ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

УДК 37.013.32
ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
О. Н. Гринвальд
В статье предлагается решение проблемы диагностики социально-этической компетентности студентов - будущих юристов как необходимой характеристики личности, подтверждающей готовность к профессиональной карьере юриста.
The article suggests some ways of solution the problem of evaluating the social-ethical competence of law students as a necessary personal characteristic for their future legal professional activity.
Ключевые слова: социально-этическая компетентность, когнитивный критерий, функциональный критерий, рефлексивный критерий, аксиологический критерий, технология портфолио.
Качество подготовки специалистов в системе высшего образования определяется степенью соответствия его личностных и профессиональных характеристик определенным социально значимым требованиям. К профессиональной юридической деятельности в обществе предъявляются повышенные этические требования. Это прежде всего связано с тем, что юридическая деятельность носит государственный характер, т. к. юрист в большинстве случаев является должностным лицом, представителем власти, осуществляет властные полномочия. Любая правовая норма, не будучи подтвержденной соответствующими юридической этике профессионально значимыми качествами правоприменителя, не может гарантировать защиту законных прав и интересов личности. Наличие у юриста требуемых юридической этикой знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, морально-волевых качеств является одним из непременных условий формирования правового государства и доверия общества к органам власти и правосудия, веры в их справедливость, является важнейшим гарантом законности.
Большинство нормативных документов, регулирующих деятельность правоприменителя (процессуальные кодексы, ФЗ «О статусе судей РФ», Кодекс судейской этики, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Кодекс адвокатской этики, ФЗ «О прокуратуре РФ», Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и др.), содержат морально-этические требования к его деятельности и личности.
Квалификационная характеристика выпускника специальности «Юриспруденция» говорит, что
юрист должен «понимать сущность и социальную значимость своей профессии; обладать профессиональной этикой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений» [1]. Отступление от этих требований рассматривается как показатель низкого уровня квалификации специалиста.
Современная ситуация развития высшего профессионального образования в России определяется во многом интеграцией в Европейское образовательное пространство, предполагающей формирование компетентности выпускника как конечный результат образования. Необходимость представления результатов образования в формате компетенций и социальные требования к специалисту в области права определяют необходимость формирования у студентов - будущих юристов - социальноэтической компетентности, представляющей собой комплекс знаний, умений, навыков, социально значимых мотивационно-ценностных ориентаций, морально-волевых качеств и начального опыта осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами и требованиями юридической этики.
При этом встает проблема оценки социальноэтической компетентности студентов - будущих юристов, как результата образования, т. к. данная компетентность является надпредметной и формируется всем комплексом дисциплин и практик, преподаваемых на юридическом факультете. Для решения проблемы диагностики социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, нам потребовалось сформировать пакет диагностических методик. Необходимость данной работы была вызвана отсутствием у объекта только своих методов и методик диагностики, отражающих его специфику. Для оценивания сформированности компонентов социально-этической компетентности студентов -будущих юристов, мы исходили из следующих критериев: когнитивный, функциональный, рефлексивный и аксиологический.
Основой для выявления качественного состояния сформированности данных критериев послужила теория уровневого подхода. Согласно данной теории, уровневая структура развития качества или процесса рассматривается как переход от одного уровня к другому, более сложному. При этом высокий уровень характеризуется развитостью всех структурных компонентов, средний уровень характеризуется недостаточной развитостью структурных компонентов, низкий уровень отличается слабым проявлением структурных компонентов. Каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующим и последующим. Критерии и уровни показывают, насколько нормы профессиональной этики выступают
|| Вестник КемГУ
элементами содержания профессиональной деятельности.
