пїњ

ѕ–ќЅЋ≈ћџ ¬Ќ≈ƒ–≈Ќ»я —ћ  ¬ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я —–≈ƒЌ≈√ќ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я

ѕ–ќЅЋ≈ћџ ¬Ќ≈ƒ–≈Ќ»я —ћ  ¬ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ≈ ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я —–≈ƒЌ≈√ќ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ√ќ
ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я
ћј —»ћќ¬ —.¬., —“ќяЌќ¬ј Ћ.¬.
¬ статье рассматриваетс€ практический опыт внедрени€ системы менеджмента качества (—ћ ) в образовательные учреждени€ среднего профессионального образовани€. ќписаны преимущества внедрени€ —ћ  и причины возможных неудач.
The article considers the practical experience of Quality Management System adoption in educational establishment of secondary vocational education. Adoption benefits, causes of possible failure are described.
¬ступление –оссии в Ѕолонский процесс налагает определенные требовани€ как на национальную систему гарантии качества образовани€, так и на механизмы внутренних гарантий качества образовательного учреждени€, реализуемых посредством системы менеджмента качества (—ћ ) образовательного учреждени€ (ќ”).
∆изненный цикл —ћ  образовательного учреждени€ включает четыре основных стадии: разработка, внедрение, поддержание и развитие, сертификаци€ Cћ .
ѕервые три стадии, по нашему мнению, €вл€ютс€ об€зательными дл€ всех образовательных учреждений. Ќеобходимость, сроки и формы реализации четвертой стадии могут определ€тьс€ каждым ќ” самосто€тельно.
¬ известных модел€х (EFQM, ENQA) выдел€ют следующие блоки показателей:
- качество преподавательского состава;
- качество научно-исследовательской программы;
- состо€ние материально-технической базы учебного заведени€;
- качество учебных программ;
- качество студентов;
- качество знаний;
- востребованность выпускников на рынке труда;
- достижени€ выпускников.
–ассмотрим преимущества внедрени€ —ћ  в образовательные учреждени€ среднего профессионального образовани€ (ќ” —ѕќ).
1. ћеждународные стандарты —ћ  предусматривают документирование различных видов де€тельности ќ” —ѕќ, в которых об€занности и зоны компетенции руководства и р€довых сотрудников чЄтко определены. —оответственно врем€ руководител€ ќ” высвобождаетс€ дл€ решени€ вопросов управленческой, инновационной де€тельности, социального партнЄрства, реализации стратегических проектов.
  созданию документации —ћ  привлекаютс€ компетентные, знающие процессы специалисты.   готовому документу (инструкции, положению, стандарту) пользователь может многократно возвращатьс€, встреча€сь с теми или иными штатными или нештатными ситуаци€ми.
2. ”пор€дочиваетс€ де€тельность всех структурных подразделений ќ” —ѕќ, св€занных как с основными процессами —ћ , так и с вспомогательными. — одной стороны, сотрудники вспомогательных служб чЄтко понимают роль и значимость своего подразделени€ по отношению к учебновоспитательному процессу, как основному. — другой стороны, через систему целеполагани€ они в курсе основных целей и задач, сто€щих перед педагогическим коллективом.
3. –уководитель ќ” —ѕќ по окончании учебного года имеет полный анализ состо€ни€ всех процессов —ћ  в учреждении: основных и вспомогательных.
—истематические внутренние аудиты дают целостную картину исполнительской дисципли-
ны и деловой культуры во всех подразделени€х. јнализ результативности де€тельности ќ” —ѕќ и персонала €вл€етс€ объективным материалом дл€ обосновани€ уровн€ заработной платы каждого сотрудника в новой системе оплаты труда.
≈жегодное формулирование и ранжирование целей по качеству дл€ колледжа и его подразделений позвол€ют руководителю задействовать весь имеющийс€ потенциал коллектива на дальнейшее развитие организации.
4. ќ” —ѕќ ориентировано на требовани€ потребителей. ћониторингу подвергаетс€ студент, когда он ещЄ €вл€етс€ абитуриентом и далее на прот€жении всего периода обучени€, что позвол€ет изучить и проанализировать удовлетворенность данного потребител€ содержанием учебных дисциплин, качеством работы преподавателей, услови€ми быта в общежитии, качеством досуга и т.д. ѕредлагаемые студентами улучшени€ внедр€ютс€, что позвол€ет совершенствовать образовательную среду. јналогично ведетс€ систематический мониторинг удовлетворЄнности персонала колледжа качеством трудовой де€тельности.
5. “щательно ведЄтс€ мониторинг посто€нно мен€ющихс€ потребностей рынка труда, изучаютс€ требовани€ работодателей к набору профессиональных компетенций, предполагаемых у выпускника. — ростом удовлетворенности заказчика растут рейтинги ќ” —ѕќ, повышаетс€ престижность колледжей, растЄт конкурс среди абитуриентов, соответственно ќ” получает более подготовленный контингент.
6. –егул€рно проводимые внутренние аудиты позвол€ют осуществл€ть оперативный и превентивный контроль качества исполнени€ всех процессов де€тельности преподавател€: аудиторной и внеаудиторной работы. јудиторы не просто осуществл€ют контроль, они помогают персоналу организовать документооборот, усвоить подходы менеджмента качества. “ака€ постановка контрол€ побуждает персонал работать системно без авралов.
–езультатом €вл€етс€ совершенствование прохождени€ управленческой информации от руководител€ к исполнителю, уменьшение количества сбоев в процессах, повышение качества трудовой де€тельности, а также удовлетворЄнность сотрудников.
7. ¬ коллективе ќ” каждому сотруднику известно: кто, что, когда и как у него будет провер€ть и по каким критери€м оценивать. ѕри этом цель контрол€ - не поиск ошибок и демонстративное наказание виновных, а вы€вление причин несоответствий и последующее планирование и осуществление предупреждающих и корректирующих действий.
Ќеобходимо отметить также возможные причины неудач при внедрении системы —ћ  в ќ” —ѕќ.
1. ќтстраненность руководства ќ” —ѕќ.
Ќа наш взгл€д, основна€ причина неудач - непонимание руководством образовательного учреждени€ своей ведущей роли и об€занностей при создании, функционировании и посто€нном улучшении —ћ . Ќапример, в случае, когда руководство не вникает в проблему, недопонимает своей роли и об€занностей при создании и функционировании —ћ .
2. “ребовани€ »—ќ 9001:2008 реализуютс€ не в полном объеме.
  существенным требовани€м »—ќ 9001:2008 относ€тс€: удовлетворенность потребителей, посто€нное улучшение образовательной продукции (услуг), совершенствование самой —ћ , реализаци€ процессного подхода и т.д. » если какие-то требовани€ не учитываютс€ по тем или иным причинам, то —ћ  образовательного учреждени€ не будет полностью соответствовать требовани€м стандарта. Ќапример, —ћ  может быть разработана и документирована, но не внедрена, т.к. персонал не включилс€ в процессы и система не функционирует, не поддерживаетс€ в рабочем состо€нии и соответственно не улучшаетс€ результативность де€тельности организации.
3. Ќекомпетентность в интерпретации требований »—ќ 9001:2008.
»сторически стандарт »—ќ 9001:2008 был создан как унифицированный документ, применимый к организаци€м любого вида, размера, типа поставл€емой продукции (услуг), а также
формы собственности. ћатериализуетс€ он самой организацией путем интерпретации способа реализации заданных стандартом требований. ѕоэтому люба€ организаци€, прежде чем разработать —ћ , должна иметь в своем составе компетентных, хорошо обученных внутренних аудиторов, способных интерпретировать стандарт применительно к специфике де€тельности своей организации.
4. Ќепонимание частью персонала организации сути —ћ .
ѕерсонал, выполн€ющий работу, вли€ющую на качество продукции (услуг), также должен быть подготовленным в области —ћ  в рамках своей компетентности на основе соответствующего обучени€, которое может осуществл€тьс€ на рабочих местах представителем руководства по качеству, внутренними аудиторами, а также уполномоченными по качеству структурных подразделений.
5. ‘иктивное внедрение —ћ .
∆елание администрации в кратчайшие сроки и любым способом получить сертификат приводит к использованию весьма разнообразного некорректного набора средств:
- разработка —ћ  полностью возлагаетс€ на консультантов - Ђпод ключї. ѕри таком подходе персонал организации, как правило, имеет весьма приблизительное представление о —ћ .  онсультанты, на наш взгл€д, полезны только на определенных этапах или дл€ выполнени€ отдельных видов работ совместно с персоналом организации;
- неоправданное сокращение сроков внедрени€ —ћ  без проведени€ предварительного внутреннего аудита (самообследовани€), анализа действующей системы управлени€ организации и обучени€ персонала;
- покупка готового пакета документов —ћ  с частичной адаптацией их к де€тельности организации, что никогда не дает нужного эффекта;
- оформление фиктивной сертификации —ћ .
6. Ќесоблюдение требований, установленных по отношению к органам, осуществл€ющим оценку и сертификацию систем качества.
Ќедостатки разработки и внедрени€ —ћ  могут усугубл€тьс€ также нарушени€ми процедуры сертификации, св€занными с внешними причинами:
- недостаточна€ компетентность группы внешних аудиторов, например, ввиду отсутстви€ в ней технического эксперта со специализацией, соответствующей области де€тельности сертифицируемой организации;
- пристрастные действи€ отдельных аудиторов (экспертов);
- некорректна€ технологи€ проведени€ сертификационного аудита на рабочих местах;
- слабый контроль надзорной организации за де€тельностью какого-либо органа сертификации. ѕриведенные перечни преимуществ и возможных причин неудач внедрени€ —ћ  €вл€ютс€ далеко неполными. Ќа наш взгл€д, с одной стороны, разработанна€ в соответствии с требовани€ми »—ќ 9001:2008 документаци€ —ћ  может стать настольной книгой дл€ руководителей и преподавателей ќ” —ѕќ, и в первую очередь, дл€ вновь прин€тых преподавателей, а также дл€ молодых специалистов. — другой стороны, дл€ повышени€ эффективности —ћ  должна быть органично вплетена в практическую де€тельность ќ” —ѕќ в рамках реализации инновационной стратегии развити€ организации.
Ѕиблиографический список:
1. ћеждународный стандарт »—ќ 9001. —истемы менеджмента качества. “ребовани€. - ћ.: Ђ–усский регистрї, 2008. - 62с.
2. ћаксимов —.¬. —истема менеджмента качества как фактор международной интеграции // ѕрофессиональное образование. —толица. є9, 2010. - —. 30-31
 лючевые слова: система менеджмента качества, среднее профессиональное образование, международный стандарт »—ќ 9001:2008.
Keywords: Quality Management System, secondary vocational education, ISO 9001:2008.

пїњ