Корректировка выручки на суммы претензий, предъявленных заказчику, приводит к ее увеличению. К подобным претензиям можно отнести требования организации-подрядчика, выставленные заказчику, о возмещении затрат, не учтенных в смете и понесенных из-за действия (бездействия) заказчика или иных лиц, указанных в договоре. Это могут быть требования о возмещении разумных расходов, произведенных вследствие выявления и устранения дефектов в технической документации, представленной заказчиком или проектной организацией (например, вследствие обнаружения в ходе строительства подпочвенных вод).

Подрядчик может предъявить заказчику претензию по возмещению расходов, осуществленных в связи с задержкой или остановкой работы по вине заказчика, например из-за неоказания заказчиком содействия, предусмотренного условиями договора (не представлены технико-экономическая документация, геодезическое заключение, не переданы в пользование здания и сооружения, необходимые для выполнения работ, не обеспечена временная подводка сетей энергоснабжения, водопровода и др.).

Если заказчик выплачивает подрядчику поощрительные платежи, не предусмотренные в смете, эти суммы также приводят к увеличению выручки по договору подряда.

К поощрительным платежам могут относиться, в частности, премии подрядчику за сокращение сроков строительства, экономию стройматериалов и т.п.

При возникновении отклонений, претензий и поощрительных платежей корректировка выручки производится на суммы, предусмотренные в договоре. При этом выручка корректируется лишь в случае, если:

  • существует уверенность, что суммы отклонений, претензий или поощрительных платежей будут признаны заказчиком или иными лицами, указанными в договоре;
  • сумма отклонений, претензий или поощрительных платежей может быть достоверно определена.

Оба условия должны выполняться одновременно. Если хотя бы одно из них не соблюдается, сумму выручки, признанную по договору подряда, корректировать нельзя.

Рассмотрим это на примере. ООО «Строймакс» (подрядчик) в 2011 г. выполняет строительно-монтажные работы по договору подряда. Договор носит долгосрочный характер. Бухгалтерский учет сделки ведется по правилам ПБУ 2/2008. Допустим, по итогам I квартала 2011 г. бухгалтер организации рассчитал сумму выручки по договору. Исходя из стоимости работ, определенной в договоре, выручка за этот период составила 4 200 000 руб.

Подрядчик определил и сумму отклонений в стоимости стройматериалов за I квартал 2011 г. При выполнении отдельных строительно-монтажных работ ООО «Строймакс» по согласованию с заказчиком использовало более дорогостоящие материалы, чем было изначально установлено по договору. Разница в стоимости фактически использованных материалов и тех, которые были предусмотрены в смете, — 150 000 руб.

Использование более качественных стройматериалов позволило подрядчику не осуществлять ряд работ, предусмотренных в технической документации. Заказчик и подрядчик согласовали стоимость этих работ. Согласно акту, подписанному сторонами, подрядчиком в I квартале 2011 г. не были выполнены строительные работы на 120 000 руб.

В начале строительства произошла задержка работ, поскольку заказчик не обеспечил своевременно подводку сетей энергоснабжения к строительной площадке. Вопрос о размере платежа за простой по вине заказчика был урегулирован сторонами. В акте, подписанном сторонами, предусмотрена неустойка в размере 100 000 руб.

Сумма выручки по договору с учетом корректировок составила 4 330 000 руб. (4 200 000 руб. — 120 000 руб. + 150 000 руб. + 100 000 руб.) и была отражена по кредиту счета 90 за I квартал 2011 г.

Учет доходов, расходов и финансовых результатов в подрядных организациях — страница 17-18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *