пїњ

ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ƒ≈‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я » –ј«–”Ў≈Ќ»я  ќћЅ»Ќ»–ќ¬јЌЌџ’ ѕќЋ»ћ≈–Ќџ’ “–”Ѕ ѕ–» Ќ»« »’ “≈ћѕ≈–ј“”–ј’

¬≈—“Ќ»  ѕЌ»ѕ”
2014 ћеханика є 2
”ƒ  539.3
ј.Ќ. јношкин1, ј.Ѕ. ѕоспелов1, –.ћ. якушев2
1ѕермский национальный исследовательский политехнический университет, ѕермь, –осси€ »нститут технической химии ”рќ –јЌ, ѕермь, –осси€
ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» ƒ≈‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я » –ј«–”Ў≈Ќ»я  ќћЅ»Ќ»–ќ¬јЌЌџ’ ѕќЋ»ћ≈–Ќџ’ “–”Ѕ ѕ–» Ќ»« »’ “≈ћѕ≈–ј“”–ј’
ƒвухслойные комбинированные конструкции в которых один слой, обладающий высокой прочностью и жестокостью, из металла, армированного композита или высокопрочного пластика €вл€етс€ несущим, а другой из высокодеформативного полимера или эластомера обеспечивает герметичность, химическую и коррозионную защиту €вл€ютс€ широко распространенными. ќднако вследствие различи€ механических свойств и, в частности,  Ћ“– в сло€х таких конструкций могут возникать значительные напр€жени€ при перепадах температуры. ƒлительный характер воздействи€ таких нагрузок, наличие дефектов, сложное напр€женное состо€ние, возникающее в сло€х конструкций, а также существенна€ температурна€ зависимость физико-механических свойств полимеров, делают вопросы обеспечени€ длительной механической прочности и работоспособности таких конструкций весьма актуальными. ќбъектом исследований в насто€щей работе €вл€ютс€ комбинированные полимерные трубы, состо€щие из двух основных слоев: термопласта (полиэтилена низкого давлени€) и армированного композита (стеклопластика). ÷елью исследований €вл€етс€ вы€вление причин хрупкого разрушени€ сло€ из термопласта (полиэтилена) при низких температурах. ¬ работе приведены результаты экспериментальных лабораторных исследований образцов полиэтиленового сло€ и натурных образцов труб на хладостойкость при температуре до -50 ∞—. ѕроведено сравнение с полученными ранее расчетными оценками технологических остаточных напр€жений в данных трубах. ѕредложена схема испытаний дл€ быстрой сравнительной оценки хрупкости полиэтилена в услови€х сложного напр€женного состо€ни€ при низких температурах. ѕри испытани€х натурных образцов труб вы€влены этапы технологического процесса, вли€ющие на хладостойкость конструкции комбинированных полимерных труб.
 лючевые слова: напр€женно-деформированное состо€ние , разрушение, полиэтилен, стеклопластик, хладостойкость, эксперимент, двухосное нагружение, комбинированные трубы, длительна€ прочность, технологические напр€жени€.
A.N. Anoshkin1, A.B. Pospelov1, R.M. Iakushev2
Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation
institute of Technical Chemistry UrB RAS, Perm, Russian Federation
FEATURES OF LOW-TEMPERATURE DEFORMATION AND FRACTURE OF COMBINED PLASTIC PIPES
Double-layer composite structures with one load-bearing high-strength layer made of metal, reinforced composite or rigid plastic and other one made of high deformability polymer or elastomer providing high tightness, chemical and corrosion protection are widespread. Due to differences in the mechanical properties and linear thermal expansion coefficient, high level of stresses can occur in the layers of such structures during temperature changes. Considering the long-term nature of loading, the defects probability, the availability of complex stress state in the layers and temperature dependence of the physical and mechanical properties of polymers, the issues of the providing of long-term mechanical strength and failure-free operability of such structures are highly relevant. Object of study in this paper is polymeric pipe combined of two layers made of thermoplastic (HDPE) and fiberglass. The purpose of research is to identify the causes of brittle fracture of thermoplastic layer at low temperatures. The experimental results of cold resistance of HDPE specimens and pipe samples at temperatures down to -50∞— are presented in this paper. A comparison with the previous results of calculations of technological residual stresses in these pipes was done. The test method for fragility of HDPE under complex stress state at low temperatures was proposed. As a result of pipe samples testing the process steps which can effect on cold resistance of plastic pipes were identified.
Keywords: stress-strain state, fracture, HDPE, polyethylene, fiberglass, cold-resistance, test, bi-axial loading, combined pipe, long-term strength, technological stress.
¬ведение
 омбинированные по толщине конструкции занимают особое место среди изделий из композитных материалов. “акие конструкции, как правило, состо€т из двух слоев - армированного сло€ и сло€ из термопласта или эластомера. »х работоспособность определ€етс€ не только свойствами слоев, но и спецификой взаимодействи€ двух материалов. јспект взаимодействи€ особо актуален при рассмотрении работоспособности комбинированных конструкций в услови€х низких температур и перепадов температуры. Ќаиболее типичными комбинированными по радиальному направлению конструкци€ми €вл€ютс€ бипластмассовые трубы. ¬нутренний слой данных труб из термопласта гарантирует химическую стойкость и герметичность, а конструкционный слой из стеклопластика обеспечивает высокую прочность и жесткость издели€ [1-3]. ѕри эксплуатации труб из полимерных материалов, в том числе комбинированных, особое внимание следует обращать на услови€, при которых они работают, так как свойства полимерных материалов сильно завис€т от многих физико-механических факторов
[1, 4, 5]. јнализ зарубежного опыта применени€ бипластмассовых труб [6-10] также показал эффективность их применени€ вследствие сравнительно простой технологии изготовлени€ и длительного срока службы.
¬опросы механики деформировани€ трубных полимерных и комбинированных конструкций при низких температурах исследовались в работах ‘.». Ѕабенко, ё.ё. ‘едорова [11, 12], ј.—. —тручкова [13-16] и др. ¬ работах описываютс€ результаты расчетно-экспериментальных исследований конструкций, процессы их деформировани€ и разрушени€ при перепадах температур. Ќесмотр€ на это, актуальность темы исследований работоспособности комбинированных конструкций при низких температурах сохран€етс€ в св€зи с внедрением в районах «ападной —ибири и  райнего —евера сосудов давлени€, диэлектрических вставок и других изделий из полимерных и комбинированных материалов.
—теклопластикова€ «ащитный
оболочка полиэтиленовый слой
а
б
–ис. 1.  онструкци€ бипластмассовой трубы (а) и схема армировани€ стеклопластиковой оболочки (б)
ќбъектом исследований в насто€щей работе €вл€ютс€ стеклопла-стиковые комбинированные (бипластмассовых) трубы, выпускаемые серийно с 1995 г. на нескольких предпри€ти€х ѕермского кра€.  онст-
рукци€ бипластмассовых труб, представленна€ на рис. 1, объедин€ет в себе два разнородных материала: наружный слой из стеклопластика и внутренний из полиэтилена. “ака€ конструкци€ удачно сочетает высокую прочность и жесткость благодар€ верхней силовой стеклопластико-вой оболочке, а также надежную герметичность вплоть до разрушени€ вследствие герметичности внутреннего полиэтиленового сло€.
1. ќсобенности применени€ комбинированных труб
ѕрименение комбинированных (бипластмассовых) труб взамен стальных при строительстве и реконструкции промысловых трубопроводов позвол€ет продлить срок службы последних до 20 лет и более. Ѕипластмассовые трубы хорошо зарекомендовали себ€ на нефтепромыслах ”ральско-ѕоволжского региона и начали активно внедр€тьс€ на нефтепромыслах «ападной —ибири в районах с резко континентальным климатом, более длинным зимним периодом и низкими значени€ми холодных температур [17].
ѕри строительстве опытных участков трубопроводов из бипласт-массовых труб в зимний период было зафиксировано несколько случаев выхода конструкции из стро€ вследствие хрупкого разрушени€ внутреннего полиэтиленового сло€ в виде по€влени€ тонких кольцевых трещин (рис. 2). ѕредварительный осмотр показал, что трещины имеют гладкую поверхность, нехарактерную дл€ поверхностей разрушени€ полиэтилена, где всегда наблюдаютс€ участки в€зкоупругой и пластической деформации - т€жи.  роме того, ориентаци€ трещин свидетельствует о веро€тном по€влении их вследствие высоких продольных напр€жений до проведени€ испытаний трубопровода.
–ис. 2. ’рупкое разрушение полиэтиленовой оболочки в бипластмассовой трубе
јнализ микрофотографий поверхности сколов и трещин полиэтиленового сло€ позвол€ет сказать, что дл€ большинства образцов характерен смешанный тип разрушени€ (рис. 3). Ќар€ду с хрупким разрушением, произошедшим по большей части поверхности исследуемого образца, в области, граничащей со стеклопластиковой оболочкой, наблюдаетс€ в€зкое разрушение. Ёто свидетельствует о неоднородности пол€ напр€жений либо о неоднородности надмолекул€рной структуры по толщине ѕЁ сло€.
а б
–ис. 3. ћикрофотографии поверхности трещины на ѕЁ слое бипластмассовой трубы (увеличение х35 (а) и ><500 (б))
—ледует отметить, что хрупкое разрушение полиэтиленового сло€ наблюдалось приблизительно лишь в 1 % партии бипластмассовых труб, выпускаемых из одной партии сырь€ в одинаковых технологических услови€х, подверженных приблизительно одинаковым факторам внешних воздействий в процессе хранени€, транспортировки и монтажа трубопровода в период с но€бр€ по март. Ёто показывает, что кроме высоких технологических напр€жений и характера напр€женного состо€ни€ в полиэтиленовом слое существуют еще факторы (или фактор), вызывающие возникновение хрупкой трещины в единичных экземпл€рах труб. ¬ качестве гипотезы было прин€то, что наиболее веро€тными факторами, способствующими хрупкому разрушению, €вл€ютс€ случайные удары, которым подвергаютс€ трубы при транспортировке и монтаже, и разброс прочностных свойств полиэтилена, который может быть св€зан с отклонени€ми или дефектами его надмолекул€рной структуры.
Ћитературный поиск по работоспособности полимерных и композиционных материалов при низких климатических температурах показал, что дл€ композиционных материалов на основе термореактивного св€зующего, в частности стеклопластиков, при температурах до -60∞— наблюдаетс€ сохранение либо повышение модул€ упругости [18]. Ќе было обнаружено и значимое снижение прочностных свойств, а в основном было зафиксировано повышение прочности композитов данного класса. ѕоказателем предела работоспособности полиэтиленовых труб при отрицательных температурах €вл€етс€ хрупкое или в€зкохрупкое разрушение при ударном нагружении. “емпературна€ граница хрупкого разрушени€ при ударном воздействии зависит от марки материала и составл€ет дл€ ѕЁ 63 - минус 25∞—, дл€ ѕЁ 80 - минус 60∞— [19, 20].
јнализ механизма деформативности труб из полиэтилена ѕЁ 80 при низких климатических температурах (до -44 ∞—) при нагружении внутренним гидростатическим давлением [21] показал, что при температурах ниже -23,5 ∞— наблюдаетс€ мала€ деформируемость материала, характерна€ дл€ жестких полимеров. Ќагружение полиэтилена в этом случае происходило в соотношении осевых напр€жений к кольцевым как 1:2, и разрушение происходило со следами пластических деформаций. »спытани€ труб на внутреннее давление до полного разрушени€ при температуре ниже минус 40∞— показывают, что макроскопически разрушение происходит квазихрупко с образованием одиночной трещины, без каких-либо вздутий и пластических деформаций. ‘рактограммы показали, что рост трещины начинаетс€ с внутренней поверхности трубы, а процесс разрушени€ происходит весьма сложно и содержит по крайней мере три разные стадии. ƒоминирующим €вл€етс€ в€зкопластический вид разрушени€.
»нтересные результаты получены ‘.». Ѕабенко [12] при исследовании на хладостойкость двухслойной конструкции - армированных полимерных труб (јѕ“). јѕ“ состоит из трех слоев: внутреннего и внешнего из полиэтилена и промежуточного - армирующего. јрмирование полиэтиленовых труб синтетическими нит€ми осуществл€етс€ либо намоткой заранее подготовленной ленты определенной ширины, состо€щей из определенного числа нитей и адгезива (полиэтилен, сэ-вилен) (тип I производства «јќ Ђ—ибгазаппараї), либо намоткой отдельных комплексных нитей намоточной машиной без адгезива (тип II производства ќќќ Ђ“ехнологи€ композитовї). ѕри исследовани€х вы-
€влена определ€юща€ роль конструктивно-технологического фактора в обеспечении применимости армированных полимерных труб дл€ сооружени€ трубопроводов в услови€х холодного климата. ”становлено, что внутренний технологический слой, св€зывающий армирующие нити и обеспечивающий конструктивную св€зь между внешним и внутренним полимерными сло€ми јѕ“ (тип I), может €вл€тьс€ инициатором хрупкого разрушени€ трубы при температурах ниже минус 15 ∞—. ¬ трубах с иным конструктивным решением (тип II) наблюдаетс€ исключительно в€зкий характер разрушени€ во всем диапазоне климатических температур.
“аким образом, хладостойкость той или иной комбинированной конструкции св€зана не столько со свойствами примен€емых материалов, а с конструктивно-технологическими параметрами самой конструкции, в которой могут возникать высокие напр€жени€.
—уществование высоких напр€жений в полиэтиленовом и стек-лопластиковом слое бипластмассовых труб при температурном перепаде св€зано с большим различием (в дес€ть раз)  Ћ“– данных материалов. ѕредварительные расчетные исследовани€ [22] показывают, что в полиэтиленовом слое бипластмассовой трубы в процессе хранени€, транспортировки и строительства при низких значени€х температуры окружающего воздуха возникает объемное напр€женно-деформированное состо€ние. Ќа рис. 4 показано поле Ќƒ— образцов труб при температурном перепаде 60 ∞— [22]. ¬ работе исследовалось напр€женно-деформированное состо€ние в полиэтиленовом слое трубы в окрестности возможного дефекта - кольцевой зоны нарушени€ адгезии со стеклопластиком.  ак видно из рисунков, в зоне возобновлени€ контакта полиэтилена со стеклопластиком осевые напр€жени€ <зъъ достигают 34 ћѕа, окружные ќ00 ~40 ћѕа, без учета технологических напр€жений. “акое напр€женное состо€ние €вл€етс€ потенциально опасным, поскольку двухосное раст€жение в плоскости сло€ снижает возможности сдвигового пластического деформировани€, делает невозможным упрочнение полимера за счет перестройки его молекул€рных цепей, а высокий уровень раст€гивающих напр€жений может привести к разрушению при отсутствии пластической деформации и длительном времени воздействи€ нагрузки. ќднако в литературе отсутствует критерий длительной прочности дл€ оценки хрупкого разрушени€ полиэтилена при двухосном напр€женном состо€нии при низких температурах.
–ис. 4. ѕол€ напр€жений огг (а), о88 (б), <зъъ (в) в зоне локального отслоени€ полиэтиленового сло€ от стеклопластиковой оболочки бипластмассовой трубы Ѕ = 130 мм при температурном перепаде от +20 до -40 ∞—
в
»з литературных источников [23, 24] известно, что материал полиэтиленовых труб (полиэтилен низкого давлени€) обладает существенной деформационной способностью при длительном одноосном на-гружении в квазиравновесных услови€х, включа€ область отрицательных температур (вплоть до -80∞—). ’рупкое разрушение полиэтиленового сло€ бипластмассовых труб обусловлено, по-видимому, сложным напр€женно-деформированным состо€нием и одновременно высоким уровнем напр€жений, возникающих на границе полиэтилен - стеклопластик при температурном перепаде. ¬ литературе известны схемы нагружени€ и экспериментальные установки дл€ испытани€ материалов при сложном нагружении [24, 25]. ¬ большинстве случаев дл€ проведени€ таких испытаний требуетс€ весьма сложное оборудование. ѕри этом оборудование еще более усложн€етс€ в случае необходимости проведени€ испытаний полимеров, обладающих значительно большей деформационной способностью, нежели металлы, а также при
испытани€х в услови€х нагрева и особенно охлаждени€. ¬ последнем случае объем термокриокамеры часто €вл€етс€ недостаточным дл€ размещени€ в ней испытываемого образца вместе с оснасткой.
2. »спытани€ образцов труб на двухосное нагружение
ƒл€ подтверждени€ возможности моделировани€ хрупкого разрушени€ полиэтиленовой оболочки бипластмассовых труб в лабораторных услови€х был проведен р€д экспериментов на натурных образцах труб. ƒл€ качественной оценки прочности полиэтиленового сло€ в услови€х двухосного раст€жени€ вследствие температурного перепада была предложена схема испытаний, рассмотренна€ ниже. Ќа рис. 5 показано приспособление, представл€ющее собой два металлических плоских кольца (толщиной не менее 3 мм) с рифленой поверхностью и четырьм€ отверсти€ми под болты. ќбразец ѕЁ трубы распиливаетс€ вдоль образующей, распр€мл€етс€ (на рисунке серый пр€моугольник), фиксируетс€ струбцинами между кольцами и нагреваетс€ в воздушном термостате в течение 3-4 часов. «атем в ѕЁ образце высверливаютс€ отверсти€, и нагретый образец ѕЁ фиксируетс€ болтами.
ƒалее образец охлаждаетс€ до заданной температуры на воздухе либо в криокамере. ѕри этом вследствие существенного отличи€  Ћ“– полиэтилена и металлических колец в образце возникают раст€гивающие напр€жени€. ¬ центре образца (пр€моугольник, обозначенный пунктирной линией на рис. 5) напр€женное состо€ние €вл€етс€ близким к двухосному. ѕодбира€ температурные режимы закреплени€
0250
25
–ис. 5. ѕриспособление (а) и образец (б) дл€ испытаний на двухосное раст€жение
и охлаждени€, в образце можно получить напр€женное состо€ние, близкое к тому, которое возникает в полиэтиленовом слое бипластмас-совой конструкции при охлаждении в случае хорошей адгезии полиэтилена к стеклопластику. ѕримечательно, что зафиксированный в данном приспособлении образец может подвергатьс€ дополнительному нагружению в поперечной плоскости, выдерживать заданное врем€ дл€ проведени€ испытаний на длительную прочность, а также подвергатьс€ комбинации данных нагрузок.
— целью оценки работоспособности предлагаемой методики были проведены следующие испытани€.
1. ѕлоский образец вырезалс€ из полиэтиленовой трубы 0190 мм, закрепл€лс€ в нагретом состо€нии ( ~+60∞—) в испытательной оснастке и охлаждалс€ до температуры пор€дка ~-60 ∞—. «атем образец подвергалс€ многократному ударному воздействию на механическом копре (масса груза 5 кг, высота 100 мм, индентор - конус с радиусом основани€ 10 мм и углом при вершине 60∞). ¬ результате четвертого удара наблюдалось хрупкое разрушение с развитием трещины из точки контакта индентора с образцом к периферии образца (рис. 6, а). “рещина имеет гладкую поверхность, идентичную наблюдаемой, в случае хрупкого разрушени€ полиэтиленового сло€ бипластмассовых труб.
–ис. 6. ’рупкое разрушение образцов из полиэтиленовых труб 0190 мм (а) и 0 130 мм (б) при двухосном нагружении и ударе; температура испытаний -60 ∞—
ѕриближенна€ оценка напр€жений полиэтиленового образца [26] при температурном перепаде 120∞—, проведенна€ по соотношению, показала, что в образце реализуютс€ температурные напр€жени€ пор€дка 42 ћѕа без учета ударных воздействий.
(а – -а ?) ≈ At
ќ = ое =---, (1)
1 -V
где ог ,ое - соответственно осевое и окружное напр€жение; ≈ - модуль упругости полиэтилена, ≈ = 2275 ћѕа; V - коэффициент ѕуансона, V = 0,3; а - коэффициент линейного температурного расширени€ полиэтилена, а = 12-10-5; аж - коэффициент линейного температурного расширени€ стали, а ж = 12-10-6; At - перепад температур, ƒt = 120 ∞—.
2. ѕлоский образец вырезалс€ из полиэтиленовой трубы 0130 мм, закрепл€лс€ в нагретом состо€нии (~+60 ∞—). ƒалее образец выдерживалс€ в морозильной камере в течение 5 суток при температуре -25...-28 ∞—, периодически (раз в сутки) подвергалс€ ударному воздействию, при этом разрушени€ образца не зафиксировано. ѕосле этого образец охлаждалс€ в криокамере до температуры пор€дка ~-60 ∞— и затем подвергалс€ нескольким ударам по вышеописанной схеме. ¬ результате третьего удара получено хрупкое разрушение, аналогичное предыдущему испытанию (рис. 6, б).
 роме того, при извлечении образца из приспособлени€ обнаружено хрупкое разрушение в местах креплени€ двух болтов (см. рис. 6, б). ƒанное разрушение могло произойти раньше ударного нагружени€ и привести к частичной разгрузке образца.
“аким образом, использу€ предложенную схему испытаний, получили хрупкое разрушение образцов из полиэтиленовых труб, аналогичное наблюдаемому в полиэтиленовом слое бипластмассовых труб в натурных услови€х при уровн€х напр€жений пор€дка 46 ћѕа. ѕричиной разрушени€ €вл€етс€ сочетание следующих факторов: высокий уровень напр€жений, сложное напр€женно-деформированное состо€ние, осложненное, по-видимому, стеклованием аморфной фазы полиэтилена, что в сумме повышает его хрупкость. –азрушение может быть спровоцировано дополнительными ударными нагружени€ми и микродефектами.
Ќа основе предложенной схемы испытаний можно разработать экспресс-метод дл€ быстрой сравнительной оценки хрупкости полиэтилена в услови€х сложного напр€женного состо€ни€ при низких температурах. »спользование данного метода предполагаетс€ проводить в комплексе с работами по модификации рецептуры полиэтилена с целью снижени€ его температуры стекловани€, повышени€ пластичности и в€зкости разрушени€ при низких температурах.
3. »спытани€ натурных образцов труб на хладостойкость
— целью исследовани€ хладостойкости натурных образцов бип-ласмассовых труб при температурном перепаде был проведен комплекс испытаний образцов труб. ќбразцы изготавливались с вариаци€ми конструкторских и технологических параметров. ѕредполагалось, что на хладостойкость конструкции вли€ют марка и свойства полиэтилена, из которого изготовлена внутренн€€ герметизирующа€ оболочка и ее напр€женно-деформированное состо€ние в составе бипластмассовой трубы. ¬ свою очередь, на напр€женно-деформированное состо€ние полиэтиленовой оболочки вли€ют наличие адгезионной св€зи между оболочками и технологические напр€жени€, заложенные на этапах:
- экструдировани€ полиэтиленовой трубы;
- намотки стеклопластиковой оболочки;
- полимеризации стеклопластикового сло€;
- охлаждени€.
»спытани€м подвергались натурные образцы труб, изготовленные с варьированием следующих конструктивных и технологических параметров:
- дл€ изготовлени€ полиэтиленовой оболочки использовалс€ полиэтилен низкого давлени€ марок 273-79 (ѕЁ63) и Ѕ3802¬ (ѕЁ80);
- при изготовлении р€да образцов бипластмассовых труб примен€лись оправки с разными профил€ми рабочей поверхности - одна с большой непр€молинейностью, а втора€ с более гладкой формой поверхности;
- использовалась различна€ максимальна€ температура термообработки труб: 106-109 и 117-119 ∞—;
- р€д образцов изготавливались с адгезионной св€зью между полиэтиленом и стеклопластиком, имеющей локальные зоны непрокле€, или при полном отсутствии св€зи;
- в образцах создавалось начальное напр€женно-деформированное состо€ние в осевом направлении. ƒл€ этой цели производилась фиксаци€ полиэтиленовой оболочки в стеклопластиковой по кра€м образцов при повышенной температуре (адгезионна€ св€зь по всей поверхности отсутствовала). “емпература выбиралась таким образом, чтобы обеспечить относительную деформацию полиэтилена, равную 3 % при температуре 20 ∞—.
—оответствие между группами образцов и использованными конструктивными и технологическими параметрами приведено в табл. 1.
ѕри этом в каждой группе образцы труб отличались между собой только одним параметром при неизменных остальных. “аким образом, при испытани€х планировалось вы€вить вли€ние какого-либо параметра на хладостойкость бипластмассовых труб.
“аблица 1
√руппы исследуемых образцов труб
Ќомера группы и образца Ќаименование технологического или конструктивного параметра «начение параметра ѕримечание
1-1 ѕрофиль оправки є 1 с гладкой поверхностью
1-2 є 2 с отклонени€ми профил€
2-1 ћаксимальна€ температура термообработки (полимеризации) труб 106-109 ∞— ќбразцы с ѕЁ марки Ѕ3802Ѕ
2-2 117-119∞—
3-1 Ќаличие адгезионной св€зи полиэтилен-стеклопластик  ольцевой непроклей шириной 50 мм
3-2  ольцевой непроклей шириной 200 мм
3-3 ќсевой непроклей с размерами 150*1000 мм
3-4 Ѕез адгезионной св€зи
4-1 Ќаличие начальной осевой деформации = 0 % ќбразцы без адгезионной св€зи
4-2 = 3 %
»спытани€ проводились в климатической камере   -1 лаборатории физико-механических свойств »ћ—— ”рќ–јЌ с охлаждающей системой Ѕ^ег  иџтаЅсџпеп№аи (√ермани€) и максимальной температурой охлаждени€ до -50∞—.
ќбразцы представл€ли собой отрезки труб внутренним диаметром 190 мм и длиной 1,5 м. ƒл€ обеспечени€ совместной работы в осевом направлении полиэтиленова€ оболочка образцов была скреплена со стекло-пластиковой оболочкой с каждой стороны болтами ћ5х25 в 2 р€да по 8 болтов в каждом р€ду, рассто€ние между р€дами ~50 мм. Ѕолты в р€дах сдвинуты относительно друг друга в шахматном пор€дке.
ƒл€ имитации внешнего воздействи€ на трубы, возникающего в процессе погрузки и транспортировки, образцы труб подвергались ло-
кальным ударным нагрузкам в виде падени€ образцов из вертикального положени€ в горизонтальное, а также падение на них груза весом 5 кг с высоты 1 м от верхней образующей трубы дл€ имитации засыпки труб неразм€гченным грунтом в процессе строительно-монтажных работ.
ћетодика испытаний образцов заключалась в циклическом воздействии на образцы в следующем пор€дке:
- помещение образцов в климатическую камеру при температуре испытаний;
- выдержка при этой температуре в течение суток;
- осмотр образцов на по€вление растрескивани€ полиэтилена;
- имитаци€ удара в виде падени€ образцов;
- осмотр образцов;
- имитаци€ удара в виде падение на них груза;
- осмотр образцов.
ƒанное циклическое воздействие проводилось при температуре в камере -10, -20, -30, -40 и -50 ∞—. ƒалее образцы вновь подвергались циклическим воздействи€м при температурах -40 и -50 ∞— с выдержкой образцов между циклами испытаний в течение суток при комнатной температуре.
–езультаты испытаний образцов бипластмассовых труб на хладо-стойкость приведены в табл. 2.
“аблица 2
–езультаты испытаний образцов бипластмассовых труб на хладостойкость
Ќомера  оличество “ разру- ’арактер разрушени€ ѕриме-
группы и образца образцов шени€, ∞— чание
1-1 2 Ќе разрушилс€
1-2 2 Ќе разрушилс€
2-1 1 Ќе разрушилс€
2-2 1 -50 —пиральные и кольцевые трещины по всей длине –ис. 7
3-1 1 Ќе разрушилс€
3-2 1 Ќе разрушилс€
3-3 1 Ќе разрушилс€
3-4 1 Ќе разрушилс€
4-1 1 Ќе разрушилс€
4-2 1 -40 Ѕез удара.  ольцева€ трещина на 2/3 окружности в районе отбортов-ки с одного торца
јнализиру€ результаты испытаний образцов бипластмассовых труб на хладостойкость, можно сделать вывод, что хрупкое разрушение происходит в трубах, которые подвергались термообработке при повышенных температурах (образец 2-2), а также имеющих начальное напр€женно-деформированное состо€ние (образец 4-2). ‘отографи€ разрушенного образца трубы представлена на рис. 7.
–ис. 7. –азрушение полиэтиленового сло€ образца 2-2 трубы “— 190 (максимальна€ температура полимеризации 118 ∞—)
—лучай разрушени€ полиэтиленовой оболочки бипластмассовой трубы, прошедшей термообработку при повышенной температуре, объ€сн€етс€ тем, что повышенна€ температура термообработки трубы вызывает более высокие технологические напр€жени€, которые возникают в полиэтиленовой оболочке на данном этапе, что подтверждаетс€ расчетами напр€женно-деформированного состо€ни€ [27, 28].
¬о втором случае начальна€ осева€ деформаци€ полиэтиленовой оболочки привела к возникновению в ней начальных напр€жений пор€дка 33 ћѕа, что соизмеримо с уровнем технологических напр€жений [27, 28]. ќхлаждение образца до температуры -40 ∞— приводит к возникновению раст€гивающих напр€жений в полиэтиленовом слое до уровн€ 50 ћѕа.
“аким образом, результаты испытаний конструкции бипластмас-совых труб на хладостойкость подтверждают предыдущие выводы о том, что уровень напр€жений в полиэтиленовом слое пор€дка 50 ћѕа €вл€етс€ потенциально опасным с точки зрени€ хрупкого разрушени€.
¬ыводы
ѕодвод€ итоги оценки особенностей деформировани€ комбинированных бипластмассовых труб при низких температурах, можно сделать следующие выводы.
1. ¬следствие совместной работы материалов с различными физико-механическими свойствами в составе конструкции в сло€х последней возникают эксплуатационные напр€жени€, привод€щие в р€де случаев к возникновению эффектов, которые не про€вл€ютс€ в случае раздельной работы материалов, вход€щих в состав конструкции. ¬ бипластмассовых трубах этот эффект про€вл€етс€ в виде хрупкого разрушени€ полиэтиленового сло€.
2. ’рупкое разрушение полиэтиленового сло€ в бипластмассовых трубах вызвано объемным напр€женно-деформированным состо€нием в слое с учетом технологических и эксплуатационных (температурных) напр€жений. ƒвухосное раст€жение в плоскости сло€ снижает возможности сдвигового пластического деформировани€ полимера и делает невозможным его упрочнение за счет перестройки молекул€рных цепей, при этом высокие раст€гивающие напр€жени€ могут привести к разрушению полимера при отсутствии пластической деформации и длительном времени воздействи€ нагрузки. »спытани€ образцов полиэтилена на одноосное раст€жение не дают представлени€ о механизмах и не позвол€ют получить критериальные оценки хрупкого разрушени€ полиэтиленового сло€.
3. ¬ процессе исследований разработана и опробована схема испытаний полиэтиленового сло€, имитирующа€ двухосное нагружение. »спользование данной схемы возможно дл€ быстрой сравнительной оценки хрупкости полиэтилена в услови€х сложного напр€женного состо€ни€ при низких температурах.
4. »спытани€ натурных образцов бипластмассовых труб на хла-достойкость подтверждают наличие в полиэтиленовой оболочке эксплуатационных и технологических напр€жений, обусловливающих хрупкое разрушение полиэтиленового сло€ при длительном нагруже-нии и дополнительных ударных нагрузках. ѕо результатам испытаний и сопоставлени€ с результатами предыдущих расчетов можно сделать вывод, что критическое значение потенциально опасных двухосных раст€гивающих напр€жений в полиэтиленовом слое составл€ет пор€дка 50 ћѕа.
5. ƒл€ более точной оценки работоспособности и хладостойкости комбинированных полимерных конструкций требуетс€ проведение более детальных исследований особенностей механического поведени€ полимерных материалов при кратковременном и длительном двухосном на-гружении в услови€х низких температур и ударных воздействий.
Ѕиблиографический список
1. –€бец ё.—, Ѕулманис ¬.Ќ., ƒавыдова Ќ.Ќ. –азработка конструкции и технологии хладостойких бипластмассовых труб // Ёкспресс-информаци€ Ќ»»“Ё’»ћ. Ёксплуатаци€, ремонт, защита от коррозии оборудовани€ и сооружений. ¬ып. 4. - ћ., 1988. - —. 1-12.
2. Ћарионов ј.‘. ћатериалы и технологи€ бипластмассовых труб, узлов стыка и соединительных элементов внутрипромысловых нефтепроводов: дис. ... канд. техн. наук. - ѕермь, 2000. - 156 с.
3. —оздание трубопроводных систем с применением бипластмас-совых и полимерных композиционных материалов дл€ изделий гражданской морской техники / ќ. —. —ироткин [и др.] // ћолодой ученый. -2013. - є 5. - —. 101-104.
4. ѕавлов Ќ.Ќ. —тарение пластмасс в естественных и искусственных услови€х. - ћ.: ’ими€, 1982. - 224 с.
5. Ѕулманис ¬.Ќ. Ёксплуатационна€ устойчивость полимерных волокнистых композитов и изделий в услови€х холодного климата: дис. ... д-ра техн. наук; »нститут физико-технических проблем —евера —ќ јЌ ———–. - якутск, 1989. - 472 с.
6. Haddad G.N. Recent Innovations in PVC/FXP Composite Pipe. Po-lym. // Plast. Techn. Eng. - 1977. - 9/2. - P. 207-25L
7. Usemann K.W. Kunststofferohre in der Trinkwasserinstallaion // Neue DELIWA-Z. - 1987. - Bd. 38. - No. I. - P. 5-8.
8. White R.J., Phillips R.G. Environmental Stress-Rupture Mechanisms in Glass Fibre/Polyester Laminates // Proceedings of 5th Intern.Conf. on Compos. Mater. (ICCM-5). - San Diego; California, 1985. - P. 1089-1099.
9. Cowley W.E., Deut N.P., Morris R.H. The Brittle Failure of UPVC Lined Glass Reinforced Plastics Pipe Lines // Chemistry and Industry. -1978. - No. 6. - P. 365-369.
10. Guan Z.W., Boot J.C. Creep analysis of polymeric pipes under internal pressure // PolymEngSci, 2001. - Vol. 41. - No. 6. - P. 955-961.
11. Ѕабенко ‘.»., ‘едоров ё.ё. ќценка несущей способности армированных полиэтиленовых труб дл€ газопроводов в услови€х холодного климата // Ќаука и образование. - 2009. - є 1. - —. 46-49.
12. Ѕабенко ‘.»., ‘едоров ё.ё. ƒеформационно-прочностные свойства армированных полиэтиленовых труб российского производства при низких температурах [Ёлектронный ресурс] // Ќефтегазовое дело: электрон. науч. журн. - 2010. - є 2. - —. 69. - ÷ №: http://www.ogbus.ru/autors/Babenko1.pdf (дата обращени€: 28.05.2014).
13. —тручков ј.—. –асчет внутренних сдвиговых усилий в бипла-стмассовой трубе в области конструктивного соединени€ при отрицательных температурах // ‘изико-технические проблемы —евера (ч. III): тр. междунар. конф. - якутск: »зд-во якут. науч. центра —ќ –јЌ, 2000. - —. 32-43.
14. —тручков ј.—.,  олодезников ».Ќ. ќсевые температурные напр€жени€ в полиэтиленовом трубопроводе из ѕЁ80 при воздействии низких температур // ≈и ј8“ ≈ —0№Ѕ-2002: тр. I ≈вразийского симпозиума (ч. II). - якутск: »зд-во якут. науч. центра —ќ –јЌ, 2002. -—. 175-181.
15. —тручков ј.—, –одионов ј. ., Ћапий √.ѕ. ’ладостойкость бипластмассовых труб, предназначенных дл€ транспортировки нефти // ’ими€ нефти и газа: материалы V ћеждунар. конф. - “омск: »зд-во »н-та оптики атмосферы —ќ –јЌ, 2003. - —. 294-296.
16. —тручков ј.—., ‘едоров —.ѕ.,  олодезников ».Ќ. “емпературные напр€жени€ в газовых полиэтиленовых трубах при низких климатических температурах // ’ими€ нефти и газа: материалы V ћеждунар. конф. - “омск: »зд-во »н-та оптики атмосферы —ќ –јЌ, 2003. -—.296-299.
17. ѕоспелов ј.Ѕ., “араканов ј.»., Ўаклеин ќ.¬. ќпыт применени€ стеклопластиковых комбинированных (бипластмассовых) труб при обустройстве нефт€ных месторождений // “рубопроводы и экологи€. - 2003. - є 3 - —. 24-25.
18. Ѕабенко ‘.»., Ѕулманис ¬.Ќ., –одионов ј. . »нженерна€ климатологи€ полимерных материалов // ‘изико-технические проблемы —евера (ч. II): тр. междунар. конф. - якутск: »зд-во якут. науч. центра —ќ –јЌ, 2000. - —. 62-81.
19. “емпературные ограничени€ на услови€ транспортировки труб и монтажа полиэтиленовых трубопроводов / ‘. ». Ѕабенко, ¬. ». »ва-
нов, Ќј.  оваленко, ј. . –одионов // EURASTRENCOLD-2002: труды I ≈вразийского симпозиума (ч. IV). - якутск: »зд-во якут. науч. центра —ќ –јЌ, 2002. - —. 3-9.
20. –€бец ё.—., Ѕулманис ¬.Ќ. ѕрочность и деформативность полимерных труб при эксплуатации в услови€х холодного климата // »звести€ —ќ јЌ ———–. —ери€ технических наук. - Ќовосибирск: Ќаука, 1989. - ¬ып. 1. - —. 106-109.
21. —тручков ј.—. ’ладостойкость и особенности сопротивлени€ разрушению нефтегазовых пластмассовых труб: дис. ... д-ра техн. наук; »нститут неметаллических материалов —ќ –јЌ. - якутск, 2005. - 398 с.
22. јношкин ј.Ќ., ѕоспелов ј.Ѕ. ќценка прочности композитных бипластмассовых труб при их эксплуатации в услови€х низких температур // Ќефт€ное хоз€йство. - 2008 - є 9. - —. 56-58.
23. Ѕокшицкий ћ.Ќ. ƒлительна€ прочность полимеров. - ћ.: ’ими€, 1978. - 308 с.
24. √ольдман ј.я. ѕрогнозирование деформационно-прочностных свойств полимерных и композиционных материалов. - Ћ.: ’ими€, 1988. - 272 с.
25. »спытательна€ техника: справочник: в 2 кн. / под ред. ¬ ¬.  люева. - ћ.: ћашиностроение, 1982. -  н. 2. - 560 с.
26. „ижевский  .√. –асчет круглых и кольцевых пластин: справ. пособие. - Ћ.: ћашиностроение, 1977. - 184 с.
27. –асчет технологических напр€жений в процессе производства бипластмассовых труб / ј.Ќ. јношкин, ј. ј. “ашкинов, ј.‘. Ћарионов, ј.Ѕ. ѕоспелов // ¬естник ѕ√“”. ѕолимерные материалы; ѕерм. гос. техн. ун-т. - ѕермь, 1997 - є 3. - —. 24-32.
28. »сследование механических свойств и оценка напр€женного состо€ни€ полиэтиленового сло€ бипластмассовых труб при низких температурах / ј.Ќ. јношкин, ј.‘. Ћарионов, ј.Ѕ. ѕоспелов, –.ћ. якушев // ¬естник ѕ√“”. јэрокосмическа€ техника; ѕерм. гос. техн. ун-т. -ѕермь, 2004 - є 16. - —. 5-11.
References
1. Riabets Iu.S, Bulmanis V.N., Davydova N.N. Razrabotka kon-struktsii i tekhnologii khladostoikikh biplastmassovykh trub [Development of design and technology of cold-resistant biplastic pipes]. Ekspress-informatsiia Nauchno-issledovatel'skogo institua tekhniko-ekonomicheskikh issledovanii. Seriia "Ekspluatatsiia, remont, zashchita ot korrozii oborudo-vaniia i sooruzhenii", vol. 4. Moscow, 1988, pp. 1-12.
2. Larionov A.F. Materialy i tekhnologiia biplastmassovykh trub, uzlov styka i soedinitel'nykh elementov vnutripromyslovykh nefteprovodov [Materials and technology biplastic pipes joint nodes and connecting elements infield pipelines]. Thesis for the degree of candidate of technical sciences. Permskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2000, 156 p.
3. Sirotkin O.S. [et al.] Sozdanie truboprovodnykh sistem s prime-neniem biplastmassovykh i polimernykh kompozitsionnykh materialov dlia izdelii grazhdanskoi morskoi tekhniki [Creation of pipeline systems using biplastic and polymer composite materials for civil marine engineering products]. Molodoi uchenyi, 2013, no. 5, pp. 101-104.
4. Pavlov N.N. Starenie plastmass v estestvennykh i iskusstvennykh usloviiakh [Aging of plastics in natural and artificial conditions]. Moscow: Khimiia, 1982. 224 p.
5. Bulmanis V.N. Ekspluatatsionnaia ustoichivost' polimernykh vo-loknistykh kompozitov i izdelii v usloviiakh kholodnogo klimata [Operational stability of polymer fiber composites and products in a cold climate]. Thesis of doctor's degree dissertation. Iakutsk, Institut fiziko-tekhniches-kikh problem Severa Akademii Nauk SSSR,1989. 472 p.
6. Haddad G.N. Recent Innovations in PVC/FXP Composite Pipe. Po-lym. Plast. Techn. Eng., 1977, vol. 9-2, pp. 207-251
7. Usemann K.W. Kunststofferohre in der Trinkwasserinstallaion. Neue DELIWA-Z, 1987, bd. 38, no. 1, pp. 5-8.
8. White R.J., Phillips R.G. Environmental Stress-Rupture Mechanisms in Glass Fibre. Polyester Laminates, Proceedings of 5th Intern.Conf. on Compos. Mater. (ICCM-5). San Diego, California, 1985, pp. 1089-1099.
9. Cowley W.E., Deut N.P., Morris R.H. The Brittle Failure of UPVC Lined Glass Reinforced Plastics Pipe Lines. Chemistry and Industry, 1978, no. 6, pp. 365-369.
10. Guan Z.W., Boot J.C. Creep analysis of polymeric pipes under internal pressure. PolymEngSci., 2001, vol. 41, no. 6, pp. 955-961.
11. Babenko F.I., Fedorov Iu.Iu. Otsenka nesushchei sposobnosti ar-mirovannykh polietilenovykh trub dliagazoprovodov v usloviiakh kholodnogo klimata [Evaluation of bearing capacity of reinforced polyethylene pipes for gas pipelines in cold climates]. Nauka i obrazovanie, 2009, no. 1, pp. 46-49.
12. Babenko F.I., Fedorov Iu.Iu. Deformatsionno-prochnostnye svoistva armirovannykh polietilenovykh trub rossiiskogo proizvodstva pri nizkikh temperaturakh [The stress-strain properties of reinforced polyethylene pipes of Russian production at low temperatures]. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Neftegazovoe delo, 2010, no. 2, p. 69, available at: http://www.og-bus.ru/autors/Babenko1.pdf.
13. Struchkov A.S. Raschet vnutrennikh sdvigovykh usilii v biplast-massovoi trube v oblasti konstruktivnogo soedineniia pri otritsatel'nykh temperaturakh [Calculation of internal shear in biplastmassovoy pipe in constructive connections at low temperatures]. Trudy mezhdunarodnoi kon-ferentsii "Fiziko-tekhnicheskie problemy Severa (chast' III)". Iakutskii nauchnyi tsentr Rossiiskoi akademii nauk, 2000, pp. 32-43.
14. Struchkov A.S., Kolodeznikov I.N. Osevye temperaturnye napri-azheniia v poli-etilenovom truboprovode iz PE80 pri vozdeistvii nizkikh temperature [Axial thermal stresses in a plastic pipe of PE80 at lower temperatures]. Trudy I Evraziiskogo simpoziuma "EURASTRENCOLD-2002" (chast' II). Iakutskii nauchnyi tsentr Rossiiskoi akademii nauk, 2002, pp. 175-181.
15. Struchkov A.S., Rodionov A.K., Lapii G.P. Khladostoikost' biplastmassovykh trub, prednaznachennykh dlya transportirovki nefti [Cold resistance biplastmassovyh pipes for transporting oil]. Materialy Vmezhdunarodnoi konferentsii "Khimiia nefti i gaza". Institut optiki atmosfery Sibir-skogo otdeleniia Rossiiskoi akademii nauk, Tomsk, 2003, pp. 294-296.
16. Struchkov A.S., Fedorov SP., Kolodeznikov I.N. Temperaturnye napriazheniia v gazovykh polietilenovykh trubakh pri nizkikh kli-maticheskikh temperaturakh [Thermal stresses in gas polyethylene pipes at low climatic temperatures]. Materialy V mezhdunarodnoi konferentsii "Khimiia nefti i gaza". Institut optiki atmosfery Sibirskogo otdeleniia Rossiiskoi akademii nauk. Tomsk, 2003, pp. 296-299.
17. Pospelov A.B., Tarakanov A.I., Shaklein O.V. Opyt primeneniya stekloplastikovykh kombinirovannykh (biplastmassovykh) trub pri obus-troistve neftianykh mestorozhdenii [Experience of using fiberglass composite (biplastic) pipes in development of oil fields]. Truboprovody i ekologiia, 2003, no. 3, pp. 24-25.
18. Babenko F.I., Bulmanis V.N., Rodionov A.K. Inzhenernaia klimatologiya polimernykh materialov [Engineering plastics climatology]. Trudy mezhdunarodnoi konferentsii "Fiziko-tekhnicheskie prob-
lemy Severa (chast' II)". Iakutskii nauchnyi tsentr Rossiiskoi akademii nauk, 2000, pp. 62-81.
19. Babenko F.I., Ivanov V.I., Kovalenko N.A., Rodionov A.K. Tem-peraturnye ogranicheniia na usloviia transportirovki trub i montazha poli-etilenovykh truboprovodov [Temperature limits on the conditions of transport of pipes and installation of polyethylene pipes]. Trudy I Evraziiskogo simpoziuma "EURASTRENCOLD-2002" (chast' IV). Iakutskii nauchnyi tsentr Rossiiskoi akademii nauk, 2002, pp. 3-9.
20. Riabets Iu.S., Bulmanis V.N. Prochnost' i deformativnost' poli-mernykh trub pri ekspluatatsii v usloviiakh kholodnogo klimata [Strength and deformation of plastic pipes for operation in cold climates]. Izvestiia Sibirskogo otdeleniya Akademii nauk SSSR. Seriya tekhnicheskikh nauk, 1989, vol. 1, pp. 106-109.
21. Struchkov A.S. Khladostoikost' i osobennosti soprotivleniia raz-rusheniiu neftegazovykh plastmassovykh trub [Cold resistance and fracture resistance characteristics of oil and gas plastic pipe]. Thesis of doctor's degree dissertation. Iakutsk, 2005, 398 p.
22. Anoshkin A.N., Pospelov A.B. Otsenka prochnosti kompozitnykh biplastmassovykh trub pri ikh ekspluatatsii v usloviiakh nizkikh temperatur. [Estimation of durability of composite biplastic pipes at their operation in conditions of low temperatures]. Neftianoe khoziaistvo, 2008, no. 9, pp. 56-58.
23. Bokshitskii M.N. Dlitel'naya prochnost' polimerov [Long-term strength of polymers]. Moscow: Khimiya, 1978. 308 p.
24. Gol'dman A.Ia. Prognozirovanie deformatsionno-prochnostnykh svoistv polimernykh i kompozitsionnykh materialov [Prediction of thermo-mechanical properties of polymeric and composite materials]. Leningrad: Khimiya, 1988. 272p.
25. Kliueva V.V. Ispytatel'naia tekhnika [Testing Equipment: Handbook. Part 2]. Moscow: Mahinostroenie, 1982. 560 p.
26. Chizhevskii K.G. Raschet kruglykh i kol'tsevykh plastin. Spra-vochnoe posobie [Calculation of circular and ring plates. Handbook]. Leningrad: Mashinostroenie, 1977. 184 p.
27. Anoshkin A.N., Tashkinov A.A., Larionov A.F., Pospelov A.B. Raschet tekhnologicheskikh napriazhenii v protsesse proizvodstva biplast-massovykh trub [Calculation of stresses in the technological process of production of biplastic pipes]. Moscow: Mashinostroenie, 1997, no. 3, pp. 24-32.
28. Anoshkin A.N., Larionov A.F., Pospelov A.B., Iakushev R.M. Issledovanie mekhanicheskikh svoistv i otsenka napriazhennogo sostoianiia polietilenovogo sloia biplastmassovykh trub pri nizkikh temperaturakh [Investigation of Mechanical Properties and evaluation of the stress state of the polyethylene layer biplastic pipes at low temperatures]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Aerokosmicheskaia tekhni-ka, 2004, no. 16, pp. 5-11.
ќб авторах
јношкин јлександр Ќиколаевич (ѕермь, –осси€) - доктор технических наук, профессор, начальник ”правлени€ науки и инноваций ѕермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. ѕермь,  омсомольский пр., 29, e-mail: anosh-kin@pstu.ru).
ѕоспелов јлексей Ѕорисович (ѕермь, –осси€) - главный специалист Ќаучно-образовательного центра авиационных композитных технологий ѕермского национального исследовательского политехнического университета (614990, г. ѕермь, ул. јкадемика  оролева, 15, e-mail: pospelov-kt@pstu.ru).
якушев –авиль ћаксумз€нович (ѕермь, –осси€) - кандидат технических наук, заведующий лабораторией »нститута технической химии ”рќ –јЌ (614013, г. ѕермь, ул. јкадемика  оролева, 3, e-mail: ravilyakushev@yandex.ru).
About the authors
Aleksandr N. Anoshkin (Perm, Russian Federation) - Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of Science and Innovation, Perm National Research Polytechnic University (29, Komsomolsky av., 614990, Perm, Russian Federation, e-mail: anoshkin@pstu.ru).
Aleksei B. Pospelov (Perm, Russian Federation) - Chief specialist Scientific and educational center of Aircraft Composite Technology, Perm National Research Polytechnic University (15, Akademik Korolev str., 614990, Perm, Russian Federation, e-mail: pospelov-kt@pstu.ru).
Ravil' M. Iakushev (Perm, Russian Federation) - Ph.D. in Technical Sciences, Head of Laboratory, Institute of Technical Chemistry, Ural Branch of Russian Academy of Sciences (3, Akademik Koroleva str., 614013, Perm, Russian Federation, e-mail: ravilyakushev@yandex.ru).
ѕолучено 04.03.2014
ѕросьба ссылатьс€ на эту статью в русско€зычных источниках следующим образом:
јношкин ј.Ќ., ѕоспелов ј.Ѕ., якушев –.ћ. ќсобенности деформировани€ и разрушени€ комбинированных полимерных труб при низких температурах // ¬естник ѕермского национального исследовательского политехнического университета. ћеханика. - 2014. - є 2. - —. 5-28.
Please cite this article in English as:
Anoshkin A.N., Pospelov A.B., Iakushev R.M. Features of low-temperature deformation and fracture of combined plastic pipes. PNRPU Mechanics Bulletin. 2014. No. 2. P. 5-28.

пїњ