Когнитивный критерий предполагает наличие знаний этических основ права и юридической деятельности. При этом низкий уровень характеризуется слабым пониманием сущности и нравственного значения юридической профессии; наличием незначительных представлений о морально-этических категориях и принципах права и юридической деятельности, нормах и требованиях профессиональной юридической этики, а также морально-волевых качествах, профессионально значимых для специалиста в области права. Средний уровень характеризуется неполным пониманием сущности и нравственного значения юридической профессии; наличием представлений о морально-этических категориях и принципах права и юридической деятельности, нормах и требованиях профессиональной юридической этики, а также морально-волевых качествах, профессионально значимых для специалиста в области права. Высокому уровню свойственно знание сущности и нравственного значения юридической профессии; полное представление о моральноэтических категориях и принципах права и юридической деятельности, нормах и требованиях профессиональной юридической этики, а также моральноволевых качествах, профессионально значимых для специалиста в области права.
Для диагностики сформированности когнитивного критерия был разработан тест на проверку знаний этических основ профессиональной юридической деятельности студентами - будущими юристами. Для определения представлений студентов относительно профессионально значимых моральноволевых качеств мы воспользовались методикой В. И. Горовой и С. И. Тарасовой, адаптированной к целям нашего исследования [2]. Уровень сформиро-ванности когнитивного критерия определялся по количеству баллов, набранных студентами по результатам двух методик.
Функциональный критерий выражается в умении решать учебно-профессиональные задачи, соблюдая нормы и требования профессиональной этики; а также в наличии навыков поведения в соответствии с правилами служебного этикета.
Низкий уровень сформированности функционального критерия характеризуется неразвитым умением решать учебно-профессиональные задачи, соблюдая нормы и требования профессиональной этики; слабыми навыками поведения в соответствии с правилами служебного этикета. Средний уровень характеризуется недостаточным умением решать учебно-профессиональные задачи, соблюдая нормы и требования профессиональной этики; наличием некоторых навыков поведения в соответствии с правилами служебного этикета. Высокий уровень характеризуется развитым умением решать учебнопрофессиональные задачи, соблюдая нормы и требования профессиональной этики; наличием сформированных и устойчивых навыков поведения в соответствии с правилами служебного этикета.
Социально-этическая компетентность не поддается прямому наблюдению, а проявляется косвенно в процессе и результате квазипрофессиональной деятельности студентов. Для определения умения студентов - будущих юристов, решать учебнопрофессиональные задачи, соблюдая нормы и требования профессиональной этики, и вести себя в соответствии с правилами служебного этикета использовался метод экспертных оценок. При этом экспертами выступали преподаватели профессиональных дисциплин и руководители практик, заполняющие специальную экспертную карту. Уровень функционального критерия определялся по количеству набранных баллов.
Одной из основных характеристик компетент-ностного подхода является нацеленность на рефлексивную оценку студентами уровня своей компетентности. Рефлексивное отношение человека к соответствующей деятельности является одним из важнейших психологических условий ее более глубокого осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования. Ее цель - подвести студента к внутренне осознанному выводу о необходимости соблюдать комплекс этических правил в своей будущей профессиональной деятельности, вырабатывать в себе соответствующие умения и качества. Как следствие, рефлексивный критерий представляет собой умение адекватно оценивать собственный уровень социально-этической компетентности; умение оценивать собственные морально-волевые качества, профессионально значимые для специалиста в области права.
Низкий уровень сформированности рефлексивного критерия характеризуется слабым умением адекватно оценивать собственный уровень социально-этической компетентности, а также собственные морально-волевые качества. Среднему уровню свойственно не всегда адекватно оценивать собственный уровень социально-этической компетентности, а также собственные морально-волевые качества. Для высокого уровня характерно умение адекватно оценивать собственный уровень социальноэтической компетентности, а также собственные морально-волевые качества.
Для определения уровня сформированности рефлексивного критерия использовались: анкета для самодиагностики сформированности социальноэтической компетентности студентов - будущих юристов, методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла [3], анкета для самооценки студентами собственных морально-волевых качеств. Уровень сформированности рефлексивного критерия определялся по количеству баллов, набранных студентами по результатам трех методик.
Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с мотивами и ценностями человека, оказывающими влияние на регуляцию мыслительных и познавательных процессов, тесно связанные с эмоционально-волевыми механизмами психики человека и регулирующими его социальное поведение и профессиональную деятельность. Аксиологический крите-
|| Вестник КемГУ
рий проявляется в признании ценности социальноэтической компетентности для представителя юридической профессии, в наличии общественно значимых ценностных ориентаций.
Для выявления ведущих профессиональных ценностных ориентаций студентов - будущих юристов, мы опирались на классификационные и типологические подходы к определению стадий и уровней развития системы ценностных ориентаций в работах Б. С. Братуся, Л. Колберга, М. С. Яницкого. В модели иерархии уровней смысловой сферы, предлагаемой Б. С. Братусем, выделяется низший «эгоцентрический» (направленность на собственную выгоду), «группоцентрический» (ориентация на благо «своих») и высший «просоциальный» (направленность на общее благо) уровни развития смысловых систем [4]. Данные уровни Л. Колберг называет предконвенциональным, конвенциональным и по-стконвенциональным уровнями нравственности [5].
В структурно-динамической модели системы ценностных ориентаций личности М. С. Яницкого: первый уровень занимают ценности «адаптации», отражающие направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности;
второй уровень представлен ценностями «социализации», обусловленными ориентацией на интеграцию в обществе, на достижение определенного социального статуса и общественного признания;
на третьем - высшем уровне, находятся ценности «индивидуализации», соответствующие направленности на пользу общества, интеллектуальное и духовное развитие и самоактуализацию и обусловливающие способность к самостоятельным решениям, самоуправлению, ответственность за свои действия [6].
Исходя из данных теоретических концепций, профессиональные ценностные ориентации студентов - будущих юристов, могут быть представлены следующими уровнями.
Низкий уровень развития профессиональных ценностных ориентаций характеризуется направ-
Предложенные диагностические методики дают представление об уровне сформированности отдельных критериев социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, отражаю-
ленностью деятельности на собственную выгоду, сопровождаемую сознательным нарушением, пренебрежением или безразличием к профессиональным морально-этическим нормам и требованиям.
Средний уровень развития профессиональных ценностных ориентаций характеризуется ориентацией на достижение определенного социального статуса и общественного признания. Соблюдение норм и ценностей определяется желанием избежать неодобрения или осуждения со стороны значимых близких или законных властей, а также потребностью в социальном доминировании и признании.
Высокий уровень характеризуется наличием общественно-значимых профессиональных ценностных ориентации, направленных на утверждение законности, защиту прав граждан, общества и государства и борьбу с несправедливостью. Личность с общественно-значимыми мотивационно-ценностными ориентациями характеризуют такие особенности, как ответственность, добросовестность, чувство долга, соблюдение этических норм и социальных требований, высокий уровень самоконтроля.
Социально-этическая компетентность может быть сформирована при наличии общественнозначимых профессиональных ценностных ориентаций у студентов - будущих юристов, когда они выступают в качестве своеобразных жизненных профессиональных ориентиров, с которыми человек соотносит свою деятельность. Для диагностики профессиональных ценностных ориентаций студентов -будущих юристов, была разработана соответствующая анкета. Уровень сформированности аксиологического критерия определялся по количеству баллов, набранных студентами по результатам данной методики.
В результате, диагностический пакет для оценки сформированности критериев социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, составили следующие методики:
щих составляющие её компоненты (знания, умения, навыки, мотивационно-ценностные ориентации и морально-волевые качества). Однако разнопорядковая сущность составляющих социально-этическую
Критерии Диагностические методики
Когнитивный 1. Тест для определения уровня знаний этических основ права и правоприменительной деятельности. 2. Методика В. И. Горовой и С. И. Тарасовой для определения представлений студентов относительно морально-волевых качеств.
Функциональный Методика экспертных оценок уровня сформированности функционального компонента социально-этической компетентности студентов - будущих юристов.
