пїњ

ѕ–ќЅЋ≈ћј јЌќЌ»ћЌќ—“» » ј¬“ќ–—“¬ј ¬ Ќ≈ћ≈÷ ќя«џ„Ќџ’ »Ќ“≈–Ќ≈“-јЌ≈ ƒќ“ј’ ѕ–ќ ∆≈Ќў»Ќ

”ƒ  811.11
ѕ–ќЅЋ≈ћј јЌќЌ»ћЌќ—“» » ј¬“ќ–—“¬ј ¬ Ќ≈ћ≈÷ ќя«џ„Ќџ’ »Ќ“≈–Ќ≈“-јЌ≈ ƒќ“ј’ ѕ–ќ ∆≈Ќў»Ќ
© 2011 ё.¬.≈рофеев
—амарский государственный экономический университет
—тать€ поступила в редакцию 23.06.2011
–ассматриваетс€ проблема авторства и анонимности применительно к современному феномену виртуального пространства - немецко€зычным интернет-анекдотам про женщин. »нтернет-анекдоты трактуютс€ как специфический жанр современного общени€, помещенный в особую коммуникативную среду.
 лючевые слова: анекдот, интернет-анекдот, анекдот устный, анекдот опубликованный, интернет-коммуникаци€, интернет-дискурс, анонимность, авторство.
ѕроблема авторства и анонимности в современной интернет-коммуникации св€зана с тем, что сетевое общение, в отличие от традиционного, осуществл€етс€ не непосредственно, не вживую, а опосредованно - через »нтернет, через монитор компьютера. » в этом заключаетс€ главна€ специфическа€ особенность так называемого сетевого общени€.
»нтернет создает свою замкнутую субкультуру фамиль€рного и карнавального толка со своим €зыком и набором символов, в этой среде формируютс€ особые и специфические жанры и типы текстов. «десь хран€тс€, собираютс€, перерабатываютс€ и создаютс€ творческие и, чаще всего, псевдотворческие народные и сугубо авторские произведени€, формирующие некий глобальный новый городской фольклор. —пецифика интернет-коммуникации крайне актуализирует такие функции личности как презентаци€ и самовыражение. ѕопул€рность и скорость развити€ виртуального пространства во многом св€зана с характером интернет-коммуникации, который можно условно обозначить как фамиль€рно-игровой. ¬иртуальна€ среда интернет-коммуникации, как и карнавальна€ культура, €вл€етс€ идеальной зоной фамиль€рного контакта, отмен€ющего иерархические отношени€ и нивелирующего статусные различи€ собеседников. »нтернет превращаетс€ в наиболее демократическую и свободную от властного контрол€ форму коммуникации, в некий аккумул€тор народного мышлени€ и народного творчества. —етевое творчество обладает теми же признаками, что и классический фольклор: коллективность авторства, анонимность, вариативность, коммуникативность, опора на устный способ воспроизведени€. ¬месте с тем ему присущи те особые качества, которыми характеризуетс€ вс€ интернет-коммуникаци€ - интерактивность и интертексту-
≈рофеев ёрий ¬икторович, старший преподаватель кафедры иностранных €зыков. ≈-mail: eyura@yandex. ru
альность. ќдним из важнейших факторов, оформл€ющих интернет-пространство, €вл€етс€ Ђанонимность пользовател€, реальна€ или потенциальна€, но всегда подразумеваема€ собеседником. Ћичностна€ позици€ собеседника как такова€ исчезает, превраща€сь в одну из многих виртуальных ролейї1. «десь каждый может выбрать произвольно свое им€ (Ќик, Nickname) и свой визуальный облик - јватар, который не только помогает скрытьс€ человеку за вымышленным именем и вести от этого имени виртуальную де€тельность, но зачастую и более полно выразить себ€, свой внутренний мир. Ѕолее того, многие пользователи »нтернета могут выступать одновременно сразу под несколькими масками-псевдонимами, не называ€ собственного имени и не показыва€ своего подлинного лица. јнонимность Ђпобуждает к игре с личностной самопрезентацией и предоставл€ет возможность управл€ть впечатлением о себеї2. ѕользователи охотно используют все многообразие текстового, аудио - и видеоматериала дл€ презентации своей личности. ‘изическое отсутствие собеседников в —ети способствует психологической раскрепощенности и приводит к тому, что можно не озвучивать свои личные данные и подлинные чувства и писать о том, чего на самом деле нет. “аким образом, особенности интернет-коммуникации позвол€ют человеку конструировать свою виртуальную личность по своему выбору.
ѕринципиальна€ несерьезность и карнаваль-ность интернет-пространства оказываютс€ идеальной средой дл€ развлекательных и юмористических ресурсов и, в частности, такого фено-
1 —ычев ј.ј. ёмор в интернет-коммуникации: социокультурный аспект: [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа URL: http: / /www.ict.edu.ru /ft /004098 /sychev.pdf (ƒата обращени€: 10.03.2010).
2  узнецова ё.ћ., „удова Ќ.¬. ѕсихологи€ жителей »нтернета. - ћ.: 2008. - C.60.
»звести€ —амарского научного центра –оссийской академии наук, т. 13, єє2(4), 2011
мена, как интернет-анекдоты3. »нтернет-анекдоты, €вл€€сь письменным жанром, обладают, с одной стороны, набором специфических черт, присущих устному анекдоту, поскольку все еще сохран€ют непосредственную св€зь с устной традицией, но с другой стороны, они характеризуютс€ теми особенност€ми, которые оказываютс€ свойственны всему интернет-дискурсу и интернет-коммуникации. ѕомещенные в особую коммуникативную среду, интернет-анекдоты вырабатывают Ђсвойї особый €зык, который превращают их в особый жанр современного общени€, в неповторимый продукт современной городской культуры - постиндустриального общества. —овременный интернет-анекдот оказываетс€, с одной стороны, вписанным в традицию анонимного народного творчества, с другой стороны, несет на себе оттенок авторства или псев-донимности, поскольку представл€ет собой одну из возможностей самореализации и самопрезентации в интернет-коммуникации.
  примеру, известный авторский немецкий сайт www.frauenfeindlichesarschloch.de предлагает самый разнообразный материал Ђантиженскогої характера - размышлени€ и сатира, стихотворени€ и пароди€, анекдоты и афоризмы - все это написано преимущественно одним автором -владельцем сайта. јнекдоты-высказывани€ и афоризмы, которые здесь присутствуют, обладают €рко выраженным авторством:
Je mehr Frauen ich kennenlerne, desto mehr liebe ich die Tiere4.
јфоризм в силу своей природы, как правило, имеет авторство, и из этого вытекает требование его неизменности при передаче, зачастую он используетс€, цитиру€сь. ƒаже если автор неизвестен, на тексте лежит печать некой личности, ее системы ценностей и мировоззрени€. ќднако, в целом, как это и свойственно афоризмам, они нос€т крайне абстрактный характер и выражают как бы коллективную точку зрени€:
Mnner bevorzugen die einfachen Dinge im Leben: Frauen!5
Ѕольшинство проанализированных нами немецко€зычных юмористических сайтов представл€ют собой тематическую авторскую подборку владельцев веб-страниц. Ќо некоторые сайты размещают материал, который присылают сами пользователи сети »нтернет. ¬ таких случа€х часто указываетс€ им€ - Ќик того, кто разместил анекдот на сайте. ќднако авторство
здесь €вл€етс€ косвенным, и пользователи это прекрасно осознают: размещение анекдота во многом приравниваетс€ к его рассказыванию, раст€нутом во времени - опубликованный текст остаетс€ доступным дл€ всех без временных ограничений. ќдним из источников пополнени€ содержани€ сайта €вл€ютс€ форум и гостева€ книга, где пользователи также могут выражать свое мнение, общатьс€, но могут размещать и различные ссылки на картинки, комиксы, видео, аудиозаписи, разнообразные смеховые тексты. Ќи в одном из случаев, рассмотренном нами, гость, разместивший анекдот / анекдоты, не претендовал на авторство анекдотов - чаще всего смеховой текст следует сразу после Ќика пользовател€ или предвар€етс€ метатекстовым вводом.
ёмористические порталы предлагают, как правило, не отдельные анекдоты, а целые списки однотипных текстов на определенную тему. ѕостроенные по типовым модел€м, например, анекдоты-загадки, они намеренно сочин€ютс€ и тиражируютс€ с огромной скоростью. ”стный анекдот посто€нно проходит Ђпроверкуї на состо€тельность - смех собеседника €вл€етс€ абсолютным мерилом удачности анекдота. »нтернет-анекдоты такую проверку не проход€т - как правило, они немедленно размещаютс€ на сайтах, поэтому здесь мы часто встречаем Ђсырыеї анекдоты - с грамматическими и орфографическими ошибками. ѕечать авторства лежит, прежде всего, в области семантических сбоев и нарушении принципов создани€ комического. Luft eine Frau aus einem Haus, ber den Zebrastreifen und wird von einem Mann angefahren. Wer war schuld? Mann oder Frau?
Natrlich die Frau! Sie hat die Kche ohne Erlaubnis des Mannes verlassen6.
¬ погоне за прагматическим воздействием автор нарушает стереотипную структуру анекдота, обрывает сюжет, вследствие чего исчезает неожиданность разв€зки. Ёкспрессивные компоненты вытесн€ют нарративные, но оказываютс€ излишними, что сильно сказываетс€ на создании комического эффекта. ¬ следующем примере мы наблюдаем полное отсутствие сюжета, а также нарушение принципа анонимности анекдотов -повествование ведетс€ от первого лица:
Neulich stand in der Zeitung: ЂJede dritte Frau betrgt ihren Mann!ї
Was soll das? Ich brauche Namen, Adressen...
3 ≈рофеев ё.¬. »нтернет-анекдот как особый вид юмористического дискурса // »звести€ —амарского научного центра –јЌ. - 2010, том 12. - є 3 (35). - —.163 - 169.
4 [Ёлектронный ресурс] –ежим доступа URL: http: / / frauenfeindlichesarschloch.de/frauenwitze.html (16.11.2009).
5 “ам же.
6 [Ёлектронный ресурс] –ежим доступа URL: http: / / blondinenwitze.im-netz.de/frauenwitze.php3 (14.02.2009).
7 [Ёлектронный ресурс] –ежим доступа URL: http: / / frauenfeindlichesarschloch.de/frauenwitze.html (05.03.2010)
ћногие из проанализированных нами анекдотов представл€ют собой авторские варианты общеупотребительных текстов: Warum sind Blondinenwitze out?
Weil man festgestellt hat, dass alle Frauen bekloppt sind!8
—равнива€ этот текст с более Ђрасхожимї вариантом, мы приходим к выводу, что перед нами не очень удачна€ авторска€ верси€. јвтор примен€ет модное заимствованное слово Ђoutї, а также замен€ет нейтральное Ђdummї на разговорное Ђbeklopptї. ”силива€ экспрессивность, автор резко занижает динамику анекдота за счет употребление сложноподчиненного предложени€. Ќа наш взгл€д, исходный вариант €вл€етс€ более динамичным и, возможно благодар€ своей пр€молинейности, обладает большим потенциалом комического эффекта:
Warum gibt es keine Blondinenwitze mehr? Weil alle Frauen dumm sind!
¬ следующем анекдоте мы обнаруживаем множество авторских элементов: по€сн€юща€ мысль, заключенна€ в скобки, Ђусложненна€ї синтаксическа€ конструкци€, громоздкие словосочетани€. ¬се это ут€жел€ет текст и значительно снижает комический эффект:
Wenn eine Frau auf der obersten Sprosse einer Leiter steht, die Sprosse bricht (es war ein Fabrikationsfehler), wer hat dann Schuld?
Die Frau natrlich. Sie sollte besser am Boden bleiben, da sie eh nur niedere Arbeiten gewohnt ist und verrichten kann10.
ћы наблюдаем здесь также нарушение принципа краткости и неожиданности. ѕри всем многообразии описательных компонентов сюжетна€ лини€ оказываетс€ крайне редуцированной. ѕреобладание Ђписьменныхї элементов превра-
щает анекдот в литературный жанр и непосредственно отражаетс€ на ослаблении прагматического воздействи€. —мена среды функционировани€ анекдота и опосредованность коммуникации приводит пользователей »нтернета к поискам своей неповторимости и индивидуальности, котора€ может принимать форму псевдоавторства. ¬ этих случа€х анекдот либо формально видоизмен€етс€ и приобретает авторские мотивы и нюансы, либо претерпевает семантическую деформацию.
»нтернет-анекдот находитс€ на грани между устным народным творчеством и письменным литературным жанром и оказываетс€, с одной стороны, вписанным в традицию анонимного фольклора, с другой стороны, как любой письменный жанр, несет на себе оттенок авторства. ¬ контексте своего специфического функционировани€ интернет-анекдот представл€ет собой одну из возможностей самореализации и самопрезентации личности в пространстве интернет-коммуникации. ¬ целом же, как мы убедились, авторство приравниваетс€ к рассказыванию анекдота, поскольку рассказчик - личность в »нтернете - существует в контексте виртуального народного карнавала и Ђможет пониматьс€ как субъект культурыї11.
http:.
8 [Ёлектронный ресурс] –ежим доступа www.witzbombe.net / witzbombe-warum-sind-blondinenwitze-out-weil-man-1271.html (05.03.2010).
9 [Ёлектронный ресурс] –ежим доступа URL: http: / / blondinenwitze. im-netz. de /frauenwitze. php3
10 [Ёлектронный ресурс] –ежим доступа URL: http: / / www.willis-witze.de /Frauenwitze-Witze /Wenn-eineFrau-auf-der-obersten-Sprosse-e,witz-592.html (24.08.2010)
11  узнецова ё.ћ., „удова Ќ.¬. ѕсихологи€ жителей »нтернета.... - —.126.
AUTHORSHIP AND ANONYMITY IN RESPECT TO MISOGYNIC JOKES
ON THE INTERNET
© 2011 Y.V.Erofeev Samara State Economic University
The paper considers the question of authorship and anonymity in respect to misogynic jokes on the Internet. Internet-jokes are regarded as a particular genre of modern virtual communication.
Key words: joke, Internet-joke, verbal joke, written joke, Internet-communication, Internet-discourse, anonymity, authorship.
Yuri Viktorovich Erofeev, Senior Lecturer of foreign languages. E-mail: eyura@yandex. ru

пїњ