пїњ

јЌјЋ»« —ќ—“ќяЌ»я Ё ќЌќћ» » ќ–≈ЌЅ”–√— ќ… ќЅЋј—“» » ќ“–ј—Ћ≈¬ќ… ѕќ“–≈ЅЌќ—“» ¬  ¬јЋ»‘»÷»–ќ¬јЌЌџ’  јƒ–ј’

јЌјЋ»« —ќ—“ќяЌ»я Ё ќЌќћ» » ќ–≈ЌЅ”–√— ќ… ќЅЋј—“» » ќ“–ј—Ћ≈¬ќ… ѕќ“–≈ЅЌќ—“» ¬  ¬јЋ»‘»÷»–ќ¬јЌЌџ’  јƒ–ј’
¬ статье рассматриваетс€ состо€ние экономики ќренбургской области, возможность исследовани€ и прогнозировани€ рынка труда и рынка образовательных услуг, привод€тс€ данные, характеризующие эти процессы на территории ќренбургской области, а также вы€вл€ютс€ основные проблемы дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
 лючевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, исследование и прогнозирование рынка труда и рынка образовательных услуг.
ќренбургска€ область - одна из крупных в –оссийской ‘едерации, она относитс€ к индустриально-аграрным регионам, крупнейшим транспортным, торговым и культурным центрам –оссии.
ќренбургска€ область сегодн€ - это:
- территори€ - 124,0 тыс. кв. км;
- население - 2,13 млн. чел.;
- среднегодова€ численность зан€тых в экономике - 1,06 млн. чел.;
- валовой региональный продукт - 268,6 млрд руб. по данным за 2006 год.
¬ структуре валового регионального продукта ќренбургской области преобладает промышленность, на нее же приходитс€ и наибольша€ дол€ зан€тых в экономике. “аким образом, организации этого вида де€тельности будут в конечном итоге определ€ть основную потребность в рабочей силе. Ќаибольшее развитие получили топливноэнергетический, металлургический и машиностроительный комплексы [1].
ќпережающими темпами развиваютс€ обрабатывающие производства (рост за 2006 год 19%), в том числе металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - на 19,2%, производство машин и оборудовани€ - на 9,9%.
¬ структуре зан€тых в промышленности области преобладает машиностроительный комплекс. ¬ нем же наиболее остро происход€т процессы, св€занные с перераспределением рабочей силы. Ќа ближайшую перспективу именно этот вид де€тельности (нар€ду с агропромышленным, научно-образовательным комплексами и сектором информационных технологий) выделен в качестве приоритетного в —тратегии развити€ ќренбургской области до 2030 года [2].
Ќесмотр€ на преобладание промышленного производства, в ќренбургской области большинство муниципальных образований имеют сельскохоз€йственную направленность.  роме того, в сельской местности проживает более 900 тыс€ч человек, следовательно, регулирование процессов зан€тости в этой сфере экономики €вл€етс€ достаточно актуальным.
ƒинамика развити€ сферы малого бизнеса ќренбургской области за 2001-2006 годы показывает, что число малых предпри€тий увеличилось с 7565 в 2001 году до 8977 в 2006 году. ѕо прогнозным данным, к 2010 году среднесписочна€ численность работающих на малых предпри€ти€х возрастет до 30 процентов от всех зан€тых в экономике области.
¬ ќренбургской области из года в год увеличиваетс€ количество организаций, осуществл€ющих производство наукоемкой, высокотехнологичной продукции, которые также будут нуждатьс€ в высококвалифицированных кадрах.
¬ насто€щее врем€ показатели регистрируемой безработицы и коэффициента напр€женности на рынке труда в области одни из самых низких среди субъектов –оссийской ‘едерации, вход€щих в ѕриволжский федеральный округ. ќднако, несмотр€ на достаточно низкий уровень официально зарегистрированной безработицы, который в течение нескольких последних лет не превышает 1%, фактическое число безработных граждан гораздо выше. √раждане оказываютс€ без работы либо вследствие отсутстви€ спроса на их профессии, либо из-за низкой стоимости рабочих мест, что способствует оттоку рабочих кадров в другие регионы страны.
¬ то же врем€ во многих организаци€х области имеют место признаки кадрового
дефицита, а на рынке труда - конкуренци€ работодателей за рабочую силу, удовлетвор€ющую предъ€вл€емым требовани€м, так как уровень подготовки кадров в образовательных учреждени€х не всегда соответствует запросам работодателей. «ачастую выпускники вынуждены работать не по полученным специальност€м.
¬ насто€щее врем€ отсутствует механизм формировани€ обоснованного прогноза потребности экономики в рабочих кадрах и создани€ на его основе областного заказа подготовки рабочих кадров учреждени€ми профессионального образовани€.
Ќазрела остра€ необходимость осуществлени€ посто€нного мониторинга всех процессов, происход€щих в данной сфере.
ƒл€ ќренбургской области, как и дл€ всей –оссийской ‘едерации, в насто€щее врем€ характерна слаба€ сбалансированность востребованного рынка труда и воспроизводимого системой профессионального образовани€ контингента экономически активного населени€.
—уществует определенный дисбаланс между спросом организаций области на высококвалифицированных работников и предложени€ми учебных заведений.
”правление кадровым потенциалом ќренбургской области требует посто€нного мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе данных о соответствии спроса и предложени€ рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе профессий и специальностей, отраслей, муниципальных образований области, а также информации о причинах дисбаланса рынка труда.
¬ насто€щее врем€ отчетные, статистические и аналитические данные органов государственной статистики недостаточны дл€ информационного обеспечени€ и формировани€ показателей дифференцированного учета работающих в разрезе профессий и специальностей.
ѕо одним и тем же професси€м и специальност€м одновременно имеетс€ неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы, так как, с одной стороны, работодател€м нужны рабочие высокой квалификации, а с другой - уровень предлагаемой
работникам оплаты труда не удовлетвор€ет их потребности.
ќдновременно с этим в общественном мнении сформировалс€ перечень отдельных престижных профессий и специальностей, которые в силу перепроизводства оказываютс€ невостребованными на рынке труда [3].
 роме того, динамика конъюнктуры рынка, переход экономики области на путь инновационного развити€, внедрени€ новых технологий, новых форм организации работы, а также демографический спад диктуют необходимость непрерывного обучени€ и переквалификации (переподготовки) любого специалиста на прот€жении всей его профессиональной де€тельности.
 омплекс профессионального образовани€ ќренбургской области €вл€етс€ одним из самых крупных в –оссийской ‘едерации.
¬ цел€х сн€ти€ экономической напр€женности, особенно в сельских районах, и сокращени€ миграции молодежи из села в ќренбургской области по€вились учреждени€ профессионального образовани€ нового типа, реализующие как программы начального, так и среднего профессионального образовани€.
¬месте с тем удовлетворение требований работодателей к выпускникам системы профессионального образовани€ в отношении их готовности к профессионально-трудовой де€тельности требует повышени€ уровн€ квалификации преподавательского состава и мастеров производственного обучени€.
ќднако из-за низкого уровн€ заработной платы государственна€ система образовани€ становитс€ все менее привлекательной сферой профессиональной де€тельности, результатом €вл€етс€ дефицит педагогических работников, особенно мастеров производственного обучени€. —ледствием недостаточного финансировани€ €вл€етс€ не отвечающа€ современным требовани€м материальна€ база образовательных учреждений.
ќстрой проблемой формировани€ контингента учреждений профессионального образовани€, осуществл€ющих подготовку рабочих кадров, €вл€етс€ резкое снижение привлекательности этого уровн€ профессионального образовани€ дл€ выпускников школ, то есть низкий престиж рабочих профессий.
 роме того, проблема подготовки рабочих кадров усугубл€етс€ тем, что начальный этап производственной де€тельности выпускников профессионального образовани€ прерываетс€ службой в армии, в результате чего утрачиваетс€ профессиональна€ квалификаци€, и нар€ду с этим выпускники зачастую не возвращаютс€ на свои рабочие места.
 онтингент учащихс€ и студентов различных уровней образовани€ представлен в таблице 1. јнализ данных таблицы показывает снижение доли учащихс€ в учреждени€х начального и среднего профессионального образовани€ и резкое увеличение в высших образовательных учреждени€х.
ќтсутствие прогнозируемого рынка труда, неэффективность кадровой политики на уровне органов местного самоуправлени€, в организаци€х не позвол€ют учреждени€м профессионального образовани€ своевременно перепрофилировать свою де€тельность, ориентиру€сь на изменившуюс€ кадровую ситуацию [4, 5].
