведени€ и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации возможно
1 ќсновной закон ‘едеративной –еспублики √ермании от 23 ма€ 1949 г. //  онституции зарубежных государств: ”чебное пособие / —ост. проф. ¬.¬.ћаклаков. 4-е изд., перераб. и доп. ћ., 2003.
2 ‘едеральный конституционный закон јвстрии от 10 но€бр€ 1920 г. Ђ онституци€ јвстрийской республикиї //  онституции государств ≈вропы. / ѕод ред. Ћ.ј. ќкунькова. ћ., 2001.
3  онституци€  оролевства Ѕельгии 1831 г. (консолидированный текст 1994 г.) //  онституции государств ≈вропы. ¬ 3 т. / ѕод общ. ред. Ћ.ј. ќкунькова. ћ., 2001. “. 1. —. 341-380.
только путем исследовани€ положений ст.ст. 26.1-26.3.1 ‘едерального закона Ђќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерацииї и иных федеральных законов, прин€тых как по предметам исключительного ведени€ –оссийской ‘едерации, так и по предметам совместного ведени€. ќднако полномочи€ органов исполнительной власти также можно с известной долей условности разделить на группы, аналогичные группам полномочий органов исполнительной власти в јвстрии и √ермании.
јнализ конституций и законодательства јвстрии и √ермании позвол€ет следующим образом сгруппировать полномочи€ федеральных органов исполнительной власти на органы исполнительной власти субъектов федерации: а) издание общих административных инструкций, основной функцией которых €вл€етс€ обеспечение единообразного исполнени€ федеральных законов; б) надзор за законностью исполнени€ федеральных законов при ограниченных средствах надзора; в) предоставление полномочий давать конкретные указани€ по выполнению федеральных законов в особых случа€х высшим органам управлени€ земли. ѕри этом, если полномочие осуществл€етс€ органами исполнительной власти земли по поручению федерации, то указанные формы взаимодействи€ дополн€ютс€ также воздействием ‘едерации на кадровые вопросы, а также надзором не только за законностью исполнени€ полномочий, но и за целесообразностью действий органов исполнительной власти субъектов федерации.
ќсобенностью взаимодействи€ федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации €вл€етс€ включение в данный процесс ѕрезидента –‘ как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. ѕрезидент в соответствии с ‘едеральным законом Ђќб общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов –оссийской ‘едерацииї принимает непосредственное участие в заключении договоров о разграничении
полномочий и предметов ведени€ органов государственной власти –оссийской ‘едерации и ее субъектов, оценке эффективности де€тельности органов исполнительной власти субъектов федерации, контролирует конституционность и законность нормативных актов органов исполнительной власти субъектов федерации и приостанавливает действие дефектных актов. Ќаконец, высшее должностное лицо субъекта федерации несет ответственность в случае утраты довери€ им ѕрезидента –‘.
¬заимосв€зи внутри системы исполнительной власти –оссийской ‘едерации имеют несколько меньшее значение. ѕравительство –‘: а) осуществл€ет контроль за де€тельностью органов исполнительной власти субъектов федерации по предметам совместного ведени€ –оссийской ‘едерации и ее субъектов; б) обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов федерации; в) разрешает споры и устран€ет разногласи€ между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации; утверждает соглашени€ между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации о передаче осуществлени€ части полномочий.
¬ Ѕельгии формой взаимодействи€ между органами исполнительной власти федерации и субъектов €вл€ютс€ межминистерские конференции, которые были учреждены с целью осуществлени€ сотрудничества (выработки единой политики в определенных сферах, а также подготовки договоров о сотрудничестве) и разрешени€ конфликтов между органами исполнительной власти различных уровней путем переговоров. ≈сли межминистерска€ конференци€ не смогла разрешить конфликтную ситуацию, то в течение 60 дней с момента получени€ сообщени€ —овета ћинистров об имеющихс€ возражени€х, приостановленные действи€ ѕравительства региона или сообщества подлежат прекращению по указу главы государства. ѕри этом, административный департамент √осударственного —овета должен в течение шести мес€цев дать оценку действительности королевского указа.
¬ Ўвейцарии взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти кантонов имеют характер консультаций, обеспечивающих участие кантонов в прин€тии решений на федеральном уровне.

пїњ