пїњ

ѕ–»ћ≈Ќ≈Ќ»≈ ѕќЋ»‘ј “ќ–Ќќ…  ќ––≈ ÷»» ƒ»«ј–“–»» ” ƒ≈“≈… 4-5 Ћ≈“ Ќј ќ—Ќќ¬≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я “–јƒ»÷»ќЌЌџ’ » Ќ≈“–јƒ»÷»ќЌЌџ’ —–≈ƒ—“¬ ј‘ 

¬џ¬ќƒџ
“аким образом, результаты педагогического эксперимента показывают, что разработанна€ технологи€ обучающего тестировани€ дл€ студентов, специализирующихс€ в спортивно-оздоровительном туризме, способствовала более качественному усвоению как теоретического, так и практического материала. ”становлено, что внедрение данной технологии в учебно-тренировочный процесс позволило значительно повысить уровень сформированности профессиональных компетенций у студентов экспериментальной группы (–<0,01). ¬сЄ это говорит о том, что инновационна€ технологи€ обучающего тестировани€, основанна€ на применении невербального картографического материала, более эффективна по сравнению с традиционной, в которой делаетс€ упор на теоретическое усвоение учебного материала.
Ћ»“≈–ј“”–ј
1. ƒавыдова, ћ. ј. —труктура и содержание инновационной технологии обучающего тестировани€ дл€ студентов вузов физической культуры спорта и туризма / ћ.ј. ƒавыдова // ”чЄные записки университета имени ѕ.‘. Ћесгафта. - 2011. - є 7 (77). - —. 53-56.
2. ћузыченко, ¬.¬. ”правление персоналом. Ћекции : учебник дл€ студентов высших учебных заведений / ¬.¬. ћузыченко. - ћ. : јкадеми€, 2003. - 528 с.
3. “опунова, ћ. . ‘ормализованный способ оценки качества знаний / ћ. . “о-пунова, ќ.¬ ”ханова, ќ.¬. Ќаумова // ”чЄные записки университета имени ѕ.‘. Ћесгафта. - 2011. - є 6 (76). - —. 164-168.
REFERERENCES
1. Davydova M.A. (2011), "Structure and content of the training tests innovation technology for the students of physical culture, sports and tourism educational institutions",
Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.77 No. 7, pp. 53-56.
2. Muzychenko, V.V. (2003), Human resource management. Lectures: the textbook for students of higher educational institutions, Academy, Moscow, Russian Federation.
3. Topunova, M.K., Ukhanova, O.V. and Naumova, O.V. "Formalized method of knowledge-quality assessment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.76 No. 6, pp. 164-168.
 онтактна€ информаци€: sgafkstorient@mail.ru
”ƒ  616.89-008.434.3-053.4+615.825
ѕ–»ћ≈Ќ≈Ќ»≈ ѕќЋ»‘ј “ќ–Ќќ…  ќ––≈ ÷»» ƒ»«ј–“–»» ” ƒ≈“≈… 4-5 Ћ≈“ Ќј ќ—Ќќ¬≈ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я “–јƒ»÷»ќЌЌџ’ » Ќ≈“–јƒ»÷»ќЌЌџ’ —–≈ƒ—“¬ ј‘ 
ёли€ јнатольевна ƒобрынина, соискатель,
–еабилитационный центр дл€ детей, подростков и инвалидов молодого возраста с ограниченными возможност€ми Ђ¬ишенкиї, —моленск,
Ћариса ¬икторовна ¬иноградова, кандидат медицинских наук, доцент, —моленска€ государственна€ академи€ физической культуры, спорта и туризма
(—√ј‘ —“)
јннотаци€
Ќарушение речевой функции - это одно из отклонений, негативно отражающихс€ на всех сторонах жизни и де€тельности ребенка.   наиболее часто встречающимс€ т€жЄлым нарушени€м речи относитс€ дизартри€, основными симптомами которой €вл€ютс€ дефекты звукопроизношени€ и голоса в сочетании с нарушени€ми артикул€ционной моторики, речевого дыхани€. ¬ статье
представлены результаты исследовани€ авторов по вы€влению наиболее эффективных подходов к коррекции дизартрии у детей 4-5 лет с использованием физических методов воздействи€ на периферический аппарат речи.
“аким образом, по итогам результатов проведЄнного тестировани€ после курса реабилитации детей с дизартрией можно сделать вывод, что наилучшими они оказались у испытуемых в группах с применением современных методов коррекции на основе, а именно воздействи€ низкоинтенсивным лазерным излучением и метамерного обкалывани€ зон скальпа церебролизином.
 лючевые слова: дизартри€, коррекци€, адаптивна€ физическа€ культура, дети.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p63-67
APPLICATION OF POLYFACTOR CORRECTION OF DYSARTHRIA AMONG 4-5
YEARS OLD CHILDREN BASED ON USING THE TRADITIONAL AND NONTRADITIONAL MEANS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE
Julia Anatoljevna Dobrynina, the competitor,
Rehabilitation center for children, teenagers and young adults with disabilities УVishenkiФ, Larisa Viktorovna Vinogradova, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Annotation
Disorder of speech function is one of the deviations, affecting all aspects of life and activities of the child. The most common severe violations of speech is dysarthria, its main symptoms are defects of the pronunciation of sounds and voice in combination with articulatory speech breathing, motility
The results of the authors' research on identification of the most effective approaches to the correction of dysarthria for 4-5 years old children with the use of physical methods of influence on the peripheral speech apparatus have been presented.
Thus, following the results of the testing after a rehabilitation course of children with dysarthtia it is possible to draw a conclusion that they have appeared to be the best among the examinees in groups with application of modern methods of correction on a basis, namely influences of low frequency laser radiation and metameasured chipping of zones of a scalp by cerebrolysinum.
Keywords: dysarthria, correction, adaptive physical culture, children.
¬¬≈ƒ≈Ќ»≈
Ќарушение речевой функции - это одно из отклонений, негативно отражающихс€ на всех сторонах жизни и де€тельности ребенка.   наиболее часто встречающимс€ т€жЄлым нарушени€м речи относитс€ дизартри€, основными симптомами которой €вл€ютс€ дефекты звукопроизношени€ и голоса в сочетании с нарушени€ми артикул€ционной моторики, речевого дыхани€ [1,2,5]. —пециалисты многих областей науки пытаютс€ если не устранить, то серьезно уменьшить имеющиес€ недостатки и их последстви€ [3,4,6]. ќднако вопрос реабилитации детей с такой патологией речи как дизартри€ разработан недостаточно детально, хот€ необходимость его углубленного исследовани€ совершенно очевидна.
÷ель исследовани€: оценить вли€ние различных вариантов применени€ традиционных и нетрадиционных средств адаптивной физической культуры (ј‘ ) на состо€ние и подвижность органов артикул€ционного аппарата и мимической мускулатуры детей 4-5 лет с дизартри€ми.
ћј“≈–»јЋџ » ћ≈“ќƒџ
ƒл€ проведени€ исследовани€ было сформировано три группы детей 4-5 лет с дизартрией по 20 человек в каждой. ¬о всех группах примен€лись традиционные средства ј‘ , так называемый Ђбазовый блокї реабилитационных меропри€тий, который включал логопедический массаж, артикул€ционную, дыхательную голосовую гимнастику, пальчиковый игротренинг и упражнени€ дл€ развити€ мелкой моторики. ¬о второй и
третьей группах дополнительно примен€лись нетрадиционные средства ј‘ . “ак, во второй группе проводились зан€ти€ по традиционной методике (Ђбазовый блокї) и воздействие низкоинтенсивным лазерным излучением (Ќ»Ћ») на зоны скальпа, а через 2 часа на точки акупунктуры. ƒл€ этого использовали аппарат Ђ”«ќ–-ј-2 ї, длина волны
0,89 мкм, мощность излучени€ на выходе 2,7 ¬т, частота следовани€ импульса 5-1500 √ц, врем€ воздействи€ на зону 1,5 мин., на точки акупунктуры 5-30 сек. Ќа зоны примен€лс€ контактно-зеркальный способ воздействи€ с частотой следовани€ импульса 80 √ц.
¬ третьей группе в дополнение к Ђбазовому блокуї реабилитационных меропри€тий примен€ли Ќ»Ћ» и фармакопунктуру. —ущность фармакопунктуры заключалась в ежедневной активизации краниопунктурных зон скальпа церебролизином путЄм симметричного метамерного обкалывани€ каждой зоны по 0,01 мл в одну точку в общей дозе 1 мл с последующим воздействием на указанные зоны и точки акупунктуры Ќ»Ћ».
Ќеобходимо отметить, что в первую группу вошли дети с 1-ой - 2-ой степенью дизартрии, а во вторую и третью со 2-ой-3-ей, т.е. более т€желой степенью дизартрии. “акое разделение было обусловлено тем, что дети второй и третьей группы имели более т€жЄлую степень нарушени€ речи, чем дети первой, на основании чего их родители дали согласие на применение физического средства воздействи€ Ќ»Ћ» и метода медикаментозного воздействи€ фармакопуктурой, так как обычный курс реабилитации дл€ этих детей не принЄс существенных результатов.
–≈«”Ћ№“ј“џ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я » »’ ќЅ—”∆ƒ≈Ќ»≈
¬ процессе коррекции дизартрических нарушений у детей нормализуетс€ мышечный тонус и подвижность (переключаемость, удержание позиции, точность, объЄм и т. д.) органов артикул€ционного аппарата, устран€ютс€ диспраксические нарушени€, а так же улучшаетс€ взаимодействие работы периферического и центрального речевого отдела.
ƒл€ определени€ состо€ни€ и подвижности органов артикул€ционного аппарата и мимической мускулатуры были использованы тесты результаты которых фиксировались в баллах и во времени (исключением стал тест є 4), так как показатели до и после проведени€ курса реабилитации можно было оценить в качественных и скоростных изменени€х (табл. 1).
“аблица 1
ќценка моторики артикул€ционного аппарата с использованием специального
оборудовани€
1 группа (п=20) 2 группа (п=20) 3 группа (п=20) –
тест 1 (баллы)
ƒо реабилитации 2,80±0,27 3,55±0,26 3,70±0,23 –1 2<0,05, –13 <0,01
ѕосле реабилитации 2,30±0,28 2,05±0,22 2,50±0,22 р>0,05
ƒинамика 17,86%** 32,39%**** 32,43%****
тест 1 (секунды)
ƒо реабилитации 19,10±2,95 18,65±2,61 19,45±2,67 р>0,05
ѕосле реабилитации 14,65±1,46 10,45±0,94 16,80±1,83 –12 <0,05, –23<0,02
ƒинамика 23,9%*** 35,6%** -
тест 2 (баллы)
ƒо реабилитации 3,05±0,27 3,35±0,30 3,30±0,31 р>0,05
ѕосле реабилитации 2,30±0,25 2,05±0,21 2,25±0,22 р>0,05
ƒинамика 24,59%*** 31,34%**** 31,82%****
тест 2 (секунды)
ƒо реабилитации 16,70±2,23 14,05±2,10 17,40±3,07 р>0,05
ѕосле реабилитации 12,75±1,74 8,60±1,12 12,50±1,62 –≥,2<0,05, –2,3=0,07
ƒинамика 23,65%*** 38,79% 28,16%
1 группа (п=20) 2 группа (п=20) 3 группа (п=20) –
тест 3 (баллы)
ƒо реабилитации 3,40±0,29 4,20±0,24 4,35±0,26 –13<0,01, –1,2<0,05
ѕосле реабилитации 3,15±0,31 3,25±0,26 3,55±0,29 р>0,05
ƒинамика 7,35%* 22,62%**** 18,39%****
тест 3 (секунды)
ƒо реабилитации 3,35±0,76 1,50±0,48 1,40±0,61 –13<0,05, –1,2<0,05
ѕосле реабилитации 4,15±0,76 3,30±0,66 2,95±0,74 р>0,05
ƒинамика 23,88%* 120,0%**** 210,71%****
тест 4 (баллы)
ƒо реабилитации 2,75±0,29 3,55±0,27 3,90±0,24 –13<0,01, –12<0,05
ѕосле реабилитации 2,40±0,29 2,30±0,26 2,20±0,20 р>0,05
ƒинамика 12,73%* 35,21%**** 43,59%****
ѕримечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,005; **** - р<0,001 - показатели статистической значимости различий результатов тестировани€ до и после курса реабилитации
ƒо начала проведени€ реабилитационных меропри€тий у детей 1 группы по сравнению с детьми из 2 и 3 групп по большинству оцениваемых показателей, кроме теста є2, имели статистически значимые различи€, что обусловлено более т€желой степенью речевого нарушени€. Ќапример, по результатам тестов є 1, 3, 4 (оцениваемых баллами) и є 3 (оцениваемого секундами) в группах 1 и 3 изначально были вы€влены различи€ соответственно - 24,3%, 21,8%, 29,5% (р < 0,01) и 58,2% (р< 0,05). Ќа наш взгл€д, такой уровень выполнени€ заданий до проведени€ курса реабилитации детьми 3 группы объ€сн€етс€ в первую очередь наличием гиперкинезов речевой моторики и мышц лица у 14 человек. ѕовышенна€ концентраци€ внимани€ и желание испытуемых детей выполнить предлагаемые тесты усиливали про€влени€ гиперкинезов мышц €зыка и лица. “акже из-за патологического состо€ни€ тонуса мышц €зыка, принимающего участие в выполнении заданий, нарушаетс€ проприоцептивна€ афферентна€ импульсаци€ от мышц артикул€ционного аппарата, и дети слабо ощущают положение €зыка, направление его движений, то есть происходит нарушение речевой кинестезии, что в свою очередь может привести к диспраксии.
ƒо курса реабилитации анализ данных тестировани€ вы€вил, что испытуемые 2 группы показали результаты хуже, чем дети в 1 группе в тестах є 1, 3, 4 (оцениваемых баллами) и є 3 (оцениваемого секундами) соответственно на 21,1%, 19%, 22,5% и 55,2% (р<0,05).
јнализ полученных данных по окончании курса реабилитации вы€вил большую эффективность при комплексном использовании традиционных и нетрадиционных средств ј‘ . “ак, дети 2 и 3 группы по всем изучаемым показател€м не имели статистически значимых различий с детьми 1-ой группы, несмотр€ на то что первоначально испытывали трудности в выполнении того или иного задани€. ќчевидно, предложенна€ схема, включающа€ сочетание лекарственного введени€ препарата, Ќ»Ћ», физических методов (логопедического массажа, артикул€ционной гимнастики), коррекционных логопедических зан€тий, обусловливает одновременное воздействие на центральный и периферический отделы речевого аппарата. ¬ результате применени€ фармакопунктуры и Ќ»Ћ» на такие зоны, как психомоторна€, речедвигательна€, торможени€ хореи и тремора, речевые, а также на акупунктурные точки, улучшаютс€ возможности поражЄнных участков головного мозга. ќни начинают функционировать более согласованно, синхронно, когерентно.
ѕри итоговом тестировании показателей состо€ни€ подвижности мимической мускулатуры и артикул€ционного аппарата у детей 1 и 2-ой групп таких различий вы€влено не было. “акже в пользу эффективности проведЄнных коррекционных меропри€тий дл€ детей второй группы свидетельствуют итоговые результаты тестов є 1, 2 (оцениваемых
во времени). ѕо данным этих заданий были вы€влены различи€ между группами 1 и 2 соответственно на 28,7% и 32,5% (р<0,05). ѕолученные результаты, очевидно, объ€сн€ютс€ сочетанным применением физических методов воздействи€ (логопедического массажа, артикул€ционной гимнастики) и Ќ»Ћ» на зоны скальпа психомоторную, двигательную, речевые, что в свою очередь привело к улучшению состо€ни€ мышечного тонуса и кинестетических ощущений, увеличению объЄма артикул€ционных движений, уменьшению про€влений диспраксии.
“аким образом, по итогам результатов проведЄнного тестировани€ после курса реабилитации детей с дизартрией можно сделать вывод, что наилучшими они оказались у испытуемых в группах с применением современных методов коррекции на основе, а именно воздействи€ низкоинтенсивным лазерным излучением и метамерного обкалывани€ зон скальпа церебролизином.
Ћ»“≈–ј“”–ј
1. јрхипова, ≈.‘. Ћогопедическа€ работа с детьми раннего возраста : учебное пособие / ≈.‘. јрхипова. - ћ. : ј—“ : јстрель, 2006. - 224 с.
2. Ћевченко, ».ё. “ехнологии обучени€ детей с нарушени€ми опорнодвигательного аппарата : учеб. пособие дл€ студ. сред. пед. учеб. заведений / ».ё. Ћевченко, ќ.√. ѕриходько. - ћ. : »здательский центр Ђјкадеми€ї, 2001. - 322 с.
3. »гнатьева, —. ј. Ћогопедическа€ реабилитаци€ и коррекци€ в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонени€ми в развитии / —. ј. »гнатьева, ё. ј. Ѕлинков. - ћ. : √уманитар. изд. центр Ђ¬Ћјƒќ—ї, 2004. -304 с.
4. Ћопатина, Ћ.¬. Ћогопедическа€ работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии : учебное пособие / Ћ.¬. Ћопатина, Ќ.¬. —еребр€кова. - —ѕб. : ќбразование, 1994. - 92 с.
5.  омплексна€ реабилитаци€ детей с церебральным параличом : методические рекомендации / ј.¬.  роткова, ».ё. Ћевченко, ».». ћамайчук [и др.]. - ћ., —ѕб. : Ќ¬“ ЂЅ»ћ -ƒї, 1998. - 439 с.
6. —коромец, ј.ј. “опическа€ диагностика заболеваний нервной системы : руководство дл€ врачей / ј.ј. —коромец, ј.ѕ. —коромец, “.ј. —коромец. - 5-е изд., стереотип. - —ѕб. : ѕолитехника, 2007. - 399 с.
REFERENCES
1. Arkxipova, E.F. (2006), Speech therapy works with children at an early age: a tutorial, AST Astrel, Moscow, Russian Federation.
2. Levchenko, I.J. and Prikxodko, O.G., (2001), Technology teaching children with locomotors, publishing center Akademia, Moscow, Russian Federation.
3. Ignateva, S.A. and Blinkov, Y.A. (2004), Speech therapy rehabilitation and correction in differentiated rehabilitation and social adaptation of children and adolescents with special needs, humanitarian publishing center Vlados, Moscow, Russian Federation.
4. Lopatina, L.V. and Serebrjakova, N.V. (1994), Speech therapy group work with preschool children erased form dysarthria, Education, St,-Petersburg, Russian Federation.
5. Krotova, A.V., Levchenko, I.Y., Mamaichuk, 1.1., Mastjukova, E.M., Senenova, K.A. and Simonova T.N. (1998), Comprehensive rehabilitation of children with cerebral palsy: methodical recommendations, publishing house NVT BIMK-D, Moscow - St.-Petersburg, Russian Federation.
6. Skoronetc, A.A., Skoronetc, A.P. and Skoronetc T.A. (2007), Top Ichesky diagnostics of diseases of nervous system: a management for doctors, Politekxnika, St,-Petersburg, Russian Federation.
 онтактна€ информаци€: vilarisa2009@yandex.ru

пїњ