пїњ

ќѕџ“ »Ќ“≈√–ј÷»» ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я » Ќј” »

ћќƒ≈–Ќ»«ј÷»я ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я
–. —“–ќЌ√»Ќ, ректор
√. ћј —»ћќ¬, проректор по научной
работе
Ќижегородский государственный университет им. Ќ.». Ћобачевского
»де€ развити€ образовани€ на базе научных исследований, сформулированна€ основателем Ѕерлинского университета ¬ильгельмом √умбольдтом, была важнейшим принципом и в де€тельности первых российских университетов, учрежденных в XVIII - начале XX веков. ѕоследующее научно-техническое развитие в услови€х плановой экономики, ограниченности ресурсов и нацеленности на быстрое достижение успеха по узкому кругу главных направлений привело к определенной специализации и ведомственной разобщенности образовани€ и науки в –оссии. ѕо мере расширени€ спектра важнейших направлений науки и промышленности, формировани€ их сложных взаимосв€зей и повышени€ требований к кадровому обеспечению стали развиватьс€ новые подходы к укреплению научно-образовательного сотрудничества. ¬озникли филиалы кафедр высших учебных заведений в научно-исследовательских институтах отраслей и јкадемии наук. —формировалась концепци€ целевой подготовки специалистов, организуемой на основании соответствующих договоров вузов и предпри€тий. ѕри всей важности этих новых форм они не обрели системного характера. √арантии государственного распределени€ выпускников в определенном отношении снижали стимулы отраслей в поддержке развити€ конкретных учреждений образовани€. ƒл€ организации внедрени€ разработок, носивших в значительной степени административный характер и основан-
ќпыт интеграции образовани€ и науки
ных на господствовавшем монополизме (и, следовательно, на отсутствии заметной конкуренции), творческое сотрудничество с вузами также не играло существенной роли. —истема вполне обеспечивала необходимые количественные показатели. ѕри этом стимулы дл€ вложений, обеспечивающих рост качества, были недостаточными. Ќекоторое исключение составл€ли те отрасли, в которых оценка успехов имела известную политическую значимость, что и определ€ло достаточную эффективность административного управлени€ в таких отрасл€х.
¬ современных услови€х, когда в –оссии складываютс€ рыночные отношени€ и страна включаетс€ в мировой рынок, административные механизмы управлени€ экономикой уже не могут в целом обеспечить необходимую эффективность. –езко и повсеместно возрастает роль конкурентоспособности, котора€ становитс€ решающим основанием дл€ выбора решений во всех област€х де€тельности.
—реди широко обсуждаемых новых подходов важное место отводитс€ задаче интеграции науки, образовани€ и инновационной де€тельности как одному из решающих факторов развити€ экономики и общества, основанных на знани€х. јктуальность этой проблемы отмечаетс€ и в ѕослании ѕрезидента –оссийской ‘едерации ‘едеральному собранию, где пр€мо отмечаетс€ необходимость Ђдальше интегрировать образование и научную де€тельность. –азвитие вузовской науки и крупных
научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачейї.
 ак уже говорилось, интеграци€ науки и образовани€ имеет исключительное значение дл€ обеспечени€ их конкурентоспособности. »менно качество приход€щих в академические и отраслевые научные организации новых поколений специалистов определ€ет уровень последующих научных достижений и их возможный прикладной потенциал. »нтеграци€ способствует не только активному участию преподавателей вуза в исследовательской работе, но и позвол€ет создать профессионально-образовательные программы и предоставить лабораторное оборудование, отвечающие современному состо€нию науки. ѕри этом создаетс€ возможность участи€ обучающихс€ в выполнении исследований по актуальной тематике, превращающего получаемые ими знани€ в инструмент нового целенаправленного познани€. ќдновременно это позвол€ет обучающимс€ быть участниками процесса воспроизводства и развити€ крупных научно-педагогических школ. ¬ результате будущие исследователи уже на ранних стади€х подготовки знаком€тс€ с различными аспектами организации научного творчества, включа€ сложные взаимодействи€, необходимые дл€ решени€ больших комплексных задач.
¬ существующих российских услови€х решение задачи интеграции образовани€ и науки означает налаживание эффективного и устойчивого взаимодействи€ университетов с институтами –оссийской јкадемии наук, с исследовательскими центрами отраслевой направленности, а также с предпри€ти€ми, выпускающими наукоемкую и высокотехнологичную продукцию.
¬озможный (и часто обсуждаемый) подход к достижению обозначенной цели может состо€ть в административном объединении (присоединении,сли-
€нии) исследовательских институтов и университетов. Ќапример, ставитс€ вопрос о присоединении институтов –јЌ к университетам или о создании университетов в системе –јЌ. ѕри этом следует иметь в виду, что пр€мое участие в образовании не €вл€етс€ главной функцией фундаментальной науки. „то касаетс€ включени€ университета в структуру академического института, то оно потребует значительных (и не вполне оправданных) затрат на создание в –јЌ развитой структуры образовательной де€тельности вне пол€, непосредственно управл€емого ћинистерством образовани€ и науки.  роме того, произойдет Ђрастаскиваниеї университета по отдельным узкопрофильным Ќ»», ибо ни один научный институт не охватывает всех направлений учебно-научной де€тельности университета. ¬ обоих случа€х первым этапом реализации может стать разрушение существующей структуры высшего образовани€ и науки с неизбежными и не всегда прогнозируемыми потер€ми.
ѕоскольку, с одной стороны, в насто€щее врем€ отсутствует сколь-ни-будь значительный опыт успешной реализации такого административного механизма интеграции, а с другой стороны, велики риски значительных потерь в случае неудачного согласовани€ принимаемых решений со спецификой организации и характером творческой де€тельности в области науки и образовани€, то реализацию такого подхода целесообразно начать с нескольких пилотных проектов.
¬месте с тем, по нашему мнению, необходимо использовать уже накопленный опыт функциональной интеграции де€тельности университетов и исследовательских структур(институтов, центров, предпри€тий), сформировавшиес€ в стране механизмы традиции учебно-научного сотрудничества. –аз-
витию таких механизмов и традиций во многом способствовала федеральна€ целева€ программа Ђ√осударственна€ поддержка интеграции высшего образовани€ и фундаментальной науки на 1997-2000 годыї.
ѕредлагаемое ниже рассмотрение посв€щено различным аспектам второго подхода, т.е. проблемам функциональной интеграции образовани€ и науки.
“радиционна€ инфраструктура исследовательского университета
—труктурной основой образовательной и научной де€тельности классического российского университета €вл€ютс€ его кафедры. ѕри кафедрах создаютс€ учебные и (обычно сравнительно небольшие) научно-исследовательские лаборатории, тематически св€занные с направлением образовательной работы коллектива кафедры.  афедры объедин€ютс€ в факультеты, обеспечивающие подготовку по некоторому спектру (достаточно близких) специальностей. ѕомимо ведени€ общих дисциплин, учебно-научный комплекс (Ђвыпускающейї) кафедры в целом обеспечивает также специализацию студентов старших курсов в рамках той или иной специальности или направлени€, подготовку аспирантов и докторантов, проведение научных исследований.
¬ р€де российских классических университетов дл€ решени€ крупных комплексных проблем созданы научно-исследовательские институты. ѕри этом они либо вход€т в состав соответствующего по профилю факультета, либо подчинены непосредственно руководству вуза (обычно с правомочи€ми юридического лица).
 афедры вуза и отделы (или лаборатории) Ќ»» вуза €вл€ютс€ той основной формой, в которой происходит становление и развитие научно-педа-
гогических школ, определ€ющих (в конечном счете) учебно-научный потенциал университета. ѕоэтому при организационных меропри€ти€х по налаживанию взаимодействи€ учебно-научных подразделений учитываетс€ не только творческий характер работы таких групп, но и особа€ роль их лидеров, что важно дл€ обеспечени€ единства руководства. ѕри таком подходе либо заведующий кафедрой одновременно назначаетс€ (избираетс€) на должность руководител€ научного подразделени€ Ќ»» вуза, либо руководитель научного подразделени€ Ќ»» становитс€ одновременно заведующим кафедрой. ¬ результате при отсутствии вертикальной соподчиненности подразделений в структуре вуза обеспечиваетс€ их функциональное учебно-научное единство (Ђгоризонтальна€ интеграци€ї). ѕо существу, происходит становление коллектива, все (или почти все) члены которого ведут и научную, и педагогическую работу в рамках общего учебно-научного пол€.
Ётот принцип обеспечени€ единства руководства имеет особую значимость и при организации учебно-научных взаимодействий с исследовательскими подразделени€ми отраслевых Ќ»» и институтов –јЌ. Ёффективной формой такого взаимодействи€ €вл€етс€ также создание филиалов кафедр вуза на базе исследовательских структур.
“аким образом, многие российские классические университеты имеют значительный положительный опыт организации подготовки кадров на базе научных исследований. ¬се это в полной мере относитс€ и к Ќижегородскому государственному университету им. Ќ.». Ћобачевского (ЌЌ√”), в котором в течение многих лет научно-образовательна€ интеграци€ ставитс€ в основу подготовки по широкому спектру естественнонаучных специальностей.
ƒальнейшее развитие: учебно-научные (и инновационные) центры
Ќарастающие сложность и комплексность современный научных исследований, а также реализующих их результаты наукоемких (Ђхай-текї) отраслей заметно повышает требовани€ к их кадровому обеспечению. ¬ этих услови€х как дальнейшее развитие схемы Ђкафедра - лаборатори€ї возникают новые формы функциональной интеграции, которые естественно назвать учебно-научными центрами университета (”Ќ÷). ѕри этом к числу научных структур, де€тельность которых интегрируетс€ такими центрами, относ€тс€ и подразделени€ организаций-партнеров, не вход€щих в состав университета (институты –јЌ, Ђхай-текї предпри€ти€). ¬ св€зи с этим можно уже говорить о территориальном учебно-научном и инновационном комплексе университета, содержащем многие ”Ќ÷.
ѕримером такого комплекса нам представл€етс€ территориальный учебно-научный и инновационный комплекс Ќижегородского университета, институтов –јЌ и предпри€тий Ђхай-текї (рис.1).  раткие сведени€ об университете приведены на схеме.
¬ университете сформировались всемирно известные научные школы в области теории колебаний (академик ј.ј.јндронов), кристаллографии (академик Ќ.¬.Ѕелов), радиофизики (академик ј.¬.√апонов-√рехов), химии металлоорганических соединений (академик √.ј.–азуваев), химии высокочистых веществ (академик √.√.ƒев€тых), теории функций (профессор ».–.Ѕрай-цев), теории динамических систем (профессор ё.».Ќеймарк), попул€ци-онной генетики (профессор —.—.„етвериков).
»нновации в науке и образовании -характерна€ черта де€тельности Ќижегородского университета. ¬ 1945 году в ЌЌ√” был создан первый в ———– радиофизический факультет, в 1963 году, также первый, Ч факультет вычислительной математики и кибернетики, что оказало заметное вли€ние на развитие радиоэлектронной промышленности и информационных технологий в стране. ¬ ЌЌ√” семь естественнонаучных факультетов.  роме двух упом€нутых выше, это: механико-математический, физический, высша€ школа общей и прикладной физики, химический и биологический факультеты. јктивное участие вуза в решении актуальных научно-технических задач привело к формированию в структуре университета крупных научно-исследовательских институтов: физико-технического (1932 г.), химии (1944 г.), радиофизического (1956 г.), прикладной математики
Ќижегородский государственный университет им.Ќ.».Ћобачевского
¬ составе ЌЌ√”:
- 18 факультетов
- 125 кафедр; 158 учебно-научных лабораторий
- 5 научно-исследовательских институтов
- »нновационно-технологический центр
¬ ЌЌ√” обучаютс€: 31 тыс€ча человек, в том числе студентов 28 тыс€ч человек аспирантов и докторантов 1100 человек
Ќаучно-педагогическую работу ведут:
- профессорско-преподавательский состав 1400 человек
- научные сотрудники 500 человек среди них:
- 300 докторов наук, в том числе 17 действительных членов и чл-корр. –јЌ
- 900 кандидатов наук
- 33 лауреата √осударственных премий, премий ѕравительства и премий ѕрезидента –‘
и кибернетики (1964 г.), механики (1974 г.), молекул€рной биологии и региональной экологии (2002 г.). Ќижегородские институты –јЌ - »нститут прикладной физики, »нститут физики микроструктур, »нститут химии высокочистых веществ, »нститут металло-органической химии - Ђгенетическиї

»н-т прикладной физики –јЌ
»н-т физики
микроструктур
–јЌ
»н-т химии высокочистых веществ –јЌ
»н-т
металлооргани ческой химии –јЌ
Ќ‘ »нститута
машиноведени€
–јЌ
л
Ќауч.-иссл . ин-т
измерительных
систем
»Ќ“≈Ћ ЌЌ
Ќѕќ Ђѕолетї
“≈Ћћј (ћќ“ќ–ќЋј)
Ќѕќ Ђ—алютї
>

»нститут –јЌ
Ѕазовый ^^
факультет
Ќаучные подразделени€
Ѕазова€ кафедра
‘илиал кафедры
Ѕазова€ лаборатори€
Ќаучное подразделение
Ќаучное подразделение
јспирантура
ƒис . совет
ѕодразделение
‘илиал кафедры
ѕредпри€тие Ђхай-тек ї
Ќижегородский государственный университет им. Ќ.». Ћобачевского
(исследовательский университет)
‘акультет университета
Ѕазова€ кафедра
Ќауч1 ÷ентр коллек
 афедра
 афедра
 афедра
Ѕазова€ кафедра
 афедра
но-образовательный
тивного пользовани€ оборуд
÷е
нтр
ованием
Ћаборатори€
Ћаборатори€
Ћаборатори€
Ѕазова€ лаборатори€
Ѕазова€ лаборатори€
Ћаборатори€
Ќаучно-исследовательска€ часть ун-та
јспирантура
јспирантура
јспирантура
јспирантура
јспирантура
јспирантура
ƒис . совет
»н-т аспирантуры и докторантуры университета
Ќ»» ЌЌ√”
Ќаучное подразделение
Ќаучные подразделени€
Ѕазова€ лаборатори€
Ѕазова€ лаборатори€
»нновационно технологический центр
ќтдел трансфера технологий
”чебный центр по инноватике
”правление международной де€тельности
-
Ќаучно-исследователь физико-технич ин-т ЌЌ√”
Ќ»» ’имииЌЌ
Ќ»» ѕрикладн математики и кибернетики Ќ1
Ќ»» ћеханики
Ќ»» ћолекул€р биологии и региональной экологии ЌЌ√”
ћалое предпри€тие Ђхай-тек ї
ћалое предпри€тие Ђхай-тек ї
–оссийско -»та, университет –оссийско -‘ра университет ќбразовательные проекты программы Ђ“емпус “асис
–ис. 1. “ерриториальный учебно-научный и инновационный комплекс Ќижегородского университета, институтов –јЌ и предпри€тий Ђхай-текї
св€заны с университетом: все они в свое врем€ сформировались на основе лабораторий ЌЌ√” и его Ќ»», имеют посто€нную кадровую поддержку со стороны университета.
—труктурной основой ЌЌ√” как исследовательского университета €вл€ютс€ учебно-научные и инновационные центры (”Ќ÷) по отрасл€м наук (специальност€м, направлени€м подготовки кадров), которые сформировались в течение многолетней совместной учебной и научной работы факультетов и Ќ»» ЌЌ√”.  афедры факультетов имеют базовые лаборатории в институтах. –уководит такой лабораторией, как правило, заведующий или профессор кафедры, привлекающий к выполнению актуальной научной работы, нар€ду со штатными научными сотрудниками Ќ»», также и преподавателей, аспирантов, студентов старших курсов. Ќаучные сотрудники Ќ»» читают специальные курсы лекций на кафедре, подготавливают на основе научного оборудовани€ лабораторные работы и ведут их со студентами. ¬ р€де случаев хорошо развитое научное подразделение Ќ»» ЌЌ√” формирует на факультете базовую кафедру, обеспечива€ все стороны ее учебной, методической и научной работы. ‘акультет и Ќ»» университета объедин€ют свои усили€ дл€ обеспечени€ совместной работы современными дорогосто€щими приборами дл€ научных исследований. ¬ большинстве ”Ќ÷ ЌЌ√” (прикладна€ математика, механика, физика твердого тела, радиофизика, хими€, биологи€) созданы центры коллективного пользовани€ уникальным научным оборудованием, доступ к которому открыт дл€ выполнени€ актуальных научных проектов.
ѕоддержку работе ”Ќ÷ ЌЌ√” оказывают общеуниверситетские подразделени€: учебно-методическое управление, фундаментальна€ библиотека,
интернет-центр, научно-исследовательска€ часть, диссертационные советы, а также аспирантура и докторантура (около 1000 человек).
¬ажным новым направлением работы ЌЌ√” как исследовательского университета €вл€етс€ управление интеллектуальной собственностью, включающее вы€вление ее объектов, выбор формы их правовой охраны и эффективное их использование. ƒл€ развити€ этого возникшего вида де€тельности (прежний опыт Ђпатентовани€ и внедрени€ї разработок в современных услови€х малоэффективен) в ЌЌ√” создан »нновационно-технологический центр (»“÷). ÷ель »“÷ ЌЌ√” Ч задействовать в университете Ђзеленый коридорї от получени€ новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и выведени€ ее на рынок. ќсвоение в »“÷ реальной практики трансфера технологий (в том числе образовательных), прикладных разработок ученых уже привело к созданию успешно работающих в высокотехнологическом производстве малых предпри€тий.   сожалению, современное российское законодательство существенно осложн€ет вузу привлечение инвесторов дл€ коммерциализации разработок, а также ограничивает участие вуза при учреждении малых наукоемких предпри€тий.
Ќижегородский университет активно участвует в меропри€ти€х по программе Ђ—тартї, инициированной ћинистерством образовани€ и науки –оссии и ‘ондом (государственным) содействи€ развитию малых форм предпри€тий в научно-технической сфере. Ёта программа нацелена на вы€вление перспективных дл€ коммерциализации научно-технических разработок и выращивание малых инновационных предпри€тий, станов€щихс€ объектами внебюджетного, в том числе венчурно-
го, финансировани€. »“÷ ЌЌ√” выполн€ет функции структуры, ответственной за организацию и проведение программы Ђ—тартї в ѕриволжском федеральном округе, в рамках которой в 2004 году создано более 70 малых инновационных предпри€тий. ѕодавл€юща€ их часть развивает свою де€тельность на основе наукоемких разработок университетов и научных организаций, расположенных в ѕриволжском округе. ѕовышение эффективности комплексных меропри€тий по введению интеллектуальной собственности в гражданский оборот требует, как показывает мировой опыт, вхождени€ университетов в состав учредителей малых предпри€тий, что увеличивает устойчивость последних на ранних фазах развити€ и делает их более привлекательными дл€ инвесторов.
Ќижегородский государственный университет и институты –јЌ, расположенные в Ќижнем Ќовгороде, многие годы ведут совместную работу в области образовани€, науки и трансфера технологий [1]. — целью ее координации в 2001 году организован ЂЌижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов –јЌї. ≈го создание было согласовано с министром образовани€ –‘, президентом –јЌ и губернатором Ќижегородской области. Ётот центр создан в организационно-правовой форме простого товарищества без образовани€ юридического лица. ќбщее руководство объединенным ”Ќ÷ осуществл€ет координационный совет, включающий на паритетных основах представителей университета и институтов –јЌ.
¬ рамках объединенного центра получили развитие новые формы учебно-научного сотрудничества, обеспечивающие элитную подготовку кадров в интересах –јЌ и наукоемких отраслей. ƒл€ осуществлени€ такой подготовки
привлекаютс€ научный потенциал и материально-техническа€ база институтов –јЌ, факультетов и Ќ»» ЌЌ√”.
¬ »нституте прикладной физики (»ѕ‘ –јЌ) на правах факультета ЌЌ√” действует высша€ школа общей и прикладной физики, представл€юща€ пример предельно тесной интеграции академической науки и высшего образовани€.  аждый студент этого факультета, начина€ с первого курса, имеет личного наставника Ч сотрудника »ѕ‘. ќбщую подготовку обеспечивают лучшие преподаватели многих факультетов университета; специализаци€ и специальные практикумы на уникальном оборудовании провод€тс€ научными сотрудниками »ѕ‘, а также »нститута физики микроструктур –јЌ. ¬ысокое качество такой подготовки подтверждаетс€ многими наградами, которые ежегодно получают студенты факультета на всероссийских олимпиадах по физике и математике. ‘акультет €вилс€ одним из самых удачных проектов уже упоминавшейс€ ‘÷ѕ Ђ»нтеграци€ї.
ѕримером несколько другого рода служит созданна€ в »нституте физики микроструктур (»‘ћ –јЌ) университетска€ базова€ кафедра физики твердотельных наноструктур. Ќа кафедре проходит общую специализацию объединенна€ группа студентов трех факультетов Ч физического, радиофизического и высшей школы общей и прикладной физики. —пециализацию обеспечивают преподаватели всех трех факультетов и научные сотрудники »‘ћ »ѕ‘ –јЌ. “акой подход позвол€ет эффективно организовывать элитную подготовку по новым направлени€м современной науки и техники, преодолева€ сложившеес€ в прошлое врем€ межфакультетское разделение функций. ”казанна€ организаци€ основана на договорных отношени€х ЌЌ√” и соответствующих институтов –јЌ. ¬ це-
л€х поддержки обсуждаемой специализации институты –јЌ создали свои базовые учебно-научные лаборатории на физическом и радиофизическом факультетах.
¬ институтах –јЌ работают 12 филиалов кафедр ЌЌ√”. 83 выпускника ЌЌ√” 2002-2004 гг. пришли на работу в институты –јЌ и в университет. Ѕолее сорока сотрудников академических институтов, в том числе 17 членов и членов-корреспондентов –јЌ, читают лекции дл€ студентов и аспирантов ЌЌ√”. ”ниверситет оказывает поддержку образовательной подготовке аспирантов академических институтов. ¬ 2002-2004 гг. совместно проведены дев€ть международных и одиннадцать всероссийских конференций, школ дл€ молодых ученых, проводитс€ областна€ олимпиада школьников ЂЅудущие исследователиї (математика, физика, хими€).
Ќижегородский объединенный ”Ќ÷ €вл€етс€ признанным центром экспертизы при подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации дл€ системы образовани€, науки и промышленности. ¬ состав семи из п€тнадцати докторских советов при ЌЌ√” вход€т сотрудники –јЌ, а профессора университета работают в четырех докторских диссертационных советах при институтах –јЌ. –€д профессоров ЌЌ√” вход€т в состав ученых советов каждого из нижегородских институтов –јЌ, а три члена –јЌ участвуют в работе ”ченого совета университета.
¬ажной чертой Ќижегородского объединенного ”Ќ÷ €вл€етс€ сложивша€с€ система взаимодействи€ академического и университетского секторов науки. «начительна€ часть научных проектов, тем, грантов выполн€етс€ совместно учеными ЌЌ√” и институтов –јЌ. ќколо 150 сотрудников и аспирантов ЌЌ√” активно работают в институтах –јЌ, а более 60 сотрудников акаде-
мических институтов занимаютс€ исследовани€ми в университетских лаборатори€х. Ќапример, сотрудники –јЌ пользуютс€ уникальным оборудованием дл€ сканирующей зондовой микроскопии научно-образовательного центра ЌЌ√” Ђ‘изика твердотельных наноструктурї, созданного благодар€ совместной программе Ђ‘ундаментальные исследовани€ и высшее образованиеї ћинобразовани€ –‘ и известного американского фонда — ќЅ. — другой стороны, сотрудники ЌЌ√” выполн€ют р€д работ в центрах коллективного пользовани€ аналитическим оборудованием »‘ћ –јЌ и »нститута химии высокочистых веществ (»’¬¬ –јЌ). —овместно выполн€ютс€ поддержанные грантами ћинистерства образовани€ и науки –оссии и ≈вропейской комиссии проекты, нацеленные на развитие инфраструктуры инновационной научно-технической де€тельности в Ќижегородском регионе и ѕриволжском федеральном округе.
¬ качестве примера, характеризующего особенности работы различных учебно-научных центров, вход€щих в состав Ќижегородского объединенного ”Ќ÷, приведем де€тельность центра Ђ‘изика твердого телаї (рис.2), одним из направлений научно-образовательной работы которого €вл€етс€ на-ноэлектроника.
—овременный уровень развити€ электроники, одной из приоритетных отраслей науки и техники, требует специалистов, имеющих глубокую фундаментальную подготовку в области физики полупроводников (така€ подготовка наилучшим образом ведетс€ на физическом факультете), физики колебаний и волновых процессов (радиофизический факультет), нанотехнологий (Ќаучно-исследовательский физико-технический институт ЌЌ√”), физики твердотельных наноструктур (»нститут физики микроструктур –јЌ). ќбъеди-
»нститут физики микроструктур –јЌ
Ќаучные подразделени€
Ѕазова€ кафедра ‘изики твердотельных наноструктур
ƒиссертационный совет
јспирантура
ѕредпри€ти€ Ђхай-текїї Ќ»»»—,Ќѕќ Ђ—алютї »Ќ“≈Ћ ЌЌ
‘илиал кафедры ^
ѕодразделение
Ќаучное подразделение
Ќаучное подразделение
Ќижегородский государственный университет _(исследовательский университет)_
‘изический факультет
Ћ
Ќ»‘“»
Ќаучно-образовательный центр (Ѕ »Ѕ)
÷ентр коллективного пользовани€ научным оборудованием
 афедра физики п/п
Ћаборатори€
магистранты, аспиранты, докторанты
Ѕазова€ лаборатори€ »‘ћ
 афедра
&
Ќаучные подразделени€
Ѕазова€ лаборатори€ Ќ»‘“»
–адиофизический факультет
 афедра электроники
Ћаборатори€ магистранты, аспиранты, докторанты
Ѕазова€ лаборатори€ »‘ћ
 афедра
Ѕазова€ лаборатори€ предпри€ти€
ќтдел трансфера ф_ технологий I
ћалые предпри€ти€ Ђхай-текї
ƒиссертационные советы »нститут аспирантуры и докторантуры

–ис.2. ”чебно-научный и инновационный центр Ђ‘изика твердого телаї. —пециальность: Ќаноэлектроника
нение усилий высококвалифицированных преподавателей и ученых двух факультетов и исследовательских институтов, удовлетворительна€ материально-техническа€ база дл€ выполнени€ актуальных научных разработок с участием студентов и аспирантов, учет в образовательном процессе запросов предпри€тий Ђхай-текї, тщательный конкурсный отбор студентов позволили вести элитную подготовку специалистов в области наноэлектроники. “акие выпускники университета востребованы дл€ работы в институтах –јЌ, вузах и в научно-производственных корпораци€х. ƒл€ формировани€ современной учебной и научно-технической базы центра Ђ‘изика твердого телаї важную роль сыграло выполнение в ЌЌ√” пилотного проекта российско-американской программы Ђ‘ундаментальные исследовани€ и высшее образованиеї (Ѕ »Ѕ), а также успешное сотрудничество в этой работе с коллегами из университетов —Ўј и ≈вропейского —оюза.  оординацию учебно-научной работы ”Ќ÷ Ђ‘изика твердого телаї осуществл€ет —овет руководителей факультетов и научных организаций, вход€щих в состав центра.
 ак уже отмечалось, университет удел€ет большое внимание взаимодействию с Ќ»» прикладного профил€ и с предпри€ти€ми высокотехнологических отраслей промышленности. Ёта работа также ведетс€ на основе комплексных договоров, предусматривающих сотрудничество в области научных исследований и подготовки кадров. ѕри этом предусматриваетс€ создание филиалов кафедр ЌЌ√” в организаци€х-партнерах (что включает развитие специализаций и проведение специальных практик и практикумов) и создание базовых лабораторий организаций-партнеров на факультетах ЌЌ√”. “акие договоры имеютс€ со многими научно-производственными объедине-
ни€ми, расположенными в Ќижегородском регионе (Ќаучно-исследовательский институт измерительных систем, Ќѕќ Ђ—алютї, Ќѕќ Ђ варцї и др.).
 ак показывает практика, учебно-научное взаимодействие ЌЌ√” с предпри€ти€ми из сектора высоких технологий может быть одним из важнейших факторов формировани€ регионального рынка труда в соответствующих област€х де€тельности.  ак пример такого вли€ни€ коротко рассмотрим опыт сотрудничества ЌЌ√” с известной международной компанией Ђ»нтелї, достаточно большие научно-производственные лаборатории и региональные маркетинговые структуры которой сформировались в Ќижнем Ќовгороде.  омпани€, нижегородские подразделени€ которой имеют заметную тенденцию к дальнейшему росту, оказывает серьезную поддержку подготовке кадров в области информационных технологий (и в смежных област€х). –ечь идет как о заказах на научные исследовани€, так и о безвозмездной поставке дорогого и эффективного оборудовани€.   примеру, на радиофизическом факультете создана базова€ учебно-научна€ лаборатори€ компании по тематике беспроводных технологий, а на факультете вычислительной математики и кибернетики Ч аналогична€ лаборатори€ в области информационных технологий.  омпани€ поддерживает средствами и призами проведение на базе университета студенческих и школьных олимпиад и конкурсов по вопросам информатики и компьютерного дела, обеспечива€ (вместе с одной из местных газет) позитивную профессиональную ориентацию молодежи на новую актуальную область де€тельности. ќдним из последних совместных проектов €вл€етс€ организаци€ на базе факультета повышени€ квалификации ЌЌ√” семестрового курса в области современных информационных технологий дл€ (отбираемых по конкурсу) преподавателей реги-
ональных вузов. Ётот проект, получивший название Ђ¬иртуозї и охвативший р€д преподавателей из российских и украинских вузов, финансируетс€ также и другими компани€ми (ЂЅорландї, Ђћикрософтї, Ђ»Ѕћї, ЂЋаборатории  ас-перскогої). ƒобавим к этому, что при поддержке и на средства компании Ђ»нтелї в ЌЌ√” проведено повышение квалификации в области информационных технологий дл€ трех тыс€ч учителей школ Ќижегородской области (в рамках совместной программы Ђќбучение дл€ будущегої ћинобразовани€ –‘ и компании Ђ»нтелї). ¬се эти работы выполн€лись на основании соответствующих договоров сторон.
»нтеграци€ и проблемы управлени€
–ассмотренные выше схемы функциональной интеграции образовани€, науки и инновационной де€тельности касались задач, которые можно охарактеризовать как отвечающие долгосрочным потребност€м. ”стойчивость этих схем обеспечиваетс€ либо механизмом единоначали€, какв случае пары Ђкафедра - лаборатори€ї, либо договорными отношени€ми организаций-партнеров, подкрепл€емыми внутренними распор€дительными документами каждой из организаций-партнеров в соответствии с ее договорными об€зательствами, как в случае создани€ учебно-научных центров. ƒл€ обеспечени€ координации работы многихразных подразделений, де€тельность которых объедин€етс€ соответствующим центром, создаютс€ советы ”Ќ÷, включающие представителей всех сторон, а также некоторыхпол-номочных членов из руковод€щего €дра каждой организации. ‘актически работа кафедр, факультетов и лабораторий Ќ»» ЌЌ√” в составе р€да различных ”Ќ÷ преодолевает традиционные границы факультетов и Ќ»», определ€емые вертикальной структурой соподчинени€ в университете. ƒл€ гармонизации возникающих при этом сложных взаимодействий в университете учреждено еженедельное совещание дека-
нов факультетов и директоров институтов ЌЌ√”. «а более чем полтора дес€тилети€ своего существовани€ это совещание сформировалось в главный штаб развити€ сложноструктурированного, многопрофильного университета.
Ќар€дус развитием форм интеграции дл€ решени€ долгосрочных учебно-научных задач, университет должен использовать свой потенциал и дл€ быстрого реагировани€ на многочисленные новые запросы рынка образовани€ и научных услуг, которые могут и не быть долгосрочными. –ечь идет как о коротких образовательных программах, семинарах, отдельных курсах, так и о конкретных небольших по объему (но тем не менее, возможно, весьма сложных) исследовани€х или экспертизах. —одержание таких работ, как правило, определ€етс€ совместно с заказчиком, финансирующим соответствующий проект. «начительный поток таких проектов может быть важным источником не только финансового обеспечени€, но и научно-учебного развити€ университета.
ƒе€тельность такого рода имеет свою специфику. ¬о-первых, такие проекты содержат определенные риски, поскольку созданное дл€ их исполнени€ специальное научное или учебное обеспечение может и не быть востребовано в дальнейшем (единичный характер запроса), что не всегда можно предвидеть заранее. ¬о-вторых, очень часто дл€ исполнени€ такого запроса необходим многопрофильный коллектив исполнителей. —оздать такой коллектив дл€ выполнени€ краткосрочной работы можно, лишь оперативно привлека€ (например, на основе совместительства) сотрудников различных кафедр и лабораторий, что вновь возвращает к проблеме конфликта интересов подразделений (руководителей), Ђзаконныеї границы де€тельности которых пересекаютс€ в св€зи с реализацией подобных проектов. ¬-третьих, существующие поколени€ преподавателей и специалистов не всегда готовы заниматьс€ весьма хлопотной де€тельностью, св€занной с поиском и организацией выполнени€ таких проектов
(что включает также вопросы логистики и оценки финансовой состо€тельности).
ƒл€ успеха проектной де€тельности, существенно расшир€ющей вклад университета в повышение конкурентоспособности нашего общества, необходимо воспитание в коллективе вкуса и готовности к взаимовыгодной кооперации подразделений. ¬ свою очередь, это требует выработки и прин€ти€ определенных Ђправил игрыї. ¬ Ќижегородском госуниверситете руководители крупных проектов и координационные советы таких проектов обладают значительной самосто€тельностью, в том числе при прин€тии и при реализации финансовых решений и в подборе кадров.
¬ажнным шагом в этом направлении €вл€етс€ коллективное формирование единого взгл€да на задачи и пути развити€ вуза, выраженное в форме миссии университета [2].  роме того, необходима значительна€ работа, направленна€ на привитие навыков современного менеджмента достаточно широкому кругу сотрудников университета. ƒл€ этих целей в ЌЌ√”учрежден центр изучени€ проблем университетского управлени€, который ведет учебно-исследовательскую работу на основе принципов организации, отвечающих новым экономическим услови€м. Ёто вполне соответствует современнымевропейским тенденци€м в развитии университетов (см., например, классическую работуЅ.  ларка [3]). –азвитие этой тенденции в ЌЌ√” привело к формированию концепции проектно-ориен-тированного университета [4].
—казанное, разумеетс€, не может полностью исчерпать за€вленную большую и важную темуи достаточно подробно осветить все стороны соответствующего опыта Ќижегородского государственного университета им. Ќ.». Ћобачевского. Ќаша главна€ мысль: современный исследовательский университет Ч это интегрированный университет. ѕри этом важно, чтобы широка€, многосторонн€€ и весьма сложна€ интеграци€ образовани€, научныхисследований и инновационной де€-
тельности эффективно обеспечивалась напу-т€х функционального объединени€ усилий многихподразделений, каквход€щихв структуру самого университета, таки другихюри-дическихлиц. ¬се это приводит и куже отмеченным новым особенност€м системы управлени€ вузом. ћожно даже говорить о формировании новой модели университета, сочетающей традиционные Ђвертикальныеї структуры управлени€ и описанные выше Ђгоризонтальныеї отношени€.
¬ажно отметить, что все эти процессы отнюдь не ведут к Ђразмываниюї Ђидеи университетаї. Ѕудучи широко и многосторонне интегрированным, университет остаетс€ самим собой и решает свои традиционные (и, по существу, вечные) задачи. Ќовой €вл€етс€ лишь форма его взаимодействи€ с другими центрами исследований и приложений, отвечающа€ современным реали€м. ЌовоеЧпути преодолени€ традиционныхдл€ университета внутренних границмежду подразделени€ми (факультетами, институтами). Ќовой (как в –оссии, так и в ≈вропе) €вл€етс€ и необходимость введени€ предпринимательского подхода в организацию де€тельности вуза.
Ћитература
1. ’охлов ј.‘, —тронгин –.√, ћаксимов
√.ј. ”чебно-научные центры Ќижегородского университета и институтов –јЌ. —осто€ние и перспективы развити€ // »нтеграци€ фундаментальной науки и высшего образовани€. “езисы докладов ¬сероссийской научно-практической конференции (21-24 сент€бр€ 1998 г.). - —амара, 1998. - —.178-180.
2. —тронгин –.√, √рудзинский ј.ќ. ћис-
си€ Ќижегородского государственного университета им. Ќ.».Ћобачевского // ¬ысшее образование в –оссии. - 2004. -є3. - —. 21-26.
3. Clark B.R.. Creating entrepreneurial univer-
sities: organizational pathways of transformation. Issues in higher education. - Paris, 1998.
4. √рудзинский ј.ќ. ѕроектно-ориентиро
ванный университет. - Ќ.Ќовгород, 2004.

пїњ