пїњ

ќѕ“»ћ»«ј÷»я —»—“≈ћџ —“”ƒ≈Ќ„≈— ќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќ√ќ ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я —–≈ƒЌ≈√ќ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я

”ƒ  377.008
 ќ—»Ќќ¬ј ¬алентина ‘едоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, директор Ѕарнаульского торгово-экономического колледжа. јвтор 42 научных публикаций, в т.ч. одной монографии и 5 учебно-методических пособий
ќѕ“»ћ»«ј÷»я —»—“≈ћџ —“”ƒ≈Ќ„≈— ќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќќ√ќ ”„–≈∆ƒ≈Ќ»я —–≈ƒЌ≈√ќ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я
¬ работе обоснована актуальность развити€ системы студенческого самоуправлени€, представлен опыт Ѕарнаульского торгово-экономического колледжа по созданию организационной структуры студенческого самоуправлени€. ќрганизационна€ структура студенческого самоуправлени€ колледжа предоставл€ет студентам возможность развиватьс€ в трех сферах: индивидуальной, социальной и профессиональной.
—туденческое самоуправление, студенческий координационный —овет, организационна€ структура студенческого самоуправлени€
¬ насто€щее врем€ в системе среднего профессионального образовани€ реализуютс€ разнообразные инновационные проекты с целью повышени€ уровн€ качества подготовки специалистов. Ёто обусловлено прежде всего тем, что образовательный процесс и его инновации создают своеобразное поле взаимного обмена, и благодар€ данному взаимодействию эффективно осуществл€етс€ процесс становлени€ конкурентоспособного специалиста.
—егодн€ большинство образовательных учреждений среднего профессионального образовани€ стараютс€ поддерживать на должном уровне ту систему студенческого самоуправлени€, котора€ складывалась годами. ќднако упускают из виду тот факт, что люба€ система, даже сама€ успешна€, начинает давать сбои, если не корректировать ее с учетом изменени€ факторов макро- и микросреды.
—истема образовани€ в ‘едеральном государственном образовательном учреждении
среднего профессионального образовани€ ЂЅарнаульский торгово-экономический колледжї рассматриваетс€ как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представл€ют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мысл€щих специалистов.
¬ студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаютс€ к ценност€м культуры, приобретают навыки общественно-политической де€тельности, интенсивно расшир€ют круг общени€. Ётому способствует особый уклад жизни Ѕарнаульского торгово-экономического колледжа, где наиважнейшим фактором выступает поощрение творчества, инициативы и самоде€тельности в поиске оптимальных форм и методов самосто€тельного добывани€ знаний.
— чего начать оптимизацию системы студенческого самоуправлени€ образовательного учреждени€?
ќбразовательный и воспитательный процесс в образовательных учреждени€х среднего профессионального образовани€, как правило, строитс€ с учетом тех потребностей и интересов, которые кажутс€ предпочтительными взрослым, что нередко порождает конфликт интересов. Ќеобходимо знать реальные потребности и интересы студентов разных курсов, и, конечно же, соотносить их с образовательновоспитательными возможност€ми малого социума. ¬ажно также искать такие способы педагогического воздействи€, которые позвол€ли бы расширить диапазон студенческих интересов и, по возможности, противопоставить массовым увлечени€м индивидуальный интерес, вытекающий из способностей студента.
ќдним из наилучших способов, позвол€ющих заразить студентов позитивными социально окрашенными способами де€тельности и креативно наполненного досуга, выступает увлекательна€ совместна€, работающа€ в режиме самоуправлени€ де€тельность, позвол€юща€ всем и каждому найти свой интерес, свою нишу, свое направление успеха.
—овместно мотивированна€ де€тельность в кругу тех, чье мнение дл€ студента €вл€етс€ важным, возможность научитьс€ чему-то новому, интересному, значимому и кроме того общение, возникновение и развитие нравственно окрашенных отношений в св€зи с де€тельностью, шанс попробовать себ€ в разных социальных рол€х, испытать удовольствие в св€зи с преодолением трудностей, с достижением малой или большой цели - все это и возвышает и радует студента.
—амоуправление в Ѕарнаульском торгово-экономическом колледже предполагает относительную независимость, защищенную правовыми актами и позвол€ющую коллективу участников самосто€тельно определ€ть содержание, направление, характер и формы де€тельности. —ледовательно, студенческое самоуправление в колледже рассматриваетс€ как форма студенческой демократии с соответствующими правами (об€занност€ми), возможност€ми и ответственностью, как средство самореализации студентов и развити€ студенческой инициативы.
ѕринципы студенческого самоуправлени€:
Х добровольность;
Х демократизм;
Х равноправие;
Х де€тельное наполнение работы студенческих организаций самоуправлени€;
Х социальна€ значимость де€тельности студенческого самоуправлени€;
Х соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправлени€ уровню развити€ колледжа;
Х инициатива, самоде€тельность и творчество студентов;
Х взаимодействие всех студенческих организаций в системе самоуправлени€;
Х сотрудничество студентов, преподавателей и администрации при подготовке, прин€тии и выполнении решений1.
¬ основании студенческого самоуправлени€ Ѕарнаульского торгово-экономического колледжа лежит этико-культурна€ модель самоуправлени€. ƒанна€ модель предполагает честный отказ от предметного делени€ мира и предметного подхода, как противосто€щего научному подходу, в пользу объединений усилий социума в интересах широкого освоени€ студентами культурного опыта через познание, понимание, открыти€, переживани€ и де€тельность. —мысл культурологического подхода - в объединении педагогических усилий с целью вовлечени€ студентов в системное познание мира, формировани€ у них высоких ценностей, эстетического, нравственного, чувственно-эмоционального воспри€ти€ окружающей действительности, понимани€, осмыслени€, прин€ти€ высоких образцов природных и человеческих феноменов. –езультат культурного подхода: человек информированный, человек интеллектуальный, человек интеллигентный, человек нравственный.
”читыва€ все вышеизложенное, в Ѕарнаульском торгово-экономическом колледже удалось на начало 2007 года оптимизировать систему студенческого самоуправлени€ и сформировать организационную структуру (см. рисунок).
—туденческий координационный совет (— —) колледжа €вл€етс€ высшим органом студенческого самоуправлени€. ¬ состав — —
112
ѕопечительский —овет колледжа —туденческий
совет координационный совет


ћетодический ѕедагогический —овет —овет старост
совет совет учебной части
ќбразовательно-деловой центр У ачество - ѕрофессионализм - ƒеловитостьФ
”чебна€ имитационна€ фирма ќќќ У“орговый дом УѕрестижФ Ўкола иностранного дйпл€пгп а-≥ьњкд УЋингваФ  лубы профессионального развити€ —тройотр€д —туденческий биэ нос-инкубатор
"ћенеджер" "ёрист" "“ић" У Ё“Ф У»мидж" биржа труда
÷ентр У«доровьеФ
 луб "«доровый образ выбираю" —туденческа€ психологическа€ служба "я и мой мир" —портивно-оздоровительный клуб
÷ентр У—амоцветы творчестваФ
¬окальна€ студи€ Ујль€нсФ  оманда  ¬Ќ У¬ое путем" ’ореографический коллектив УЌастроениеТ* —туди€ флористики "ќркиде€" Ћитературна€ гостина€
÷ентр Уќбщежитие и мыФ
∆илищно-бытовой сектор —ектор по защите интересов студентов ќрганизационнодокументационный сектор  ультурно-массовьй сектор ‘изкультурно-оздоровительный сектор
ѕресс-центр
—туденческа€ газета ‘отовидеостуди€ У‘окусФ —туди€ дизайна ќтдел по св€з€м —ектор ћузей истории
У—туд» нфо" "—тиль* с общественностью патриотического воспитани€ и развити€ колледжа
ќрганизационна€ структура системы студенческого самоуправлени€ Ѕарнаульского торгово-экономического колледжа
ѕ≈ƒј√ќ√» ј. ѕ—»’ќЋќ√»я
вход€т президент, вице-президент и председатели студенческих центров. — — создан с целью объединени€ усилий студентов, и его де€тельность направлена на активное участие в управлении студенческой жизнью, совместное решение проблем, возникающих в процессе обучени€, формирование партнерских отношений между студенчеством и администрацией колледжа, а также другими учебными заведени€ми, общественными организаци€ми, органами государственной власти и управлени€.