Рефлексивный 1. Анкета для самодиагностики сформированности компонентов социальноэтической компетентности студентов - будущих юристов. 2. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла. 3. Анкета для самооценки студентами собственных морально-волевых качеств.
Аксиологический 1. Анкета для выявления уровня профессиональных ценностных ориентаций.
|| Вестник КемГУ
компетентность компонентов делает некорректной попытку выявления общего уровня социальноэтической компетентности путем присвоения уровням отдельных критериев определенных баллов с последующим их сложением. Кроме того, уровневая оценка качества или явления представляет собой шкалу рангов, для которой операция суммы не определяется [7, с. 67].
Надпредметность социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, также ставит нас перед проблемой регистрации результатов её диагностики. По нашему мнению, эта проблема может быть решена при помощи технологии портфолио. Цель создания портфолио - представить документально динамику и результат развития социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, в период нахождения в вузе как образовательного результата, подтверждающего готовность к профессиональной карьере.
Предлагаемый для формирования социальноэтической компетентности студентов - будущих юристов, тип портфолио представляет собой комбинацию индивидуального рефлексивного портфолио и портфолио личностного развития. Портфолио представляет собой информационно-содержательную папку-накопитель результатов периодической диагностики уровня сформированности компонентов социально-этической компетентности, сопровождаемых рефлексивным анализом полученных результатов. Рефлексивный анализ представляет собой выяснение уровня уже имеющихся знаний, умений, навыков, личностных качеств, которые позволяют соответствовать требованиям, предъявляемым специалисту в области права, и дефицитов и трудностей, которые тормозят достижение запланированных результатов. Рефлексивный анализ также позволяет зафиксировать особенности движения в деятельности относительно ожидаемых результатов и значимые изменения, происходящие в самом субъекте деятельности, сформулировать цели саморазвития для приобретения соответствующих данной компетентности профессиональных характеристик. Кроме того, портфолио включает в себя материалы проектных работ, решенных кейсов, сценарии имитационных игр и отчеты о производственных практиках, сопровождаемые фотографиями, аудио- и видеоматериалами на электронных носителях.
Заключение как финальная часть портфолио фактически представляет собой характеристику выпускника юридического факультета, раскрывающую его подготовленность к выполнению юридической деятельности в соответствии с нормами и требованиями юридической этики - социально-этическую компетентность. Заключение является обобщением
всего, представленного в портфолио, и акцентирует внимания того, кому будет представлен документ, на уровне развития социально-этической компетентности студента - будущего юриста, как важнейшей характеристики личности профессионала в области права. Заключение также может содержать рекомендательные письма от преподавателей и кураторов и заверяться гербовой печатью. В этом качестве портфолио может быть актуальной формой передачи деловой и личностной информации о студенте - выпускнике вуза, средством самопрезента-ции и самомаркетинга выпускника на рынке труда.
Как итог необходимо отметить, что проблема диагностики сформированности компонентов социально-этической компетентности студентов - будущих юристов, как необходимой характеристики личности, подтверждающей готовность к профессиональной карьере юриста, может быть решена при помощи предлагаемого пакета диагностических методик в процессе создания индивидуального портфолио.
Литература
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция». - М.: АПК и ПРО, 2000. - 20 с.
2. Горовая, В. И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания / В. И. Горовая, С. И. Тарасова. - М.: ИЛЕКСА; Ставрополь: АГРУС, 2005. - 168 с.
3. Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ-ПРЕСС-КНИГА, 2001. - 400 с.: ил. (Педагогика, психология, медицина). - С. 199 - 243.
4. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
5. Kohlberg, L. Moral Stages and Moralization: The Cognitive Developmental Approach / L. Kohlberg // Moral Development and Behaviour: Theory Research and Social Issues. - N. Y., 1976. - P. 31 - 53.
6. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
7. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-
исследователя. - 3-е изд. / А. М. Новиков. - М.: Эг-вес, 1999. - 194 с.
Рецензент - О. В. Жиронкина, Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета.