пїњ

ќ ÷≈Ќ“–јЋ№Ќќј«»ј“— ќ… ѕќЋ»“» ≈  Ќ– (Ќј ќ—Ќќ¬≈  »“ј…— »’ »—“ќ„Ќ» ќ¬)

є 3(51), 2007 ÷≈Ќ“–јЋ№Ќјя ј«»я »  ј¬ ј«
іл
ѕќЋ»“» ј  »“јя ¬ ÷≈Ќ“–јЋ№Ќќ… ≈¬–ј«»» ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» » ѕ≈–—ѕ≈ “»¬џ
ќ ÷≈Ќ“–јЋ№Ќќј«»ј“— ќ… ѕќЋ»“» ≈  Ќ– (на основе китайских источников)
јблат ’ќƒ∆ј≈¬
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник »нститута востоковедени€ јкадемии наук –”з (“ашкент, ”збекистан)
ѕосле распада ———– и социалистического лагер€, изменений расстановки сил на международной арене, а также по€влени€ у западных границ  Ќ– п€ти независимых государств ѕекин изменил стратегически важные аспекты своей внешней политики, в том числе в отношении ÷ентральной јзии.  итай всегда рассматривал этот регион как жизненно важную соседнюю зону, от которой зависит его политическа€ и экономическа€ безопасность. ѕоэтому он активно следит за развитием событий в республиках ÷ј и про€вл€ет активность в распрост-
ранении на них своего вли€ни€. ¬ св€зи с этим  Ќ– стала крупным фактором, имеющим огромное политическое, экономическое и культурное значение в регионе.
ѕосле того как прекратил свое существование —оветский —оюз, правительство  ита€, признав независимость стран ÷ј, установило дипломатические отношени€ с ними и, создав научные центры в ѕекине, Ўанхае, Ћаньчжоу, ”румчи и др., мобилизовало большой отр€д отечественных экспертов на глубокое и всестороннее исследование региона.
ќтношение  ита€ к постсоветским странам региона
 онцептуальные основы китайского подхода к проблемам мирового развити€ формировались в 1984Ч1986 годах, когда начата€ в 1978 году экономическа€ реформа в  Ќ– принесла достаточно хорошие результаты. — тех пор —ћ» и руководители страны посто€нно пишут и говор€т о многополюсности политического мироздани€. ¬ качестве официальной позиции ѕекина этот подход в мае 1988 года впервые озвучил тогдашний министр иностранных дел  Ќ– ÷€нь ÷ичэнь (с 1998 г. Ч заместитель премьера √оссовета)1. ÷ентральноазиатска€ политика ѕекина была определена вскоре после развала ———– в контексте этой концепции, достаточно подробно изложенной в китайских публикаци€х, базировавшихс€ на фундаментальных исследовани€х по региону.   ним прежде всего относ€тс€: Ђ„жунъ€ €ньцзюї (Ђ»сследование по ÷ентральной јзииї. Ћаньчжоу, 1995), Ђ„жунго хэ синь дули дэ „жунъ€ гоцз€ гуаньсиї (Ђќтношени€  ита€ с новыми независимыми государствами ÷ентральной јзииї. ’арбин, 1996); Ђ„жунъ€ уго гайкуанї (Ђќбщее положение п€ти государств ÷ентральной јзииї. ”румчи, 1997), Ђ„жунъ€ гоцзи гуаньси шиї (Ђ»стори€ международных отношений в ÷ентральной јзииї. „анша, 1997); Ђ„жунго 1997Ч1997 ц€ньхоу ди чжэнчжи цзинцзи фэньси юй юйцэї (Ђ итай 1997: политико-экономический анализ периода до и прогнозы на период после 1997 годаї. ѕекин, 1997), Ђ„жунго юй „жунъ€ї (Ђ Ќ– и ÷ентральна€ јзи€ї. ѕекин, 1999), Ђ„жунъ€ гэцзюй юй дицюй аньцюаньї (Ђ—итуаци€ в ÷ентральной јзии и региональна€ безопасностьї. ѕекин, 2001), Ђ„жунъ€ уго шиганї (Ђ ратка€ истори€ п€ти государств ÷ентральной јзииї. ѕекин, 2002), ЂЎанхай хэцзо цзучжи Ч синь аньцюань гуан юй синь цзичжиї (ЂЎанхайска€ организаци€ сотрудниче-стваЧновое мышление и новый механизм безопасностиї. ѕекин, 2002), Ђ„жоуб€нь дицюй миньцзу цзунцз€о вэньти тоушиї (Ђ¬згл€д на этнические и религиозные проблемы окружающих регионовї. ѕекин, 2002), Ђ„жунъ€ ды диюань чжэнчжи вэньхуаї (Ђ√еополитика и культура ÷ентральной јзииї. ”румчи, 2003) и др.
—огласно этим публикаци€м, в процессе формировани€ центральноазиатской политики  Ќ– учитывались следующие факторы, положительно или негативно вли€ющие на ее интересы.
  числу положительных относ€тс€:
Ч изменение основ политических и экономических взаимоотношений  ита€ и –оссии;
Ч превращение прежних советских приграничных районов в Ђбуферную зонуї, состо€щую из нескольких государств;
Ч исчезновение сформировавшегос€ в период царской –оссии и развившегос€ при —оветском —оюзе военного давлени€ на  итай;
Ч возникновение огромного рынка сбыта китайских товаров и возможности использовать природные ресурсы региона в св€зи с обретением его странами независимости;
Ч открытость ÷ј дл€  ита€ и других государств мира после потери –оссией монополии в этих республиках;
Ч по€вление возможности прокладки Ђвторого железнодорожного мостаї между  Ќ– и ≈вропой, способного освободить республику от российской зависимости
1 —м.: ќстроухое ќ.Ћ. ¬нешн€€ политика  ита€ в годы реформ и перспективы ее развити€ // ћирова€ экономика и международные отношени€, 1999, є 3. —. 9.
в сфере транзитных перевозок европейского сырь€ и китайских экспортных товаров;
Ч превращение территории ÷ентральной јзии дл€  итайской Ќародной –еспублики в удобный (как в политическом, так и в экономическом отношении) коридор в страны ≈вропы, ёжной јзии и Ѕлижнего ¬остока;
Ч минимизаци€ прот€женности границы  ита€ с –оссией;
- образование между  Ќ– и –‘ Ђбуферного пространстваї из небольших разобщенных и не угрожающих  итаю государств Ч ћонголии,  азахстана,  ыргызстана, ”збекистана, “аджикистана и “уркменистана;
Ч создание благопри€тных условий дл€ крупных капиталовложений в цел€х освоени€ возможностей —”ј–.
  числу негативных факторов относ€тс€:
Ч в государствах ÷ентральной јзии живут народы, часть которых проживает и на территории  Ќ–;
Ч после провозглашени€ этими странами суверенитета в них получило развитие национальное самосознание, формируетс€ национализм, вли€ющий на умонастроение жителей —”ј– и других западных территорий  Ќ–;
Ч перед китайским руководством встала задача по изол€ции населени€ —”ј– и других национальных районов от родственных народов государств ÷ј с целью предотвращени€ проникновени€ идей независимости;
Ч сложивша€с€ после распада ———– политическа€ обстановка вынудила  итай вести переговоры с республиками ÷ј, чтобы наметить пути привлечени€ последних к стабилизации обстановки в западных районах  Ќ–, а также дл€ своевременного раскрыти€ и пресечени€ на территории региона сепаратистской де€тельности представителей отдельных народов, живущих здесь;
Ч возникновение в ÷ентральной јзии угрозы распространени€ идей исламского фундаментализма и единства тюркских народов Ч пантюркизма, в результате чего перед  Ќ– встала задача оказать поддержку государствам региона дл€ предотвращени€ опасности усилени€ данных настроений;
Ч в борьбе против фундаментализма  итай занимает общую позицию с –оссией и странами «апада, но в борьбе против пантюркизма ѕекин может сотрудничать только с ћосквой и “егераном, что, безусловно, привело к возникновению новой проблемы Ч необходимости привлечь к этой борьбе республики ÷ј;
Ч предотвращение налаживани€ тайваньскими власт€ми св€зей с государствами региона;
Ч с выходом народов ÷ј на международную арену как самосто€тельных политических сил по€вилась веро€тность создани€ в будущем объединенного пространства или новой формы единства тюркских народов, как уже не раз происходило в истории, что и вынуждает  итай не допустить повторени€ такого сценари€;
Ч наличие в ÷ентральной јзии возможности производства €дерного оружи€, которое в случае по€влени€ нового союза тюрко€зычных государств или прихода фундаменталистов к власти может стать серьезной угрозой дл€  ита€, что вынуждает  Ќ– согласитьс€ с сохранением российского контрол€ над регионом;
Ч перед ѕекином еще более значимо встала задача изол€ции —”ј– от вли€ни€ идей независимости, фундаментализма и пантюркизма путем укреплени€ границ с соседними государствами и создани€ соответствующего механизма по их привлечению к решению проблемы;
Ч ÷ј стала объектом, где сошлись геостратегические и геополитические интересы крупных держав, с которыми на данном этапе своего развити€  итаю трудно конкурировать;
Ч ÷ентральна€ јзи€ стратегически очень важна дл€ —Ўј, которые не упуст€т случа€ включить ее в сферу своего вли€ни€, но пропорционально усилению их позиций в регионе будет возрастать степень угрозы дл€  ита€, что вынуждает его в союзе с –оссией принимать меры по противосто€нию этому процессу.
—опоставив значени€ вышеуказанных положительных и негативных факторов вли€ни€ ÷ентральной јзии на  Ќ–, в ѕекине пришли к выводу, что нова€ политико-экономическа€ ситуаци€ в регионе в целом €вл€етс€ выгодной дл€ его интересов и определили следующие задачи.
1. ѕриспособление к новой геополитической и геоэкономической обстановке, осуществление научно обоснованного и гибкого внешнеполитического курса в отношении государств ÷ентральной јзии.
2. ”точнение границ  Ќ– с новообразованными суверенными странами с учетом современных геополитических условий и их оформление на основе прин€тых принципов международных отношений.
3. ”крепление довери€ народов ÷ј к  итаю Ч необходимо уверить их в том, что  Ќ– не собираетс€ устанавливать свою монополию и не ищет особой выгоды в регионе, не намерен соперничать с другими странами, которые присутствуют и будут присутствовать в нем.
4. ”бедить правительства новых независимых государств в следующем: развитие св€зей  ита€ с республиками региона имеет приоритетное значение. —оздать услови€ дл€ развити€ полномасштабного политико-экономического сотрудничества.
5. ѕредотвращение негативных вли€ний ÷ј на  Ќ– и возможности установлени€ здесь монополии других супердержав.
 ак отмечает —ин √уанчэн, государства ÷ентральной јзии экономически св€заны с –оссией, котора€ может вли€ть на стабильность в регионе и держать его под контролем, так как на данном этапе развити€ они пока не имеют достаточной материально-технической и военной базы, а их внешние границы фактически охран€ютс€ российскими войсками. ќфициальна€ ћосква считает, что от безопасности внешних границ стран ÷ентральной јзии зависит защищенность ее собственных рубежей.  Ќ– не заинтересована в восстановлении прежней монополии –‘ в данном регионе, в ѕекине считают возможным ограничить ее, а также объединитьс€ с ћосквой в борьбе против усилени€ вли€ни€ —Ўј, по€влени€ региональных €дерных держав и формировани€ союза тюрко€зычных народов. Ќеобходимость временного присутстви€ –оссии в ÷ентральной јзии  итай видит также в св€зи с политическими событи€ми, происход€щими в “аджикистане после обретени€ им независимости.
 итайские ученые полагают, что только защита новых суверенных государств от прит€заний супердержав может создать услови€ дл€ укреплени€ позиций  итайской –еспублики в ÷ентральной јзии.  роме того, они придерживаютс€ следующей точки зрени€: регион стал стратегически важной территорией между –оссией и  итаем, в силу чего
чрезмерное укрепление здесь позиций  Ќ– может вызвать недовольство –‘. ѕоэтому, как отмечает —ин √уанчэн, дл€ устранени€ угрозы, исход€щей от по-новому сложившейс€ ситуации в этом геополитическом пространстве, китайскому правительству необходимо идти на соглашение с –оссией и другими заинтересованными странами, но вместе с тем призвать государства ÷ј учитывать интересы  Ќ– и отказатьс€ от поддержки движений за независимость народов западного  ита€2.
јвторы Ђ„жунго юй „жунъ€ї считают, что политическа€ стабильность в ÷ентральной јзии может не только обеспечить ее устойчивое экономическое развитие, но и послужить важным фактором безопасности в ≈вразии3. ќднако регион имеет некоторые особенности, способные осложнить услови€ развити€ экономики. ѕо их мнению, они заключаютс€ в следующем:
Ч ÷ентральна€ јзи€ богата природными ресурсами, но разделена на р€д государств, имеющих свои отличи€, разные возможности, что в равной степени осложн€ет как их интеграцию, так и выход из экономической отсталости;
Ч ÷ј €вл€етс€ местом большой концентрации мусульман, в силу чего она подвержена вли€нию исламского мира и различных религиозных течений;
Ч регион был и остаетс€ многонациональным. ќднако в нем существуют межнациональные противоречи€, которые могут использовать враждебно настроенные силы;
Ч различие в интересах государств ÷ентральной јзии порождает соперничество между ними и их лидерами, что мешает им ставить региональный интерес выше национального, затрудн€ет интеграционный процесс;
Ч существует определенна€ зависимость региона от внешних сил и соседних стран.
 итайские аналитики пришли к такому умозаключению: учитыва€ эти особенности,  Ќ– выступает против превращени€ ÷ентральной јзии в Ђзадний дворї (Ђхоуюаньї) –оссии, а также против желани€ —Ўј использовать регион в качестве инструмента дл€ сдерживани€  ита€. Ёто дает основание заключить, что ѕекин желает, чтобы регион стал свободным от вли€ни€ ведущих держав и удобным дл€ усилени€ китайских позиций. «десь возникает естественный вопрос: что может произойти в будущем, если в ÷ј чрезмерно усил€тс€ позиции соседнего  ита€ с его огромным людским, военно-политическим и экономическим потенциалом, особенно если к власти придут амбициозные люди. ≈стественно, данный вопрос весьма сложен, он требует глубокого и всестороннего осмыслени€. ¬ насто€щее врем€ ни китайские ученые, да и никто другой не могут гарантировать, что в  Ќ– отсутствуют и в будущем будут отсутствовать возможности дл€ прихода к власти таких людей.
ѕонима€, что у государств ÷ентральной јзии могут наличествовать подобные опасени€, авторы Ђ„жунго юй „жунъ€ї считают, что укрепление довери€ этих республик по отношению к  итаю и создание прочного фундамента дл€ сотрудничества €вл€ютс€ приоритетной задачей развити€ китайско-центральноазиатского сотрудничества. ѕо их мнению, дл€ его создани€ ѕекину необходимо держать в центре внимани€ следующее:
Ч об€зать государства ÷ј поддержать позицию  Ќ– по тайваньскому вопросу, установить партнерство в вопросе безопасности;
2 —м.: —ин √уанчэн. „жунго хэ синь дули дэ „жунъ€ гоцз€ гуаньси. ’арбин, 1996. —. 98.
3 —м.: „жунго юй „жунъ€. ѕекин, 1999. —. 135Ч140.
Ч привлечь их к совместной борьбе против сепаратизма, к созданию прочных и стабильных основ дл€ сотрудничества; с единых позиций выступать на международной арене за мир, справедливость;
Ч повысить заинтересованность стран региона в использовании ¬еликого шелкового пути посредством его модернизации4.
’арактеризу€ перспективу политики  Ќ– в отношении республик ÷ј, эти авторы отмечают, что с момента обретени€ этими странами независимости прошло сравнительно немного времени, и у них еще нет достаточного опыта в поддержании внешних св€зей, в силу чего они подвержены давлению внешних факторов. ќднако с точки зрени€ перспективного развити€ регион не будет сферой вли€ни€ той или иной международной силы, сохранит свою внешнеполитическую самосто€тельность и трансформируетс€ в единый организм. ”читыва€ возможность такого развити€,  итай рассматривает ÷ентральную јзию как отдельный политический полюс, постепенно набирающий силу, поддерживает активные св€зи со странами региона, поощр€ет их участие в азиатском сотрудничестве.
 роме того,  Ќ– принимает ÷ј в качестве перекрестка политических, экономических и культурных св€зей «апада и ¬остока. ≈го разрушение или нестабильность, либо возникновение внутренних противоречий считаютс€ факторами, угрожающими перспективе сотрудничества между странами ≈вразии, чье нормальное развитие имеет большое значение дл€  ита€. ѕоэтому ѕекин демонстрирует готовность поддержать любую инициативу, направленную на сохранение стабильности в ÷ентральной јзии5.
Ќекоторые китайские ученые полагают, что гарантией независимости государств ÷ј может быть отсутствие возможностей дл€ установлени€ монополии одной державы. ¬ частности, —унь „жуанчжи пишет: ЂЌезависимость и развитие региона часто зависели от могущества окружающих его крупнейших государств и их отношений к республикам ÷ј. ¬ случае по€влени€ в регионе абсолютного преимущества у какого-либо большого государства он может потер€ть свою независимостьї6. »сход€ из этого, автор считает важным и необходимым усиление международных св€зей этих республик с развитыми государствами и вли€тельными международными организаци€ми, не ущемл€€ при этом развити€ отношений между странами региона.
¬ 2002Ч2003 годах в ѕекине вышли также сборники статей Ђ÷юаньцю миньцзу вэньти да цзюйцз€ої (ЂЅольшие болевые вопросы национальных проблем земного шараї) и ЂЎицзе цзунцз€о вэньти да цзюйцз€ої (ЂЅольшие болевые вопросы религиозных проблем мираї). ¬ этих издани€х ÷ентральна€ јзи€ характеризуетс€ как зона вли€ни€ исламского фактора и усилени€ Ђпанисламизмаї и Ђпантюркизмаї, способных создать угрозу  итаю. јналогична€ позици€ в отношении пантюркизма обозначена и в названных выше работах7.
јнализ указанных трудов показывает, что речь в них в основном идет о защите интересов  ита€ и об его заинтересованности в упрочении собственных позиций в регионе. –азвитие местного производства не входит в рамки центральноазиатской политики  Ќ–. јвторы ничего не говор€т о предоставлении крупных долгосрочных кредитов странам
4 —м.: “ам же. —. 135Ч140, 152, 155Ч170, 209Ч212.
5 —м.: “ам же. —. 39, 84Ч85, 151Ч152.
6 “ам же. —. 39.
7 —м.: —юй Tao. ‘ань туцзюэ чжуи сичао лиши фэнси (»сторический анализ идей пантюркизма). ¬ кн.: Ўицзе цзунцз€о вэньти да цзюйцз€о. ѕекин, 2002. —. 90Ч110; —ин √уанчэн. „жунго хэ „жунъ€ гоцз€: синь гуаньси // ƒунъоу „жунъ€ €ньцзю, 1996, є 1. —. 58Ч64; ќн же. „жунго хэ синь дули дэ „жунъ€ гоцз€ гуаньси. —. 101; 1998 н€нь „жунго цзинцзи синши фэньси юй юйцэ (јнализ и прогнозирование экономического положени€  Ќ– за 1998 г.). ѕекин, 1999. —. 101Ч102, 139Ч140.
÷ј дл€ подъема производства, об увеличении их экспортного потенциала и валютных поступлений, разрешении проблем трудоустройства коренного населени€. ƒе€тельность китайских предпринимателей по созданию совместных предпри€тий и вложению капитала в них также свидетельствует об отсутствии активности и желани€ вкладывать крупные инвестиции, хот€ в этом плане  итай располагает большими возможност€ми. ¬ рамках Ўанхайской организации сотрудничества (Ўќ—) также не став€тс€ вопросы инвестировани€ в развитие местного производства товаров народного потреблени€. —опоставление этих фактов дает основание полагать, что  Ќ– еще не готова оказывать крупномасштабную экономическую помощь государствам ÷ј дл€ подъема и становлени€ местного производства и увеличени€ экспортного потенциала готовой продукции.
Ёкономическа€ политика ѕекина в регионе
 ак неоднократно отмечалось в выступлени€х китайских лидеров во врем€ их визитов в страны ÷ентральной јзии, руководство  Ќ– в своей экономической политике отдает приоритет отношени€м с ними. ƒа и в названных выше трудах китайских ученых также большое внимание удел€етс€ приоритетности этой темы. –ост потребностей  Ќ– в энергоресурсах региона, о чем много пишут в мировой прессе, также свидетельствует о важности этого сотрудничества дл€  ита€.
¬месте с тем развитие экономических св€зей с республиками ÷ј не €вл€етс€ главным и единственным направлением внешнеэкономической стратегии  Ќ–. ѕоэтому  итай учитывает внешние факторы, прежде всего Ђфактор –оссииї в регионе, и считает, что экономики этих государств тесно св€заны с –‘. Ќа нынешнем этапе своего развити€  Ќ– не намерена вступать в противоборство с –оссией или другими странами за освоение рынков государств ÷ј, не выступит против интересов –‘, если формы ее присутстви€ не создадут угрозу безопасности  ита€ и стабильности в регионе. ѕри тех же услови€х ѕекин также не против любого выбора центральноазиатских стран в рамках —Ќ√ и на международной арене8.
Ёкономическое значение стран ÷ентральной јзии дл€  Ќ– могут объ€снить следующие факторы.
1. „ерез территорию этих государств осуществл€ютс€ экономические св€зи  ита€ со странами ≈вропы, ёжной јзии и Ѕлижнего ¬остока.
2. –еспублики региона богаты такими природными ресурсами, как нефть, газ, золото, уран, хлопок и другие, которые привлекают внимание международных сил и повышают экономическую значимость этих республик.
3. — образованием в ÷ј независимых государств она превратилась в свободный и весьма доступный дл€ реализации китайских товаров рынок и место дл€ приобретени€ более дешевого сырь€. Ќаличие наземных транспортных коммуникаций, обеспечивающих пр€мое сообщение, создало дл€  Ќ– более выгодные экспортные услови€.
4. —уверенные страны ÷ј получили возможность устанавливать пр€мые св€зи со странами јзиатско-“ихоокеанского бассейна. Ќекоторые из последних Ч япони€ и ёжна€  оре€ Ч стали играть важную роль в развитии взаимоотношений.