 лючевым условием эффективности работы системы профессионального образовани€ €вл€етс€ владение информацией о приоритетах и перспективах развити€ экономики области.
Ќаучно-образовательный комплекс отнесен к приоритетным направлени€м, признан движущей силой экономики и ключевым фактором, обеспечивающим экономику области качественными трудовыми ресурсами.
”чебные заведени€ в состо€нии предоставить качественные образовательные услуги по всем направлени€м подготовки. ќднако следует отметить, что дл€ подготовки специалис-
тов в промышленности, на транспорте, строительстве, в св€зи, энергетике и т.п. требуетс€ обновление материально-технической базы.
 роме того, необходимо пересмотреть номенклатуру специальностей оренбургских учебных заведений и скорректировать бюджетный прием на экономические и юридические специальности.
¬ то же врем€ необходимо совершенствовать технологию прогнозировани€ перспективных потребностей организаций в рабочей силе и использовани€ прогнозов дл€ формировани€ планов приема в учебные заведени€ и внутрифирменного обучени€ персонала [6].
–езультаты опроса показывают, что примерно 65-85% учащихс€ школ ориентированы на продолжение образовани€ в вузах. “ака€ тенденци€ объ€сн€етс€ не только престижностью высшего образовани€, но и по€влением на рынке разнообразных привлекательных образовательных услуг. Ёти и другие факторы предопредел€ют то, что на рынке труда возникают стихийные изменени€ спроса на образовательные услуги, порождающие резкие периодические колебани€ в сторону увеличени€ спроса на одни группы профессий и специальностей и уменьшени€ - на другие.
јнализ состо€ни€ предложени€ и спроса на профессии разной квалификации и направленности показывает, что во многих регионах в насто€щее врем€ предложение юристов и экономистов превышает спрос в два раза, менеджеров разного уровн€ - в два-три раза. ѕри этом значительно возрастает спрос на рабочие профессии промышленности и строительства, а потребность в инже-
“аблица 1.  онтингент учащихс€ и студентов в образовательных учреждени€х ќренбургской области за 2000-2007 годы, тыс. чел.
√од ¬ысшее профессиональное —реднее профессиональное Ќачальное профессиональное
¬сего ѕрием ¬ыпуск ¬сего ѕрием ¬ыпуск ¬сего ѕрием ¬ыпуск
2000 55,9 14,6 5,8 46,9 16,3 10,8 29,7 13,9 12,8
2001 62,3 15,5 7,9 48,6 16,1 11,6 30,1 14,0 12,8
2002 69,4 16,9 9,8 49,2 16,0 12,7 30,5 14,1 12,8
2003 75,1 17,6 10,5 47,9 15,4 12,7 31,0 14,1 12,4
2004 75,8 17,6 11,7 48,1 15,6 12,5 30,1 13,3 12,8
2005 82,5 19,5 13,2 47,9 14,6 12,7 25,5 8,7 10,0
2006 85,2 20,2 15,2 46,7 14,5 12,6 24,6 8,5 9,0
2007 85,0 22,1 16,5 45,2 13,5 14,0 22,6 7,8 8,0
нерных кадрах уже в насто€щее врем€ в два раза превышает предложение [7].
—труктурна€ динамика макроэкономического развити€ области в соответствии со стратегией развити€ ќренбургской области до 2030 года будет характеризоватьс€ следующими изменени€ми:
- дол€ торговли и сферы услуг возрастает с 8,8% до 30-35%, в основном за счет развити€ инновационной инфраструктуры, консалтингового, кредитно-финансового и научного обслуживани€ развити€ области;
- произойдет реструктуризаци€ промышленного комплекса с ростом долей машиностроени€, химии и нефтехимии, производства строительных материалов более чем в 2 раза и снижением доли топливно-энергетического комплекса;
- относительна€ дол€ агропромышленного комплекса снизитс€ в 1,5-2 раза при значительном росте производительности труда.
—ледствием данных факторов станет формирование структуры зан€тости, адекватной постиндустриальному обществу. ƒл€ этого требуетс€ увеличение количества услуг, начина€ от базовых, включающих обслуживание социального пакета, до специфических, таких как научно-исследовательска€ де€тельность, маркетинг, подготовка и переподготовка кадров.
ќриентиру€сь на Ђопережающееї инновационное развитие, следует поэтапно сформировать к концу периода следующую примерную структуру зан€тости: аграрный сектор - не более 10%, промышленный сектор -не более 30%, сфера услуг - более 60%. ƒи-
2007 г. 2015 г. 2030 г.
√оды
–исунок 1. ƒинамика структуры зан€тости
намика структуры зан€тости представлена на рис. 1.
“енденци€ роста доли услуг в валовом продукте €вл€етс€ общемировой, и переход в структуре зан€тости от уровн€ менее 50% (характерно дл€ ќренбургской области) к уровню более 65% соответствует качественному скачку в экономике, заключающемус€ в ее инновационной трансформации, и переходу в режим информационного общества как первой фазы общества, основанного на знани€х.
¬ стратегической перспективе необходимо обеспечить основной прирост зан€тых в экономике в общем объеме до 300 тыс. человек благодар€ не миграционному, а естественному приросту и внутренней трудовой миграции.
ќценки показывают, что только одна из мер - ориентаци€ невостребованных в насто€щее врем€ выпускников учреждений профессионального образовани€ на их самореализацию в области - позволит обеспечить к 2030 году не менее 70 тыс. подготовленных кадров дл€ новой экономики с учетом их вклада в естественный прирост населени€ [2, 7].
”странение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы требует новых подходов в де€тельности учебных заведений, их ориентации на реальное положение в сфере зан€тости и прогнозные характеристики рынка труда. ќтечественный и зарубежный опыт показывает, что основой повышени€ потенциала трудоустройства выпускников €вл€етс€ высокий уровень их профессиональной подготовки и конкурентоспособности на рынке труда. ƒинамика экономических и общественных изменений требует создани€ гибкой образовательной системы, готов€щей квалифицированных специалистов, способных к творчеству, личной инициативе и быстрой адаптации к различным нововведени€м.
ƒл€ решени€ данной задачи необходимо провести комплексное изучение внутренних и внешних факторов, а именно:
- анализ российского и зарубежного опыта;
- анализ законодательной базы в области образовани€;
- анализ востребованности выпускников в разрезе специальностей;
- анализ ситуации на рынке труда, определение наиболее востребованных профессий, вы€вление требований, предъ€вл€емых работодател€ми;
- анализ конкурентной среды на рынке образовательных услуг, составление
рейтингов специальностей и учебных заведений.
¬ св€зи с вышеизложенным необходимо комплексное исследование экономики ќренбургской области, потребности в квалифицированных кадрах, моделирование и прогнозирование рынка труда и рынка образовательных услуг.
—писок использованной литературы:
1. ќбластной статистический ежегодник 2007. ќренбургска€ область: —т. сборник/“ерриториальный орган ‘едеральной службы государственной статистики по ќренбургской области. - ќренбург, 2007. - 478 с.
2. —тратеги€ развити€ ќренбургской области до 2030 года. ќфициальное издание ѕравительства ќренбургской области. - ќренбург, 2006. - 88 с.
3. јнализ вли€ни€ экономических, социальных и других факторов на состо€ние рынка труда и образовательных услуг / —оставители: ÷—«”ћ ћ√“” им. Ќ.Ё. Ѕаумана, √Ќ»» »ти“ Ђ»нформатикаї, Ќ»» ¬ќ, “верской √”, —ѕб√Ё“” ЂЋЁ“»ї, √—Ѕ“иќ —пбгутиƒ, яр√” им. ѕ.√. ƒемидова, яр»ѕ . ћ., 2001. - 15 с.
4. √айнутдинов ќ.ј. √осударственна€ политика зан€тости населени€: ”чебное пособие. - ќренбург. 2000. — 21.
5. Ѕаланс трудовых ресурсов по ќренбургской области за 2001 год. √ќ— ќћ—“ј“ –оссии 2002. — 5.
6. јналитическа€ записка о ситуации на рынке труда и де€тельности службы зан€тости населени€ ќренбургской области за 2002 год. - ќренбург: ƒ‘√—«Ќ по ќренбургской области, 2002. - 56 с.
7. —олодка€ ћ.—. ќтчет по теме Ђ–азработка и обоснование рекомендаций по регулированию рынка квалифицированной рабочей силы ќренбургской областиї, - ќренбург, 2001 - 75 с.

пїњ