пїњ

ѕ–ќЅЋ≈ћј ƒ»ј√Ќќ—“» » —ќ÷»јЋ№Ќќ-Ё“»„≈— ќ…  ќћѕ≈“≈Ќ“Ќќ—“» —“”ƒ≈Ќ“ќ¬ Ѕ”ƒ”ў»’ ё–»—“ќ¬

”ƒ  37.013.32
ѕ–ќЅЋ≈ћј ƒ»ј√Ќќ—“» » —ќ÷»јЋ№Ќќ-Ё“»„≈— ќ…  ќћѕ≈“≈Ќ“Ќќ—“» —“”ƒ≈Ќ“ќ¬ - Ѕ”ƒ”ў»’ ё–»—“ќ¬
ќ. Ќ. √ринвальд
¬ статье предлагаетс€ решение проблемы диагностики социально-этической компетентности студентов - будущих юристов как необходимой характеристики личности, подтверждающей готовность к профессиональной карьере юриста.
The article suggests some ways of solution the problem of evaluating the social-ethical competence of law students as a necessary personal characteristic for their future legal professional activity.
 лючевые слова: социально-этическа€ компетентность, когнитивный критерий, функциональный критерий, рефлексивный критерий, аксиологический критерий, технологи€ портфолио.
 ачество подготовки специалистов в системе высшего образовани€ определ€етс€ степенью соответстви€ его личностных и профессиональных характеристик определенным социально значимым требовани€м.   профессиональной юридической де€тельности в обществе предъ€вл€ютс€ повышенные этические требовани€. Ёто прежде всего св€зано с тем, что юридическа€ де€тельность носит государственный характер, т. к. юрист в большинстве случаев €вл€етс€ должностным лицом, представителем власти, осуществл€ет властные полномочи€. Ћюба€ правова€ норма, не будучи подтвержденной соответствующими юридической этике профессионально значимыми качествами правоприменител€, не может гарантировать защиту законных прав и интересов личности. Ќаличие у юриста требуемых юридической этикой знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, морально-волевых качеств €вл€етс€ одним из непременных условий формировани€ правового государства и довери€ общества к органам власти и правосуди€, веры в их справедливость, €вл€етс€ важнейшим гарантом законности.
Ѕольшинство нормативных документов, регулирующих де€тельность правоприменител€ (процессуальные кодексы, ‘« Ђќ статусе судей –‘ї,  одекс судейской этики, ‘« Ђќб адвокатской де€тельности и адвокатуре в –‘ї,  одекс адвокатской этики, ‘« Ђќ прокуратуре –‘ї,  одекс чести р€дового и начальствующего состава органов внутренних дел –‘ и др.), содержат морально-этические требовани€ к его де€тельности и личности.
 валификационна€ характеристика выпускника специальности Ђёриспруденци€ї говорит, что
юрист должен Ђпонимать сущность и социальную значимость своей профессии; обладать профессиональной этикой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценност€м правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, необходимой волей и настойчивостью в исполнении прин€тых правовых решенийї [1]. ќтступление от этих требований рассматриваетс€ как показатель низкого уровн€ квалификации специалиста.
—овременна€ ситуаци€ развити€ высшего профессионального образовани€ в –оссии определ€етс€ во многом интеграцией в ≈вропейское образовательное пространство, предполагающей формирование компетентности выпускника как конечный результат образовани€. Ќеобходимость представлени€ результатов образовани€ в формате компетенций и социальные требовани€ к специалисту в области права определ€ют необходимость формировани€ у студентов - будущих юристов - социальноэтической компетентности, представл€ющей собой комплекс знаний, умений, навыков, социально значимых мотивационно-ценностных ориентаций, морально-волевых качеств и начального опыта осуществл€ть профессиональную де€тельность в соответствии с нормами и требовани€ми юридической этики.
