пїњ

ќѕџ“ ¬Ќ≈ƒ–≈Ќ»я Ё ѕ–≈——-ѕ—»’ќ“≈–јѕ»» ” Ћ»÷ — –»— јћ» ѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ… «ј¬»—»ћќ—“»

—ћјЋ№“ј 5, 2014
Ќј”„Ќџ≈ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я
ориентированного обучени€ и развитие продуктивной учебной де€тельности в области изучени€ иностранного €зыка и культуры обеспечиваетс€:
- формированием умений целеполагани€;
- формированием технологической базы ключевых компетенций;
- развитием рефлексивной самооценки обучающимс€ своей коммуникативной и учебной де€тельности;
- развитием умений работать в сотрудничестве;
- созданием условий дл€ самоуправлени€ учебной де€тельностью, про€влени€ деловой активности и профессиональной подготовленности в овладении и использовании иностранного €зыка, развити€ креативности и самореализации обучающимис€ в информационной, образовательной и профессиональной сфере.
ƒанное исследование рассматриваетс€ нами как попытка раскрыть основные практические подходы к реализации компетентстного подхода на основе профессионально-ориентированного обучени€ иностранному €зыку обучающихс€ колледжа на основании результатов теоретического анализа и опыта практического исследовани€.
—писок литературы:
1. √осударственна€ программа –‘ Ђ–азвитие образовани€ на 2013-2020 годыї, приказ 792-р от 15 ма€ 2013 г.
2. —оловова ≈.Ќ. ћетодика обучени€ иностранным €зыкам. - ћ., ѕросвещение, 2012. - —. 200.
3. ’уторской ј.¬.  лючевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образовани€ // Ќародное образование. - 2012. - є2. - —.58-64.
4. –авен ƒж.  омпетентность в современном обществе: вы€вление, развитие и реализаци€; ѕер. с англ. - ћ.:  огито-÷ентр, 2012. - 80 с.
”ƒ  616.89-08
ќѕџ“ ¬Ќ≈ƒ–≈Ќ»я Ё ѕ–≈——-ѕ—»’ќ“≈–јѕ»» ” Ћ»÷ — –»— јћ» ѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ… «ј¬»—»ћќ—“»
Ћюбченко ћарина ёрьевна, —тол€рова ¬алентина ¬икторовна  арагандинский государственный медицинский университет,
 араганда, –еспублика  азахстан, Lmary05@mail.ru, valentinadoktor@mail.ru
EXPERIENCE OF INTRODUCTION OF MODEL-EXPRESS PSYCHOTHERAPY WITH PATIENTS WHO HAS RISKS OF
PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE
Lubchenco Marina Yurevna, Stolyarova Valentina Viktorovna Karaganda State Medical University, Karaganda, Republic of Kazakhstan
Summary: The article is devoted to the identification and implementation of model-express psychotherapy of addictive disorders spectrum. The article presents the results of the psychotherapeutic work in the model express psychotherapy. Application of this model of psychotherapy helped reduce the risk of engaging in psychological dependence due to the development of plasticity, creativity, enhance adaptive capacity.
Key words: addiction, express psychotherapy, mental health, primary care.
¬ мировой психологической науке интенсивно разрабатываютс€ вопросы профилактики и коррекции аддиктивного поведени€, а отечественные ученые предлагают модели профилактических меропри€тий, комплексы психологического и педагогического воздействи€ с целью предотвращени€ и коррекции аддиктивных расстройств личности. ¬ажно отметить, что аддиктивное поведение стало одним из частых вариантов аномального личностного реагировани€ на стресс с формированием стремлени€ к уходу от реальности посредством искусственного изменени€ своего психического состо€ни€ вследствие приЄма не только психоактивных веществ (ѕј¬), но и посто€нной фиксации внимани€ на определЄнных видах де€тельности, обеспечивающее по€вление и поддержание интенсивных эмоций. ¬ социуме зависимое поведение включает химические (алкоголизм, наркотическа€, токсикомани€, лекарственна€, табакокурение) и нехимические (игрова€ аддикци€, гэмблинг, трудоголизм, интернет-аддикци€, любовна€ аддикци€, сексуальна€ аддикци€, аддикци€ отношений, коммуникативные аддикции, религиозна€ аддикци€ и др.). ‘еномен зависимости рассматриваетс€ не только применительно к отдельной личности, но и к обществу в целом, которое порождает факторы и причины, способствующие формированию различных видов зависимостей [2, 4, 11]. –иск общей склонности к психологическим зависимост€м (по данным исследовани€
22
—ћјЋ№“ј 5, 2014
Ќј”„Ќџ≈ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я
–еспубликанского научно-практического центра медико-социальных проблем наркомании (–Ќѕ÷ћ—ѕЌ, г. ѕавлодар,  азахстан, 2012 г.) вы€влен у 40% опрошенных лиц. » это с учЄтом общей концепции, сформулированной в результате исследований в –Ќѕ÷ћ—ѕЌ, соответствует тому, что социальные эпидемии, имеющие пр€мое деструктивное воздействие (с учЄтом развити€ созависимости у родных и близких), затрагивают существенную часть общества - до 40% населени€. ” личностей с аддиктивной направленностью поведени€ отмечаетс€ пониженна€ активность в повседневной жизни, причЄм аддиктивный стимул вносит в эту Ђскучнуюї, однообразную действительность элемент эмоциональной встр€ски, преодолени€ постылой бесчувственности и Ђсеростиї. [1, 3, 7, 9].
Ќесмотр€ на неоспоримые успехи, достигнутые в аддиктологии, проблема зависимости продолжает оставатьс€ еще малоизученной в научном плане, особенно в нашей стране. ¬следствие этого ограничены возможности оказани€ своевременной и адекватной медицинской, психологической и психотерапевтической помощи зависимым люд€м. ѕсихологические исследовани€ феномена зависимости и методов ее коррекции на сегодн€шний день, с одной стороны, остаютс€ весьма актуальными, с другой - позвол€ют сделать вывод о том, что имеетс€ значительный разрыв между распространенными самоде€тельными формами участи€ зависимых людей в различных Ђгруппах самопомощиї и научным осмыслением сложившейс€ практики. ¬ современных услови€х одним из основных секторов развити€ инновационных подходов в профилактике социальных эпидемий должна стать теоретическа€ и практическа€ психотерапи€.
÷елью нашей работы €вл€лось исследование эффективности использовани€ экспресспсихотерапии у лиц с рисками аддиктивного поведени€.
ћатериалы и методы исследовани€.
ѕервым этапом дл€ реализации данного проекта €вл€лось проведение тестирование по ћетодике диагностики склонности к различным зависимост€м автора Ћозова€ √.¬ и ќпроснику по определению уровн€ психологического здоровь€, разработанном в –Ќѕ÷ћ—ѕЌ [5, 6, 9, 10].
¬ исследование были включены две группы, с которыми проводилась психотерапевтическа€ работа в модели экспресс-психотерапии, на прот€жении трех дней по 6 часов ежедневно. ќбщее количество человек в двух группах - 23. ¬озрастной состав участников был от 21 до 25 лет.  ритерии включени€ в группы основывались на случайной выборке. Ќеобходимыми услови€ми €вл€лись добровольное согласие респондента и сохранение анонимности. ѕеред тренингом и непосредственно по его завершении респонденты заполн€ли базисную исследовательскую карту, опросник рисков вовлечени€ в зависимость; опросник уровн€ психологического здоровь€.
Ёкспресс-психотерапи€ в технологическом плане - двухуровнева€ коммуникаци€, в ходе которой на поверхностном, технологическом уровне реализуютс€ структурированные техники полимодальной психотерапии, а на глубинном - универсальные механизмы терапевтических изменений. “еоретической основой метода выступает функциональна€ концепци€ психологического здоровь€, в свою очередь, основанна€ на пон€тии личностной идентификации - одной из основных интегративных психологических характеристик, описанных Ё. Ёриксоном. ќсновными этапами метода экспресс-психотерапии €вл€ютс€: актуализаци€ конструктивного жизненного сценари€; адекватное решение актуальных проблем, укрепление позитивного сценари€; перевод клиента в устойчивое ресурсное состо€ние; формирование новых копинг-стратегий по преодолению проблемных ситуаций. ¬ рамках модели экспресс-психотерапии были использованы следующие методы и техники: метатехнологии (Ђя-техникаї, посто€нное позитивное подкрепление, развивающие активность клиента); вербальное и невербальное подкрепление безопасности клиента; трансовые техники; техника диссоциации; техники с использованием временной пластики (лини€ времени, Ђвит€зь на распутьеї и другие) [6, 7, 8]
–езультаты и обсуждени€
 ак видно из таблицы 1, наиболее высока степень в экспериментальной группе была представлена аддикцией отношений (любовна€ зависимость) - свыше 19 баллов. ¬ процессе оказани€ психолого-психотерапевтического воздействи€ отмечаетс€ тенденци€ снижени€ склонности по нехимическим видам психологической зависимости. ќбращает на себ€ внимание, что среди респондентов данной возрастной группы риски любовной зависимости €вл€ютс€ доминирующими. ¬озраст респондентов соответствует шестой психосоциальной стадии развити€ по Ё.Ёриксону и обозначает формальное начало взрослой жизни. Ётот период жизни св€зан с поиском близости с любимым человеком, период ухаживани€, брака, семейной жизни. ¬ этот период продолжаетс€ образование и получаетс€ професси€. Ё. Ёриксон утверждает, что только теперь человек по-насто€щему может быть готов к интимным отношени€м с другим человеком, как в социальном, так и в сексуальном плане. ƒо этого времени большинство про€влений сексуального поведени€ были мотивированы поиском эго-идентичности.
23
—ћјЋ№“ј 5, 2014
Ќј”„Ќџ≈ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я
“аблица 1 - ƒинамика склонности к различным зависимост€м в баллах до и после терапии
Ќаименование ƒо терапии ѕосле терапии
—реднее значение ƒовертельный интервал среднего —реднее значение ƒовертельный интервал среднего
јлкогольна€ зависимость 9,2 ±2 9,6 ±2,3
“елевизионна€ зависимость 11,65 ±2,4 11,61 ±2,3
Ћюбовна€ зависимость 19,8 ±1,4 19,4 ±1,5
»грова€ зависимость 6,7 ±1,1 6,4 ±1,3
—ексуальна€ зависимость 10,6 ±2 10,3 ±2,5
ѕищева€ зависимость 14,1 ±1,7 13 ±1,9
–елигиозна€ зависимость 9,4 ±2 9 ±2
“рудова€ зависимость 13 ±1,5 14 ±1,9
Ћекарственна€ зависимость 10,2 ±1,6 10,3 ±1,9
 омпьютерна€ зависимость 9,3 ±1,7 8,8 ±1,8
“абачна€ зависимость 6,9 ±1,9 6,7 ±1,9
«ависимость от здорового образа жизни 17,3 ±1,8 16 ±2,1
Ќаркотическа€ зависимость 7,3 ±1,5 6,8 ±1,5
ќбща€ склонность к зависимост€м 12,1 ±1,5 12,4 ±1,7
¬ыделение в группе лиц, имеющих высокую степень склонности к психологическим зависимост€м показало, что в процессе экспресс-психотерапии снижаетс€ риск вовлечени€ в аддикции отношений. ѕри этом формат психотерапевтического воздействи€, не учитывающий наличие риска химических форм зависимостей в экспериментальной группе, показывает нарастание риска вовлечени€ в употребление алкогол€ и пищевую аддикцию. ѕолученные данные учитывались при проведении необходимой коррекции экспериментальных моделей реабилитации (таблица 2).
“аблица 2 - ƒинамика склонности к различным зависимост€м в группе высокого риска
Ќаименование ƒо терапии ѕосле терапии
—реднее значение ƒоверительный интервал среднего —реднее значение ƒоверительный интервал среднего
јлкогольна€ зависимость 4,3% 0,6<>22% 8,7% 1,1<>28,9%
“елевизионна€ зависимость 17,4% 4,3<>39% 17,4% 4,3<>39%
Ћюбовна€ зависимость 69,6% ±18,8% 56,5% ±20,3%
»грова€ зависимость - - - -
—ексуальна€ зависимость 8,7% 1,1<>28,9% 8,7% 1,1<>28,9%
ѕищева€ зависимость 4,3% 0,6<>22% 13% 2,5<>34,2%
–елигиозна€ зависимость 8,7% 1,1<>28,9% 8,7% 1,1<>28,9%
“рудова€ зависимость 8,7% 1,1<>28,9% 13% 2,5<>34,2%
Ћекарственна€ зависимость - - - -
 омпьютерна€ зависимость 4,3% 0,6<>22% 4,3% 0,6<>22%
“абачна€ зависимость 4,3% 0,6<>22% 4,3% 0,6<>22%
«ависимость от здорового образа жизни 43,5% ±20,3% 34,8% ±19,5%
Ќаркотическа€ зависимость - - - -
ќбща€ склонность к зависимост€м 8,7% 1,1<>28,9% 8,7% 1,1<>28,9%
ќдним из наиболее важных индикатором эффективности проводимой апробации €вл€лось исследование динамики параметров психологического здоровь€.
ѕериод активного психотерапевтического воздействи€, как правило, сопровождаетс€ переживанием эмоциональных затруднений. ¬ ситуаци€х эксперимента нередко переживались борьба мотивов и тревожные опасени€, дискомфорт на критику. ¬се это указывало на динамику личностных установок и отражалось в процессе тестировани€ актуализацией дефицитов тех или иных свойств психологического здоровь€. ¬ частности така€ динамика была получена по параметрам
24
—ћјЋ№“ј 5, 2014
Ќј”„Ќџ≈ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я
Ђбазальное довериеї, Ђуверенностьї, Ђсамоидентификаци€ї. ѕри этом положительный результат был получен по Ђинформированностиї, развитее Ђвнутреннего локуса контрол€ї, Ђнавыкам ответственного выбораї (таблица 3).
“аблица 3 - ƒинамика свойств психологического здоровь€ до и после терапии
Ќаименование ƒо терапии ѕосле терапии P
—реднее значение ƒоверительный интервал среднего —реднее значение ƒоверительный интервал среднего
Ѕиологические факторы
ѕсихическое здоровье 10,91 ±1,8 10,96 ±1,8
Ќаследственность 14,8 ±1,5 14 ±1,9
Ќарушение развити€ 17,6 ±1,2 17,3 ±1,4
Ѕазовые приобретени€
Ѕазальное доверие 14 ±1,2 13,8 ±1,3
”веренность 9,1 ±2 8,6 ±1,8
јвтономность 11,4 ±1,5 11 ±1,8
»нициатива 12,91 ±2 13,04 ±2,2
“рудолюбие 15,3 ±1,6 14,7 ±1,7
ќткрытость 11,8 ±1,7 12,4 ±1,6
ќтветственность 16 ±1,3 15,5 ±1,2
ѕсихологическое здоровье/новообразовани€
—амоидентификаци€ 14,2 ±1,4 14 ±1,5
Ќавыки ответственного выбора 13,7 ±1,5 14,4 ±1,5
ѕозитивный жизненный сценарий 14,7 ±1,1 14,2 ±1
¬нутренний локус контрол€ 15,2 ±1 15,8 ±1,1
»нформированность 18,5 ±1 18,7 ±0,9
ƒоступ к внутренним ресурсам
»нтеллектуальные ресурсы 7,4 ±0,4 7,4 ±0,4
ƒифференцированна€ сензитивность 6,3 ±0,7 6,5 ±0,6
Ќавыки коммуникативности 4,8 ±1 5,2 ±0,9
Ќавыки ассертивности 6 ±0,6 6 ±0,7
 реативность 4,83 ±1 4,74 ±1,1
 опинг стратегии 6,1 ±0,4 6,4 ±0,6 <0,05
ƒоминирование синергетической стратегии поведени€ 4,26 ±0,5 4,39 ±0,6
Ќавыки самоорганизации и структурировани€ (планировани€) времени 5,6 ±0,8 6 ±0,7
ƒоступ к внутренним ресурсам 5,66 ±0,4 5,82 ±0,4
—оциальные факторы
—оциальна€ адаптаци€ 15,74 ±1,2 15,61 ±1,5
ќсобенности семейной системы 14,1 ±1,7 13,2 ±2,2
ѕроводимые психолого-психотерапевтические меропри€ти€ с достоверностью показали эффективность дл€ развити€ в экспериментальной группе доступа к внутренним ресурсам.
¬ыводы:
ƒоминирующими в отношении рисков психологически зависимого поведени€ в возрастной группе от 21 до 25 лет €вл€етс€ любовна€ зависимость
2. ѕрограмма экспресс-психотерапии способствует снижению риска вовлечени€ в психологические зависимости за счет развити€ пластичности, креативности, расширени€ адаптационных способностей.
3. ѕроведенна€ психотерапевтическа€ работа способствовала гармонизации личности участников, однако дл€ стабилизации достигнутых позитивных изменений необходим более
25
—ћјЋ№“ј 5, 2014
Ќј”„Ќџ≈ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я
длительный период работы.
4. —уществует необходимость организации специальных меропри€тий по информированию населени€, в том числе медицинского персонала о психологической стороне зависимостей, вы€влении риска зависимости на ранних этапах и профилактики.
—писок литературы:
1. јйвазова ј.≈. ѕсихологические аспекты зависимости. - —ѕб.: –ечь, 2003. - 120 с.
2. Ѕарцалкина ¬.¬. јктуальность научного направлени€ Ђјддиктологи€ї // ћатериалы ¬сероссийской научно-практической конференци€ с международным участием Ђјддиктивное поведение: профилактика и реабилитаци€ї - ћ., 2011. - C. 77-83.
3. ƒанные 1-го национального конгресса Ђѕсихическое здоровье и безопасность в обществеї,
2005.
4.  атков ј.Ћ »нтегративна€ психотерапи€ - новые подходы // психотерапи€. - ћ.: Ћитера-2000, 2004. - є 8. - —. 23-30.
5.  атков ј.Ћ. ѕсиходиагностические и психокоррекционные технологии дл€ лиц с психологической зависимостью в системе здравоохранени€ –еспублики  азахстан. ћетод. рекомендации. - 2012. - 50 с.
6.  атков ј.Ћ. —труктурированные техники стратегической полимодальной психотерапии, используемые на этапе первично-профилактической, первичной наркологической помощи и фазе Ђвхождени€ї в программу медико-социальной реабилитации. ћетод. рекомендации. - 2012.- 54 с.
7.  атков ј.Ћ. Ёкспресс-психотерапи€ лиц с высокими рисками и признаками вовлечени€ в интернет-зависимость, проводима€ на этапе первично-профилактической аддиктологической помощи. - ѕавлодар, 2012. - 223 с.
8. Ћозова€ √.¬. ƒиагностика склонности к различным видам зависимости // ѕсихологическа€ диагностика. [Ёлектронный ресурс] URL: http://cpd2002.pisem.net/TEST/SRVZ.htm
9. Ћюбченко ћ.ё., —тол€рова ¬.¬. Ќовые подходы к психотерапевтической коррекции рисков расстройств аддиктивного спектра среди студентов - —овременные направлени€ развити€ медицины 2014: сборник статей ћеждународной научно-практической конференции (5-7 ма€ 2014 г., г. Ѕр€нск) / ѕод общей редакцией ¬.ѕ. “рошина. - Ѕр€нск: Ќƒћ, 2014. - —. 176-182.
10. –уководство по аддиктологии / ѕод ред. проф. ¬. ƒ. ћенделевича. - —ѕб: –ечь, 2007. - 768 с.
11. Johnson L. Creative therapies in the treatment of addictions // The Arts in Psychotherapy 1990. Vol. 17 (3). - P. 299-308.
”ƒ  37.03
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ-ƒ≈Ћќ¬џ’  ј„≈—“¬ ќ‘»÷≈–ј ”  ”–—јЌ“ќ¬ ¬Ќ”“–≈ЌЌ»’ ¬ќ…—  ¬ ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќ… —–≈ƒ≈ ¬ќ≈ЌЌќ√ќ ¬”«ј
Ўадрин јлександр —ергеевич
Ќовосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии ». . яковлева ћ¬ƒ –оссии, г. Ќовосибирск, –осси€, nsk_viw@mail.ru
FORMATION OF PROFESSIONAL AND BUSINESS QUALITIES OFFICER CADETS OF INTERNAL FORCES IN THE
COURSE OF TRAINING IN MILITARY HIGH SCHOOL
Shadrin Alexander Sergeevich
Novosibirsk Military Institute of Internal forces of the Army General IK Yakovlev, the Russian Interior Ministry, Novosibirsk, Russia
Summary: In this paper we identified fourteen dominant professional and business qualities officer cadets formed in the educational environment of the Military Institute of the Interior Ministry of Russia.
Keywords: formation, education, learning environment, professional and business qualities.
„тобы стать успешным офицером курсанту, в процессе обучени€ в военном вузе, необходимо формировать определенные профессионально-деловые качества, которые по-разному вли€ют на процесс становлени€ в воинском коллективе. Ќо выделить одно-два качества, оказывающих главное воздействие, невозможно. ¬ жизни любого выпускника военного вуза рано или поздно возникают такие ситуации, когда могут понадобитьс€ любые профессионально-деловые качества офицера, представленные ниже [1].
»з множества профессионально-деловых качеств личности, вли€ющих на эффективность становлени€ офицера, которые необходимо формировать в процессе обучени€ в военном вузе,
26

пїњ