 онечно же, де€тельность членов — —, администрации и педагогов колледжа не может осуществл€тьс€ изолировано друг от друга, поэтому формой реализации власти — — выступает совместное заседание, на котором в об€зательном пор€дке присутствуют директор колледжа, заместитель директора по учебновоспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, заведующий дневным отделением, педагог-консультант — —, президент — —, вице-президент — —, председатели центров. —овместное заседание проводитс€ один раз в два мес€ца. ¬неочередные заседани€ могут созыватьс€ как по инициативе руководства — —, так и по инициативе представителей администрации дл€ решени€ срочных вопросов.  роме этого, президент и вицепрезидент — — введены в состав педагогического совета дл€ решени€ запланированных и текущих вопросов.
¬ырабатывать и реализовывать решени€ — — помогает старостат, на котором старосты представл€ют интересы своих групп, внос€т предложени€, способствующие улучшению учебно-воспитательного процесса и функционированию системы студенческого самоуправлени€.
ќрганизационна€ структура студенческого самоуправлени€ колледжа предоставл€ет студентам возможность развиватьс€ в трех сферах: индивидуальной, социальной и профессиональной.
¬ профессиональной сфере координатором профессионального развити€ личности (специалиста) выступает образовательно-деловой центр Ђ ачество. ѕрофессионализм. ƒеловитостьї ( ѕƒ).
ќбразовательно-деловой центр Ђ ѕƒї. ¬ состав образовательно-делового центра Ђ ѕƒї вход€т: учебна€ имитационна€ фирма - торговый дом Ђѕрестижї, школа делового иностранного €зыка ЂЋ»Ќ√¬јї, а также клубы профессионального развити€: Ђћенеджерї, Ђёристї, Ђ“ићї, Ђ Ё“ї, салон красоты Ђ»миджї, стройотр€д, студенческа€ биржа труда.
ќдним из основных структурных подразделений студенческого самоуправлени€ €вл€етс€ учебна€ имитационна€ фирма. ≈жегодно здесь труд€тс€ 38 студентов-специалистов, которые предварительно проход€т конкурсный отбор на соответствующие должности семи функциональных отделов фирмы. Ќи одно меропри€тие студенческого самоуправлени€ не обходитс€ без привлечени€ студентов учебной имитационной фирмы, которые помогают планировать, организовывать, проводить и, конечно же, решать внезапно возникнувшие вопросы любого уровн€ сложности.
¬ декабре 2005 года состо€лась блест€ща€ презентаци€ школы делового иностранного €зыка ЂЋ»Ќ√¬јї. «десь студенты занимаютс€ предоставлением бесплатных консультаций по изучению иностранного €зыка, организацией олимпиад в рамках колледжа, провидением конкурсов, классных часов, дней театра и т.д.
ѕрофессиональные клубы, плодотворно функционирующие в составе ÷ентра (Ђћенеджерї, Ђёристї, Ђ“ићї, Ђ Ё“ї), созданы с целью воспитани€ конкурентоспособного специалиста через формирование у студентов интереса к избранной профессии2.
ќсновные виды де€тельности профессиональных клубов:
Х организаци€ пропаганды профессии;
Х организаци€ внеаудиторной де€тельности студентов, направленной на углубленное изучение основ выбранной профессии;
Х работа пресс-центра клубов;
Х проведение встреч, круглых столов, дискуссий, конференций со специалистами-профес-сионалами, выпускниками колледжа, ветеранами труда;
Х организаци€ конкурсов, меропри€тий,  ¬Ќ;
Х формирование и развитие способностей делового общени€;
Х вы€вление и развитие индивидуальных способностей студентов;
Х обеспечение функционировани€ стендов клубов;
Х посещение служб зан€тости, организаций, предпри€тий, а также театров и музеев.
Ћюбой желающий имеет возможность кардинально изменить свою внешность благодар€ студентам-мастерам салона красоты Ђ»миджї, который пользуетс€ в колледже большой попул€рностью.
јктивную де€тельность в составе ÷ентра осуществл€ет стройотр€д, который главным образом состоит из студентов, обучающихс€ по специальност€м Ђ“ехнологи€ продукции общественного питани€ї и Ђќрганизаци€ обслуживани€ на предпри€ти€х общественного питани€ї. —тройотр€д выезжает в детско-оздоровитель-ные лагер€ Ђ рылатыхї, ЂЋандышї и другие организации дл€ оказани€ услуг общественного питани€.
—туденческа€ биржа труда оказывает профессиональную помощь в сфере трудоустройства, как временного, так и посто€нного.
¬ социальной сфере - координаторами социального развити€ личности (гражданина) выступают центр Ђ«доровьеї и центр Ђќбщежитие и мыї.
÷ентр Ђ«доровьеї. ÷ентр Ђ«доровьеї насчитывает три структурных единицы: клуб Ђ«ќ¬ї (Ђ«доровый образ выбираюї), студенческую психологическую службу Ђя и мой мирї, спортивно-оздоровительный клуб Ђ„емпионї3.
 луб Ђ«ќ¬ї объединил студентов и преподавателей, пропагандирующих и ведущих здоровый образ жизни. ѕо инициативе клуба в колледже регул€рно провод€тс€ недели, декады здоровь€; форум Ђћир прекрасен и сложен, давайте его украшатьї; конкурсы рисунков, стихов, стенгазет, посв€щенных здоровому образу жизни.
«аключен договор о сотрудничестве с газетой Ђ“ревогаї, на страницах которой периодически печатаютс€ заметки, стихи, статьи членов клуба Ђ«ќ¬ї.
 луб тесно сотрудничает с краевым центром медицинской профилактики √”« Ђ раева€ клиническа€ больницаї и јлтайским краевым центром Ђ—ѕ»ƒї. ƒанное сотрудничество позвол€ет проводить учебу членов клуба по здоровьесберегающему направлению, готовить волонтеров дл€ проведени€ акций в цел€х профилактики —ѕ»ƒа: чтени€ лекции по темам Ђ„ума 21 векаї, ЂЌаркотик - знак бедыї и др., а также тренингов, посв€щенных здоровому образу жизни, как среди студентов колледжа, так и за его пределами: на Ѕарнаульском радио, в ѕ“” є1,3, городских школах.
 роме этого, на прот€жении двух лет члены клуба шефствуют над воспитанниками детского дома є 9, провод€т благотворительные акции: Ђѕрот€ни руку помощи бездомным дет€мї, Ђѕодари Ќовый год дет€мї, Ђ“рамвайчикї, Ђƒень рождени€ї. «ав€залась крепка€ дружба с региональным обществом Ђћать и дит€ї, куда на прот€жении двух лет передаетс€ одежда, обувь, игрушки, книги, собираемые членами клуба Ђ«ќ¬ї во врем€ проведени€ акции Ђ«аботаї.
≈жегодно члены клуба Ђ«ќ¬ї награждаютс€ почетными грамотами администрации района, города и кра€.
—егодн€ многие члены клуба Ђ«ќ¬ї колледжа вход€т в состав районного клуба с таким же названи€м.
—портивно-оздоровительный клуб Ђ„емпионї - визитна€ карточка Ѕарнаульского торгово-экономического колледжа. ¬ составе клуба не только работают секции по следующим видам спорта: баскетбол, волейбол, футбол, легка€ атлетика, армрестлинг, биатлон. —туденты клуба самосто€тельно внутри колледжа организуют чемпионаты по баскетболу, волейболу, футболу, осенние ежегодные марафоны между группами, меропри€ти€ Ђ—порт - залог здоровь€ї.  луб Ђ„емпионї неоднократно становилс€ призером городских и краевых соревнований.
—туденческа€ психологическа€ служба Ђя и мой мирї оказывает психологическую помощь студентам (чаще всего второго курса), здесь обобщаетс€, обсуждаетс€ передовой
опыт по современным направлени€м психологии, проводитс€ психологическа€ диагностика студентов, тренинги, например по сплочению коллектива.
÷ентр Ђќбщежитие и мыї. ¬ составе ÷ентра работают п€ть секторов: жилищно-бытовой, по защите интересов студентов, организационно-документационный, культурно-массовый, физкультурно-оздоровительный. —туденты сами организуют работу по обслуживанию общежити€, привлекают проживающих к выполнению общественно-полезных работ в общежитии и на прилегающей территории, помогают администрации колледжа и общежити€ в организации контрол€ за сохранностью материальных ценностей, закрепленных за проживающими; осуществл€ют контроль за санитарным состо€нием комнат и других помещений, ежегодно провод€т конкурс ЂЋучша€ комнатаї, организуют культурно-массовые и спортивные меропри€ти€, выпускают стенгазету и т.д.4
—туденческое общежитие колледжа два года подр€д занимает призовые места в городском конкурсе студенческих общежитий.
¬ индивидуальный сфере координаторами развити€ личности (индивидуума) выступают пресс-центр и центр Ђ—амоцветы творчестваї.
ѕресс-центр. ¬ составе пресс-центра функционируют шесть структурных подразделений: студенческа€ газета Ђ—туд»нфої, фотовидеостуди€ Ђ‘окусї, студи€ дизайна Ђ—тильї, отдел по св€з€м с общественностью, сектор патриотического воспитани€, ћузей образовани€ и развити€5.
ѕрезентаци€ студенческой газеты состо€лась 28 сент€бр€ 2005 года в колледже, и в этот же день у студентов колледжа была возможность приобрести первый выпуск. √азета выходит один раз в мес€ц. ¬ Ђ—туд»нфої публикуютс€ все новости из жизни колледжа. ћатериалы в газету готов€тс€ студентами разных специальностей. ¬ ее издании могут принимать участие все, кто рисует, пишет, занимаетс€ дизайном, сочин€ет истории, подмечает интересные факты или хочет обсудить какой-нибудь важный вопрос.
¬ 2004 году в колледже создана фотовидеостуди€ Ђ‘окусї. Ѕлагодар€ ее работе каждую
п€тницу в учебном заведении выходит выпуск видеоновостей. ≈жегодно студенты снимают и обрабатывают до 150 видеороликов, учебных и информационных фильмов. »х авторы - неоднократные победители городских и краевых фото- и видеоконкурсов. ‘ильмы, сн€тые студентами, завоевали попул€рность далеко за пределами јлтайского кра€. ¬идеоматериал, посв€щенный 70-летию јлтайского кра€ Ђ«емл€, котора€ мила..ї, получил диплом администрации г. Ѕарнаула. јвторы фильма Ђѕивной алкоголизмї, показанного в 50 учебных заведени€х –оссии, получили грант по результатам краевого конкурса Ђ“ы имеешь право знатьї.
—туденты студии дизайна Ђ—тильї разрабатывают и подготавливают к распространению брошюры, буклеты, листовки, плакаты рекламного и информационного характера, а также создают небольшие анимационные ролики.