ѕри этом встает проблема оценки социальноэтической компетентности студентов - будущих юристов, как результата образовани€, т. к. данна€ компетентность €вл€етс€ надпредметной и формируетс€ всем комплексом дисциплин и практик, преподаваемых на юридическом факультете. ƒл€ решени€ проблемы диагностики социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, нам потребовалось сформировать пакет диагностических методик. Ќеобходимость данной работы была вызвана отсутствием у объекта только своих методов и методик диагностики, отражающих его специфику. ƒл€ оценивани€ сформированности компонентов социально-этической компетентности студентов -будущих юристов, мы исходили из следующих критериев: когнитивный, функциональный, рефлексивный и аксиологический.
ќсновой дл€ вы€влени€ качественного состо€ни€ сформированности данных критериев послужила теори€ уровневого подхода. —огласно данной теории, уровнева€ структура развити€ качества или процесса рассматриваетс€ как переход от одного уровн€ к другому, более сложному. ѕри этом высокий уровень характеризуетс€ развитостью всех структурных компонентов, средний уровень характеризуетс€ недостаточной развитостью структурных компонентов, низкий уровень отличаетс€ слабым про€влением структурных компонентов.  аждый из этих уровней взаимодействует с предшествующим и последующим.  ритерии и уровни показывают, насколько нормы профессиональной этики выступают
|| ¬естник  ем√”
элементами содержани€ профессиональной де€тельности.
 огнитивный критерий предполагает наличие знаний этических основ права и юридической де€тельности. ѕри этом низкий уровень характеризуетс€ слабым пониманием сущности и нравственного значени€ юридической профессии; наличием незначительных представлений о морально-этических категори€х и принципах права и юридической де€тельности, нормах и требовани€х профессиональной юридической этики, а также морально-волевых качествах, профессионально значимых дл€ специалиста в области права. —редний уровень характеризуетс€ неполным пониманием сущности и нравственного значени€ юридической профессии; наличием представлений о морально-этических категори€х и принципах права и юридической де€тельности, нормах и требовани€х профессиональной юридической этики, а также морально-волевых качествах, профессионально значимых дл€ специалиста в области права. ¬ысокому уровню свойственно знание сущности и нравственного значени€ юридической профессии; полное представление о моральноэтических категори€х и принципах права и юридической де€тельности, нормах и требовани€х профессиональной юридической этики, а также моральноволевых качествах, профессионально значимых дл€ специалиста в области права.
ƒл€ диагностики сформированности когнитивного критери€ был разработан тест на проверку знаний этических основ профессиональной юридической де€тельности студентами - будущими юристами. ƒл€ определени€ представлений студентов относительно профессионально значимых моральноволевых качеств мы воспользовались методикой ¬. ». √оровой и —. ». “арасовой, адаптированной к цел€м нашего исследовани€ [2]. ”ровень сформиро-ванности когнитивного критери€ определ€лс€ по количеству баллов, набранных студентами по результатам двух методик.
‘ункциональный критерий выражаетс€ в умении решать учебно-профессиональные задачи, соблюда€ нормы и требовани€ профессиональной этики; а также в наличии навыков поведени€ в соответствии с правилами служебного этикета.
Ќизкий уровень сформированности функционального критери€ характеризуетс€ неразвитым умением решать учебно-профессиональные задачи, соблюда€ нормы и требовани€ профессиональной этики; слабыми навыками поведени€ в соответствии с правилами служебного этикета. —редний уровень характеризуетс€ недостаточным умением решать учебно-профессиональные задачи, соблюда€ нормы и требовани€ профессиональной этики; наличием некоторых навыков поведени€ в соответствии с правилами служебного этикета. ¬ысокий уровень характеризуетс€ развитым умением решать учебнопрофессиональные задачи, соблюда€ нормы и требовани€ профессиональной этики; наличием сформированных и устойчивых навыков поведени€ в соответствии с правилами служебного этикета.
—оциально-этическа€ компетентность не поддаетс€ пр€мому наблюдению, а про€вл€етс€ косвенно в процессе и результате квазипрофессиональной де€тельности студентов. ƒл€ определени€ умени€ студентов - будущих юристов, решать учебнопрофессиональные задачи, соблюда€ нормы и требовани€ профессиональной этики, и вести себ€ в соответствии с правилами служебного этикета использовалс€ метод экспертных оценок. ѕри этом экспертами выступали преподаватели профессиональных дисциплин и руководители практик, заполн€ющие специальную экспертную карту. ”ровень функционального критери€ определ€лс€ по количеству набранных баллов.
ќдной из основных характеристик компетент-ностного подхода €вл€етс€ нацеленность на рефлексивную оценку студентами уровн€ своей компетентности. –ефлексивное отношение человека к соответствующей де€тельности €вл€етс€ одним из важнейших психологических условий ее более глубокого осознани€, критического анализа и конструктивного совершенствовани€. ≈е цель - подвести студента к внутренне осознанному выводу о необходимости соблюдать комплекс этических правил в своей будущей профессиональной де€тельности, вырабатывать в себе соответствующие умени€ и качества.  ак следствие, рефлексивный критерий представл€ет собой умение адекватно оценивать собственный уровень социально-этической компетентности; умение оценивать собственные морально-волевые качества, профессионально значимые дл€ специалиста в области права.
Ќизкий уровень сформированности рефлексивного критери€ характеризуетс€ слабым умением адекватно оценивать собственный уровень социально-этической компетентности, а также собственные морально-волевые качества. —реднему уровню свойственно не всегда адекватно оценивать собственный уровень социально-этической компетентности, а также собственные морально-волевые качества. ƒл€ высокого уровн€ характерно умение адекватно оценивать собственный уровень социальноэтической компетентности, а также собственные морально-волевые качества.
ƒл€ определени€ уровн€ сформированности рефлексивного критери€ использовались: анкета дл€ самодиагностики сформированности социальноэтической компетентности студентов - будущих юристов, методика многофакторного исследовани€ личности –.  еттелла [3], анкета дл€ самооценки студентами собственных морально-волевых качеств. ”ровень сформированности рефлексивного критери€ определ€лс€ по количеству баллов, набранных студентами по результатам трех методик.
ѕрирода компетентности такова, что она может про€вл€тьс€ только в органическом единстве с мотивами и ценност€ми человека, оказывающими вли€ние на регул€цию мыслительных и познавательных процессов, тесно св€занные с эмоционально-волевыми механизмами психики человека и регулирующими его социальное поведение и профессиональную де€тельность. јксиологический крите-
|| ¬естник  ем√”
рий про€вл€етс€ в признании ценности социальноэтической компетентности дл€ представител€ юридической профессии, в наличии общественно значимых ценностных ориентаций.
ƒл€ вы€влени€ ведущих профессиональных ценностных ориентаций студентов - будущих юристов, мы опирались на классификационные и типологические подходы к определению стадий и уровней развити€ системы ценностных ориентаций в работах Ѕ. —. Ѕратус€, Ћ.  олберга, ћ. —. яницкого. ¬ модели иерархии уровней смысловой сферы, предлагаемой Ѕ. —. Ѕратусем, выдел€етс€ низший Ђэгоцентрическийї (направленность на собственную выгоду), Ђгруппоцентрическийї (ориентаци€ на благо Ђсвоихї) и высший Ђпросоциальныйї (направленность на общее благо) уровни развити€ смысловых систем [4]. ƒанные уровни Ћ.  олберг называет предконвенциональным, конвенциональным и по-стконвенциональным уровн€ми нравственности [5].
¬ структурно-динамической модели системы ценностных ориентаций личности ћ. —. яницкого: первый уровень занимают ценности Ђадаптацииї, отражающие направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности;
второй уровень представлен ценност€ми Ђсоциализацииї, обусловленными ориентацией на интеграцию в обществе, на достижение определенного социального статуса и общественного признани€;
на третьем - высшем уровне, наход€тс€ ценности Ђиндивидуализацииї, соответствующие направленности на пользу общества, интеллектуальное и духовное развитие и самоактуализацию и обусловливающие способность к самосто€тельным решени€м, самоуправлению, ответственность за свои действи€ [6].
»сход€ из данных теоретических концепций, профессиональные ценностные ориентации студентов - будущих юристов, могут быть представлены следующими уровн€ми.
Ќизкий уровень развити€ профессиональных ценностных ориентаций характеризуетс€ направ-
ѕредложенные диагностические методики дают представление об уровне сформированности отдельных критериев социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, отражаю-
ленностью де€тельности на собственную выгоду, сопровождаемую сознательным нарушением, пренебрежением или безразличием к профессиональным морально-этическим нормам и требовани€м.
—редний уровень развити€ профессиональных ценностных ориентаций характеризуетс€ ориентацией на достижение определенного социального статуса и общественного признани€. —облюдение норм и ценностей определ€етс€ желанием избежать неодобрени€ или осуждени€ со стороны значимых близких или законных властей, а также потребностью в социальном доминировании и признании.
¬ысокий уровень характеризуетс€ наличием общественно-значимых профессиональных ценностных ориентации, направленных на утверждение законности, защиту прав граждан, общества и государства и борьбу с несправедливостью. Ћичность с общественно-значимыми мотивационно-ценностными ориентаци€ми характеризуют такие особенности, как ответственность, добросовестность, чувство долга, соблюдение этических норм и социальных требований, высокий уровень самоконтрол€.
—оциально-этическа€ компетентность может быть сформирована при наличии общественнозначимых профессиональных ценностных ориентаций у студентов - будущих юристов, когда они выступают в качестве своеобразных жизненных профессиональных ориентиров, с которыми человек соотносит свою де€тельность. ƒл€ диагностики профессиональных ценностных ориентаций студентов -будущих юристов, была разработана соответствующа€ анкета. ”ровень сформированности аксиологического критери€ определ€лс€ по количеству баллов, набранных студентами по результатам данной методики.
¬ результате, диагностический пакет дл€ оценки сформированности критериев социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, составили следующие методики:
щих составл€ющие еЄ компоненты (знани€, умени€, навыки, мотивационно-ценностные ориентации и морально-волевые качества). ќднако разнопор€дкова€ сущность составл€ющих социально-этическую
 ритерии ƒиагностические методики
 огнитивный 1. “ест дл€ определени€ уровн€ знаний этических основ права и правоприменительной де€тельности. 2. ћетодика ¬. ». √оровой и —. ». “арасовой дл€ определени€ представлений студентов относительно морально-волевых качеств.
‘ункциональный ћетодика экспертных оценок уровн€ сформированности функционального компонента социально-этической компетентности студентов - будущих юристов.
–ефлексивный 1. јнкета дл€ самодиагностики сформированности компонентов социальноэтической компетентности студентов - будущих юристов. 2. ћетодика многофакторного исследовани€ личности –.  еттелла. 3. јнкета дл€ самооценки студентами собственных морально-волевых качеств.
јксиологический 1. јнкета дл€ вы€влени€ уровн€ профессиональных ценностных ориентаций.
|| ¬естник  ем√”
компетентность компонентов делает некорректной попытку вы€влени€ общего уровн€ социальноэтической компетентности путем присвоени€ уровн€м отдельных критериев определенных баллов с последующим их сложением.  роме того, уровнева€ оценка качества или €влени€ представл€ет собой шкалу рангов, дл€ которой операци€ суммы не определ€етс€ [7, с. 67].
Ќадпредметность социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, также ставит нас перед проблемой регистрации результатов еЄ диагностики. ѕо нашему мнению, эта проблема может быть решена при помощи технологии портфолио. ÷ель создани€ портфолио - представить документально динамику и результат развити€ социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, в период нахождени€ в вузе как образовательного результата, подтверждающего готовность к профессиональной карьере.
ѕредлагаемый дл€ формировани€ социальноэтической компетентности студентов - будущих юристов, тип портфолио представл€ет собой комбинацию индивидуального рефлексивного портфолио и портфолио личностного развити€. ѕортфолио представл€ет собой информационно-содержательную папку-накопитель результатов периодической диагностики уровн€ сформированности компонентов социально-этической компетентности, сопровождаемых рефлексивным анализом полученных результатов. –ефлексивный анализ представл€ет собой вы€снение уровн€ уже имеющихс€ знаний, умений, навыков, личностных качеств, которые позвол€ют соответствовать требовани€м, предъ€вл€емым специалисту в области права, и дефицитов и трудностей, которые тормоз€т достижение запланированных результатов. –ефлексивный анализ также позвол€ет зафиксировать особенности движени€ в де€тельности относительно ожидаемых результатов и значимые изменени€, происход€щие в самом субъекте де€тельности, сформулировать цели саморазвити€ дл€ приобретени€ соответствующих данной компетентности профессиональных характеристик.  роме того, портфолио включает в себ€ материалы проектных работ, решенных кейсов, сценарии имитационных игр и отчеты о производственных практиках, сопровождаемые фотографи€ми, аудио- и видеоматериалами на электронных носител€х.
«аключение как финальна€ часть портфолио фактически представл€ет собой характеристику выпускника юридического факультета, раскрывающую его подготовленность к выполнению юридической де€тельности в соответствии с нормами и требовани€ми юридической этики - социально-этическую компетентность. «аключение €вл€етс€ обобщением
всего, представленного в портфолио, и акцентирует внимани€ того, кому будет представлен документ, на уровне развити€ социально-этической компетентности студента - будущего юриста, как важнейшей характеристики личности профессионала в области права. «аключение также может содержать рекомендательные письма от преподавателей и кураторов и завер€тьс€ гербовой печатью. ¬ этом качестве портфолио может быть актуальной формой передачи деловой и личностной информации о студенте - выпускнике вуза, средством самопрезента-ции и самомаркетинга выпускника на рынке труда.
 ак итог необходимо отметить, что проблема диагностики сформированности компонентов социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, как необходимой характеристики личности, подтверждающей готовность к профессиональной карьере юриста, может быть решена при помощи предлагаемого пакета диагностических методик в процессе создани€ индивидуального портфолио.
Ћитература
1. √осударственный образовательный стандарт высшего профессионального образовани€ по специальности 030501 Ђёриспруденци€ї. - ћ.: јѕ  и ѕ–ќ, 2000. - 20 с.
2. √орова€, ¬. ». ѕедагогическа€ де€тельность в системе современного человекознани€ / ¬. ». √орова€, —. ». “арасова. - ћ.: »Ћ≈ —ј; —таврополь: ј√–”—, 2005. - 168 с.
3. ѕрактическа€ психологи€ в тестах или  ак научитьс€ понимать себ€ и других. - ћ.: ј—“-ѕ–≈——- Ќ»√ј, 2001. - 400 с.: ил. (ѕедагогика, психологи€, медицина). - —. 199 - 243.
4. Ѕратусь, Ѕ. —. јномалии личности / Ѕ. —. Ѕратусь. - ћ.: ћысль, 1988. - 301 с.
5. Kohlberg, L. Moral Stages and Moralization: The Cognitive Developmental Approach / L. Kohlberg // Moral Development and Behaviour: Theory Research and Social Issues. - N. Y., 1976. - P. 31 - 53.
6. яницкий, ћ. —. ÷енностные ориентации личности как динамическа€ система / ћ. —. яницкий. - емерово:  узбассвузиздат, 2000. - 204 с.
7. Ќовиков, ј. ћ.  ак работать над диссертацией: пособие дл€ начинающего педагога-
исследовател€. - 3-е изд. / ј. ћ. Ќовиков. - ћ.: Ёг-вес, 1999. - 194 с.
–ецензент - ќ. ¬. ∆иронкина,  емеровский институт (филиал) –оссийского государственного торгово-экономического университета.

пїњ