ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭКПРЕСС-ПСИХОТЕРАПИИ У ЛИЦ С РИСКАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

СМАЛЬТА 5, 2014
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ориентированного обучения и развитие продуктивной учебной деятельности в области изучения иностранного языка и культуры обеспечивается:
- формированием умений целеполагания;
- формированием технологической базы ключевых компетенций;
- развитием рефлексивной самооценки обучающимся своей коммуникативной и учебной деятельности;
- развитием умений работать в сотрудничестве;
- созданием условий для самоуправления учебной деятельностью, проявления деловой активности и профессиональной подготовленности в овладении и использовании иностранного языка, развития креативности и самореализации обучающимися в информационной, образовательной и профессиональной сфере.
Данное исследование рассматривается нами как попытка раскрыть основные практические подходы к реализации компетентстного подхода на основе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку обучающихся колледжа на основании результатов теоретического анализа и опыта практического исследования.
Список литературы:
1. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», приказ 792-р от 15 мая 2013 г.
2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - М., Просвещение, 2012. - С. 200.
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2012. - №2. - С.58-64.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация; Пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2012. - 80 с.
УДК 616.89-08
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭКПРЕСС-ПСИХОТЕРАПИИ У ЛИЦ С РИСКАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Любченко Марина Юрьевна, Столярова Валентина Викторовна Карагандинский государственный медицинский университет,
Караганда, Республика Казахстан, Lmary05@mail.ru, valentinadoktor@mail.ru
EXPERIENCE OF INTRODUCTION OF MODEL-EXPRESS PSYCHOTHERAPY WITH PATIENTS WHO HAS RISKS OF
PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE
Lubchenco Marina Yurevna, Stolyarova Valentina Viktorovna Karaganda State Medical University, Karaganda, Republic of Kazakhstan
Summary: The article is devoted to the identification and implementation of model-express psychotherapy of addictive disorders spectrum. The article presents the results of the psychotherapeutic work in the model express psychotherapy. Application of this model of psychotherapy helped reduce the risk of engaging in psychological dependence due to the development of plasticity, creativity, enhance adaptive capacity.
Key words: addiction, express psychotherapy, mental health, primary care.
В мировой психологической науке интенсивно разрабатываются вопросы профилактики и коррекции аддиктивного поведения, а отечественные ученые предлагают модели профилактических мероприятий, комплексы психологического и педагогического воздействия с целью предотвращения и коррекции аддиктивных расстройств личности. Важно отметить, что аддиктивное поведение стало одним из частых вариантов аномального личностного реагирования на стресс с формированием стремления к уходу от реальности посредством искусственного изменения своего психического состояния вследствие приёма не только психоактивных веществ (ПАВ), но и постоянной фиксации внимания на определённых видах деятельности, обеспечивающее появление и поддержание интенсивных эмоций. В социуме зависимое поведение включает химические (алкоголизм, наркотическая, токсикомания, лекарственная, табакокурение) и нехимические (игровая аддикция, гэмблинг, трудоголизм, интернет-аддикция, любовная аддикция, сексуальная аддикция, аддикция отношений, коммуникативные аддикции, религиозная аддикция и др.). Феномен зависимости рассматривается не только применительно к отдельной личности, но и к обществу в целом, которое порождает факторы и причины, способствующие формированию различных видов зависимостей [2, 4, 11]. Риск общей склонности к психологическим зависимостям (по данным исследования
22
СМАЛЬТА 5, 2014
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Республиканского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании (РНПЦМСПН, г. Павлодар, Казахстан, 2012 г.) выявлен у 40% опрошенных лиц. И это с учётом общей концепции, сформулированной в результате исследований в РНПЦМСПН, соответствует тому, что социальные эпидемии, имеющие прямое деструктивное воздействие (с учётом развития созависимости у родных и близких), затрагивают существенную часть общества - до 40% населения. У личностей с аддиктивной направленностью поведения отмечается пониженная активность в повседневной жизни, причём аддиктивный стимул вносит в эту «скучную», однообразную действительность элемент эмоциональной встряски, преодоления постылой бесчувственности и «серости». [1, 3, 7, 9].
Несмотря на неоспоримые успехи, достигнутые в аддиктологии, проблема зависимости продолжает оставаться еще малоизученной в научном плане, особенно в нашей стране. Вследствие этого ограничены возможности оказания своевременной и адекватной медицинской, психологической и психотерапевтической помощи зависимым людям. Психологические исследования феномена зависимости и методов ее коррекции на сегодняшний день, с одной стороны, остаются весьма актуальными, с другой - позволяют сделать вывод о том, что имеется значительный разрыв между распространенными самодеятельными формами участия зависимых людей в различных «группах самопомощи» и научным осмыслением сложившейся практики. В современных условиях одним из основных секторов развития инновационных подходов в профилактике социальных эпидемий должна стать теоретическая и практическая психотерапия.
Целью нашей работы являлось исследование эффективности использования экспресспсихотерапии у лиц с рисками аддиктивного поведения.
Материалы и методы исследования.
Первым этапом для реализации данного проекта являлось проведение тестирование по Методике диагностики склонности к различным зависимостям автора Лозовая Г.В и Опроснику по определению уровня психологического здоровья, разработанном в РНПЦМСПН [5, 6, 9, 10].
В исследование были включены две группы, с которыми проводилась психотерапевтическая работа в модели экспресс-психотерапии, на протяжении трех дней по 6 часов ежедневно. Общее количество человек в двух группах - 23. Возрастной состав участников был от 21 до 25 лет. Критерии включения в группы основывались на случайной выборке. Необходимыми условиями являлись добровольное согласие респондента и сохранение анонимности. Перед тренингом и непосредственно по его завершении респонденты заполняли базисную исследовательскую карту, опросник рисков вовлечения в зависимость; опросник уровня психологического здоровья.
Экспресс-психотерапия в технологическом плане - двухуровневая коммуникация, в ходе которой на поверхностном, технологическом уровне реализуются структурированные техники полимодальной психотерапии, а на глубинном - универсальные механизмы терапевтических изменений. Теоретической основой метода выступает функциональная концепция психологического здоровья, в свою очередь, основанная на понятии личностной идентификации - одной из основных интегративных психологических характеристик, описанных Э. Эриксоном. Основными этапами метода экспресс-психотерапии являются: актуализация конструктивного жизненного сценария; адекватное решение актуальных проблем, укрепление позитивного сценария; перевод клиента в устойчивое ресурсное состояние; формирование новых копинг-стратегий по преодолению проблемных ситуаций. В рамках модели экспресс-психотерапии были использованы следующие методы и техники: метатехнологии («Я-техника», постоянное позитивное подкрепление, развивающие активность клиента); вербальное и невербальное подкрепление безопасности клиента; трансовые техники; техника диссоциации; техники с использованием временной пластики (линия времени, «витязь на распутье» и другие) [6, 7, 8]
Результаты и обсуждения
Как видно из таблицы 1, наиболее высока степень в экспериментальной группе была представлена аддикцией отношений (любовная зависимость) - свыше 19 баллов. В процессе оказания психолого-психотерапевтического воздействия отмечается тенденция снижения склонности по нехимическим видам психологической зависимости. Обращает на себя внимание, что среди респондентов данной возрастной группы риски любовной зависимости являются доминирующими. Возраст респондентов соответствует шестой психосоциальной стадии развития по Э.Эриксону и обозначает формальное начало взрослой жизни. Этот период жизни связан с поиском близости с любимым человеком, период ухаживания, брака, семейной жизни. В этот период продолжается образование и получается профессия. Э. Эриксон утверждает, что только теперь человек по-настоящему может быть готов к интимным отношениям с другим человеком, как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуального поведения были мотивированы поиском эго-идентичности.
23
СМАЛЬТА 5, 2014
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Таблица 1 - Динамика склонности к различным зависимостям в баллах до и после терапии
Наименование До терапии После терапии
Среднее значение Довертельный интервал среднего Среднее значение Довертельный интервал среднего
Алкогольная зависимость 9,2 ±2 9,6 ±2,3
Телевизионная зависимость 11,65 ±2,4 11,61 ±2,3
Любовная зависимость 19,8 ±1,4 19,4 ±1,5
Игровая зависимость 6,7 ±1,1 6,4 ±1,3
Сексуальная зависимость 10,6 ±2 10,3 ±2,5
Пищевая зависимость 14,1 ±1,7 13 ±1,9
Религиозная зависимость 9,4 ±2 9 ±2
Трудовая зависимость 13 ±1,5 14 ±1,9
Лекарственная зависимость 10,2 ±1,6 10,3 ±1,9
Компьютерная зависимость 9,3 ±1,7 8,8 ±1,8
Табачная зависимость 6,9 ±1,9 6,7 ±1,9
Зависимость от здорового образа жизни 17,3 ±1,8 16 ±2,1
Наркотическая зависимость 7,3 ±1,5 6,8 ±1,5
Общая склонность к зависимостям 12,1 ±1,5 12,4 ±1,7
Выделение в группе лиц, имеющих высокую степень склонности к психологическим зависимостям показало, что в процессе экспресс-психотерапии снижается риск вовлечения в аддикции отношений. При этом формат психотерапевтического воздействия, не учитывающий наличие риска химических форм зависимостей в экспериментальной группе, показывает нарастание риска вовлечения в употребление алкоголя и пищевую аддикцию. Полученные данные учитывались при проведении необходимой коррекции экспериментальных моделей реабилитации (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика склонности к различным зависимостям в группе высокого риска
Наименование До терапии После терапии
Среднее значение Доверительный интервал среднего Среднее значение Доверительный интервал среднего
Алкогольная зависимость 4,3% 0,6<>22% 8,7% 1,1<>28,9%
Телевизионная зависимость 17,4% 4,3<>39% 17,4% 4,3<>39%
Любовная зависимость 69,6% ±18,8% 56,5% ±20,3%
Игровая зависимость - - - -
Сексуальная зависимость 8,7% 1,1<>28,9% 8,7% 1,1<>28,9%
Пищевая зависимость 4,3% 0,6<>22% 13% 2,5<>34,2%
Религиозная зависимость 8,7% 1,1<>28,9% 8,7% 1,1<>28,9%
Трудовая зависимость 8,7% 1,1<>28,9% 13% 2,5<>34,2%
Лекарственная зависимость - - - -
Компьютерная зависимость 4,3% 0,6<>22% 4,3% 0,6<>22%
Табачная зависимость 4,3% 0,6<>22% 4,3% 0,6<>22%
Зависимость от здорового образа жизни 43,5% ±20,3% 34,8% ±19,5%
Наркотическая зависимость - - - -
Общая склонность к зависимостям 8,7% 1,1<>28,9% 8,7% 1,1<>28,9%
Одним из наиболее важных индикатором эффективности проводимой апробации являлось исследование динамики параметров психологического здоровья.
Период активного психотерапевтического воздействия, как правило, сопровождается переживанием эмоциональных затруднений. В ситуациях эксперимента нередко переживались борьба мотивов и тревожные опасения, дискомфорт на критику. Все это указывало на динамику личностных установок и отражалось в процессе тестирования актуализацией дефицитов тех или иных свойств психологического здоровья. В частности такая динамика была получена по параметрам
24
СМАЛЬТА 5, 2014
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
«базальное доверие», «уверенность», «самоидентификация». При этом положительный результат был получен по «информированности», развитее «внутреннего локуса контроля», «навыкам ответственного выбора» (таблица 3).
Таблица 3 - Динамика свойств психологического здоровья до и после терапии
Наименование До терапии После терапии P
Среднее значение Доверительный интервал среднего Среднее значение Доверительный интервал среднего
Биологические факторы
Психическое здоровье 10,91 ±1,8 10,96 ±1,8
Наследственность 14,8 ±1,5 14 ±1,9
Нарушение развития 17,6 ±1,2 17,3 ±1,4
Базовые приобретения
Базальное доверие 14 ±1,2 13,8 ±1,3
Уверенность 9,1 ±2 8,6 ±1,8
Автономность 11,4 ±1,5 11 ±1,8
Инициатива 12,91 ±2 13,04 ±2,2
Трудолюбие 15,3 ±1,6 14,7 ±1,7
Открытость 11,8 ±1,7 12,4 ±1,6
Ответственность 16 ±1,3 15,5 ±1,2
Психологическое здоровье/новообразования
Самоидентификация 14,2 ±1,4 14 ±1,5
Навыки ответственного выбора 13,7 ±1,5 14,4 ±1,5
Позитивный жизненный сценарий 14,7 ±1,1 14,2 ±1
Внутренний локус контроля 15,2 ±1 15,8 ±1,1
Информированность 18,5 ±1 18,7 ±0,9
Доступ к внутренним ресурсам
Интеллектуальные ресурсы 7,4 ±0,4 7,4 ±0,4
Дифференцированная сензитивность 6,3 ±0,7 6,5 ±0,6
Навыки коммуникативности 4,8 ±1 5,2 ±0,9
Навыки ассертивности 6 ±0,6 6 ±0,7
Креативность 4,83 ±1 4,74 ±1,1
Копинг стратегии 6,1 ±0,4 6,4 ±0,6 <0,05
Доминирование синергетической стратегии поведения 4,26 ±0,5 4,39 ±0,6
Навыки самоорганизации и структурирования (планирования) времени 5,6 ±0,8 6 ±0,7
Доступ к внутренним ресурсам 5,66 ±0,4 5,82 ±0,4
Социальные факторы
Социальная адаптация 15,74 ±1,2 15,61 ±1,5
Особенности семейной системы 14,1 ±1,7 13,2 ±2,2
Проводимые психолого-психотерапевтические мероприятия с достоверностью показали эффективность для развития в экспериментальной группе доступа к внутренним ресурсам.
Выводы:
Доминирующими в отношении рисков психологически зависимого поведения в возрастной группе от 21 до 25 лет является любовная зависимость
2. Программа экспресс-психотерапии способствует снижению риска вовлечения в психологические зависимости за счет развития пластичности, креативности, расширения адаптационных способностей.
3. Проведенная психотерапевтическая работа способствовала гармонизации личности участников, однако для стабилизации достигнутых позитивных изменений необходим более
25
СМАЛЬТА 5, 2014
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
длительный период работы.
4. Существует необходимость организации специальных мероприятий по информированию населения, в том числе медицинского персонала о психологической стороне зависимостей, выявлении риска зависимости на ранних этапах и профилактики.
Список литературы:
1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. - СПб.: Речь, 2003. - 120 с.
2. Барцалкина В.В. Актуальность научного направления «Аддиктология» // Материалы Всероссийской научно-практической конференция с международным участием «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация» - М., 2011. - C. 77-83.
3. Данные 1-го национального конгресса «Психическое здоровье и безопасность в обществе»,
2005.
4. Катков А.Л Интегративная психотерапия - новые подходы // психотерапия. - М.: Литера-2000, 2004. - № 8. - С. 23-30.
5. Катков А.Л. Психодиагностические и психокоррекционные технологии для лиц с психологической зависимостью в системе здравоохранения Республики Казахстан. Метод. рекомендации. - 2012. - 50 с.
6. Катков А.Л. Структурированные техники стратегической полимодальной психотерапии, используемые на этапе первично-профилактической, первичной наркологической помощи и фазе «вхождения» в программу медико-социальной реабилитации. Метод. рекомендации. - 2012.- 54 с.
7. Катков А.Л. Экспресс-психотерапия лиц с высокими рисками и признаками вовлечения в интернет-зависимость, проводимая на этапе первично-профилактической аддиктологической помощи. - Павлодар, 2012. - 223 с.
8. Лозовая Г.В. Диагностика склонности к различным видам зависимости // Психологическая диагностика. [Электронный ресурс] URL: http://cpd2002.pisem.net/TEST/SRVZ.htm
9. Любченко М.Ю., Столярова В.В. Новые подходы к психотерапевтической коррекции рисков расстройств аддиктивного спектра среди студентов - Современные направления развития медицины 2014: сборник статей Международной научно-практической конференции (5-7 мая 2014 г., г. Брянск) / Под общей редакцией В.П. Трошина. - Брянск: НДМ, 2014. - С. 176-182.
10. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. - СПб: Речь, 2007. - 768 с.
11. Johnson L. Creative therapies in the treatment of addictions // The Arts in Psychotherapy 1990. Vol. 17 (3). - P. 299-308.
УДК 37.03
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА У КУРСАНТОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА
Шадрин Александр Сергеевич
Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, Россия, nsk_viw@mail.ru
FORMATION OF PROFESSIONAL AND BUSINESS QUALITIES OFFICER CADETS OF INTERNAL FORCES IN THE
COURSE OF TRAINING IN MILITARY HIGH SCHOOL
Shadrin Alexander Sergeevich
Novosibirsk Military Institute of Internal forces of the Army General IK Yakovlev, the Russian Interior Ministry, Novosibirsk, Russia
Summary: In this paper we identified fourteen dominant professional and business qualities officer cadets formed in the educational environment of the Military Institute of the Interior Ministry of Russia.
Keywords: formation, education, learning environment, professional and business qualities.
Чтобы стать успешным офицером курсанту, в процессе обучения в военном вузе, необходимо формировать определенные профессионально-деловые качества, которые по-разному влияют на процесс становления в воинском коллективе. Но выделить одно-два качества, оказывающих главное воздействие, невозможно. В жизни любого выпускника военного вуза рано или поздно возникают такие ситуации, когда могут понадобиться любые профессионально-деловые качества офицера, представленные ниже [1].
Из множества профессионально-деловых качеств личности, влияющих на эффективность становления офицера, которые необходимо формировать в процессе обучения в военном вузе,
26