пїњ

ќѕџ“ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ѕќƒ«≈ћЌќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј ¬  –”ѕЌџ’ √ќ–ќƒј’

----------------------------------------- © ј.ј.  орчак, ».ј. —то€нова,
2011
”ƒ  69.035.4
ј.ј.  орчак, ».ј. —то€нова
ќѕџ“ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ѕќƒ«≈ћЌќ√ќ ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ј ¬  –”ѕЌџ’ √ќ–ќƒј’
–ассмотрен отечественный и зарубежный опыт использовани€ подземного пространства в крупных городах.
 лючевые слова: поземное пространство, крупный город, подземные сооружени€.
~ўЏ последние годы в большинстве
-Ћ# крупных городов мира отмечаетс€ повышенный интерес к широкому использованию подземного пространства. ќн вызван усилением урбанизации, стремительным развитием наземного транспорта, дефицитом городской территории и р€дом других причин. »нтенсивное освоение подземных пространств в городах €вл€етс€ непременным условием развити€ современного градостроительства, которое предопредел€ет возможность эффективного использовани€ городской территории, улучшени€ состо€ни€ внешней среды, сохранени€ архитектурно-пространственной целостности исторически сложившихс€ зон города, а также решени€ комплекса многих других, в том числе социальноэкономических задач.
—тепень использовани€ подземного пространства, техника и технологи€ ведени€ работ завис€т от величины города, характера и содержани€ исторически сложившейс€ и перспективной застройки, концентрации дневного населени€ в различных част€х города, расчЄтного количества автомобилей, природно-
климатических, инженерно-геологических и других условий.
ќсвоение подземного пространства наиболее актуально в центральных, отличающихс€ плотной застройкой и наи-
более посещаемых районах города. ќбщественные центры города, включают: центральную зону города, главные магистрали, крупные общественнотранспортные узлы. Ёти зоны €вл€ютс€ местами концентрации Ђдневногої населени€, обслуживание которого должно быть максимально приближено к местам его нахождени€. ¬ центральной зоне города наличие ценного историкоархитектурного наследи€, целостности градостроительных ансамблей прошлого не позвол€ет развивать в достаточной степени административно-деловые, культурно-зрелищные и торговые функции, а также расшир€ть уличную сеть и площади озеленени€ открытых пространств. ѕоэтому центральна€ часть города €вл€етс€ местом наиболее интенсивного использовани€ подземного пространства дл€ размещени€ данных объектов. ѕриближение предпри€тий торговли и общественного питани€, зрелищных и коммунально-бытовых объектов к участкам концентрации населени€ увеличивает их посещаемость, повышает их покупательную способность и рентабельность эксплуатации.
“акие предпри€ти€ располагаютс€:
Х под центральными улицами (в  иеве Ч  рещатик, в Ѕелграде Ч проспект ћаршала “ито, в “окио Ч √инза);
Х под площад€ми и пересечени€ми центральных улиц (в ¬ене Ч площади ќперы, Ѕеллари€, Ѕабенбергени Ўот-тентор, в ћюнхене Ч площадь  арлсп-лац, в ћоскве Ч ћанежна€ площадь);
Х в системе общественно-торговых центров (в —токгольме Ч Ђ√ еторг-—итиї, в ‘иладельфии Ч Ђѕенн-центрї, в ћонреале Ч Ђƒаун-таунї ).
¬ столице ѕоднебесной г. ѕекине к 2020 г. китайцы планируют построить подземный город. ѕлощадь освоенной территории составить пор€дка 90 млн м2. Ќа территории города планируют создать несколько финансовых районов, в которых размест€тс€ банки и другие экономические структуры, а также транспортные разв€зки, крупные торговые центры. ѕо словам архитекторов, ежегодно планируетс€ вводить в строй до 10 млн м2.
¬ мировой практике перечень подземных и полуподземных сооружений весьма обширен и включает театральные, концертные и выставочные залы (театр ЂЋатерна магикаї и зал Ђјльгамбраї в ѕраге, консерватори€ и ÷ентр искусств и ремЄсел в ѕариже, ћузей современного искусства в Ќью-…орке), торговые залы универсальных магазинов и рынков (√алери-Ћафайет в ѕариже, Ѕулл-–инг в Ѕирмингеме), торгово-пешеходные комплексы и улицы-пассажи (’ельсинки, ¬ена, ќсака), железнодорожные вокзалы (¬аршава, Ѕрюссель;  опенгаген, Ќеаполь, —идней, ћонреаль), автобусные вокзалы („икаго, Ќию-…орк, Ћос-јнджелес) и аэровокзалы (ќрли в ѕариже, ‘ьюмичино в –име, Ќациональ в Ѕрюсселе, им. ƒаллеса в ¬ашингтоне), метрополитены, действующие в более чем 150 городах мира, и др.
—ейчас самой прот€жЄнной в мире подземной транспортной сетью €вл€етс€
метрополитен в г. Ћондоне. Ќа сегодн€шний день подземка насчитывает 275 станций, прот€женность путей Ч 408 километров, пасажиропоток лондонского метро составл€ет 3 млн человек.   2020 г. совокупна€ длина веток пекинского метро в столице по планам китайских метростроителей составит 561 км, в городе будет действовать 19 веток метро.
¬ св€зи с широким использованием подземного пространства в крупных городах дл€ транспортных целей многих проектировщиков возникает мысль о целесообразности сооружени€ целых подземных комплексов многоцелевого назначени€, в которых можно было б разместить не только транспортные сооружени€, но и все помещени€ дл€ обслуживани€ пассажиров по пути их следовани€.
¬ последние годы транспортные сооружени€ все чаще решаютс€ в комплексе с учреждени€ми обслуживани€ и торговли. ѕримерами могут служить автовокзал в –ованиеми (‘инл€нди€) в комплексе с торговым центром и почтамтом, автовокзал в Ѕергене (√олланди€), включенный в состав торгового центра, автовокзал в √амбурге, кооперированный с торговым центром, общественно-транспортные центры в “окио, ћюнхене и других городах.
¬о многих городах —Ўј создан р€д крупных торговых центров, обеспечивающих предельную концентрацию обслуживани€. ¬ состав таких торговых центров обычно включаютс€ продовольственные и промтоварные магазины, кафе, рестораны и другие общественные сооружени€, вплоть до концертных залов, катков с искусственным льдом и плавательных бассейнов. Ќапример, в торговом центре Ћ€-–ошель площадью 44 га размещаютс€ железнодорожна€ и автобусна€ станции, гараж на 5 тыс.
машин, театр, зал универсального назначени€, гостиница. ѕлощадь торговых помещений Ч 72 тыс. м2.
ƒл€ транспортного обслуживани€ в новых общественных центрах создаетс€, как правило, несколько подземных уровней, используемых дл€ движени€ рельсового и автомобильного транспорта, пешеходных переходов, подземных автосто€нок и гаражей. ќбычно на самом нижнем подземном уровне наход€тс€ станции метрополитена и подземные участки городских железных дорог; выше располагаютс€ подземные тоннели дл€ автотранспорта и подземные сооружени€ дл€ пешеходов.
ƒл€ новых общественных центров ѕарижа, ћонреал€, ’ельсинки, Ћос-јнджелеса, Ћондона и других городов проектируютс€ большие подземные участки магистралей, нередко пересекающие весь город в нескольких €русах.
Ќесколько лет назад закончено строительство общественного центра в ѕариже в районе площади ƒефанс (пл. ќбороны).
Ќовый центр включает общественные, административные и жилые здани€. ¬ нем полностью разделены пути движени€ пешеходов и транспорта.  омплекс сооружений имеет много€русную композицию с четырьм€-п€тью подземными этажами. ¬се виды городского транспорта в новом общественном центре сосредоточены в подземном пространстве. ќсновна€ транзитна€ автомагистраль ѕариж Ч Ќорманди€ проходит в пределах общественного центра под землей, по ней пройдут основные автобусные маршруты и экспрессна€ лини€ метрополитена, св€зывающа€ новый центр со старыми центральными районами города.
Ќа нижнем (четвертом от поверхности) подземном уровне проложена экспрессна€ лини€ метрополитена со стан-
цией, расположенной около основных общественных сооружений комплекса. —ледующий (третий от поверхности) подземный уровень отведен дл€ движени€ автотранспорта дальнего сообщени€. ≈ще выше проход€т автобусные линии местного сообщени€ с автовокзалом. —амый верхний подземный уровень зан€т подъездами к здани€м, соединенными с периферийными трассами одностороннего движени€ с разв€зками в трех пунктах.
¬ ‘инл€ндии осуществл€етс€ проект планировки и застройки нового 3-х уров-невого общественного центра в ’ельсинки. ќн запроектирован на берегу залива “ееле на участке, ограниченном железнодорожным вокзалом и зданием парламента. ƒл€ полного разделени€ движени€ пешеходов и транспорта на всех автомагистрал€х в местах пересечени€ предусмотрены подземные разв€зки. ¬ подземном пространстве размест€тс€ автосто€нки и гаражи дл€ этого района, будут построены переходы, св€занные с подземными автосто€нками, торговыми и обслуживающими учреждени€ми.
ƒл€ обслуживани€ населени€ ћонреал€, а также близлежащих городов и пригородов в даунтауне создаетс€ крупный комплекс торговых, общественных и транспортных сооружений. Ќовый общественно-транспортный центр города сооружаетс€ на месте старой застройки.
¬ состав комплекса вход€т три крупных универсальных магазина, 4 отел€, 8 кинотеатров, 5 высотных административных зданий, 30 ресторанов, 20 крупных специализированных магазинов и крытых рынков, подземные много€русные автосто€нки на 9 тыс. машино-мест. ѕолезна€ площадь расположенных в центре магазинов, ресторанов, кинотеатров, книжных магазинов и пешеходных
галерей превысит 1 млн кв. футов (90 тыс. м ).
„ерез новый центр проход€т главные транспортные артерии города: три подземные линии метрополитена, подземные автомагистрали и две железнодорожные линии (Ќациональна€ и “ихоокеанска€). ѕодземна€ скоростна€ автомагистраль должна соедин€ть центральную зону города с “рансканадской автострадой.   ней должны примыкать пешеходно-торговые переходы прот€женностью 6,4 км, св€занные с подземными автомобильными сто€нками, станци€ми метрополитена, служебными подъездами дл€ грузовых автомобилей и двум€ центральными железнодорожными вокзалами.
¬ ћоскве на месте гостиница Ђ–осси€ї будет построен многофункциональный комплекс с гостиницами, киноконцертным залом, залом дл€ камерной музыки, с предпри€ти€ми торговли и общественного питани€. ѕланируетс€ максимально использовать подземное пространство - будут оборудованы автосто€нки более чем на тыс€чу мест. ¬ подземной части комплекса будет воссоздан облик улиц старой ћосквы, системой подземных переходов св€жут  расную площадь и ћанежный комплекс на ќхотном р€ду
¬ мировой практике быстрыми темпами идЄт развитие строительства подземных паркингов и гаражей. ѕреимущества подземных гаражей и паркингов очевидны. ѕодземные сооружени€ дают существенную экономию территории (или практически еЄ совсем не требуют, за исключением въездного устройства), поскольку могут быть размещены под существующими парками, скверами, площад€ми, здани€ми и т. д.  роме того, дл€ подземных (полуподземных) гаражей могут быть использованы территории, которые не удалось использовать
дл€ других целей (овраги, участки с большим уклоном, разного рода выемки, небольшие карьеры и т. п.).
¬ функциональном отношении подземные гаражи способствуют разделению транспортного и пешеходного движени€, общей разгрузке наземного пространства. Ќапример, в г. ћоскве осуществл€етс€ несколько таких проектов. Ќа подземном пространстве под площадью “верской заставы ведетс€ строительство транспортной разв€зки с многофункциональным комплексом общей площадью 107 387,5 кв. м, включающим и много€русный подземный гараж-сто€нку на 731 машиномест, общей площадью 27 715 кв. м. “рехуровневый паркинг на 1000 машиномест будет построен и под ѕушкинской площадью. ƒополнительно там будут выстроены сувенирные магазины, кафе и небольшой выставочный зал.
«аслуживает внимани€ стремление к созданию целостной системы подземных сооружений, обслуживающих центральную зону города.
¬о многих крупнейших городах мира при реконструкции и строительстве общественных центров основное движение пешеходов проектируетс€ под улицами и площад€ми на глубине 3,5 м по подземным пешеходным улицам-переходам с распределительными подземными залами, имеющими световые озелененные колодцы (дл€ освещени€ подземных помещений). Ќа одном уровне с этими пешеходными подземными коммуникаци€ми сооружаютс€ подземные торговые культурно-бытовые, зрелищные помещени€, спортивные объекты, кафе и рестораны со входами, ориентированными непосредственно на пешеходный подземный уровень. ƒлина подземных пешеходных коммуникаций измер€етс€ сотн€ми и тыс€чами метров.
—овременный уровень развити€ подземного строительства в мегаполисах позвол€ет решать большинство задач по экономически эффективному и экологически безопасному размещению социально значимых объектов комплексно и оперативно. √ одовые темпы сооружени€ подземных объектов в общем объеме строительства наход€тс€ в достаточно большом диапазоне: от 5Ч8 % в городах, только осваивающих эту область хоз€йственной де€тельности (например, в ћоскве), до 25Ч30 % в крупнейших мегаполисах с большим опытом в данной сфере (например, в ѕариже, “окио, Ћондоне).
1.  алинин ј.–. —овременный опыт освоени€ подземного пространства ћоск-вы.//—борник научных работ ЂЁкологоэкономические проблемы природопользовани€ в горной промышленностиї. Ч Ўахты.: »зд-во ё–ќ ј√Ќ, 2005. Ч —. 26Ч28.
2.  алинин ј.–.,  орчак ј.ј. —то€нова ».ј. ќсновные подходы к совершенствова-
ќтечественна€ и зарубежна€ практика использовани€ подземного пространства свидетельствует о большом значении подземного строительства в городах. ћасштабы и виды размещаемых под землей городских объектов должны обусловливатьс€ социальными, экономическими и градостроительными соображени€ми, исход€ из необходимости создани€ наилучших условий обслуживани€ населени€, а также обеспечени€ наиболее рационального использовани€ городских территорий, повышени€ эффективности капитальных вложений в градостроительстве.
------------- —ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ
нию системы экологических платежей дл€ стимулировани€ природоохранной де€тельности при освоении подземного пространства мегаполи-сов.//ќтдельный выпуск √орного информационно-аналитического бюллетен€ (научнотехнический журнал) ЂЁкономика и управление природопользовани€ї. Ч ћ.: »зд-во ћ√√”, 2009. Ч є6. Ч —. 127Ч132. ЎЎ
 ќ–ќ“ ќ ќЅ ј¬“ќ–ј’ ------------------------------
 орчак ј.ј. - аспирант,
—то€нова ».ј. Ч аспирант.
ћосковский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru
A

пїњ