пїњ

ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ƒ≈Ќ≈∆Ќќ- –≈ƒ»“Ќќ… ѕќЋ»“» » –ќ——»» Ќј —ќ¬–≈ћ≈ЌЌќћ Ё“јѕ≈

”ƒ  336.711.6
особенности денежно-кредитной политики россии на современном этапе
каирова ‘.ј., √оконаева д.ј.
‘√ќЅ”¬ѕќ Ђ‘инансовыйуниверситет при правительстве –‘ї (¬ладикавказский филиал), ¬ладикавказ, e-mail: fatimakairova@mail.ru, hisauad@mail.ru
¬ статье рассмотрены основные инструменты регулировани€ денежно-кредитной сферы и определены ее основные цели на современном этапе. ѕроанализировано действие каждого инструмента регулировани€ и его вли€ние на экономику страны. —осто€ние экономики в значительной мере зависит от состо€ни€ денежно-кредитной сферы. ƒенежно-кредитна€ политика страны €вл€етс€ неотъемлемой составл€ющей общегосударственной политики. ¬ысша€ цель государственной денежно-кредитной политики - обеспечение стабильности цен, снижение инфл€ции, рост реального объема валового национального продукта и эффективна€ зан€тость. ќсновными инструментами денежно-кредитной политики, используемыми центральными банками в мировой практике, €вл€ютс€ изменение норматива об€зательных резервов, процентна€ политика, операции центрального банка на открытом рынке, операции центрального банка на открытом рынке, управление наличной денежной массой, эмисси€ денег, валютное регулирование. ќптимальное сочетание инструментов денежно-кредитной политики государства обусловлено ролью центрального банка в экономике страны и стадией развити€ и структуры финансовых рынков. ƒействи€ Ѕанка –оссии в области денежно-кредитного регулировани€ будут определ€тьс€ динамикой ситуации на внешнем рынке, ценами на нефть и реструктуризацией внешнего долга –оссии.
ключевые слова: стабильности цен, снижение инфл€ции, об€зательные резервы, банковска€ ликвидность, процентна€ политика, ставка рефинансировани€, валютное регулирование, эмисси€ денег, валютна€ интервенци€
FEATURES OF MONETARY POLICY IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
Kairova F.A., Gokonaeva D.A.
Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz Branch), Vladikavkaz, e-mail: fatimakairova@mail.ru, hisauad@mail.ru
The article ЂFeatures of monetary policy in Russia at the present stageї Kairova F.A., Gokonaeva D.A. deals with the basic tools of regulation of the monetary sphere and defined its main objectives at the present stage. Analyzed the effect of each instrument of regulation and its impact on the economy. The economy is heavily dependent on the state of the monetary sphere. Monetary policy of the country is an integral part of national policy. The supreme goal of the state monetary policy - price stability, reducing inflation, growth in real gross national product and the effective employment. The main instruments of monetary policy used by Central banks in the world practice are: changing the required reserve ratio, interest rate policy, the Central Bank operations in the open market operations of the Central Bank on the open market, the management of cash money supply, Central Bank, currency regulation. The optimum combination of instruments of monetary policy of the state due to the role of the central bank in the economy of the country and the stage of development and the structure of financial markets. The Bank of Russia in the field of monetary policy will be determined by developments in the external market, oil prices and the restructuring of the external debt of Russia.
Keywords: price stability, reducing inflation, required reserves, bank liquidity, interest rate policy, the refinancing rate, currency regulation, creation of money, currency intervention
ƒенежно-кредитна€ политика €вл€етс€ неотъемлемой составл€ющей общегосударственной политики. ќбщее состо€ние экономики любой страны в большей мере зависит от состо€ни€ денежно-кредитной сферы. ¬ большинстве стран от 75 до 90 % денежной массы составл€ют банковские депозиты и только 10-25 % банковские билеты центрального банка.
Ќеобходимо отметить, что точка зрени€ по вопросам регулировани€ денежно-кредитной сферы претерпела существенные изменени€. — течением времени увеличивалось количество и качество меропри€тий, проводимых государством, с целью регулировани€ денежного обращени€.
ѕотому в статье будут рассмотрены наиболее действенные и актуальные на данный
момент инструменты регулировани€ денежно-кредитной сферы.
¬ экономической литературе денежно-кредитна€ политика, как правило, характеризуетс€ как политика центрального банка. ¬ комментари€х к ‘едеральному закону є 86-‘« от 10.07.2002 г. Ђќ ÷ентральном банке –оссийской ‘едерации (Ѕанка –оссии)ї, даетс€ определение денежно-кредитной политики как составной части единой государственной экономической политики, про€вл€ющейс€ в воздействии на количество денег в обращении с целью достижени€ ценовой стабильности, обеспечени€ максимально возможной зан€тости населени€, а также роста реального объема производства [1].
ƒенежно-кредитна€ политика государства в экономической литературе, как
2404
ECONOMIC SCIENCES
правило, рассматриваетс€ как Ђузка€ї, обеспечивающа€ стабильность национальной валюты путем проведени€ валютных интервенций, изменени€ размера ставки рефинансировани€, и Ђширока€ї, котора€ оказывает воздействие на объем денежной массы, наход€щейс€ в обращении. Ёти меры, как правило, взаимообусловлены и взаимосв€заны между собой.
ќсновной целью государственного регулировани€ экономики €вл€етс€ достижение макроэкономического равновеси€ при оптимальных дл€ данной страны темпах экономического роста.
¬ысша€ цель государственной денежно-кредитной политики - обеспечение стабильности цен, снижение инфл€ции, рост реального объема валового национального продукта и эффективна€ зан€тость. ƒостижение этой цели возможно посредством меропри€тий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществл€ютс€ довольно медленно, распределены во времени и не €вл€ютс€ быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. ѕоэтому представл€етс€ необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики. “актической, или промежуточной, целью денежно-кредитной политики можно считать и стабилизацию валютного курса, и таргетирование инфл€ции, в св€зи с чем текуща€ денежно-кредитна€ политика ориентирована на более конкретные и легкодостижимые цели, например, на определение уровн€ об€зательных резервов, фиксацию количества денег, наход€щихс€ в обращении, определение ставки рефинансировани€ коммерческих банков.
¬ыбор промежуточной цели может определ€тьс€ степенью независимости центрального банка, его функци€ми в экономике, сто€щими перед ним задачами, его функци€ми в экономике, а также степенью либерализации экономики. ѕромежуточные цели денежно-кредитной политики тесно св€заны между собой. Ќапример, если в разработке меропри€тий денежно-кредитной политики центральный банк должен будет прин€ть устанавливаемый рынком курс национальной валюты, то в услови€х свободно конвертируемой валюты он стремитс€ к фиксации процентной ставки на определенном уровне. », наоборот, центральному банку необходимо учитывать складывающийс€ уровень процентной ставки при выборе целей денежно-кредитной политики, св€занной с ограничени€ми по валютному курсу. ≈сли же центральный банк ставит цель поддержани€ реальной процентной ставки на положительном уровне дл€ стимулировани€ инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетировани€ инфл€ции и т.п.
ќсновными инструментами денежно-кредитной политики, используемыми центральными банками в мировой практике, €вл€ютс€:
1. »зменение норматива об€зательных резервов. ќб€зательные резервы - это дол€ (в %) об€зательств коммерческого банка, которые в об€зательном пор€дке хран€тс€ в центральном банке. »значально об€зательные резервы примен€лись как экономический инструмент, который обеспечивал необходимую ликвидность коммерческих банков в случае массового изъ€ти€ депозитов и позвол€л предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка. »сторически сформировалось 3 формы хранени€ средств, которые выдел€ютс€ в качестве резервных требований: неснижаемый остаток денежной наличности в кассе коммерческого банка; размещение резервных средств в центральных банках на специально открытых дл€ этих целей счетах; несни-жаемый уровень средних хронологических остатков на корсчете коммерческого банка. Ќа современном этапе нередко используетс€ сочетание всех форм одновременно. ¬ р€де стран существуют другие формы хранени€ средств об€зательных резервов, такие как вложени€ в государственные ценные бумаги.
ѕервоначально об€зательные резервы по€вились в —Ўј и существовали как своеобразна€ гаранти€ по об€зательствам банков. — течением времени более значимым стало их функционирование как инструмента регулировани€ денежного предложени€ в стране. ¬еличина нормативов об€зательного резервировани€ в различных странах значительно отличаетс€. Ќаиболее высокий их уровень был установлен в »спании (17 %), »талии (20 %). Ќаименее низкий уровень в ¬еликобритании (0,45 %) и в японии (2,2 %). Ќекоторые страны, такие как ћексика,  анада, ƒани€, не используют об€зательные резервы дл€ целей денежно-кредитного регулировани€.
»зменение нормативов резервных требований коммерческих банков используетс€ на современном этапе как наиболее быстрый и простой инструмент настройки денежно-кредитной сферы.
ѕри рассмотрении проблем об€зательного резервировани€ на прот€жении длительного времени в –оссии на первое место выдвигалс€ вопрос о размерах нормативов резервировани€.
¬ 2013 году Ѕанк –оссии продолжал использовать об€зательные резервы в качестве инструмента регулировани€ банковской ликвидности. —кладывающиес€ внутренние и внешние макроэкономические тен-
денции привели к уменьшению значимости использовани€ нормативов резервных требований с целью ограничени€ притока спекул€тивного капитала. ¬ св€зи с этим в феврале 2013 года ÷Ѕ установил нормативы об€зательных резервов по всем категори€м об€зательств кредитных организаций на уровне 4,25 %.
ѕо состо€нию на 1 апрел€ 2014 года сумма об€зательных резервов, депонированных на счетах дл€ хранени€ об€зательных резервов в Ѕанке –оссии кредитными организаци€ми, составила 408,8 млрд рублей, уменьшившись за год на 3,9 %. ”средненна€ величина об€зательных резервов с 10 декабр€ 2013 года по 10 €нвар€ 2014 года составила 794,1 млрд рублей, увеличившись с начала 2013 года на 39,4 %. ¬ этот период правом на усреднение об€зательных резервов воспользовались 594 кредитные организации, или 64,1 % от общего числа действующих кредитных организаций'[2]
2. ѕроцентна€ политика проводитс€ центральными банками в двух направлени€х: депозитна€ политика центрального банка, котора€ еще может быть также названа политикой учетной ставки, или ставки рефинансировани€ (ключева€ ставка), и регулирование займов коммерческих банков у центрального банка.
÷ентральный банк устанавливает ставку рефинансировани€ (учетную ставку), снижение которой удешевл€ет займы дл€ коммерческих банков. ѕредоставление кредитов коммерческим банкам способствует увеличению их резервов, что, в свою очередь, вызывает мультипликационное увеличение количества денег в обращении. » наоборот, увеличение ставки рефинансировани€ (учетной ставки) удорожает займы дл€ кредитных банков, дела€ их невыгодными. Ѕолее того, часть коммерческих банков, имеющих заемные средства, пытаетс€ возвратить их, в св€зи с тем, что эти средства станов€тс€ очень дорогими. —окращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложени€.
ќдним из основополагающих аспектов денежно-кредитной политики €вл€етс€ определение размера ставки рефинансировани€, в свою очередь, ее изменение €вл€етс€ значимым показателем изменений в сфере денежно-кредитного регулировани€.
–азмер ставки рефинансировани€ оказывает достаточно серьезное вли€ние на уровень инфл€ции, и в то же врем€ напр€мую зависит от уровн€ ожидаемой инфл€ции. —нижа€ или повыша€ процентную ставку, центральный банк таким образом см€гчает или ужесточает денежно-кредитную политику. ÷ентральный банк вправе
проводить процентную политику без фиксации процентной ставки или устанавливать одну или несколько учетных ставок по различным видам операций. ”четные ставки центрального банка €вл€ютс€ необ€зательными дл€ коммерческих банков в их взаимоотношени€х с другими банками или клиентами. Ќо, тем не менее, уровень официальной ставки рефинансировани€, устанавливаемый центральным банком, €вл€етс€ ориентиром дл€ коммерческих банков при проведении кредитных операций.
ѕроцентна€ политика центральных банков ведущих стран мира существенно разнитс€ между собой. јнализ де€тельности Ѕундесбанка √ермании, ‘–— —Ўј, Ѕанка јнглии, –езервного банка јвстралии и Ѕанка японии позвол€ет вы€вить р€д закономерностей корректировки ставки:
Х адаптивна€ политика, которой придерживаютс€ денежные власти;
Х корректировка процентной ставки центральными банками происходит относительно нечасто;
Х изменение величины ставки единовременно на незначительную величину.
ѕроисходит очень медленное изменение процентной ставки центрального банка с точки зрени€ приведени€ ее в соответствие с целевым уровнем и равновесным значением.  ак правило, достижение фундаментального равновеси€ ставки денежными власт€ми предполагаетс€ в течение нескольких кварталов. ¬ зарубежной экономической литературе постепенна€ корректировка ставки получила название инерции денежно-кредитной политики (monetary policy inertia) инерции денежно-кредитной политики (monetary policy inertia), или сглаживани€ процентной ставки (interest rate smoothing).
»спользование такого метода, как процентна€ политика, ограничено в св€зи со слабым развитием рефинансировани€ банков. Ќеслучайно ставка рефинансировани€ не мен€лась практически больше года. —корее всего, Ѕанк –оссии понимает, что она все равно ни на что не вли€ет.
ћировой опыт свидетельствует, что там изменение учетной ставки на половину и даже четверть процента оказывает существенное вли€ние на состо€ние экономики. «начит, имеетс€ очень тонкий механизм настройки, который пока недоступен дл€ –оссии.
3. ќперации центрального банка на открытом рынке, которые в мировой экономической практике €вл€ютс€ основным инструментом денежно-кредитной политики, проводимым государством. Ёто наиболее гибкий инструмент регулировани€ ликвидности коммерческих банков и их кредитных вложений. ќперации, проводимые
2406
ECONOMIC SCIENCES
центральным банком на открытом рынке, оказывают пр€мое вли€ние на объем свободных ресурсов коммерческих банков, стимулиру€ тем самым либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно оказыва€ вли€ние на ликвидность банков, уменьша€ или увеличива€ ее.
 ак правило, операции на открытом рынке провод€тс€ центральными банками совместно с группой крупных банков страны и других финансово-кредитных учреждений по следующим схемам:
1. ≈сли на денежном рынке наблюдаетс€ излишек денежной массы в обращении, то задачей центрального банка €вл€етс€ ограничение или ликвидаци€ данного излишка. — этой целью центральный банк активно реализует государственные ценные бумаги на открытом рынке, и так как предложение увеличиваетс€, то, соответственно снижаетс€ их рыночна€ цена, процентные ставки по ним растут, что способствует росту их привлекательности дл€ покупателей.  оммерческие банки и население начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что в конечном итоге приводит к сокращению банковских резервов, что, в свою очередь, приводит к уменьшению предложени€ денег в пропорции равной денежному мультипликатору, за счет чего растет процентна€ ставка.
2. –ассмотрим противоположную ситуацию, когда на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. ¬ данном случае центральные банки провод€т политику, направленную на расширение денежного предложени€, то есть скупают государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населени€ по выгодному дл€ них курсу, что увеличивает спрос на них. ¬ результате чего их рыночна€ цена возрастает, а процентна€ ставка по ним падает.  оммерческие банки и население активно продают государственные ценные бумаги, что в итоге приводит к увеличению банковских резервов и денежного предложени€ в пропорции, равной денежному мультипликатору, что вызывает снижение процентной ставки.
Ётот инструмент денежно-кредитной политики широко используетс€ в мировой практике.
4. ”правление наличной денежной массой (агрегатом ћќ), эмисси€ денег.
Ќа современном этапе де€тельность Ѕанка –оссии в области использовани€ денежного обращени€ в качестве инструмента стабилизации экономики тесно св€зана с вхождением –оссии в мировое экономическое сообщество.
÷Ѕ производит прогнозные расчеты кассовых оборотов с целью определени€ по-
требности в наличных деньгах как по стране в целом, так и по субъектам –‘ и коммерческим банкам. “акие расчеты определ€ют источники и объем поступлени€ наличных денег в оборотные кассы Ѕанка –оссии и кассы коммерческих банков, размеры и укрупненные направлени€ выдачи наличных денег организаци€м и гражданам, а также сумму выпуска наличных денег в обращение или их изъ€ти€ из обращени€.
¬ течение 2013 года темпы прироста денежной массы увеличивались, что было св€зано с резким замедлением годового прироста остатков расширенного правительства в ÷Ѕ за 8 мес€цев 2013 года. ѕо итогам 2013 года денежный агрегат ћ2 увеличилс€ на 14,6 % против 11,9 % в 2012 году.
Ќаиболее быстрорастущим компонентом денежного агрегата ћ2 в 2013 году оставались депозиты населени€. ¬ течение года, несмотр€ на снижение процентных ставок по депозитам населени€, годовые темпы прироста рублевых депозитов находились в диапазоне от 18 до 22 %, устойчиво превыша€ темпы прироста других компонентов.
ƒинамика объема наличных денег в обращении в целом соответствовала сезонным тенденци€м предыдущих лет. ¬ 2013 году замедление прироста наличных денег в обращении на фоне постепенного роста безналичных платежей привело к сокращению оттока средств из банковского сектора до 467,0 млрд рублей против 628,2 млрд рублей в 2012 году [2].
5. ¬алютное регулирование, как инструмент денежно-кредитной политики, по€вилось в 30-х годах ’’ столети€ как реакци€ на Ђбегство капиталовї в услови€х ¬еликой депрессии.
Ќа валютный курс вли€ют разнообразные факторы: состо€ние платежного баланса, дол€ внешней торговли в ¬¬ѕ, экспорта и импорта, дефицит бюджета и источников его покрыти€, политическа€ и экономическа€ ситуации и др. Ќаиболее эффективна€ система валютного регулировани€ - валютна€ интервенци€, заключающа€с€ во вмешательстве центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействи€ на курс национальной валюты. ÷ентральные банки провод€т валютные интервенции дл€ максимального приближени€ курса национальной валюты к его покупательной способности и в то же врем€ дл€ установлени€ компромисса между интересами экспортеров и импортеров.
¬ 2013 году Ѕанк –оссии продолжал реализацию курсовой политики в рамках режима управл€емого плавающего валютного курса. ÷Ѕ осуществл€л сглаживание колебаний обменного курса национальной валюты, не преп€тствовал формированию
тенденций в динамике курса рубл€, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов. ќперационным ориентиром курсовой политики оставалась рублева€ стоимость бивалютной корзины, состо€щей из 0,55 доллара —Ўј и 0,45 евро. ÷Ѕ совершал валютные интервенции, которые были направлены на сглаживание колебаний курса рубл€, при нахождении стоимости бивалютной корзины вне нейтрального диапазона, расположенного в центре операционного интервала.
¬ 2013 году Ѕанк –оссии продолжал увеличивать гибкость национальной валюты в цел€х создани€ условий дл€ повышени€ действенности процентной политики в св€зи с подготовкой к переходу к режиму таргетировани€ инфл€ции в 2015 году.
¬ цел€х повышени€ чувствительности границ операционного интервала к объему совершенных валютных интервенций ÷Ѕ дважды снижал величину накопленных интервенций, привод€щих к сдвигу его границ: в сент€бре (с 450 до 400 млн долларов —Ўј) и декабре (до 350 млн. долларов —Ўј).  роме того, с окт€бр€ 2013 года ÷Ѕ снизил объемы целевых валютных интервенций до 60 млн долларов —Ўј в день. —тоимость бивалютной корзины в 2013 году оставалась внутри операционного интервала курсовой политики, не достига€ его границ. ¬ услови€х ослаблени€ рубл€ по отношению к основным мировым валютам Ѕанк –оссии осуществл€л операции по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, нетто-объ-ем которых по итогам 2013 года составил 27 млрд долларов —Ўј, в 2012 году ÷Ѕ осуществил нетто-покупку иностранной валюты на 7,6 млрд. долларов —Ўј [2].
ќптимальное сочетание инструментов денежно-кредитной политики государства обусловлено ролью центрального банка в экономике страны и стадией развити€ и структуры финансовых рынков. “ак, например, политика учетной ставки, по значению занимающа€ второе место после политики операций центрального банка на открытом рынке, как правило, ведетс€ в сочетании с операци€ми на открытом рынке. ¬ цел€х уменьшени€ денежного предложени€ при продаже государственных ценных бумаг центральным банком устанавливаетс€ высока€ процентна€ ставка, что приводит к ускорению процесса продажи их коммерческими банками, в св€зи с тем, что становитс€ невыгодно восполн€ть резервы займами у центрального банка, что, в свою очередь, повышает эффективность операций на открытом рынке. », наоборот, покупа€ государственные ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк резко снижает процентную ставку, ниже доходно-
сти ценных бумаг. ¬ таком случае коммерческим банкам становитс€ выгодным занимать резервы у центрального банка, направл€€ имеющиес€ в их распор€жении средства на покупку государственных ценных бумаг. Ёти меры повышают эффективность расширительной политики центральных банков.
ќднако следует отметить, что на фоне неопределенности ситуации на внешнем рынке, с ценами на нефть и с реструктуризацией внешнего долга –оссии дальнейша€ динамика событий в этих област€х, суд€ по всему, будет в будущем определ€ть действи€ Ѕанка –оссии в области денежно-кредитного регулировани€ и накладывать определенные ограничени€ в выборе им тех или иных механизмов действи€.
список литературы
1. ‘едеральный закон от 10.07.2002 є 86-‘« (ред. от 01.07.2014) Ђќ ÷ентральном банке –оссийской ‘едерации (Ѕанке –оссии)ї.
2. ќфициальные периодические издани€: √одовой отчет Ѕанка –оссии за 2013 год. [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http:// http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2013.pdf (дата обращени€ 14.12.2014).
3. Ќуреев –.Ќ. ƒеньги, банки и денежно-кредитна€ политика / –.Ќ. Ќуреев. - ћ.: ћосква, 1995. - —. 41-45.
4. јстапов  .ј. Ќаправлени€ совершенствовани€ денежно-кредитной политики в –оссии // ‘инансы и кредит. - 2006. - є 25. - —. 75-81.
5. Ћаврушин ќ.». ќсобенности использовани€ кредита в рыночной экономике // Ѕанковское дело. - 2002. - є 6. - —. 2-13.
6. ћарде€н Ќ.ј. ќсновы международных валютно-финансовых отношений: учебное пособие. - ¬ладикавказ, 2013. - —. 12.
References
1. Federal'nyj zakon ot 10.07.2002 no. 86-FZ (red. ot 01.07.2014) ЂO Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)ї.
2. Oficial'nye periodicheskie izdanija: Godovoj otchet Banka Rossii za 2013 god. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostu-pa: http:// http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2013.pdf (data obrash-henija 14.12.2014).
3. Nureev R.N. Den'gi, banki i denezhno-kreditnaja poli-tika / R.N. Nureev. M.: Moskva, 1995. pp. 41-45.
4. Astapov K.A. Napravlenija sovershenstvovanija denezhno-kreditnoj politiki v Rossii // Finansy i kredit. 2006. no. 25. pp. 75-81.
5. Lavrushin O.I. Osobennosti ispol'zovanija kredita v rynochnoj jekonomike // Bankovskoe delo. 2002. no. 6. pp. 2-13.
6. Mardejan N.A. Osnovy mezhdunarodnyh valjutno-finans-ovyh otnoshenij: uchebnoe posobie. Vladikavkaz, 2013. p. 12.
–ецензенты:
јхполова ¬.Ѕ., д.э.н., доцент, заведующа€ кафедрой Ђћенеджментї, √Ѕќ” ¬ѕќ Ђ—еверо-ќсетинский государственный педагогический институтї, г. ¬ладикавказ;
Ћазарова Ћ.Ѕ., д.э.н., доцент, заведующа€ кафедрой ЂЁкономика и финансыї ¬ладикавказского филиала ‘√ќЅ” ¬ѕќ Ђ‘инансовый университет при ѕравительстве –оссийской ‘едерацииї, г. ¬ладикавказ.
–абота поступила в редакцию 30.12.2014.

пїњ