пїњ

ѕ–ќЅЋ≈ћџ ¬ќ≈ЌЌќ-ѕќЋ»“»„≈— ќ… Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» » ƒ»јЋќ√ј Ќј  ќ–≈…— ќћ ѕќЋ”ќ—“–ќ¬≈

ѕолитологи€
—.¬. —»Ќя »Ќ
ѕроблемы военно-политической безопасности и диалога на  орейском полуострове
јнализируютс€ проблемы военно-политической безопасности на  орейском полуострове, которые напр€мую св€заны с вопросом обеспечени€ безопасности и стабильности в јзиатско-“ихоокеанском регионе и возможностью осуществлени€ эффективной внешней политики –оссийской ‘едерации в отношении стран ј“–.
 лючевые слова: ј“–,  орейский полуостров, интеграци€ —евера и ёга,  Ќƒ–, политика Ђсолнечного теплаї, северокорейска€ €дерна€ программа, военно-политическа€ безопасность, американский фактор.
Problems of Military and Political Security, and Dialogue on the Korean Peninsula. S.V. SINYAKIN
Analyzes the problem of military and political security on the Korean peninsula, which is directly related to the issue of security and stability in the Asia-Pacific Region and the possibility of an effective foreign policy of the Russian Federation with respect to Asian-Pacific countries.
Key Terms: Asia-Pacific Region, Korean Peninsula, Integration of North and South Korea, Politics УSolar HeatФ, North KoreaТs Nuclear Program, Military and Political Security, the American Factor.
јктуальность проблемы военно-политической безопасности на  орейском полуострове в насто€щее врем€ очевидна, т. к. в мировом сообществе преобладают тенденции к интернационализации, становлению многопол€рного мира, и вопрос о взаимоотношени€х между —еверной и ёжной  ореей обходить становитс€ все труднее.
«атрагива€ данный вопрос, нельз€ не вспомнить предысторию разделени€ страны на две враждующие части. Ётот процесс началс€ в 1945 г. ѕервоначально разделение  ореи по 38-й параллели предполагалось как временное. ќно должно было обозначить зоны ответственности за нормализацию жизни гражданского населени€ и подготовку его к самоуправлению страной. ќднако различные подходы —Ўј и ———– к послевоенному устройству мира, начало Ђхолодной войныї, св€занные с нею конфронтации привели к превращению  орейского полуострова на долгие годы в арену соперничества двух мировых центров силы и закреплению раскола страны.
 роме того, подавл€ющее большинство предпри€тий горнодобывающей и т€желой индустрии находились в северной части страны и были серьезно повреждены в ходе боев. ¬ южной части  ореи, не имеющей полезных ископаемых, располагались основные районы производства сельхозпродукции и предпри€ти€ легкой промышленности. —оответственно, там проживало больше населени€ (две трети от общей численности). Ќачавшеес€ с 1945 г. разделение  орейского полуострова на два самосто€тельных государства привело к разрыву традиционных хоз€йственных св€зей, вынудило —евер и ёг заново создавать замещение части экономической системы, сильно усугубило имевшиес€ экономические трудности и затруднило сбалансированный экономический рост.
¬ 1947 г. —Ўј вынесли обсуждение корейского вопроса на сессию √енеральной ассамблеи ќќЌ. »м удалось провести резолюцию о создании ¬ременной комиссии ќќЌ по  орее, которой поручалось проконтролировать проведение выборов в стране. Ёто вызвало сопротивление со стороны радикально настроенных кругов, в отношении которых стали примен€тьс€ меры жесткого характера.
“ем не менее в мае 1948 г. в ёжной  орее были проведены выборы в Ќациональное собрание, прин€вшее название государства -–еспублика  оре€ (– ), конституцию, провозгласившую суверенитет –  на всей территории  ореи, и избравшее президентом страны Ћи —ын ћана. —толицей был оставлен —еул.
¬ качестве ответного шага на —евере в августе 1948 г. прошли выборы в ¬ерховное народное собрание (¬Ќ—)  ореи. »м был придан всекорейский характер путем участи€ р€да представителей населени€ ёжной  ореи. ѕерва€ сесси€ ¬Ќ— провозгласила 9 сент€бр€ того же года создание  орейской Ќародно-ƒемократической –еспублики ( Ќƒ–), столицей нового государства стал ѕхень€н.
ѕо€вление двух корейских государств, каждое из которых провозглашало себ€ единственно законным и претендующим на всю территорию  ореи, объективно создавало предпосылки дл€ конфликтов, продолжавшихс€ длительное врем€ и отразившихс€ на нынешней ситуации на полуострове. —о временем разрыв между двум€ государствами становилс€ все более отчетливым не только в экономической, но и в общественной жизни и в сфере политического управлени€ страной.
ƒев€ностые годы ’’ в. закрепили за ёжной  ореей одно из ведущих мест среди так называемых Ќовых индустриальных стран. Ќа данный момент главными составл€ющими внешней политики –еспублики  оре€ €вл€ютс€ всемерное поощрение экспорта и стимулирование притока иностранных инвестиций.
 орейска€ Ќародно-ƒемократическа€ –еспублика в конце 1990-х гг. испытала серьезный спад в сельском хоз€йстве, промышленности. ќтмечалась нестабильность и в политическом строе страны.
  2000 г. отношени€  Ќƒ– и ёжной  ореи крайне обострились, и тогда последней был сделан шаг навстречу (в отношении  Ќƒ– была провозглашена политика Ђсолнечного теплаї), отразившийс€ во встрече лидеров –  и  Ќƒ– 13 июн€ 2000 г.
¬ насто€щее врем€ обсуждение проблем взаимоотношений между –  и  Ќƒ– все чаще проходит на мировом уровне, и –оссийска€ ‘едераци€ принимает в нем активное участие. ѕодтверждение тому визит в –оссию осенью 2004 г. президента ёжной  ореи Ќо ћу ’ена дл€ проведени€ двусторонних переговоров, предметом которых послужили вопросы, св€занные с экономическим сотрудничеством между нашими странами, а также проблемы во взаимоотношени€х —еверной и ёжной  ореи.
ѕо мнению российских журналистов и политиков, привлечь –оссийскую ‘едерацию к де€тельности по налаживанию отношений между –  и  Ќƒ– - желание обоих государств: Ђћосква стала восстанавливать свои позиции на  орейском полуострове только после того, как с 2000 года началось улучшение отношений между ћосквой и ѕхень€ном. ѕри этом —еул смотрит отнюдь не ревниво на то, как –осси€ и  Ќƒ– укрепл€ют былую дружбу. Ќаоборот, дл€ администрации президента –еспублики  оре€ Ќо ћу ’ена, который в качестве одной из основных своих целей поставил улучшение межкорейских отношений, это очень большое подспорье. —еул вс€чески поддерживает укрепление нашей дружбы с ѕхень€ном. ƒл€ нас же сама€ выгодна€ политика - дружить как с ёгом, так и с —евером. Ќедаром российский посол в —еуле “еймураз –амишвили в интервью местным —ћ» сказал, что У–осси€ всегда готова сыграть роль гостеприимного хоз€ина дл€ решени€ любых межкорейских проблем, если подобное желание возникнет у —евера и ёгаФї [4].
“ем не менее некоторые исследователи считают, что равномерна€ открытость двух стран в сторону мирового сообщества просто невозможна в силу существенного различи€ между ними. Ђ–еспублика  оре€ (ёжна€  оре€), будучи демократическим и либерально настроенным государством, охотно предоставл€ет практически любую информацию о себе, спокойно и адекватно воспринима€ как научные дискуссии, так и предложени€ по вопросам государственно-правового развити€. ¬ свою очередь,  орейска€ Ќародно-ƒемократическа€ –еспублика представл€етс€ государством закрытым и не допускающим никакого внешнего проникновени€ к оценке сложившегос€ государственно-правового строительстваї [5].
Ќесмотр€ на существование множества точек зрени€ по этому вопросу, все же очевидно, что проблема установлени€ нормальных взаимоотношений между обоими государствами  орейского полуострова напр€мую св€зана с решением проблемы стабильности и безопасности в ј“–. Ётой проблемой озабочена и –оссийска€ ‘едераци€, о чем свидетельствовало выступление первого вице-премьера —ерге€ »ванова на встрече с министром иностранных дел японии ћасахико
 омурой в рамках 44-й ћюнхенской конференции по политике безопасности в 2008 г. Ђѕо словам »ванова, ћюнхенска€ конференци€, очевидно, Уэволюционирует в сторону јзииФ. УЁто хорошо, так как вопросы безопасности в мире существуют везде, в том числе и в јзиатском регионеФ, - добавил первый вице-премьер. ќн отметил, что... –осси€, хоть и €вл€етс€ европейской, но две трети ее территории расположены в јзии. Уѕроблема безопасности в јзиатско-“ихоокеанском регионе нас очень интересует и иногда беспокоитФї [2].
ƒо недавнего времени р€д исследователей полагал, что  Ќƒ– активно пытаетс€ влитьс€ в мировое сообщество, но это возможно лишь через процесс интеграции с ёжной  ореей.   активизации  Ќƒ– относили ее принадлежность к различным международным организаци€м, составл€ющим весьма внушительный список.  орейска€ Ќародно-ƒемократическа€ –еспублика €вл€етс€ членом следующих международных организаций: ќрганизаци€ ќбъединенных Ќаций, ќрганизаци€ ќќЌ по вопросам продовольстви€ и сельского хоз€йства ‘јќ, ќрганизаци€ ќќЌ по индустриальному развитию ”Ќ»ƒќ, ¬семирна€ организаци€ по интеллектуальной собственности ¬»ѕќ, ƒвижение неприсоединени€,  онференци€ ќќЌ по торговле и развитию, ћеждународный фонд по аграрному развитию »‘јƒ, ћеждународна€ конфедераци€ союзов свободной торговли,  омисси€ ќќЌ по экономическим и социальным вопросам в јзиатско-“ихоокеанском регионе Ё— јѕ, ћеждународна€ федераци€ обществ  расного  реста и  расного ѕолумес€ца, ћеждународна€ организаци€ по спутниковой св€зи »нтелсат (как не подписавша€с€ сторона), ћеждународна€ организаци€ гражданской авиации » јќ, ћеждународна€ организаци€ по миграции ћќћ, ћеждународное объединение по телекоммуникаци€м, ћеждународна€ организаци€ труда ћќ“, ћеждународный олимпийский комитет ћќ , ћеждународна€ организаци€ по стандартизации ћќ—, ¬семирный почтовый союз ¬ѕ—, ћеждународна€ гидрографическа€ организаци€ ћ√ќ, ¬семирна€ организаци€ здравоохранени€ ¬ќ«, ¬семирна€ метеорологическа€ организаци€ ¬ћќ, ќрганизаци€ ќќЌ по вопросам образовани€, науки и культуры ёЌ≈— ќ, ¬семирна€ организаци€ по туризму ¬“ќ [5].
¬ принципе многие уже соглашались с тем, что  Ќƒ– вступает в полосу демократических преобразований, но в феврале 2005 г. ћинистерство иностранных дел  орейской Ќародно-ƒемократической –еспублики официально за€вило о наличии у страны €дерного оружи€ и о временном выходе из шестисторонних переговоров по урегулированию кризиса на  орейском полуострове [1]. –еакци€ международного сообщества на демарш ѕхень€на была негативной, хот€ нельз€ сказать, что это оказалось полной неожиданностью. ќднако прежде чем делать радикальные выводы в отношении данного за€влени€ со стороны  Ќƒ–, нужно вы€снить причины такого ее поведени€ в рамках международного сообщества, а также проследить перспективы развити€ сотрудничества двух государств - –  и  Ќƒ–.
ћожно согласитьс€ с мнением некоторых исследователей по поводу трудностей в осуществлении объединени€ этих стран: поскольку —евер и ёг слишком долгое врем€ находились во враждебном противосто€нии друг другу, они не в состо€нии быстро изменить свои позиции и вследствие этого им нелегко прийти к компромиссу и консенсусу.
Ќа состо€вшемс€ в июне 2000 г. межкорейском саммите в ѕхень€не было подписано историческое соглашение, которое можно рассматривать как декларацию намерений. ¬ соответствии с соглашением объединение должно проходить мирно, самосто€тельно и путем совместных усилий корейского народа. —тороны пришли к выводу, что концепци€ объединени€ должна привести к созданию конфедерации или свободной формы федерации. ѕо крайней мере, ёг и —евер пришли к решению развивать процесс объединени€ в данном направлении.
 Ќƒ– и –еспублика  оре€ договорились объединить усили€ по построению взаимного довери€ путем сбалансированного развити€ национальной экономики, поддержива€ экономическое сотрудничество и стимулиру€ взаимодействие и обмен в таких област€х, как культура, спорт, здравоохранение, защита окружающей среды и др.
Ќаконец, ёг и —евер согласились вести диалог между соответствующими правительственными структурами в ближайшее врем€ дл€ ускоренного выполнени€ вышеуказанных договоренностей [5].
Ђ¬ конце 2002-го ѕхень€н санкционировал совместное создание в непосредственной близости от границы со своим южным соседом  эсонского индустриального района и  ымганской зоны туризма. ёжна€  оре€ видит в этих проектах начало формировани€ единого экономического пространства и готова выдел€ть на них значительные средства. ќбе страны намерены соединить свои железные дороги с выходом на российскую “ранссибирскую магистральї [1].
ќднако у  Ќƒ– сейчас множество проблем, в том числе экономических. Ёто прежде всего нехватка электроэнергии, а также ограниченность инвестиций извне. ¬ 2002 г., когда ≈вропейский союз установил дипломатические отношени€ с  Ќƒ– и был готов активно участвовать в политике Ђвовлечени€ї и модернизации —еверной  ореи, а кроме того, по€вилась возможность нормализации отношений с японией, обещавшей привлечение Ђкомпенсационныхї (за ущерб, понесенный во ¬торой мировой войне) денег, и с ¬ашингтоном, ѕхень€н рассчитывал на более благопри€тную перспективу. Ќо позднее под давлением —Ўј ситуаци€ изменилась. ¬ насто€щее врем€ все международные финансовые институты отказывают ѕхень€ну в предоставлении кредитов, поэтому исключительно важное значение приобрели инвестиции со стороны  ита€ и ёжной  ореи [1]. —в€зь в этом отношении с ёжной  ореей может привести к налаживанию взаимоотношений.
¬есьма интересным представл€етс€ взгл€д некоторых исследователей на проблему эволюционной трансформации северокорейского
общества. ЂЌаиболее веро€тна€ модель - это создание на основе постепенной приватизации структур, подобных южнокорейским Учэбо-л€мФ, но, конечно, с большей ролью государства. »ностранные, прежде всего южнокорейские, инвестиции способны содействовать модернизации промышленности и сельского хоз€йства. —леду€ таким путем, —еверна€  оре€ через 10-15 лет, веро€тно, сможет построить экономику смешанного типа с высокой долей государственного сектора и тесно св€занную с ёжной  орей. ѕостепенное экономическое и политическое сближение создаст предпосылки дл€ формировани€ на  орейском полуострове единого государства, вначале на основе конфедерацииї [1].
ќднако это весьма отдаленна€ перспектива, поскольку  Ќƒ– по сей день остаетс€ страной, живущей в услови€х военного времени, -северокорейское общество €вл€етс€ одним из самых милитаризированных в мире. ¬ооруженные силы  орейской народной армии включают сухопутные войска, флот, авиацию, а также √ражданские силы безопасности. ¬оинскую об€занность молодые люди несут с 18 лет, число потенциальных военнооб€занных мужчин в возрасте 15-49 лет -5 853 635 чел. (по данным на 2000 г.).  оличество призывников, составл€ющих ежегодное пополнение, равн€етс€ 178 931 чел. ¬оенные расходы на оборону - от 3,7 до 4,9 млрд долл. —Ўј, или 25-33 % (за 1998 финансовый год) от общего внутреннего валового продукта. —пециалисты Ќациональной народной армии  Ќƒ– принимают участие в программе €дерных исследований. Ђ¬ ¬ооруженных силах страны служит каждый п€тый мужчина трудоспособного возраста, от 30 до 50 % экономики работают на военные нуждыї [1].
—еверна€  оре€ располагает количеством сырь€, вполне достаточным дл€ развити€ €дерной энергетики. «апасы урановых месторождений оцениваютс€ в 26 млн т руды (более 15 тыс. т урана) [5].
¬нешнеполитическое положение  Ќƒ– крайне сложно: —еверна€  оре€ не имеет дипломатических отношений ни с ёжной  ореей, ни с —Ўј, ни с японией. ¬ли€тельные правые круги ёжной  ореи категорически не приемлют пхень€нский режим, а республиканска€ администраци€ —Ўј и вовсе включила страну в список целей превентивного €дерного удара, нерешенный вопрос с похищенными северокорейским режимом €понцами мешает нормализации взаимоотношений с “окио. ¬се это, а также разработка ёжной  ореей военной €дерной программы в 1960-1970-е годы толкнуло руководство  Ќƒ– к созданию собственного €дерного оружи€ [1].
Ќадо сказать, что в процесс урегулировани€ межкорейских отношений активно вмешиваютс€ —Ўј. Ёто отмечаетс€, в частности, в работе старшего научного сотрудника »нститута анализа проблем обороны  ореи  има „ансу. Ђ¬ преддверии межкорейского саммита в —еуле —Ўј сделали вывод о том, что современные политические услови€ еще не созрели дл€ декларации о мире или мирном договоре между —евером и ёгом. —Ўј считают, что така€ деклараци€ или до-
говор могут быть реализованы только после сокращени€ угрозы применени€ оружи€ массового поражени€ и запрещенного оружи€ со стороны —еверной  ореи. ќни также полагают, что вопрос разоружени€ и довери€ в военных вопросах между —еверной и ёжной  ореей должен быть включен в любое из таких соглашений и деклараций или мирный договор. »тоги межкорейского саммита без таких условий будут выгл€деть как повышенные требовани€ к ёжной  орее по замене режима перемири€ новым мирным режимом, который будет вли€ть на американо-южнокорейский союз посредством усиливающихс€ призывов о сокращении или выводе американских войск из ёжной  ореи. “акие перемены неизбежно приведут к столкновению —Ўј и ёжной  ореи, в особенности, если —еул подпишет мирный договор с ѕхень€ном без требовани€ о сокращении военной угрозы от —еверной  ореи и без подробных консультаций с —Ўј. ¬ насто€щее врем€ —еверна€  оре€ сконцентрировала свои интересы на подписании мирного договора с —Ўј, в то врем€ как ёжна€  оре€ считает, что заключение мирного договора - дело, которое касаетс€ двух корейских государств, и эта позици€ поддерживаетс€ —Ўј. ≈сли мирна€ деклараци€ будет выработана в отсутствие создани€ условий довери€ в военных вопросах и разоружени€, —Ўј будут возражатьї [3].
ќтметим, что в €нваре, после инаугурации Ѕарака ќбамы, руководство  Ќƒ– попыталось отправить к нему высокопоставленного представител€ дл€ пр€мого диалога. Ѕелый дом ответил ѕхень€ну отказом. √оссекретарь ’.  линтон за€вила, что улучшение отношений с —Ўј произойдет не раньше, чем  Ќƒ– наладит диалог с —еулом и умерит €дерные амбиции. ¬ свою очередь, северокорейский представитель раскритиковал американскую администрацию за вмешательство во внутренние дела коммунистического государства.
“ака€ непроста€ ситуаци€ еще более усложн€етс€ отсутствием достоверных данных о состо€нии здоровь€ северокорейского лидера. —лухи о здоровье  им „ен »ра и св€занные с ним комментарии мало чем отличаютс€ от того, что в аналогичных ситуаци€х происходило, к примеру, на  убе или в ———–. «акрытые общества всегда кормили избыточное число аналитиков, которые из-за отсутстви€ информации либо выдавали желаемое за действительное, либо предлагали Ђсценарииї один другого апокалиптичнее. —егодн€ эксперты вынуждены признать, что слишком мало знают о структуре северокорейской элиты, о группах вли€ни€ в среде высшей бюрократии или генералитета. ѕоэтому всевозможные слухи усиливают и без того сложную ситуацию на  орейском полуострове.
¬ заключение надо отметить, что 3 марта 2009 г.  Ќƒ– ответила отказом на предложение президента ёжной  ореи о возобновлении диалога. ѕо сообщени€м »“ј–-“ј——, со ссылкой на ѕхень€н, нормализаци€ межкорейских отношений возможна только в случае смены власти в —еуле.
”же упом€нутый исследователь  им „ансу считает, что ёжна€  оре€ не должна спешить с прин€тием мер подготовки к по€влению потенциальных спорных проблем национальной безопасности во врем€ и после улучшени€ межкорейских отношений. ёжной  орее необходимо помнить о стабильности на  орейском полуострове и искать пути дальнейшего развити€ отношений между двум€ странами в мен€ющейс€ атмосфере безопасности в регионе [3]. Ќа прот€жении многих лет между —евером и ёгом существовало качественное различие в пут€х развити€, а потому формальное единство не может означать единства политического и социокультурного.
Ћитература
1. ¬оронцов ј.¬. —еверна€  оре€: выйти из тупика / ј.¬. ¬оронцов, ¬.¬. ≈всеев // –осси€ в глобальной политике. 2005. є 5. —ент€брь-окт€брь.
2. »нформационное агентство »“ј–-“ј——. Ќовости. ѕолитика. Ђ—ергей »ванов: проблема безопасности в ј“– –оссию очень интересует и иногда беспокоитї. - –ежим доступа: www.GZT.ru. [ƒата обращени€ 09.02.2008 г.].
3.  им „ансу. јмерикано-южнокорейска€ проблема безопасности в услови€х улучшени€ межкорейских отношений /  им „ансу; аннотирован. пер. ћ.¬. Ўироких. 2001. - –ежим доступа: Koreana.Ru. [ƒата обращени€ 27.03.2008 г.].
4. –оссийска€ газета. 2004. 21 сент. ‘едеральн. вып. - –ежим доступа: http://www.rg.ru/2004/09/21/koreya-anons.html. [ƒата обращени€ 21.05.2008 г.].
5. ёрковский ј.¬. ќбща€ характеристика некоторых особенностей государственно-правового строительства в  орейской Ќародноƒемократической –еспублике / ј.¬. ёрковский // —иб. юр. вестн. 2002. є 2. - –ежим доступа: http://www.lawinstitut.ru/ru/ science/vestnik/20022/urkovsky.html. [ƒата обращени€ 13.09.2008 г.].
© —ин€кин —.¬., 2009 г.

пїњ