пїњ

ѕ–≈≈ћ—“¬≈ЌЌќ—“№ ѕ≈ƒ ќЋЋ≈ƒ∆ј » ѕ≈ƒ¬”«ј ¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ќ–√јЌ»«ј÷»» ѕ–ќЅЋ≈ћЌќ√ќ ќЅ”„≈Ќ»я

ѕ–≈≈ћ—“¬≈ЌЌќ—“№ ѕ≈ƒ ќЋЋ≈ƒ∆ј » ѕ≈ƒ¬”«ј ¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ќ–√јЌ»«ј÷»»
ѕ–ќЅЋ≈ћЌќ√ќ ќЅ”„≈Ќ»я
—овременные социально-экономические изменени€ в российском обществе актуализировали внимание к проблемам образовани€, св€занным прежде всего с построением единого образовательного пространства, поиском реальных путей осуществлени€ преемственных св€зей между образовательными уровн€ми. —егодн€ профессиональное становление учител€ рассматриваетс€ как перманентное, общекультурное, социально-нравственное. ¬ этой св€зи современна€ концепци€ профессионального образовани€ выдвигает на первый план разработку более совершенных средств, методов и форм обучени€, способствующих профессиональному развитию педагога.
¬ этом аспекте действенным средством развити€ выступает проблемное обучение, которое предусматривает создание необходимых педагогических условий дл€ того, чтобы обучение не замыкалось на уже сформированном интеллектуальном уровне студента, а способствовало развитию профессионального мышлени€.
–еализаци€ проблемного обучени€ в системе Ђпедколледж-педвузї на весь период обучени€ €вл€етс€ необходимой, так как студенческий возраст считаетс€ сенситивным периодом дл€ подготовки к профессиональной де€тельности.
ѕостроение проблемно организующего образовани€ как целостного педагогического процесса необходимо осуществл€ть, с нашей точки зрени€, по специальной программе Ђ»зучение и внедрение проблемного обучени€ в практику работы преподавателейї, включающей в себ€ проведение следующих меропри€тий.
> ѕроведение круглого стола по теме Ђќптимизаци€ ссузовского образовательного пространстваї. ¬ качестве материалов дл€ обсуждени€ предлагаетс€ подборка из периодической печати и электронных ресурсов. ÷ель - предоставить преподавател€м возможность сопоставить данные материалы, проследить динамику, обмен€тьс€ мнени€ми, высказать собственные предложени€, сделать выводы.
> «аседание педагогического совета по теме Ђ“еоретические основы проблемного обучени€ в современных педагогических услови€хї направлено на ознакомление педагогического коллектива с новыми подходами к проблемному обучению (значение про-
Ћ.√.  уликова (Ѕарнаул)
блемного обучени€ в современном социокультурном обществе, основные пон€ти€, основные требовани€ к отбору содержани€, регламентации форм, методов, средств обучени€ и т.д.).
> «аседание методического совета предполагает работу по следующему плану:
мотиваци€ учебной де€тельности студентов как один из элементов мобилизации на творческое воспри€тие учебного материала;
типы зан€тий и их цикличность в учебном процессе.  лассификаци€ форм, методов, средств проблемного обучени€;
смена де€тельности учащихс€ в учебном процессе как одна из задач преподавател€ по созданию психолого-педагогического климата на зан€тии.
> «аседание методического объединени€ (тема Ђ÷елостна€ дидактическа€ система проблемного обучени€ и ее использование в учебно-воспитательном процессеї) дает возможность рассмотреть такие элементы проблемного обучени€, как Х основные положени€ целостной дидактической системы;
Х взаимосв€зь целей проблемного обучени€ и отбора материала к зан€тию; Х зависимость от целевых установок и отобранного содержани€ урока; Х вли€ние целей, материала, выбранных форм, методов и средств проблемного обучени€ на результаты зан€ти€;
Х оценочна€ де€тельность преподавател€ на зан€тии в услови€х проблемного обучени€.
> ѕосещение открытых зан€тий (ЂЋучшее от каждого - коллективуї); анализ увиденного по определенной методике (табл. ).
“аблица
јнализ зан€ти€ в услови€х проблемного обучени€
’арактеристика зан€ти€ —тепень про€влени€
1. ÷ель зан€ти€ названа 0 1 2
2. ќрганизованы действи€ студен-
тов по осмыслению проблемной си-
туации (ѕ—) 0 1 2
3. ‘ункции ѕ—:
- стимулирующа€; 0 1 2
- обучающа€; 0 1 2
- организующа€; 0 1 2
- контролирующа€; 0 1 2
- воспитывающа€ 0 1 2
4. ћетоды обучени€ обеспечили:
- мотивацию де€тельности; 0 1 2
- выдвижение гипотезы; 0 1 2
- взаимодействи€ преподавател€ и
студентов; 0 1 2
- анализ и самоанализ 0 1 2
5. ‘ормы познавательной де€тель-
ности обеспечили:
- сотрудничество студентов; 0 1 2
- включение каждого студента в
де€тельность по решению ѕ— 0 1 2
6. ‘ормы организации проблемного
обучени€ отобраны в соответствии с:
- триединой целью зан€ти€; 0 1 2
- содержанием учебного материала; 0 1 2
- проблемной ситуацией 0 1 2
7. ”ровень достижени€ ѕ—:
- первый уровень (проблемное из-
ложение преподавателем учебного
материала);
- второй уровень (студент решает с
помощью преподавател€ постав-
ленную перед ним проблему);
- третий уровень (студент самосто€-
тельно решает проблему, постав- 0 1 2
ленную преподавателем);
- четвертый уровень (студент само-
сто€тельно ставит и решает проблему)
ѕолученные результаты дают возможность оценить качество и эффективность урока по проблемному обучению, а также провести самоанализ и самооценку преподавательской де€тельности по организации проблемного обучени€ на зан€тии.
ќценка качества и эффективности зан€ти€ производитс€ следующим образом:
2 балла - реализовано полностью;
1 балл - реализовано частично;
0 баллов - не реализовано.
ƒалее вычисл€етс€ коэффициент качества образовательного процесса на учебном зан€тии.
сумма баллов реального результата
  =------------------------------------100,
34
где   - коэффициент качества учебного зан€ти€; 34 - количество баллов требуемого результата.
≈сли   = 85 и отсутствует оценка - 0 баллов, то это свидетельствует о том, что учебное зан€тие проведено отлично.
  от 65 до 84 указывает на хорошее учебное зан€тие.
≈сли   от 45 до 64, то учебное зан€тие проведено удовлетворительно.
> ѕедагогическа€ конференци€ Ђѕроблемное обучение в образовательном пространстве: проблемы, поиски, перспективыї. ќсновна€ стратегическа€ цель - осмысление ключевых задач проблемного обучени€ с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса в современных услови€х. «адачи - знакомство с основными научно-методическими, психологическими подходами к рассматриваемой проблеме; осознание и осмысление членами педагогического коллектива сущности проблемного обучени€.  онференци€ строитс€ следующим образом:
> выступление, в котором формулируетс€ актуальность поставленной проблемы, ее значимость, раскрываетс€ научно-исследовательский аспект в подходе к поставленным проблемам;
> основна€ часть с содержательным аспектом вопросов, сери€ докладов, работа секций в услови€х проблемного обучени€, презентаци€ опыта;
> заключительна€ часть (выполнимые решени€, подведение итогов, рекомендации).
“аким образом, мы приходим к выводу, что необходимыми услови€ми дл€ вовлечени€ преподавателей и студентов в образовательный процесс инновационного типа, базирующийс€ на проблемном обучении, €вл€ютс€:
- внедрение проблемного обучени€ в различные формы учебных зан€тий;
- включение в учебные планы специальных курсов по организации проблемного обучени€ в учебно-воспитательном процессе.
¬ажным аспектом обеспечени€ преемственности становитс€ педагогическое взаимодействие преподавателей педагогических колледжей и вузов, которое реализуетс€ через проведение совместных семинаров, конференций, круглых столов с обсуждением общих вопросов в организации проблемного обучени€ в системе Ђпедколледж-педвузї, а также выработке его единых эффективных средств, форм и методов проблемного обучени€.
»сход€ из этого, значимость организации проблемного обучени€ в учебно-воспитательном процессе остаетс€ высокой и побуждает к дальнейшему исследованию формировани€ профессиональной готовности будущего специалиста среднего профессионального образовани€ к преемственности реализации проблемного обучени€ в системе Ђпедколледж-педвузї.

пїњ