—м.: —ин √уанчэн. „жунго хэ синь дули дэ „жунъ€ гоцз€ гуаньси. —. 95Ч96, 300.
¬ сложившихс€ услови€х  итай, имеющий железнодорожное и автомобильное сообщение с государствами ÷ентральной јзии, стал наиболее удобным и надежным мостом дл€ выхода в страны јзиатско-“ихоокеанского региона, что создало дл€  Ќ– дополнительный источник дохода.
5. –егион нуждалс€ в импорте китайских товаров народного потреблени€.
 Ќ– Ч своеобразна€ модель экономического подъема при сохранении государственной собственности как основы экономики страны. Ќовые независимые республики про€вили большой интерес к опыту  ита€ в плане проведени€ экономических реформ. ¬месте с тем они наде€лись на его поддержку в процессе развити€ их экономики, благодар€ чему ѕекин оказалс€ в выгодном положении9.
ѕризнав независимость государств ÷ј и установив с ними дипломатические отношени€,  Ќ– заключила множество договоров, создавших благопри€тную почву дл€ развити€ экономических св€зей, открыла авиасообщение с ними, упростила визовый режим дл€ своих и иностранных граждан. ¬ ѕекине и в р€де городов пограничных районов были организованы рынки оптовой продажи продукции, снижены или аннулированы таможенные пошлины дл€ экспортируемых китайских товаров и импортируемого сырь€, налажены службы транспортировки и доставки экспортных товаров, проведена больша€ работа по ремонту и модернизации автомобильных дорог и средств доставки. ¬ стране введена (с 1985 г.) система возврата налога на добавленную стоимость (Ќƒ—) при экспорте посредниками производимых в  итае товаров10. ћногим государственным и частным компани€м-производител€м предоставлено право пр€мого экспорта продукции в ÷ентральную јзию. “аким предпри€ти€м правительство  Ќ– возвращало налоги (в зависимости от доли экспорта). Ќапример, предпри€ти€, экспортировавшие более 50% или 80% своих товаров, соответственно получали обратно 50% и 100% выплаченных налогов. ” производителей также имелась возможность на льготной или бесплатной основе импортировать сырье или оборудование, необходимое дл€ производства.
Ёти меры принесли  итаю ощутимые результаты. ѕравительство не только смогло выгодно увеличить объем экспорта товаров, но и позволило многим мелким предпри€ти€м (в том числе частным) экспортировать свои издели€. ѕо оценкам некоторых авторитетных китайских аналитиков, стратегический аспект экономической политики  Ќ– в отношении государств ÷ентральной јзии развиваетс€ успешно, а ее тактическа€ сторона требует корректировки (в зависимости от ситуации). ¬ частности, —ин √уанчэн пишет: Ђ итайское правительство осуществл€ло в целом правильную политику в отношении государств ÷ентральной јзии, добилось хороших результатов, однако по ее многим конкретным моментам нельз€ сказать, чтобы все было вне критикиї11.
  числу просчетов бизнесменов и предпринимателей  Ќ– —ин √уанчэн относит следующие:
Ч в  итае сложилось неверное представление, будто бы рынки государств ÷ентральной јзии недостаточно развиты, и многие бизнесмены, исход€ из рыночного закона Ђпокупают, значит, можно продаватьї, ввозили на эти рынки товары низкого качества и не думали о последстви€х;
Ч из-за недооценки потребностей рынков стран ÷ј некоторые местные руководители не смогли запретить экспорт в регион низкокачественных товаров, что привело к падению авторитета китайской промышленной продукции;
9 —м.: “ам же. —. 152Ч158.
10 —м.: ∆эньминь жибао, 25 сент€бр€ 1998.
11 —ин √уанчэн. „жунго хэ синь дули дэ „жунъ€ гоцз€ гуаньси. —. 152Ч153.
Ч бытует мнение, что экономическое сотрудничество с сосед€ми по региону должно осуществл€тьс€ преимущественно через западные районы  Ќ–, относ€щиес€ к ее слаборазвитым провинци€м;
Ч без достаточного учета своей конкурентоспособности в процессе использовани€ природных ресурсов региона  Ќ– наде€лась получить их путем создани€ совместных предпри€тий по добыче и переработке.
¬  итае считают, что качественное освоение рынков стран ÷ентральной јзии требует более глубокого изучени€ их особенностей, исторических, политических и экономических факторов. Ќеобходимо смотреть как можно дальше, не удовлетвор€тьс€ сиюминутной выгодой, повышать качество экспортируемых товаров либо создавать в западных приграничных районах  Ќ– современные предпри€ти€. ќтмеча€ важность повышени€ авторитета китайских товаров дл€ успешного освоени€ рынков государств ÷ј, —ин √уанчэн пишет: Ђ— точки зрени€ краткосрочных интересов экспорт низкокачественных товаров принес некоторым предпри€ти€м хорошие прибыли, а с точки зрени€ долгосрочной стратегии экономического сотрудничества  ита€ с регионом подобный путь создал серьезные преп€тстви€ї12.
¬ руководстве  Ќ– осознаны указанные просчеты и прин€то решение об их исправлении. Ётот вывод подтверждаетс€ также повышением интереса ученых  ита€ к экономике стран ÷ј, о чем свидетельствуют вышеуказанные публикации.  роме того, по€вилось большое количество работ, посв€щенных конкретным вопросам развити€ экономики этих стран, в их различных научных центрах побывали китайские стажеры и аспиранты, занимающиес€ экономическими проблемами.
¬о всех публикаци€х  Ќ– говоритс€ о необходимости более активно осваивать рынки государств региона. јналогичное мнение высказывают и китайские бизнесмены. “ем самым есть основание полагать, что в насто€щее врем€ идет корректировка экономической политики  Ќ– в отношении вышеназванных стран.
јнализ практики китайских предпринимателей в республиках ÷ј показывает, что основное внимание  Ќ– удел€ет кратковременным инвестици€м в их экономику и быстрой окупаемости. —оздание и развитие местного экспортно ориентированного производства, оказание поддержки в разрешении проблем трудоустройства местного населени€ не входили в число приоритетных задач экономической стратегии ѕекина в этих республиках. ¬ результате совместные предпри€ти€ превратились в средство реализации товаров из  Ќ–, так как такие предпри€ти€ используют предоставленные им льготные услови€. ѕричем китайские предприниматели не ставили перед собой цели расширить производство на местах (за счет прибыли), поэтому многие такие —ѕ были недолговечны, но все же они не приносили убытков. Ќапример, в ”збекистане первым таким совместным предпри€тием стал “ашкентский завод по изготовлению термосов, за один год окупивший вложенные в него средства. ¬ 1990Ч1992 годах —иньцз€нска€ компани€ по производству термосов, создавша€ этот завод, имела торговый оборот 240 млн юаней (около 30 млн долл.) и заплатила государству 19 млн юаней (около 2,3 млн долл.) таможенных сборов13.
¬есьма успешной была де€тельность китайских компаний по оказанию содействи€ и услуг мелким торговцам (шоп-туристам) из стран ÷ентральной јзии. Ёти компании смогли не только обеспечить себе хорошие прибыли, но и создать услови€ дл€ экспорта низкокачественных товаров малых и средних предпри€тий  Ќ–. ”спех был обеспечен благодар€ тому, что поддержка таких предпри€тий в  итае возведена в ранг государ-
12 —ин √уанчэн. „жунго хэ синь дули дэ „жунъ€ гоцз€ гуаньси. —. 145.
13 —м.: “ам же. —. 134.
ственной политики, с них сн€ты все ограничени€, к тому же им предоставлены большие льготы по налогообложению.
 ак отмечают авторы вышеуказанных работ, в качестве основных принципов центральноазиатской экономической политики китайского государства выдел€ютс€ следующие:
Ч осуществление экономических св€зей на основе принципов рыночной экономики и с учетом обоюдной выгоды, соблюдени€ равнозначных балансов экспорта и импорта;
Ч сохранение многообрази€ форм сотрудничества, организаци€ взаиморасчетов через банковские структуры, разрешение государствам ÷ј осуществл€ть торгово-экономические св€зи со всеми провинци€ми и городами  Ќ–;
Ч построение экономического сотрудничества с регионом в зависимости от потребности рынка и исход€ из возможности полного использовани€ средств и сырь€;
Ч посто€нное совершенствование условий транспортировки, технического состо€ни€ дорог;
Ч в знак дружбы оказание минимальной материальной поддержки государствам региона;
Ч развитие многостороннего сотрудничества без претензий на расширение сферы экономического вли€ни€ ѕекина в регионе.
ѕо мнению китайских ученых-политологов, руководству€сь этими положени€ми, правительство  Ќ– стимулирует экономическое сотрудничество с государствами ÷ентральной јзии путем создани€ благопри€тных и льготных условий, разрешени€ частным предпри€ти€м и компани€м заниматьс€ экспортом товаров, а крупным и средним Ч пр€мыми инвестици€ми.
ќднако, как показывает практика торгово-экономического сотрудничества стран ÷ј и  ита€, в регион по-прежнему попадают товары низкого качества, китайские предприниматели не вкладывают средства в создание и развитие ориентированного на экспорт производства. ѕо-видимому, это объ€сн€етс€ прежде всего опасени€ми производителей  Ќ– относительно снижени€ спроса на их экспорт в результате развити€ местной промышленности.
јвторы Ђ„жунго юй „жунъ€ї признают пассивность китайских компаний в сфере вложени€ крупных инвестиций в экономику республик ÷ј и объ€сн€ют ее отсутствием государственных гарантий, бесконечными изменени€ми законов и решений правительств, недостаточно четким их исполнением, отсутствием в некоторых государствах региона возможности своевременного извлечени€ прибыли инвесторами, разницей в понимании китайскими и центральноазиатскими бизнесменами закономерностей рыночной экономики.
Ёксперты  Ќ– считают, что ÷ентральна€ јзи€ постепенно про€вл€ет свои особенности во внешнеэкономической политике. ≈е роль зависит не только от собственной энергии, но и от степени сотрудничества с внешним миром. —ближение республик ÷ј с мусульманскими странами может привести к возрастанию напр€женности в западном мире и ущемлению интересов последнего. ”силение контактов с –оссией затруднит проникновение в регион «апада во главе с —Ўј, что причинит ущерб экономическим интересам государств ÷ентральной јзии. Ќо если они установ€т с «ападом более тесные св€зи, нежели с соседними регионами, то тем самым будут ущемлены интересы –‘14. ¬ свете сказанного поддержание баланса в их внешнеэкономических св€з€х €вл€етс€ сложным вопросом.
14 —м.: јлимов P.M. ÷ентральна€ јзи€: общность интересов. “ашкент, 2005. —. 104Ч106, 127Ч130, 150.
Ўќ— Ч новый механизм усилени€ вли€ни€  ита€ в ÷ј
ќдной из основных стратегических задач –оссии,  ита€ и государств ÷ј остаетс€ формирование устойчивой системы безопасности последних, что позволило бы направл€ть развитие тех или иных региональных процессов в выгодное дл€ них геополитическое русло.
¬ этом контексте Ўанхайска€ организаци€ сотрудничества (Ўќ—) должна выступать в качестве ключевого механизма, позвол€ющего его странам-членам не только решать общие региональные политико-экономические и экологические задачи, но и реализовывать свои геополитические интересы в ÷ј. ¬о вс€ком случае, участвующие в Ўќ— государства региона возлагают на ќрганизацию такие функции и надеютс€, что она сможет оправдать их доверие, однако, оправдаютс€ ли их ожидани€, зависит от геополитических интересов –‘,  Ќ–, —Ўј, ≈— и соотношени€ военно-политического и экономического могущества первых двух стран.
¬ китайских издани€х 2002Ч2003 годов уже отмечалось, что Ўанхайска€ организаци€ сотрудничества пытаетс€ развивать отношени€ с другими государствами и международными организаци€ми: ЂЎќ— становитс€ действенным механизмом обеспечени€ региональной безопасности и стабильностиї15. ¬ частности, в коллективном труде ЂЎанхай хэцзо цзучжи Ч синь аньцюань гуан юй синь цзичжиї (ЂЎанхайска€ организаци€ сотрудничества Ч новое мышление и новый механизм безопасностиї) Ўќ— преподноситс€ как наиболее авторитетна€ и перспективна€ международна€ структура дл€ развити€ сотрудничества и защиты безопасности ÷ј16, хот€ пон€тие Ђбезопасность регионаї весьма емкое и многостороннее. ¬ него также включены развитие местного производства с учетом сохранени€ экологии региона, решение вопросов трудоустройства его населени€ и повышение доходов жителей. Ќо практика  Ќ– в государствах ÷ј еще не дает основани€ за€вл€ть, что в данных вопросах региональной безопасности  Ќ– про€вл€ет активность. Ќапротив, наполнение рынка региона дешевыми китайскими товарами наносит ущерб развитию местной промышленности, делает ее продукцию менее конкурентоспособной. ¬ таких услови€х трудно говорить о перспективности Ўќ— в плане обеспечени€ безопасности республик региона.
—танет ли в будущем эта организаци€ действительно такой структурой, зависит от многих внутренних и внешних факторов.  ак известно, Ўќ— Ч наследница ЂЎанхайской п€теркиї, в которую входили страны, имеющие общую границу с  Ќ–. ≈е задачами были разрешение унаследованных от ———– территориальных споров, создание условий дл€ развити€ приграничной торговли. ќднако ”збекистан не имеет общей границы с  Ќ–, и перед ним последн€€ проблема не сто€ла, поэтому он и не вошел в эту структуру.
Ќа јлматинском и Ѕишкекском саммитах ЂЎанхайской п€теркиї (3 июл€ и 24 августа 1998 г.) с учетом новых условий в мире и в ÷ентральной јзии обсуждались вопросы безопасности региона, развити€ регионального сотрудничества, а также совместной борьбы с новыми угрозами: терроризмом, религиозным экстремизмом, сепаратизмом, незаконной торговлей оружием и наркотиками. Ёто вызвало интерес “ашкента, так как в тот период јфганистан, став центром международного наркобизнеса и базой Ђјль- аи-дыї, опиравшейс€ на движение Ђ“алибанї, представл€л собой угрозу не только дл€ ”з-
15 √оцзи чжаньлюэ юй аньцюань синши пингу (јнализ и прогнозирование состо€ни€ международной стратегии и безопасности). 2002/2003. ѕекин, 2003. —. 151.
16 —м.: “ам же. —. 168Ч232.
бекистана, но и дл€ всего региона. ¬ этой обстановке остро встала задача объединить усили€ всех международных структур, включа€ ЂЎанхайскую п€теркуї, дл€ предотвращени€ новой угрозы терроризма и религиозного экстремизма17. Ќа шестом саммите Ўанхайской организации (14Ч15 июн€ 2001 г.) ”збекистан вступил в р€ды ее членов, после чего она стала называтьс€ Ўанхайска€ организаци€ сотрудничества (Ўќ—).
¬ насто€щее врем€ государства ÷ј наход€тс€ на подъеме, хот€ услови€, уровень и темпы их развити€ далеко не одинаковы. »м нужны понимание и поддержка более развитых стран. –еспублики региона уже прошли этап наполнени€ внутреннего рынка потребительскими товарами импортного производства. “еперь им необходимы средства, новейша€ техника и технологии, которые способствовали бы подъему местной промышленности и увеличению объема экспорта. Ћюбые попытки Ђимпортной экспансииї в регион могут негативно сказатьс€ на развитии экономики, прежде всего местного производства с последующим отрицательным вли€нием на зан€тость тамошнего населени€ и на его покупательную способность. Ћишь обеспечение баланса импорта и экспорта будет содействовать экономическому росту. ¬ данном контексте Ўќ— должна стать механизмом, способным не только регулировать этот процесс, но и повли€ть на амбициозные планы отдельных стран. ќднако, как показывает практика, дл€ решени€ собственных социально-экономических проблем ѕекин наращивает производство товаров, увеличивает свой экспорт, чем отрицательно вли€ет на развитие производства не только в республиках региона, но и в странах ≈вропы. ѕродолжение такой практики вр€д ли будет способствовать укреплению стабильности в ÷ј.
 роме вышеуказанных задач в ÷ентральной јзии есть р€д проблем, разрешение которых имеет огромное значение дл€ укреплени€ стабильности в регионе.   ним относ€тс€ рациональное использование природных ресурсов (в том числе транснациональных водных артерий), улучшение состо€ни€ наземных транспортных коммуникаций, унификаци€ тарифов на транзитные перевозки, оздоровление экологии и другие.   концу XX столети€ в св€зи со стыковкой железных дорог “уркменистана и »рана возник, как уже указывалось, второй Ђмежконтинентальный мостї, соедин€ющий ≈вропу с  итаем через  азахстан, ”збекистан, “уркменистан и »ран. ј после завершени€ строительства железнодорожной магистрали “урфан Ч  ашгар по€вилась возможность построить новую, более короткую линию Ђмостаї:  ашгар Ч ќш. –ешение этих задач в рамках Ўќ— (или при ее содействии) создаст благопри€тные услови€ дл€ усилени€ интеграционного процесса в ÷ј и укрепит безопасность региона.
¬ажнейшие факторы укреплени€ независимости государств ÷ентральной јзии и упрочени€ безопасности в ней Ч формирование общего регионального экономического пространства, укреплени€ довери€ и сотрудничества между ними. ¬ последнее врем€ обеспечение безопасности в регионе также стало важнейшей задачей Ўќ—18. —ледовательно, необходимость решени€ вышеуказанных проблем совпадает с приоритетными направлени€ми Ўанхайской организации сотрудничества. ¬ этих услови€х использование Ўќ— в качестве механизма укреплени€ и углублени€ интеграционного процесса в ÷ј имело бы особое значение дл€ развити€ ее государств.
“ерроризм, религиозный экстремизм, незаконна€ торговл€ оружием и наркобизнес стали взаимосв€занными факторами, приобрели глобальный характер. Ѕорьба с ними не может быть задачей только стран Ўќ—, она диктует необходимость сотрудничества со всеми международными организаци€ми и заинтересованными государствами, особенно с
17 —м.: ЂЎанхайска€ п€теркаї: встреча в ƒушанбе // Ќародное слово, 4 июл€ 2000; ÷ентральноазиатское агентство политических исследований: комментарий к вторжению исламских экстремистов в  ыргызстан // —а€сат ( азахстан), июнь Ч июль 2000.
18 —м.: Ўанхай хэцзо цзучжи Ч синь аньцюань гуань юй синь цзичжи. ѕекин, 2002. —. 303Ч311.
—Ўј, японией и странами ≈—. –азумеетс€, такое сотрудничество требует от крупных держав достижени€ консенсуса хот€ бы в вопросах поиска совпадающих интересов в ÷ј, где нынешние услови€ характеризуютс€ усилением интересов стран «апада, в том числе —Ўј, а также японии и ёжной  ореи. ¬ этом контексте уместно отметить следующее: перспективы всестороннего развити€ республик региона завис€т от возможности формировани€ геополитического плюрализма и сохранени€ его открытости мировому сообществу.
—оперничающими силами в ÷ј сегодн€ выступают –‘,  Ќ– и «апад (—Ўј). –осси€ и  итай действуют согласованно и в рамках Ўќ—, хот€ нельз€ сказать, что у них нет разногласий в подходах к проблемам безопасности. »сторические факты вызывают сомнение в долговечности союза между ними.  роме того,  итай, по сравнению с –оссией, Ч страна с многочисленным населением и относительно небольшой территорией. ¬ этом плане –‘ Ч государство с противоположными услови€ми, имеющими объективный характер.
 ак показывают истори€, перенаселенность и дефицит земель в  итае всегда вли€ли на его внешнюю политику. ¬ этой св€зи трудно предсказать ситуацию, котора€ может сложитьс€ в случае исчезновени€ нынешней согласованности между ѕекином и ћосквой в сферах политики, экономики, энергетики или изменени€ баланса сил в пользу  Ќ– на региональном или международном уровне.
—огласно утверждени€м российских экспертов, китайские ученые считают, что в глобальном масштабе  Ќ– уже стала великой державой и активно участвует в решении мировых проблем наравне с —Ўј, в частности это касаетс€ проблемы сохранени€ мировой стабильности и пор€дка. —оответственно,  итай корректирует свою стратегию в отношении –оссии, ≈вросоюза, а также других стран мира, рассматривает —Ўј в качестве Ђстратегического соперникаї, Ђпотенциального противникаї, Ђверо€тного стратегического партнераї, а –‘ Ч как союзника в китайско-американском соперничестве.  итайские ученые увер€ют, что, несмотр€ на свои возможности экономического и военного характера,  Ќ– не стремитс€ расширить свою территорию, не претендует на цивилизаторскую миссию19. √осударства ÷ј относ€тс€ к этим высказывани€м с большим доверием.
ћежду тем и без того китайские товары поступают во все уголки земного шара, число эмигрантов из  Ќ– увеличиваетс€ во всех ближних и дальних странах. ≈динственным условием дл€ этого служит поддержание  итаем мирных (а порой и дружественных) отношений со всеми государствами, с которыми он имеет св€зи, и воздержание от участи€ в конфликтах.
ѕо мнению многих исследователей, в насто€щее врем€ усиливаетс€ экономическа€ конкуренци€ между —Ўј и  Ќ–.   2020 году  итай может обойти —оединенные Ўтаты по объему ¬¬ѕ, увеличение которого в последние годы имеет устойчивую тенденцию в 8,5Ч9,1% в год. “ак, в 2006 году ¬¬ѕ  Ќ– составил 2,65 трлн долл., рост Ч 10,7%20. ≈сли такие темпы сохран€тс€, то уже в 2008 году  итай станет третьей экономически развитой страной мира, отстава€ лишь от —Ўј и японии, но обогнав √ерманию. “огда ¬¬ѕ  Ќ– превысит 3 трлн долл. (предыдущую знаковую отметку Ч 2 трлн долл. Ч она преодолела в 2005 г., оттеснив с четвертой позиции ¬еликобританию21).
¬ цел€х прогноза интересно взгл€нуть на динамику изменений китайско-российских и китайско-американских отношений за 50 лет после образовани€  Ќ–. ¬ начале своего
19 —м.: ¬олохова ј. »зменени€ во внешнеполитических концепци€х  Ќ– (взгл€ды китайских политологов) // ѕроблемы ƒальнего ¬остока, 2006, є 3. —. 74Ч75.
20 —м.: —татистика социально-экономического развити€  ита€ 2006 года. —айт »ј Ђ∆эньминь жи-баої он-лайн, 1 марта 2007.
21 —м.: [http://www.vedomosti.ra/newspaper/artide.shtmr/2007/01/25/119526].
существовани€ эта республика рассматривала ———– как единственную опору в собственном развитии. ѕосле отказа —оветского —оюза (середина 1960-х гг.) поддержать план ѕекина по созданию атомной технологии  итай начал ориентироватьс€ на —Ўј и вскоре стал их союзником в борьбе против ———–.
¬ течение последующей четверти века американо-китайские отношени€ развивались динамично, без серьезных противоречий. Ќа фоне успешного развити€ ѕекин стремилс€ получать военную технологию, информацию о передовых разработках в области €дерных вооружений и новейшей космической техники —Ўј, действовал по принципу Ђкрепко дружить и друга использовать ловкої.
ѕо мере роста экономики, потребности в рынках сбыта и импорте сырьевых ресурсов  итай постепенно нормализовал свои отношени€ с –оссией. Ќыне он самосто€тельно и уверенно защищает собственные интересы, не во всех вопросах соглашаетс€ с —оединенными Ўтатами, выражает озабоченность укреплением их присутстви€ в ÷ј, активно выступает против лидерства ¬ашингтона в решении региональных и глобальных проблем.
¬ рамках Ўќ—  итай успешно развивает партнерские отношени€ с –оссией, не счита€ ее своим соперником, в чем видит возможность усилить собственные позиции в мировой политике в качестве глобальной державы. ¬ партнерстве с ћосквой в формате этой структуры ѕекин видит также возможность решить свои внутренние проблемы, прежде всего св€занные с обеспечением безопасности —”ј–. ≈ще в 2001 году, выступа€ на шанхайском саммите ќрганизации, бывший руководитель  Ќ– ÷з€н ÷зэминь озвучил стратегическую задачу его правительства Ч Ђразвитие новых международных отношений с –оссиейї, суть которых заключаетс€ в Ђустановлении с ней партнерских отношений, но не союзаї22. ј нынешний председатель  Ќ– ’у ÷зиньтао в ходе визита в ћоскву (26Ч28 марта 2007) подтвердил позицию китайского руководства относительно развити€ партнерских отношений с –оссией. “огда же, 26 марта, в ћоскве –осси€ и  итай подписали ƒекларацию, в которой отмечалось решение правительств двух стран развивать Ђстратегическое партнерствої.
–€д лет после образовани€ Ўќ— ѕекин, придава€ большое значение ќрганизации, про€вл€л активность в ее институциональном развитии, а ныне пытаетс€ создать фонд научно-аналитических центров в рамках этой структуры, финансирует учебные стажировки дл€ представителей государств ÷ј и –оссии по своей программе.
ѕосредством Ўќ—  итай обеспечивает поддержку ее стран-участниц в борьбе против сепаратизма в —”ј–, умело использу€ этот механизм дл€ установлени€ контрол€ над уйгурским населением района, в услови€х перепроизводства товаров общенародного потреблени€ и перенаселенности страны создает услови€ дл€ расширени€ китайского экспорта и эмиграции. ќб этом свидетельствует насыщение рынков –оссии и республик ÷ј этими товарами и постепенное увеличение числа китайских эмигрантов в данных странах.
ѕосле решени€ пограничных проблем между  Ќ– и трем€ республиками ÷ј с помощью Ўќ— граница  ита€ с –оссией стала сравнительно бесспорной и безопасной. Ќо самое главное, как утверждает китайский политолог —ин √уанчэн, между двум€ странами образовалось Ђбуферное пространствої из небольших разобщенных и не угрожающих  Ќ– государств: ћонголии,  азахстана,  ыргызстана, ”збекистана, “аджикистана и “уркменистана23. ”  ита€ по€вилась возможность использовать рынки и природные богатства стран региона. ¬се это практически означает создание благопри€тных условий не только дл€ крупных капиталовложений в —”ј–, но и дл€ усилени€ присутстви€  Ќ– в ÷ентральной јзии.
22 Ўанхай хэцзо цзучжи Ч синь аньцюань гуан юй синь цзичжи. —. 311.
23 —м.: —ин √уанчэн. „жунго хэ синь дули дэ „жунъ€ гоцз€ гуаньси. —. 99.
¬ этом контексте отметим и то, что  итай может использовать Ўќ— дл€ сдерживани€ усилени€ позиций –оссии в регионе. ѕонима€ это, –‘ форсирует развитие ≈врјзЁ— и —Ќ√. ≈сть мнение, что государства ÷ј могут использовать Ўќ— в качестве сдерживающего фактора против растущего вли€ни€  ита€ в регионе. Ќо стать таким механизмом ќрганизаци€ может в том случае, если ћосква сумеет заметно укрепить свой экономический потенциал и стать серьезным противовесом ѕекину. ¬ ином случае Ўќ— будет отвечать главным образом интересам  Ќ–. ƒл€ достижени€ своих целей в ÷ј –осси€ будет вынуждена искать поддержки у стран «апада, прежде всего у —Ўј. ѕо-видимому, ћосква, понима€ такую веро€тность, удел€ет большое внимание развитию тесных отношений с «ападом. ¬ этой св€зи неслучайным представл€етс€, что –‘ с пониманием относитс€ к военному присутствию стран «апада в  ыргызстане.
 ак отмечаетс€ в прессе  Ќ–, все члены Ўќ— об€зались Ђне позвол€ть использовать собственную территорию дл€ любой де€тельности, ущемл€ющей суверенитет любого из членов ќрганизацииї24. ƒанное положение дает  итаю основание требовать от государств ÷ј Ч членов Ўќ— отказатьс€ от проведени€ с зарубежными странами и международными организаци€ми меропри€тий, которые ѕекин оценит как ущемл€ющие его суверенитет. ¬ ƒекларации глав государств Ўќ— от 6 июн€ 2005 года говоритс€ о превращении ÷ј в зону без иностранных военных баз. ¬ рамках этого документа  Ќ– может потребовать от вышеуказанных суверенных субъектов не размещать военные базы стран, не €вл€ющихс€ членами Ўќ—.
¬ насто€щее врем€ в “ашкенте функционирует –егиональна€ антитеррористическа€ структура Ўќ— (–ј“—). ¬ рамках Ўќ— провод€тс€ военные учени€. ¬ ближайшем будущем, основыва€сь на положении устава ќрганизации о военном сотрудничестве, ѕекин может выдвинуть предложение о создании в рамках этой структуры воинского контингента быстрого реагировани€ дл€ борьбы с терроризмом, экстремизмом и тем самым создать услови€ дл€ размещени€ своих подразделений в государствах ÷ј.
¬ услови€х дальнейшего стабильного роста китайской экономики и авторитета на мировой арене ѕекин может использовать Ўќ— дл€ усилени€ своего экономического вли€ни€ в регионе путем скупки акций, контрольных пакетов крупных сырьевых и промышленных объектов, а также недвижимости в его странах.
¬ последние 10 лет  итай прилагает активные усили€ в разработке новой концепции безопасности страны. ѕервое за€вление об этом было сделано ÷з€н ÷зэминем 23 апрел€ 1997 года в √осдуме –оссии. „ерез два года в ∆еневе он предложил концепцию, суть которой заключалась в создании в мире атмосферы взаимного довери€, взаимной пользы, равноправи€ и взаимодействи€, а также в воздержании со стороны крупных и сильных государств от любого давлени€ на менее развитые страны и вмешательства в их внутренние дела25.
 ак показывает истори€ китайско-центральноазиатских св€зей, правители  ита€ про€вл€ли активность во внешней политике, когда он был единым и сильным. ’отелось бы верить и наде€тьс€, что китайское общественное сознание вышло на новый уровень мышлени€, а правители нового  ита€ не последуют примерам своих предков Ч императоров и на практике останутс€ верными предложенной ÷з€н ÷зэминем концепции, когда эта страна добьетс€ превосходства над ведущими державами мира. ќднако вызывает удивление, что за последние 15 лет в  Ќ– участились публикации на исторические темы, в которых военные походы китайских императоров в глубь ÷ј характеризуютс€ как объединительные.
24 Ўанхай хэцзо цзучжи Ч синь аньцюань гуан юй синь цзичжи. —. 305.
25 —м.: „уань „энь. Ќова€ доктрина  ита€ в сфере безопасности // ¬естник аналитики, 2006, є 3. —. 121.
√овор€ об активности  Ќ– относительно развити€ отношений с государствами региона, уместно задуматьс€ также о результатах исследований китайских, российских и западных ученых о современном мышлении людей, находившихс€ у власти в  Ќ–. ѕо мнению этих экспертов, китайска€ цивилизаци€ и мышление ее носителей имеет свою особенность Ч у них чрезвычайно развито Ђсознание собственной значимостиї, стремление сохранить исключительность и комплекс имперского мышлени€, хот€ импери€ перестала существовать еще в начале ’’ века. »з уст руководителей  Ќ– посто€нно звучат за€влени€ о мире, равноправии и справедливости в международных отношени€х. ќднако, по мнению ¬.». Ѕалакина, Ђв реальности трудно ожидать от  Ќ– искреннего соблюдени€ принципа мирного сосуществовани€ї в этих отношени€х, Ђ итай вполне способен, если сочтет нужным, возможным и желательным, без вс€ких колебаний предпринимать решительные недружественные действи€ в отношении соседних государств, а в области внешней торговли, захватыва€ новые рынки сбыта, планомерно оказывать мощное давление на своих конкурентов, не особенно обраща€ внимание на заключение им договора о дружбе и стратегическом партнерствеї26.
 роме того, как показывает истори€, в отношени€х  ита€ с соседними странами его правители занимали оборонительную позицию, когда чувствовали собственное бессилие. ќднако когда они были сильны, то диктовали свои услови€. Ётому способствовали как внутриэкономические и социальные факторы, так и традиционализм в мышлении китайской элиты. Ќе меньшее вли€ние оказали также больша€ численность ханьской нации и проблематичность ограничени€ ее роста.
”же более четверти века экономика  Ќ– стремительно растет, что приводит к увеличению объема ее производства, потреблению сырь€ и энергоресурсов. —оответственно увеличиваетс€ стремление  ита€ расширить рынки сбыта и приобретени€ сырь€.  ак отмечает известный российский ученый-китаевед и дипломат с мировым именем академик —.Ћ. “ихвинский, Ђрынки не замен€ют этику, религии и цивилизацию... –ынки никогда не ставили своей целью достижение красоты или справедливости, устойчивости или духовности. ÷ели рынков далеки от общего предназначени€ человекаї27, а данное стремление китайского руководства не может не вли€ть на его внешнюю политику и в отношении стран ÷ј.
¬се эти аспекты пр€мо указывают, что дл€ нормального развити€ отношений с  Ќ– необходимо внимательно относитьс€ к всестороннему изучению этой страны и ее внешней политики.
¬ ы в о д ы
 итай становитс€ все более значимым фактором политического, экономического и культурного вли€ни€ на страны ÷ј. —оздав множество научно-исследовательских центров и мобилизовав большое количество ученых дл€ изучени€ государств региона,  Ќ– активно следит за ходом развити€ событий в нем.
ѕекин вступил на путь всестороннего развити€. Ќе исключена веро€тность того, что через некоторое врем€  итай будет иметь превосходство над всеми государствами ≈вразии, к тому же он продолжает наращивать экономический и военный потенциал,
26 Ѕалакин ¬.». ѕолитические приоритеты и инвестиционный процесс в западной и китайской экономиках. ¬ кн.: ¬осток-«апад 2003Ч2004. ћ., 2005. —. 171.
27 Ћапина «.√., Ўилин  .». ¬згл€д с позиции экологического будущего: размышление по поводу работы академика —.Ћ. “ихвинского Ђ’’ век Ч взгл€д с близкого рассто€ни€ї (ћ., 2004). ¬ кн.: ¬осток Ч «апад 2003Ч2004. —. 317.
растет его политический авторитет. Ѕыстрыми темпами увеличиваетс€ численность населени€ страны, что ведет к росту вли€ни€ на этнокультурную ситуацию в мире, в том числе в ÷ј.
¬месте с экономическим развитием в  Ќ– обостр€ютс€ и некоторые социальные проблемы: продолжающийс€ рост численности населени€ (при дефиците земель), его трудоустройство, недостаточность поддержки мелких и средних производителей путем увеличени€ экспорта их продукции, сохранение идей сепаратизма в национальных регионах страны. Ёти внутренние факторы оказывают вли€ние на центральноазиатскую политику  Ќ–.
— возрастанием роли  ита€ повышаетс€ политико-экономическа€ значимость ÷ј дл€  Ќ–. — политической точки зрени€ это обусловлено необходимостью:
Ч сохранени€ региона вне монополии супердержав, прежде всего —Ўј, предотвращени€ возможности использовани€ ими ÷ј в качестве нового рычага давлени€ на  итай;
Ч недопущени€ восстановлени€ былого вли€ни€ –оссии в регионе, дабы обеспечить себе свободный доступ;
Ч предотвращени€ воздействи€ суверенитета государств ÷ј и укреплени€ их международного авторитета на идеи сепаратизма в  Ќ–, в частности в —иньцз€н-”йгурском автономном районе.
Ёкономическое значение центральноазиатской зоны дл€  Ќ– обусловлено:
Ч ростом потребности  ита€ в энергоресурсах региона;
Ч сохранением его как удобного и дешевого рынка сбыта и приобретени€ сырь€;
Ч усилением значени€ в качестве коридора дл€ политико-экономических и культурных св€зей  Ќ– с ≈вропой.
—оответственно  итай проводит гибкую политику в отношении государств ÷ј с учетом интересов –оссии, —Ўј и других стран. ќн рассматривает новые независимые государства региона как жизненно важную дл€ себ€ зону, от которой зависит его собственна€ безопасность, а также в качестве источника дохода, дешевого сырь€ и рынка сбыта своих товаров, коридора в ≈вропу и на Ѕлижний ¬осток. —одействие экономическому подъему региона не входит в расчеты ѕекина, он воздерживаетс€ от крупных и долгосрочных инвестиций в экономику, от помощи в развитии производства, от решени€ проблем трудоустройства и повышени€ доходов населени€ республик ÷ентральной јзии.
Ўанхайска€ организации сотрудничества Ч единственна€ структура, св€зывающа€  Ќ– с –‘ и с государствами ÷ј.   ней про€вл€ют интерес некоторые соседние с  итаем страны: »нди€, ѕакистан, ћонголи€ и др. ”дел€€ большое внимание совершенствованию структуры и повышению роли Ўќ—,  Ќ– пытаетс€ превратить ее в действенный механизм усилени€ своего вли€ни€ в ÷ентральной јзии. Ќа данном этапе  итай находитс€ на подъеме, поэтому ќрганизаци€ может служить интересам ее членов. Ќо остаетс€ открытым вопрос: сможет ли она стать гарантом создани€ равновеси€ интересов в регионе в будущем, когда  итай овладеет абсолютным превосходством на азиатском континенте, если тому не помешают природные катаклизмы или иные непредвиденные факторы.

пїњ