ќтдел по св€з€м с общественностью подготавливает и размещает информацию в —ћ», налаживает коммуникационные св€зи с коммерческими структурами, с органами муниципальной и государственной власти, а также с другими общественными организаци€ми дл€ лоббировани€ общих интересов на местном, региональном и федеральном уровн€х, развити€ партнерских отношений, обмена опытом, реализации совместных меропри€тий, проектов и программ.
ћузей образовани€ и развити€ колледжа -это место, где собрана основна€ информаци€ по развитию и становлению колледжа как образовательного учреждени€.
÷ентр Ђ—амоцветы творчестваї. ¬ составе данного ÷ентра плодотворно работают 5 структурных подразделений: вокальна€ студи€ Ђјль€нсї, команда  ¬Ќ Ђ¬се путемї, хореографический коллектив ЂЌастроениеї, студи€ флористики Ђќрхиде€ї, литературна€ гостина€6.
—оздан ÷ентр в цел€х воспитани€ у студентов высокой нравственности и культуры, развити€ и совершенствовани€ творческих способностей, формировани€ эстетических вкусов, взгл€дов развивающейс€ личности.
¬се структурные подразделени€ студенческого самоуправлени€ функционируют в тесной
взаимосв€зи друг с другом, поэтому речь и идет не просто о студенческом самоуправлении, а о системе студенческого самоуправлени€.
Ѕлагодар€ наличию широкого спектра организаций студенты Ѕарнаульского торгово-экономического колледжа имеют возможность развиватьс€, мен€тьс€, корректировать направлени€ своей де€тельности.
ƒл€ того чтобы система студенческого самоуправлени€ эффективно функционировала, необходимы соответствующие услови€, которые в колледже создаютс€ с участием социальных партнеров. ¬ насто€щее врем€ социальные партнеры, активно сотрудничающие с колледжем, осознают тот факт, что дл€ повышени€ конкурентоспособности выпускника важно не только улучшать качество образователь-но-воспитального процесса, но и создавать ус-
лови€ дл€ раскрыти€ потенциала студентов. ¬едь сегодн€ успешен тот студент, который способен быстро и менее болезненно, чем другие приспособитьс€ к обсто€тельствам, найти свою нишу, раскрыть свое собственное Ђяї в процессе работы. „то этому может способствовать?  онечно же, система студенческого самоуправлени€, котора€ включает в себ€ различные структурные единицы.
ќпыт работы колледжа по созданию системы студенческого самоуправлени€ был обобщен и оформлен в проекте Ђ–оль системы студенческого самоуправлени€ в реализации требований социальных партнеровї. ƒанный проект был отмечен золотой медалью ¬сероссийским выставочным центром, XVI международной образовательной выставкой Ђ”„—»Ѕ-2008ї и золотой медалью —ибирской €рмарки.
ѕримечани€
1јнжандЅ.“. —истема самоуправлени€ в ученическом коллективе: учеб. пособие. ћ., 2000.
2 осинова ¬.‘. ѕедагогические инновации в образовательном процессе колледжа: моногр. / под ред. проф. ј.я. Ќайна. „ел€бинск, 2009.
3 “ам же. —. 135.
4 “ам же. —. 137.
5 “ам же. —. 137.
6 “ам же. —. 136.
Kosinova Valentina
OPTIMIZATION OF THE STUDENT SELF-GOVERNMENT SYSTEM IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
The article substantiates the actuality of developing the student self-government system; it presents the experience of Barnaul Trade and Economic College in creating the organizational structure of the student self-government. The organizational structure of the student self-government gives students an opportunity to develop in the three spheres* individual, social and professional.
 онтактна€ информаци€: e-mail\ kosinova@btek.ru
–еценз ент- ¬асильева≈.ё., доктор педагогических наук, заведующа€ кафедрой педагогики и психологии —еверного государственного медицинского университета

пїњ