пїњ

ѕќ¬—≈ƒЌ≈¬Ќјя ∆»«Ќ№ —≈Ћ№— ќ√ќ Ќј—≈Ћ≈Ќ»я ¬ —¬≈“≈ ћ≈∆ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј–Ќџ’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»…

14. Ўаханов ј.Ќ. –усска€ историческа€ наука второй половины XIX - начала XX века: ћосковский и ѕетербургский университеты / ј.Ќ. Ўаханов. ћ.: Ќаука, 2003. 419 с.
»¬јЌќ¬ј “ј“№яЌј Ќ» ќЋј≈¬Ќј - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории и культуры зарубежных стран, „увашский государственный университет, –осси€, „ебоксары (tivanovan@mail.ru).
IVANOVA TATYANA NIKOLAEVNA - candidate of historical sciences, professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
”ƒ  94 (470.344) Ђ20/21ї
».≈. »Ћ№»Ќ
ѕќ¬—≈ƒЌ≈¬Ќјя ∆»«Ќ№ —≈Ћ№— ќ√ќ Ќј—≈Ћ≈Ќ»я
¬ —¬≈“≈ ћ≈∆ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј–Ќџ’ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»…
 лючевые слова: повседневность, образ жизни, кресть€нство, безработица, социальное самочувствие, культура, межэтнические отношени€.
ѕроанализирована повседневность различных категорий сельского населени€ „увашской –еспублики в услови€х социально-экономических и политических изменений на рубеже XX-XXI вв. »зучены основные показатели образа жизни, материального благососто€ни€, социального самочувстви€ современного кресть€нства, рассмотрена этнокультурна€ и межнациональна€ ситуаци€ в регионе.
I.E. ILYIN
DAILY ROUTINE OF RURAL POPULATION IN THE INTERDISCIPLINARY RESEARCH
Keywords: daily routine, way of life, peasantry, unemployment, social wellbeing, culture, interethnic relationship.
The author analyses daily routine of different categories of rural population In the Chuvash Republic during the social, economic and political changes at the turn of XX-XXI centuries. The main characteristics of the way of life, wealthiness, social wellbeing of contemporary peasantry are studied as well as ethno-cultural and Interethnic situation In the region.
—овременна€ российска€ деревн€ не только производит сельскохоз€йственную продукцию, но и €вл€етс€ источником сохранени€ национальной культуры, поддержани€ здоровь€ человека, обеспечивает будущее страны. —ельска€ проблематика актуальна и потому, что ухудшаетс€ демографическа€ ситуаци€, сельское население стареет и его численность уменьшаетс€ быстрыми темпами.
¬ этих услови€х особую актуальность приобретает изучение повседневной де€тельности сел€н. ѕовседневность жизни регулируетс€ определенными нормами, стандартами, и если они нарушаютс€ в ту или другую сторону (снижение, повышение), причем устойчиво изо дн€ в день, подобна€ ситуаци€ становитс€ предметом озабоченности социума, властей, общественных организаций. ѕовседневность включает несколько элементов, которые характеризуют ее стиль: активна€ трудова€ де€тельность, воздействующа€ на внешний мир; признание целесообразности изменени€ этого мира; включенность в циклическое врем€ трудовых ритмов; участие в повседневности всей полнотой личности и др. јнализиру€ переживани€ и смыслы индивидов и их групп по каждому из выделенных элементов, мы приближаемс€ к пониманию реальной культуры людей, социальному самочувствию их, степени идентификации со стратегией преобразований, инициируемых властью, государством.
јвтор в данной статье ставит цель - исследовать повседневную жизнь сельского населени€ с использованием междисциплинарного (полипарадигмального) подхода. — учетом цели, специфики объекта и предмета исследовани€ были поставлены следующие задачи: изучить логику и механизмы освоени€-отталкивани€ инноваций в сельском социуме на основе эволюции сознани€, менталитета, властных отношений, изменени€ ценностей и реальных условий жизни; проанализировать механизмы социальной адаптации сельского населени€ к новым услови€м их жизнеде€тельности, вы€вить резервы их активизации.
ѕри анализе категории Ђповседневностьї необходимо выделить предмет исследовани€. ѕо мнению ћ. . √оршкова, повседневность - это привычные, повто-
р€ющиес€ формы жизнеде€тельности человека, при которых происходит реализаци€ его насущных потребностей. ¬ научной интерпретации она понимаетс€ как процесс жизнеде€тельности индивидов, который развертываетс€ в общеизвестных ситуаци€х на базе самоочевидных ожиданий. ѕри этом дл€ более четкого водораздела с тем, что лежит за ее границами, повседневность противопоставл€етс€ как будни - празднику; как общедоступные формы де€тельности - высоким специализированным ее формам; как жизненна€ рутина - мгновени€м острого психологического напр€жени€; как действительность - идеалу. ¬ услови€х многолетней привычной повседневности, стабильного социально-экономического развити€ общества большую часть населени€ мало чем можно отвлечь от привычной жизненной рутины. Ќо что же происходит с людьми и обществом, когда рушатс€ сложившиес€ типологические каноны повседневной реальности?  ак все то, что было ранее предметом Ђоповседневнивани€ї, начинает сочетатьс€ и взаимодействовать с качественно новыми, стремительно привносимыми реали€ми жизни? —кажем, с такими, которые св€заны с глобальным финансово-экономическим кризисом.  ак различные слои населени€ начинают (начинают ли?) адаптироватьс€ к кризисному пор€дку повседневности? » мен€етс€ ли мотиваци€ их поведени€ в различных сферах жизнеде€тельности, да и вообще - воздействует ли Ђкризисный типї повседневности на смену жизненных стратегий людей? [2].
¬ свою очередь, академик ё.ј. ѕол€ков считает, что истори€ повседневности - сумма миллиардов судеб людей, живших в далеком и близком минувшем, имевших как общие глобальные черты, так и специфические, региональные, национальные, наконец, индивидуальные. «адача - обрисовать их образ жизни в историческом разрезе, вы€вл€€ общее и особенное, неизменное, сохран€ющеес€ столети€ми, и новое, ежедневно рождаемое будн€ми. Ќовые формы динамичны, они напористо вторгаютс€ в сегодн€шний век. ѕоэтому истори€ призвана фиксировать происходившую и на поверхности, и, главным образом, в глубинах народных масс борьбу и сочетание старого в новом и нового в старом [3].
¬ российской историографии пон€тие Ђповседневностьї как предмет исторических изысканий используетс€ с начала 1990-х годов, но активное внедрение в обществознание проблемного пол€ Ђистории повседневностиї происходит в 2000-е годы. ќбсто€тельному анализу предмета и методов изучени€ Ђистории повседневностиї посв€щены работы Ќ.Ћ. ѕушкаревой. Ђ»стори€ повседневностиї - нова€ отрасль исторического знани€, предметом изучени€ которой €вл€етс€ сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. ¬ центре внимани€ истории повседневности - комплексное исследование образа жизни и его изменений у представителей разных социальных слоев, их поведени€ и эмоциональных реакций на жизненные событи€ [4].
¬ажным теоретико-методологическим вкладом социологического анализа повседневности, образа жизни €вл€етс€ стать€ A.A. ¬озьмител€, √.». ќсад-чей, в которой осуществлена реконцептуализаци€ социологического подхода к изучению образа жизни, отражающа€ динамику социальных процессов, происход€щих в стране. јвторы дают понимание сущности образа жизни, ими сформулированы методологические особенности сравнительного изучени€ повседневной жизни населени€ –оссии.
—истемный кризис, в состо€нии которого уже длительное врем€ наход€тс€ наше общество и государство, привел к по€влению новой социальной реальности, применительно к которой должны отрабатыватьс€ новые научные подходы анализа важнейших €влений и процессов.   последним относитс€ и образ жизни -система устойчивых, типичных форм социального быти€, как бы растворивша€с€ в тумане неопределенности основных социальных целей, ценностей и норм.
»менно Ђисчезновениеї советского образа жизни инициировало поиск механизмов, опосредующих взаимодействие общества и личности, а также моделей, описывающих эти опосредствовани€ с учетом активной роли личности в формировании и изменении образа жизни. » здесь дл€ разработки новой концепции образа жизни в силу ее интегративной сущности, целесообразно использовать полипарадигмальный подход [1].
јнализ историко-социологической литературы позвол€ет выделить основные подходы к изучению повседневности, образа жизни сельского населени€. »сследование образа жизни может удовлетворить растущие потребности теоретического осмыслени€ тенденций и механизма развити€ общества, его социально-экономического прогнозировани€ при условии обеспечени€ комплексности на основе междисциплинарной кооперации.
ѕод образом жизни сельского населени€ понимаетс€ совокупность повседневной жизнеде€тельности, сложивша€с€ в конкретных жизненных услови€х, определ€ема€ объективными и субъективными факторами, имеюща€ свои качественные и количественные, пространственные и временные измерени€. –ешающее значение в формировании того или иного образа жизни кресть€нина имеет его повседневна€ трудова€ де€тельность на предпри€тии, в организации и в личном подсобном хоз€йстве.
«емледельческий труд и жизнь в деревне порождают особую разновидность образа жизни людей - сельский образ жизни. ћатериальной основой сельского образа жизни служит, как правило, труд на земле, отдельное усадебное хоз€йство сельской семьи, чаще всего мелкодисперсное сельское расселение. ≈го органическими чертами потому во все времена были не только зависимость от природных условий, но и известна€ самодостаточность, высока€ устойчивость ко вс€ким потр€сени€м в обществе. ѕоследним важным постулатом может служить утверждение об общинном характере образа жизни российских кресть€н, обусловленном исторической спецификой евразийской страны и спецификой советского периода ее истории.
ќбраз жизни сельских тружеников характеризуетс€ прежде всего их удовлетворенностью своим трудом. Ёто эмоциональное состо€ние тесно св€зано с характером человеческих потребностей (в первую очередь материальных), их глубиной, возможностью реализации этих потребностей на практике, в жизни. „ем больше возможностей дл€ удовлетворени€ потребностей, тем веро€тнее наступит чувство удовлетворени€. Ќо чем разнообразнее потребности, чем глубже они развиты, тем сложнее вызвать чувство удовлетворени€.
ћатериалы наших исследований показывают, что молодые работники аграрного сектора менее всех удовлетворены своим трудом. √лавна€ причина здесь в том, что молодой человек с высоким уровнем образовани€, с хорошей профессией не может найти на селе должного им применени€ и вынужден искать работу в городе. ј это, в свою очередь, ухудшает социально-профес-сиональную структуру работников агропромышленного комплекса.
ѕсихологическа€ неподготовленность сегодн€шних сел€н к сугубо кресть€нским формам работы состоит в следующем: неразвитость экономических интересов, смирение с достигнутым уровнем жизни и уровнем доходов, экономическа€ успокоенность, профессиональна€ некомпетентность. »меющийс€ уровень знаний был в определенной степени достаточен дл€ исполнительской работы, которой занималось большинство сельскохоз€йственных работников, а формы жизнеде€тельности, основанные на частной собственности, требуют творчества, инициативы, соответствующих знаний и навыков по технологическим, правовым и экономическим вопросам.
ћировоззренческие ориентиры сельского населени€ €вл€ютс€ достаточно устойчивыми, и повли€ть на них можно, лишь создав реальные услови€ дл€ быстрого и ощутимого улучшени€ жизненного уровн€ и социального само-
чувстви€, что требует, в свою очередь, большого времени и серьезного внимани€ властных структур всех уровней.
¬ 1997 г., отвеча€ на вопрос Ђ огда большинство населени€ „увашии будет жить лучше, чем сейчас?ї, 0,9% опрошенных сказали через год-два, 5,6% - через 3-5 лет, 20,1% - не раньше, чем через 10 лет. ¬ то же врем€ 25,9% респондентов ответили, что никогда этого не будет, а 47,5% - затруднились сказать. ¬ 2009 г. 13,5% опрошенных ответили, что не раньше, чем через 10 лет, а 21,9% - это не произойдет никогда.
¬ ходе социологических исследований 2002 и 2009 гг. сельские труженики „увашской –еспублики оценили различные стороны своей работы, где соответственно 74,1% и 63,5 % респондентов не устраивала оплата труда, доход, 73,1% и 45,5% -не устраивала обеспеченность техникой, материалами, 53,0% и 29,5% - не удовлетворены использованием передового опыта, новых технологий. —ледующа€ картина вырисовываетс€ в данной сфере де€тельности сел€н: женщины, по сравнению с мужчинами, а также работники мало- и неквалифицированного ручного труда, среди которых преобладают представители старшего поколени€, выше оценивают различные стороны своей работы. ћалоквалифицированные работники считают, что современные услови€ работы и жизни €вл€ютс€ сравнительно удовлетворительными, веро€тно, они нагл€дно представл€ют свои возможности на рынке труда.   тому же в них весьма развита така€ нравственна€ черта, как осознание целей своей де€тельности, социальной значимости своего труда.
“€желое материальное положение сел€н про€вл€етс€ в большей доле критических оценок материального поощрени€ работников, получени€ социальных льгот и т.д. ќднако снижаютс€ прит€зани€ респондентов по таким показател€м, как санитарно-гигиенические услови€ труда, его организаци€, информированность о делах коллектива. ¬ то же врем€ на селе традиционно лучше отношени€ с непосредственным руководством, работа реже не соответствует полученной специальности.
ƒл€ успешного функционировани€ аграрного сектора необходимо знать особенности духовного развити€ современного села, динамику и тенденции, определ€ющие развитие духовного мира различных категорий сельского населени€. ¬ыходцы из села посто€нно пополн€ют состав жителей городов, привнос€ в них свои ценностные ориентации и установки, вследствие чего в социальную, идейную и нравственную жизнь общества внос€тс€ определенные особенности.
»сследу€ духовную жизнь сельского населени€, нельз€ не коснутьс€ такой ее составл€ющей, как место этноценностей и потребностей в культуре различных социальных общностей. Ётнический ренессанс как следствие социальной модернизации затронул их по-разному. ѕри общей неудовлетворенности результатами реформ люди наиболее негативно оценивают качество не экономической, а социальной и духовной жизни.
ћатериалы социологических исследований показывают, что наиболее сильными компонентами в сближении людей €вл€ютс€ обща€ земл€, территори€ (в 2009 г. 26,6% опрошенных), национальный (родной) €зык (25,7%), национальные обычаи, привычки, обр€ды (14,6%), умение трудитьс€, хоз€йствовать, обща€ хоз€йственна€ де€тельность (20,9%), религи€ (7,1%) и т.д.
ƒуховна€ жизнь сельских жителей требует пристального внимани€ ученых и своевременного решени€ злободневных вопросов. ѕри рассмотрении названной проблемы необходимо исходить не только из тезиса потребл€емости сельскими жител€ми духовных ценностей, но и из того фактора, что они, в свою очередь, сами создают духовные ценности дл€ всех категорий населени€.
»звестно, что в моменты кризисного состо€ни€ общества растет вли€ние религии на общественную и личную жизнь людей, расшир€етс€ спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдаетс€ всплеск вс€кого рода суеверий, оккультизма, мистики.
¬ 2009 г. в „увашии 46,5% опрошенных сел€н считали себ€ верующими, 40,8% - колебались, не смогли определитьс€, а 11,5% - оказались неверующими. ¬ерующих женщин больше, чем мужчин (70,4% против 54,9%).   верующим себ€ отнесли 55,0% чувашей, 67,0% русских, 84,8% татар и 86,5% мордвы.
—егодн€ необходимы дальнейша€ разработка идейно-теоретического содержани€ и принципов воздействи€ на духовную жизнь сельского населени€ средствами культурно-просветительных, образовательных учреждений, совершенствование самих средств, форм и методов воспитательной работы. ƒальнейшего изучени€ требуют и вопросы организации культурно-воспитательной работы: планировани€, контрол€, подготовки кадров, развити€ общественных начал, обобщени€ опыта и т.д. ¬ 2009 г. 44,6% респондентов были удовлетворены культурной жизнью в селе, 32,4% - медицинским обслуживанием, 41,5% - услови€ми образовани€ детей.
ѕроведенный анализ показывает изменени€ в повседневной жизни сельского населени€ „увашской –еспублики в конце XX - начале XXI вв. —егодн€ нагл€дно видим два пол€рных образа жизни, которые присущи двум социальным группам сельского социума - бедным и богатым. —нижение уровн€ жизни большинства сел€н в услови€х реформировани€ различных сфер общества сказалось на образе жизни значительной части населени€ современной деревни, в первую очередь в духовно-нравственной сфере.
Ћитература
1. ¬озьмитель ј. ј. ќбраз жизни: теоретико-методологические основы анализа / јј. ¬озьмитель, √.». ќсадча€ Ќ —оциол. исслед. 2009. є 8.
2. √оршков ћ. . –оссийска€ повседневность в услови€х кризиса: социологическое измерение I ћ.  √оршков ѕ —оциол. исслед. 2009. є 12.
3. ѕол€ков ё.ј. „еловек в повседневности (исторические аспекты) / ё.ј.ѕол€ков » ќтечественна€ истори€. 2000. є«.—. 125.
4. ѕушкарева Ќ.Ћ. ѕредмет и методы изучени€ Ђистории повседневностиї / Ќ.Ћ. ѕушкарева » Ётнографическое обозрение. 2004. є 5. —. 3.
»Ћ№»Ќ »¬јЌ ≈√ќ–ќ¬»„ - кандидат философских наук, докторант кафедры отечественной и региональной истории, „увашский государственный педагогический университет, –осси€, „ебоксары (oper@chuvsu.ru).
ILYIN IVAN EGOROVICH - candidate of philosophical sciences, associate professor, subdeparment of native and regional history, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.
”ƒ  94(470.345):329
C.B.  »—“јЌќ¬
Ё¬ќЋё÷»я “ј “» » Ё—≈–ќ¬— »’ ќ–√јЌ»«ј÷»… Ќј “≈––»“ќ–»» —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќ… ћќ–ƒќ¬»» ¬ 1902-1903 √ќƒј’
 лючевые слова: эсеры, прокламации, брошюры, агитаци€, полици€.
–ассмотрена де€тельность первых эсеровских организаций, возникших на территории современной ћордовии. ќтмечено изменение со временем методов их воздействи€ на население и представителей властей от безадресного распространени€ революционной литературы до применени€ активных методов борьбы со своими противниками.
S.V. KISTANOV
THE EVOLUTION OF SOCIALIST-REVOLUTIONARY ORGANIZATIONS TACTICS ON THE TERRITORY OF PRESENT-DAY MORDOVIA IN 1902-1903
Keywords: members of Socialist Revolutionary Party, leaflets, brochures, agitation, police.
The article is devoted to the activities of the first socialist-revolutionary organizations which appeared on the territory of present-day Mordovia. It is pointed out that In the course of time the methods of their influence on the population and government representatives had been changing from the addressless circulation of revolutionary literature to applying the active methods of fighting against their adversaries.
¬ исследовании де€тельности первых политических организаций на территории современной ћордовии до насто€щего времени еще остаетс€ р€д Ђбелых п€тенї. ќдним из них, несомненно, €вл€етс€ вопрос о трансформации тактики

пїњ