Значит, ЗАО «РосСтрой» не могло достоверно определить финансовый результат от исполнения договора и определять сумму выручки и расходов за I квартал 2011 г. «по мере готовности». Поэтому организация определяла сумму выручки и расходов по договору исходя из суммы понесенных расходов. За март 2011 г. фактические затраты ЗАО «РосСтрой» на выполнение строительных работ составили 3 560 000 руб. При этом подрядная организация предполагала, что заказчик возместит ей сумму понесенных расходов. На этом основании бухгалтер ЗАО «РосСтрой» 31 марта 2011 г. отразил в бухгалтерском учете сумму выручки и расходы по договору в одинаковом размере — 3 560 000 руб.

Когда заказчик и подрядчик окончательно согласуют все условия договора, у подрядной организации исчезнет неопределенность в определении финансового результата от исполнения договора. На какой бы стадии выполнения договора это ни произошло, подрядчик начиная с данного отчетного периода должен признавать выручку и расходы по договору в общеустановленном порядке — «по мере готовности».

Воспользуемся условиями предыдущего примера. Предположим, пока заказчик и подрядчик согласовывали условия договора, выяснилось, что строительство было начато с нарушением установленных строительных нормативов. Дело дошло до суда. К концу I квартала 2011 г. ЗАО «РосСтрой» предполагало, что проиграет в суде и заказчик не будет возмещать ему расходы, понесенные в начале строительства. Поэтому бухгалтер подрядной организации списал всю сумму расходов, осуществленных в марте 2011 г. в связи с исполнением договора, на затраты по обычным видам деятельности. То есть перенес сумму затрат с кредита счета 20 в дебет счета 90. При этом выручка по договору по кредиту счета 90 не была отражена.

Рассмотрим, как в бухгалтерском учете нужно отражать сумму выручки и расходы по договору подряда при определении финансового результата по окончании отчетного периода. Порядок ведения бухучета разъясняется в п. 26 ПБУ 2/2008. Согласно этому пункту выручка по договору, признанная способом «по мере готовности», учитывается в бухгалтерском учете подрядной организации до окончательного завершения работ (отдельных этапов работ) в качестве отдельного актива. Этот актив по терминологии ПБУ 2/2008 именуется «Не предъявленная к оплате начисленная выручка».

В действующем Плане счетов бухгалтерского учета отдельного счета для отражения такого актива не предусмотрено. Среди специалистов нет единого мнения о том, какой из счетов бухгалтерского учета лучше применять — счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Подрядчикам следует выбрать один из этих счетов и открыть к нему отдельный субсчет «Не предъявленная к оплате начисленная выручка»[1].

По мнению А.В. Климова, для отражения нового вида актива целесообразнее использовать счет 46. Ведь именно на этом счете строительные организации всегда отражали не до конца завершенные работы. А на счете 76 отражается реальная задолженность дебиторов и кредиторов, согласованная сторонами. В ходе подготовки положений нового стандарта по учету договоров строительного подряда также обсуждался проект приказа по внесению изменений в действующий План счетов. По этому проекту именно счет 46 предполагалось применять для отражения нового вида актива[2].

Если использовать счет 46, то признанная сумма выручки по договору, не предъявленная к оплате заказчику, отражается в бухучете следующим образом:

Дебет 46, субсчет «Не предъявленная к оплате начисленная выручка», Кредит 90

— отражена сумма выручки по договору подряда за отчетный период.

Данная запись означает, что подрядчик отражает в бухучете выручку согласно собственным расчетам, но акты выполненных работ по форме КС-2, КС-3 или в произвольной форме с заказчиком не подписаны и счета на оплату заказчику не предъявлены.

[1] Фомичева Л.П. Формирование бухгалтерской отчетности коммерческой организации по итогам финансового года. – М., Росбух, 2010.

[2] Климов А.В. Отражение в годовой бухгалтерской отчетности подрядных организаций доходов и расходов в связи с применением ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» // Нормативные акты для бухгалтера, N 6, 2010.

Учет доходов, расходов и финансовых результатов в подрядных организациях — страница 29-30

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *