Пропорционально этой доле была определена величина выручки по договору, подлежащая признанию в бухгалтерском учете за февраль 2011 г. Сумма выручки равна 8 652 000 руб. (280 000 000 руб. x 3,09%).

Согласно п. 25 ПБУ 2/2008 подрядная организация, применяющая способ «по мере готовности», рассчитывает выручку по договору, расходы по договору и финансовый результат нарастающим итогом. А в бухучете выручка и расходы отражаются за минусом сумм выручки и расходов, признанных по данному договору в предыдущие отчетные периоды. Такой подход нужно применять в течение всего периода выполнения работ по договору, а не только в рамках одного отчетного года.

Степень готовности работ, выполненных по договору подряда, в виде нарастающего итога можно определять, к примеру, на основании расчетов производственно-технического отдела подрядной организации. Допустим, ОАО «ДорСпецСтрой» с середины 2011 г. выполняет работы по договору на строительство автомагистрали. Общая стоимость работ составляет 920 000 000 руб. Расчетная величина общих расходов по договору — 640 000 000 руб.

Выручку и расходы по договору подрядчик определяет методом «по мере готовности». При этом согласно учетной политике организации степень завершенности работ определяется исходя из объема выполненных работ.

По данным производственно-технического отдела, к концу 2011 г. ОАО «ДорСпецСтрой» выполнило 28,55% от общего объема работ по договору. Бухгалтер организации рассчитал сумму выручки по договору за истекший год. Она равна 262 660 000 руб. (920 000 000 руб. x 28,55%). Сумма признанных расходов по договору за 2011 г. — 182 720 000 руб. (640 000 000 руб. x 28,55%).

Указанные суммы выручки и расходов были отражены в отчете о прибылях и убытках ОАО «ДорСпецСтрой» за 2011 г. Прибыль по договору за отчетный год составила 79 9430 000 руб. (262 660 000 руб. — 182 720 000 руб.).

По завершении января 2012 г. производственно-технический отдел представил расчет, согласно которому объем выполненных работ на конец этого месяца — 34,3%. Бухгалтер ОАО «ДорСпецСтрой» определил сумму выручки по договору нарастающим итогом. Она составила 315 560 000 руб. (920 000 000 руб. x 34,3%). Затем бухгалтер уменьшил эту сумму на величину выручки по договору, признанную в бухгалтерском учете в 2011 г. В итоге выручка по договору за январь 2010 г., подлежащая отражению в бухучете, равна 52 900 000 руб. (315 560 000 руб. — 262 660 000 руб.).

Сумма расходов по договору на конец января 2012 г. — 219 520 000 руб. (640 000 000 руб. x 34,3%). В 2011 г. в бухучете ОАО «ДорСпецСтрой» уже были отражены расходы по данному договору в размере 182 720 000 руб. Значит, сумма расходов по договору, подлежащая отражению в бухучете за январь 2010 г., составит 36 800 000 руб. (219 520 000 руб. — 182 720 000 руб.).

Иногда у подрядной организации не соблюдаются какие-либо из обязательных условий, перечисленных в п. п. 18 и 19 ПБУ 2/2008, и она не может достоверно определить финансовый результат. Это может произойти, например, на начальном этапе выполнения работ, когда стороны еще уточняют условия договора, касающиеся величины расходов, возмещаемых заказчиком. Если подрядчик, начав выполнять работы по такому договору, считает, что понесенные расходы будут возмещены заказчиком, то выручка признается в отчете о прибылях и убытках в размере, равном сумме понесенных расходов, которые считаются возможными к получению. Так установлено в п. 23 ПБУ 2/2008. Данный способ определения выручки и расходов не является элементом учетной политики. Это вынужденный шаг и в то же время единственно возможный способ определения выручки по договору, который применяется, если подрядная организация не может достоверно определить финансовый результат и применить основной метод «по мере готовности».

Рассмотрим пример. ЗАО «РосСтрой» в марте 2011 г. начало осуществлять подрядные работы по строительству здания. На конец данного отчетного периода стороны еще окончательно не договорились о том, какие материалы будут использованы при облицовке здания. В связи с этим пока неизвестно, какую именно сумму расходов должен возместить заказчик подрядчику.

Учет доходов, расходов и финансовых результатов в подрядных организациях — страница 27-28

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *