пїњ

ѕќ¬—≈ƒЌ≈¬Ќјя ∆»«Ќ№  »“јя √Ћј«јћ» –”—— »’ ћ»——»ќЌ≈–ќ¬ (1721Ч1854 √ќƒџ)

”ƒ  94(510)
». Ќ. ќсьмаков
ѕќ¬—≈ƒЌ≈¬Ќјя ∆»«Ќ№  »“јя √Ћј«јћ» –”—— »’ ћ»——»ќЌ≈–ќ¬ (1721-1854 √ќƒџ)
Ќа основе отчетов де€телей –усской православной церкви, имевшей с XVIII в. посто€нное миссионерское подворье в ѕекине, восстанавливаютс€ различные стороны повседневной жизни в китайском городе. ѕоказано, как исследование материальной культуры  ита€ способствовало социокультурной адаптации членов миссии в ѕекине.
This paper explores different aspects of the daily life of a Chinese city on the basis of reports of the Russian Orthodox Church mission in Beijing dating back to the 18th century. The author shows how studying Chinese material culture contributed to the sociocultural adaptation of missionaries in Beijing.
 лючевые слова: материальна€ культура, –усска€ духовна€ мисси€ в  итае, ѕекин.
Key words: material culture, Russian Orthodox mission in China, Beijing.
ƒл€ современной российской историографии характерно разнообразие теоретико-методологических подходов к сушрости процесса социокультурной адаптации. Ќекоторые исследователи (Ћ. √. ƒика€, —. ј. Ўап-кин) трактуют ее как реализацию стремлени€ личности привести в соответствие с изменившимис€ услови€ми социокультурной среды свои шаблоны поведени€, привычки (субъектное направление). ƒругие (ѕ. —.  узнецов) предпочитают системно рассматривать социокультурную адаптацию во всем многообразии обусловливающих ее факторов.
¬ насто€щей работе предприн€та попытка синтеза этих подходов при описании потребностей, целей, ожиданий, мотивов, ролевых позиций и практических действий членов –усской православной миссии в ѕекине в XVIII Ч первой половине XIX в. »зучению социокультурной адаптации способствует обращение к повседневной жизни членов православной миссии в ѕекине.
¬ основе работы лежат материалы, наход€щиес€ в фонде 728 Ђћинистерство иностранных делї –оссийского государственного исторического архива. ¬ нем содержатс€ разнообразные документы православной миссии в  итае, в том числе отчеты о переговорах с китайскими власт€ми, материалы переписки начальников миссии с российскими власт€ми и —инодом, а также публикации прессы на китайском €зыке, в которых охарактеризована де€тельность православных миссионеров.
Ћучше один раз увидеть...
ѕекинское миссионерское подворье –усской православной церкви гармонично вписалось в своеобразную архитектуру столичного города. Ќаходившеес€ в северной части ѕекина здание было окружено
23
© ќсьмаков ». Ќ., 2013.
¬естник Ѕалтийского федерального университета им. ».  анта. 2013. ¬ып. 12. —. 23-31.
24
высокой толстой стеной с массивными башн€ми. ƒвижение между пригородом и внутренней частью города осуществл€лось через ворота, запираемые на ночь, и проходило недалеко от подворь€. ”лицы ѕекина из-за отсутстви€ планировки представл€ли собой лабиринт. ¬ своем отчете за 1771 г. начальник шестой миссии архимандрит Ќиколай (÷вет) писал:
”лицами в ѕекине называют просто грунтовые дороги, взрытые глубокими коле€ми, €мами и буграми. ќни окаймлены глухими стенами домов вперемешку с пустыр€ми, развилинами, болотами, обломками и кучами мусора [1, оп. 39, д. 4, л. 4].
ќн отмечал далее:
— высоты городских стен не видно непривлекательных деталей домов и некрасивых картинок уличной жизни, но общее впечатление, производимое городом, с этого не лучше. ¬зор скользит по сплошной, скученной массе серых, крутых крыш, изредка прерываемых зелеными оазисами садов. ѕо приезде своем сюда, мы ни разу не встретили того, что красит и разнообразит российские города Ч золоченых куполов храмов, пам€тников, колонн, красивых зданий и др. [1, оп. 91, д. 44, л. 9].
¬нешний облик улиц изредка скрашивалс€ большими дерев€нными цветными воротами на каменных завесах. јрхимандрит Ќиколай (÷вет) указывал:
≈вропейцам незнакомым с оригинальными китайскими традици€ми, конечно, не догадатьс€, что сооружение это вызвано подвигами добродетели, супружеской верности, сыновнего благочести€ [1, д. 45, л. 19].
 ажда€ улица имела поэтическое название: ∆емчужна€, яшмова€, ÷веточна€, ƒраконова€, ¬орота вечного мира, ѕ€ти духов или »з€щного слога.
 уплей да продажей торг стоит
”лицы ѕекина имели оживленный вид благодар€ непрекращающимс€ движени€м пешеходов и экипажей, а также потому, Ђчто китайцы не люб€т сидеть дома и предпочитают делать все свои дела на воздухеї [2, с. 91]. ѕо всему городу проходило большое количество открытых лавок, мастерских, небольших фабрик. ¬ них занимались различным кустарным производством. Ќад всеми улицами были нат€нуты бумажные навесы. —реди сидевших, обедавших, прогуливавшихс€ и занимавшихс€ различными делами людей сто€ли, лежали и перемещались мулы, лошади и буйволы, в упр€жи и под вьюнами, бродили собаки и свиньи, что, по мнению миссионеров, не было характерно дл€ российской столицы [1, оп. 103, д. 20, л. 2].
 итайские лавки и мастерские открывались с восходом солнца, а закрывались с закатом. ¬ св€зи с отсутствием освещени€ улицы после закрыти€ лавок погружались во мрак. Ќа главных улицах ѕекина были бумажные фонари, но они практически не давали света. Ќа территории подворь€ в качестве ламп также использовались бумажные фонари [1, оп. 120, д. 3, л. 10].
 итайцы только в случа€х крайней необходимости выходили на улицу ночью или поздно вечером, поскольку бо€лись темноты, воров и
злых духов, и поэтому предпочитали заканчивать все свои дела днем [2, с. 152]. јрхимандрит —офроний (√рибовский) писал:
ƒл€ нас ночь единственное врем€, когда мы можем прогул€тьс€ по улицам без отвращени€: ночной покров скрывает от взоров гр€зь и мерзость городского запустени€; улегша€с€ пыль не залепл€ет глаза и не першит в горле; город избавлен от назойливости нищих и не услышишь оскорбительных эпитетов и брани прохожих; даже зловоние как будто чувствуетс€ меньше. ќтрицательной стороной ночных прогулок €вл€ютс€ многочисленные стаи уличных псов, набрасывающихс€ на прохожих, но против них всегда можно запастись зонтиком или палкой [1, оп. 122, д. 8, л. 5].
”жин не нужен, был бы обед
”личный и разносный торг занимал одно из ведущих статей дохода. „лены миссии составили подробный список уличных промыслов. ѕервыми в нем как по числу, так и по значению сто€ли разносчики съестных припасов. ќни привлекали внимание покупателей громкими выкриками, обозначавшими род продаваемых товаров и их качество. ќсобенно много было разносчиков хлеба и мучных изделий. Ќачальник миссии —офроний (√рибовский) отмечал:
 итайский хлеб не имеет ничего общего с нашим хлебом ни по вкусу, ни по виду. Ёто по большей части сыроватые лепешки, напоминающие комки теста или клейстера. ¬се сорта китайского хлеба очень т€желы вследствие отсутстви€ дрожжей, которые иногда замен€ютс€ содой. Ћучшими хлебопеками в ѕекине считаютс€ мусульмане [1, оп. 125, д. 6, л. 5].
 роме пресных лепешек и блинов распространены были булки с кунжутом, пельмени, пирожки на свином сале с м€сной, рыбной или чесночной начинкой [1, оп. 129, д. 1, л. 6]. ¬се хлебобулочные издели€ лежали в открытых лотках, прикрепленных к коромыслу, или же висели на шее торгующего. јктивно торговали мучными издели€ми и супами. Ќаиболее попул€рными в ѕекине были похлебки Ч рисова€, бобова€, капустна€, €чменна€. “е же разносчики торговали печеным и вареным картофелем Ч обычной пищей каждого жител€ ѕекина в осеннее и зимнее врем€ [1, оп. 132, д. 20, л. 13]. ¬ смете расходов членов миссии на продукты нар€ду с картофелем находились бобы, растительное масло, соль, чай. ћ€со редко покупалось миссионерами [1, оп. 137, д. 1, л. 46].
Ѕольшинство €ств изготавливалось на улице, в открытых кухн€х, на глазах у проход€щих или проезжающих. ѕриспособлени€ дл€ приготовлени€ были простыми и состо€ли из длинного коромысла, к которому прикреплено два круглых дерев€нных €щика. ¬ одном из них помещалась небольша€ жаровн€, на которой сто€л котелок с супом или кашей, в другом Ч готовые кушань€, со€, об€зательна€ приправа китайских обедов, чашки и палочки дл€ еды. ¬ случа€х, когда приготовленные с утра лепешки, пирожки, лапша были раскуплены, странствующий повар приступал к возобновлению своего дневного меню, приобрета€ необходимую провизию тут же на улице или в ближайшей лавке [1, д. 7, л. 14].
¬ списке р€дом с торговцами мучных изделий сто€ли продавцы фруктов, овощей и лакомств. „лены миссии неоднократно покупали
25
китайские конфеты, засахаренные €блоки, сладкое драже, жареные каштаны, орехи в меде, желе, рисовые фигурки, сухофрукты. ¬месте со сладост€ми торговцы продавали игрушки из бумаги, дерева, жести, и как отмечал архимандрит »акинф (Ѕичурин): Ђ¬ выделке игрушек китайские мастера не уступают нашим кустар€мї [1, д. 8, л. 90].
—ледующими в списке сто€ли продавцы лотерейных билетов, Ђкоторые имели большой доход из-за страсти желтокожих к азартным играм и гадани€мї [1, л. 91]. –озыгрыш проходил при помощи палочек с номерами, которые опускались в кожаный цилиндр. Ќомера на палочках соответствовали номерам разыгрываемых товаров. ∆елающий испытать счастье за несколько монет мог вынуть из корзины три палочки, 26 и если сочетание чисел соответствовало номеру какого-либо товара, то победитель получал этот выигрыш. ѕредметами уличных лотерей служила фарфорова€ и глин€на€ посуда [2, с. 41].
ƒело не в личности, а в наличности...
Ќа улицах ѕекина можно было не только насытитьс€, но также одетьс€, купить все части туалета у брод€чих продавцов. ѕлатье приобретали новое или подержанное у старьевщиков, не только продававших вещи за деньги, но и выменивавших их. ¬ случа€х, когда платье или обувь рвались, их чинили, обратившись к уличному швее или сапожнику. „лены миссий отмечали, что принадлежности ремесла этих специалистов состо€ли из ниток, игл, шила, кусков кожи, сложенных в небольшие корзины и носимых на плече. ѕочинка происходила на глазах заказчика, который мог, таким образом, видеть доброкачественность работы [2, с. 60]. „лены миссии приравнивали к торговцам плать€ продавцов обуви, то есть верхней части башмака, так как подошва и стельки из войлока продавались отдельно [1, оп. 144, д. 18, л. 102]. ∆енска€ обувь шилась на заказ, мужска€ покупалась готовой.
ѕарикмахерское дело также имело многочисленных уличных представителей. Ќесмотр€ на то что в ѕекине имелись закрытые цирюльни, больша€ часть населени€ все же пользовалась услугами, оказываемыми на улицах. ћастера носили с собой дерев€нные скамейки, предназначенные дл€ потребител€, ножницы, бритву и два медных таза, в одном из которых при помошд небольшой жаровни согревалась вода дл€ брить€. Ќачальник дес€той миссии архимандрит ѕетр ( аменский) писал:
¬ ѕекине вс€ процедура брить€, расплетени€, чесани€ и заплетение косы, чистка ушей и глаз, мытье лица, совершалось на улице, притом обыкновенно в самых бойких и, следовательно, пыльных местах [1, оп. 145, д. 9, л. 98].
¬ перечне специалистов не последнее место занимали мозольные операторы, практикующие также на открытом воздухе. јрхимандрит ѕетр ( аменский) отмечал:
ѕрофесси€ эта в ѕекине почему то считаетс€ почетной, тогда как зан€тие цирюльника считаетс€ предосудительным, последних приравнивают к палачам, актерам и проституткам.   слову сказать, самыми почетными професси€ми здесь считаютс€ книжна€ торговл€ и ювелирное мастерство [1, л. 109].
Ќекоторыми уличными услугами члены миссии пользовались круглый год, к ним относились торговцы воды, угл€, посуды, слесари, кузнецы и плотники. ¬ то же врем€ некоторые товары потребл€лись миссионерами сезонно: в весеннее врем€ они покупали лед дл€ погребов, в летнее Ч специфический китайский напиток Ч кисло-сладкий сливовый сок Ђвроде нашей фруктовой воды или квасаї [1, оп. 149, д. 10, л. 134]. „лены дес€той –усской духовной миссии в ѕекине научились самосто€тельно готовить этот напиток из желтых сушеных слив, сахара, розового листа и корицы, благодар€ чему ежегодно сокращали свой расход на дес€ть руб.   сезонным приобретени€м миссионеров также можно отнести покупки летних соломенных шл€п, бумажных зонтиков, циновок дл€ навесов, опахал из конского и буйволового волоса, вееров. јрхимандрит ѕетр ( аменский) в отчете за 1829 г. сообщал:
÷иновки €вл€ютс€ существенной принадлежностью китайской жизни. ќни употребл€ют их вместо ковров и тюф€ков, дл€ навесов и дл€ крыш. »з циновок сооружают театральные здани€ и €рмарочные помещени€. Ѕедн€ки стро€т из циновок шалаши, в которых живут круглый год [1, л. 6].
¬ весеннее и осеннее врем€ члены миссии покупали дл€ храма цветы, в основном хризантемы. «имой живые цветы замен€лись искусственными из бумаги, атласа, шелка. ” торговцев цветами (в основном это были женщины) миссионеры приобретали также галантерейные товары (тесьму, оборки, ленты, кисти, нитки, шнурки), вышивку, материю. ѕо мнению ¬. ¬.  орсакова, шнурки миссионеры покупали и дл€ выделки петель, так как разрезные петли китайцы не использовали [3, с. 91]. ¬ышивку члены миссии покупали дл€ обновлени€ занавесок, оде€л, ширм и официальной одежды, Ђибо в  итае, каждому слою, каждой профессии присвоено особое шитье или вышивкаї [3, с. 95].   разр€ду сезонных услуг, предоставл€емых миссии осенью, можно отнести чистку войлочных и фетровых шл€п. ¬ зимнее врем€ весомой статьей расходов членов миссии была покупка Ђугольной землиї, то есть смеси глины с угольной пылью,котора€ была необходима дл€ приготовлени€ угольных брикетов, составл€вших топливо миссионеров [4, р. 80].
Ќе смотри, как рот дерет, смотри, как дело ведет
„лены миссии наблюдали оригинальные маркетинговые ходы, практикуемые торговцами. “ак, дл€ привлечени€ внимани€ покупателей последние не довольствовались одними криками, но в большинстве случаев прибегали к музыкальным инструментам: медным бубнам, колокольчикам, трубе, тарелкам, колотушкам, трещоткам, барабану [1, оп. 192, д. 22, л. 43]. Ќекоторые торговцы, как например точильщики ножей, обращали на себ€ внимание и криком и звуками стучащих железных пластинок. јрхимандрит ѕетр ( аменский) отмечал:
 итайский точильщик не имеет точильного колеса и оттачивает вещи на большом известн€ке, который носит с собой. ѕодража€ ему, стол€ры, привлекают внимание обывателей криком: Ђ—толы, стуль€, скамейки почин€ю! «онтики поправл€ю! [1, л. 47].
28
ѕродавцы масла извещали о своем приближении колотушкой. ƒл€ нужд подворь€ покупались кунжутное, конопл€ное, древесное, бобовое масла, которые поставл€лись миссии в дерев€нных бочках. «воном колокольчика давал знать о себе продавец изделий из кости. ћиссионеры обычно использовали его услуги перед своим отбытием в –оссию как дл€ приобретени€ подарков: гребней, шпилек, щеток, скребниц дл€ чистки €зыка и других мелочей, так и дл€ собственных нужд, в частности покупки очков. ¬се товары продавцов изделий из костей помещались в €рко раскрашенных или позолоченных футл€рах [1, л. 50].
–емесленнику, что козлу Ч везде огород
ќсобое место в списке специальностей занимали продавцы переносных печей, используемых дл€ варки пиши, глин€ной посуды Ч чашек, горшков, чанов. ћастер по починке битой посуды дополн€ет собой перечень китайских ремесленников. јрхимандрит ѕетр ( аменский) обозначал суть его работы:
ѕочинщик битой посуды занимаетс€ скреплением черепков при помощи олов€нных и медных пластинок.  ропотлива€ и долга€ процедура склепки хот€ бы двадцати осколков не страшат кропотливого китайца, который притом очень высоко оценивает свой труд [1, оп. 193, д. 2, л. 112].
«десь же он указывал:
¬ наш список ремесленников вошло и кузнечное дело.  узнецы, неоднократно приглашавшиес€ в подворье, привозили с собой небольшую наковальню, мех, жаровню, молоток и корзину с углем. ƒл€ всех нас это было ново, так как в –оссии кузнецы дл€ работы занимают специально устроенные помещени€ [1, л. 115].
—реди ремесленных специальностей отдельное место в списке, составленном членами миссии, принадлежало водовозам. ќни на двух бочках, прикрепленных к тачке, поставл€ли в пекинские дома, в том числе и на миссионерское подворье, воду. ѕомимо услуг водовоза миссионеры за небольшую плату могли получать воду в общественных колодцах, наход€щихс€ на улицах и площад€х города. Ќачальник одиннадцатой –усской духовной миссии в ѕекине архимандрит ¬ениамин (ћорачеев) отмечал:
¬ода в общественных колодцах, вследствие плохого устройства и небрежности населени€, почти всегда загр€знена органическими частицами, просачивающимис€ сквозь почву [1, д. 7, л. 21].
 роме передвижной торговли в ѕекине существовала продажа товаров в лавках. Ќекоторые продавцы сооружали себе места из простых материалов: досок, циновок, камыша. Ѕольша€ часть лавок имела несколько хоз€ев. ƒл€ открыти€ собственной лавки необходимо было уплатить небольшую пошлину в казну и получить разрешение у городской полиции. ¬ основном лавки принадлежали торговцам железа, предлагавшими гвозди, жаровни, олов€нные и латунные тарелки, ступки, котелки, скобы, замки. “акже лавки держали продавцы париков. ¬ их ассортимент входили в основном косы, так как именно они €вл€лись необходимым
элементом китайского мужчины [1, оп. 1003, д. 157, л. 173]. ¬ отчете за 1838 г. архимандрит ¬ениамин (ћорачеев) сообщал:
Ћавки имеютс€ здесь и у отравителей крыс, которые, к нашему всеобщему отвращению, в подтверждение силы продаваемого ими €да, раскладывают на старом €щике, импровизирующем стол, целую партию мертвых грызунов. –€дом с мертвыми крысами лежат кипы книг и брошюр; это по большей части грошовые издани€ плохих романов и театральных пьес [1, оп. 193, д. 7, л. 47].
«десь же он отмечал:
ќтдельные лавки занимают торговцы художественных безделушек, к коим относ€тс€ украшени€, туалетные принадлежности, трубки разнообразной длины и формы, табакерки €шмовые, стекл€нные, хрустальные и дерев€нные, кольца, браслеты, по€сные пр€жки, пуговицы, шпильки с коралловыми головками, кусочки черепашьего панцир€, слоновой кости, малахита [1, л. 55].
ќколо городских ворот находились лавки продавцов кнутов, кнутовищ, веревок, ремешков и другого шорного товара, предназначенного проезжавшим мимо погонщикам и ломовым извозчикам. »ногда члены миссии мен€ли европейские вещи на необходимые им китайские товары. ќсобым спросом пользовались жест€ные банки от консервов и пустые бутылки [1, л. 13].
ѕтица видна по полету
ќтдельную категорию на пекинском рынке составл€ли торговцы птицами и собаками. ѕродавец птиц держал в руках несколько жердочек, на которых сидели прив€занные за лапки различные певчие и непевчие птицы. Ќекоторые продавали только хищных птиц, использовавшихс€ китайцами дл€ охоты. јрхимандрит ѕоликарп (“угаринов) писал:
Ќужно иметь в виду, что все китайцы, без различи€ возраста или состо€ни€, очень люб€т птиц, с которыми они н€нчатс€ и воз€тс€ до смешного.  ак у нас фланируют с собакой, так и китаец прогуливаетс€ с любимой птичкой; последн€€ сидит обыкновенно на жердочке или в круглой дерев€нной клетке, покрываемой в холодное врем€ теплым, ватным футл€ром. ћногие желтолицые так люб€т своих птиц, что нос€т их повсюду за собой, хот€ бы они шли по делу или на работу [1, оп. 1003, д. 157, л. 18].
„лены миссии, неоднократно встречавшиес€ с китайскими чиновниками, отмечали, что последние во врем€ работы прикрепл€ли клетку или жердочку с птицей недалеко от себ€, чтобы иметь возможность беседовать и играть с ней [1, л. 6]. ¬о врем€ прибыхти€ в ѕекин одним из первых впечатлений членов миссии были группы гул€ющих китайцев с птицами в руках. Ќачальник двенадцатой миссии архимандрит ѕоликарп (“угаринов) отмечал: Ђѕовсеместно нами встреченные птичники это своеобразные спортсмены, которые превознос€т друг перед другом таланты своих птиц, отв€зывают их, пускают летать на свободе или
29
30
на длинной ниткеї [1, л. 23]. ќколо торговцев птиц находились продавцы собак. ѕо мнению членов духовной миссии, китайцы очень любили маленьких собак.
¬ теплое врем€ года к этим торговцам присоедин€лись продавцы сверчков, которые находились в больших бамбуковых клетках, в то врем€ как проданный экземпл€р помещалс€ в особый бумажный колпачок или в камышовую клетку. јрхимандрит ѕоликарп (“угаринов) в отчете за 1846 г. сообщал: ЂЋюбовь китайца к сверчкам служит некоторой иллюстрацией его миролюбивых наклонностей.  итайца тешит чирканье и трещание этого насекомого; он устраивает сверчку особый домик, кормит его и холитї [1, л. 30].  итайцы также покупали больших боевых сверчков, бои которых €вл€лись одним из национальных развлечений  ита€. јреной бо€ служило блюдечко. ѕротивников щекотали соломинкой и доводили до раздражени€, когда они с €ростью бросались друг на друга. Ѕоевой сверчок, одержавший несколько побед, ценилс€ очень дорого [5, с. 191].
¬ своих проповед€х члены –усской духовной миссии в ѕекине пытались боротьс€ Ђс уличными промышленниками, эксплуатирующими невежество и легковерие народаї [1, оп. 1008, д. 41, л. 14].   этой категории торговцев относились знахари, гадальщики, колдуны.  онсультаци€ или гадание проходило на улице, среди толпы зевак и любопытных, желавших узнать судьбу или испробовать на себе целебность предлагаемых лекарств.
„астично изучать историю и культуру ѕекина миссионеры могли благодар€ уличным рассказчикам. —южетом повествований на открытом воздухе служили легенды, исторические событи€, народные комедии, нравоучительные рассказы, басни. »ногда рассказчик касалс€ злободневных тем и политики, без стеснени€ критику€ современные пор€дки, чиновников и правительство. јрхимандрит ѕоликарп (“угаринов) писал:
ћне передавали, что многие из этих рассказчиков, состо€т агентами разных тайных обществ, пользу€сь формой рассказа, чтобы проводить антиправительственную агитацию, распростран€€ в народе самые зажигательные теории и антимонархические воззрени€ [1, оп. 1003, д. 157, л. 35].
“акже с культурой  ита€ членов миссии знакомили фокусники, акробаты, брод€чие артисты, с помощью марионеток разыгрывающие Ђнесложные комедии вроде нашего ѕетрушкиї [1, л. 17].
“аким образом, члены –усской духовной миссии, наход€сь в ѕекине, предпринимали попытки изучени€ традиций и обычаев  ита€. »х вклад в исследование китайской материальной культуры, его особенностей, высоко ценилс€ как в –оссийской империи, так и в других странах ≈вропы.
—писок источников и литературы
1. –оссийский государственный исторический архив. ‘. 728. ћинистерство иностранных дел.
2. “имковский ≈. ‘. ѕутешествие в  итай через ћонголию в 1820 и 1821 гг. —ѕб., 1824. “. 2.
3.  орсаков ¬. ¬. ѕ€ть лет в ѕекине: из наблюдений над бытом и жизнью китайцев. —ѕб., 1902.
4. Douglas R. Society in China. N.Y., 1983.
5. √р€довой ƒ. ».  итай. ћ., 2009.
ќб авторе
»горь Ќиколаевич ќсьмаков Ч асп., Ѕелгородский государственный национальный исследовательский университет.
E-mail: stroninka@yandex.ru
About the author
Igor Osmakov, PhD student, Belgorod State University. E-mail: stroninka@yandex.ru

пїњ